Летний вечер

Тёплый июльский вечер. Лёгкий ветерок шелестит в ветвях деревьев, поют соловьи. Дед с внуком сидят на крыльце и пьют чай. Внуку семнадцать, у него ещё вся жизнь впереди, деду восемьдесят семь.
- Дед, вот ты такой умный, опытный, уже столько всего на своём веку повидал, ты мне скажи, что главное в жизни?
- А сам ты как думаешь?
- Ну, сейчас очень важно иметь много денег, для этого надо выучиться, сделать карьеру. Вот самое главное, на мой взгляд.
- И всё?  - нахмурился дед.
- Может, ещё неплохо семью завести, такую, чтоб жена была бы  красивая и послушная, а детьми можно было бы гордиться...
- Молодой ты ещё, глупый. Хочешь, чтобы всё было как у всех. Сейчас вот уедешь учиться в столицу, закрутишься в веренице будничных проблем, начнёшь бежать куда-то, спешить, сольёшься с толпой... И не заметишь, как жизнь пролетит. А потом состаришься, поседеешь, и никакого богатства, никакой карьеры тебе будет не надо.
- Возможно, здесь ты прав. А семья? Разве это не достойная цель?
- Хм... Достойная, только ты представь: тебе восемьдесят лет, жена твоя умерла раньше тебя, а дети твои настолько заняты, что приезжают в гости только по праздникам, и то не всегда.
- Так что же тогда важно, дед? Удовольствия? Я хочу сказать, что в таком случае просто нужно в молодости жить так, чтобы потом было что вспомнить.
- Нет, внук, воспоминания о былых радостях, которых уже не вернуть, не согреют твою душу.
- Ну тогда я не знаю...
- Хорошо, давай я тебе расскажу историю о своём товарище, и ты сам всё поймёшь. Звали его Володька, и было нам тогда по восемнадцать лет. И мы тоже, вот как ты сейчас, думали, по какой дороге пойти, какую цель выбрать. Володька - он уже тогда очень умный был, и всё говорил, что семья и работа никогда не сделают человека счастливыми. Я в то время с ним всё спорил-спорил, а теперь понял, что доля правды в его словах была.
Так вот, он поставил себе другую цель - стать великим, таким, чтобы все о нём знали, и чтобы ещё долго после смерти о нём вспоминали. Его в то время привлекала наука, он хотел стать конструктором, и стал бы наверняка, но война, сам понимаешь... Она тогда разрушила судьбы многих молодых людей.
Мы с Володькой оказались на фронте. Я был танкистом, он лётчиком. Поначалу мы всё время переписывались, держали связь. А потом потерялись. Война закончилась, от него ни слуху ни духу. Я уж думал, погиб мой товарищ.
Но нет, он был жив. Мы встретились с ним как-то на параде Победы. Разговорились. Оказалось, что он всё-таки поступил в институт после войны, стал конструктором и даже разработал модель самолёта. Он тогда действительно был человеком известным.
- Значит, он всё-таки стал счастливым, и смысл жизни в величии?
- Не перебивай, внук, дослушай до конца, я ещё не закончил свой рассказ. Мой друг Володька так никогда и не смог обрести счастья. Тебе, наверное, интересно, почему. А я тебе скажу: всю жизнь товарища моего мучила совесть. Во время войны погиб его сослуживец: он направил свой самолёт на колонну фашистских танков. Это был настоящий подвиг: лётчик отдал свою жизнь за Родину.
В том бою участвовал и Володька. Только вот он собой не пожертвовал. После, в других боях, он проявил себя героем, подбил немало вражеских самолётов... у него вся грудь в орденах. Но сам он признался мне, что не может простить себе того малодушия. Всю жизнь его гложет воспоминание о том случае, думает он, что виноват перед боевым товарищем. Вот такая история.
Пойдём в дом, а то становится прохладно.
- Погоди, дед. Так в чём же тогда смысл жизни? В том, чтобы отдать жизнь за Родину?
- Да нет, совсем не обязательно. Главное - жить по совести и приносить пользу своему Отечеству. И всегда быть достаточно смелым, чтобы решиться на Поступок. Как говорится, лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и всё равно пожалеть. И ещё: нужно проживать каждый день как последний, тогда и жизнь будет полной. Сам не заметишь, как появится и семья, и карьера, и друзья. Только это счастье нужно ещё суметь сохранить. Нужно обрести гармонию. И всегда быть готовым на Поступок. Поступок, понимаешь?
- Да, дедушка, я понял. Я всё понял. Пойдём спать.
На землю спустились сумерки. В небе зажглись первые звёзды. Где-то вдалеке пролаяла собака. Заухал филин. Наступила ночь.
Дед заснул быстро, и сон его был крепок. А внук ещё долго ворочался на кровати и всё думал, думал о том, как всё-таки важно вовремя найти в себе силы, чтобы решиться на настоящий Поступок. Но вскоре и он предался дремоте.


Рецензии
Здравствуйте, автор!
С новосельем на Проза.ру!
Приглашаем Вас на страницы Международного Фонда ВСМ:
http://proza.ru/avtor/velstran12
http://proza.ru/avtor/velstran
Будем рады Вашему участию в Конкурсах и другой деятельности Фонда. См. Путеводитель по Конкурсам:http://proza.ru/2011/02/27/607
Желаем удачи.
С уважением

Международный Фонд Всм   05.11.2013 17:45     Заявить о нарушении