Интервью с Базом Лурманном

Режиссер Баз Лурманн возвращается к своему зрителю с проектом, который, несомненно, войдет в Алмазную Скрижаль мирового кинематографа. «Великий Гэтсби». Литературная основа – одноименный роман Фрэнсиса Скотта Фицжеральда. Роман-летопись, вобравший в себя ярчайшие характерные образы того бурного времени – 20-х годов XX века, пропитанный контрабандным виски, вдохновленый юным джазом, бешеными танцами, кокаиновым безумием - драгоценный сплав страсти, элегантности и трагической обреченности.

Мы еще помним фильм «Австралия» - love-story  на фоне Второй мировой войны, в котором австралиец Баз Лурманн соединил на экране своих близких друзей и земляков – Николь Кидман и Хью Джекмана. Кажется, в этой любовно-военной саге было все, для того, чтобы мы ее полюбили. Но не сбылось. Небольшие кассовые сборы, уничижительная критика. После этого поражения Лурманн замолчал на 5 лет. И вот теперь пришло время героев на все времена. Джей Гэтсби в исполнении Леонардо ДиКаприо обещает стать знаковым персонажем, равным Джеку Доусону и Говарду Хьюзу. Нас ожидает мощнейшее по накалу и драматизму зрелище - путешествие в почти инфернальную эпоху: «Дома становятся все выше, вечеринки – роскошнее, а нравы – свободнее. Расцвет безудержного веселья…». И в этом бешеном вихре человеческая жизнь становится разменной монетой, запросто отправляясь на жертвенный алтарь похоти и наживы.   
Баз Лурман выводит в свет нового героя -  романтичного, но раненного войной, целеустремленного, но обреченного на гибель в самом начале повествования. И делает он это, как и положено режиссеру, беспощадно по отношению к герою, но трепетно по отношению к зрителю. Нас будут очаровывать – женской красотой, высокохудожественной геометрией, дивными красками, тонизирующей музыкой, любовью на разрыв аорты, но будьте готовы -  блистательная дегустация красоты и безумия оборвется на полуслове, полувзгляде, на щелчке нервных пальцев. И за всем этим придет осознание скорого конца, холодящее кровь, как дуло алькапоновского кольта 38 калибра….

- Господин Лурманн, роман Фицжеральда «Великий Гэтсби», несмотря на сюжетную ясность, сложен для киноадаптации, кто вас вдохновлял на все те стилистические находки, которые есть в фильме?
- Сам Фицжеральд. Только он. Нужно уметь читать книги, не просто пробежать глазами по страницам, или усвоить сюжет, нужно уметь чувствовать то, что хотел сказать автор, и поместил это между строк. Он очень подробен в описании атмосферы, он прилежен и основателен в том, что касается характеров. Фрэнсис Скотт Фицжеральд знал свое дело (улыбается).

- В вашем фильме с первых же минут зритель погружается в потрясающую по правдоподобности атмосферу 20-х годов…
- Именно об этом я и говорю. Мы живем в другом веке, мы сами стали другими, но что-то есть в той эпохе, - драматичной, трудной, яркой, самобытной, - что до сих пор удерживает наше внимание. Мы провели подробное исследование Нью-Йорка 20-х гг., мы приняли к сведению стиль, манеру поведения, язык того времени, необходимую выразительную атрибутику, мы сделали се, чтобы зритель понял, каким было время, в которое Фицжеральд писал свой роман.  Это было время джаза, для писателя это было важно, потому что это добавляло сюжету необходимые оттенки,

- Адаптация – дело сложное, как вы определили для себя ту допустимую вольность, которая необходима режиссеру в таких случаях? Или вы хотели один в один экранизировать роман?
- На самом деле, наипервейшей нашей задачей было отразить всю глубину и многогранность книги. Но понятное дело, если следовать каждой букве, фильм может превысить временной лимит, поэтому мы, вместе со сценаристом, Крэйгом Пирсом, сразу определили для себя несколько сцен, как фундаментальные, которые являются смысловыми точками опоры. Нам нужно было уложиться к два часа экранного времени, поэтому пришлось чем-то пожертвовать . Нам сильно помогло то, что рассказ ведется от лица Ника Карэвэя, которого мы, - если мы умеем читать между строк, - олицетворяем с самим писателем. Это помогло нам, с одной стороны, постоянно оставаться в истории, а с другой – наблюдать за Гэтсби и его любовными перепетиями как бы со стороны.

- Как вы думаете, есть ли в этой истории некие темы, которые актуальны и сегодня?
- Я думаю, что «Великий Гэтсби» - это роман на увсе времена. В нем есть все «больные точки», которые бередят нас и по сей день. Война, одиночество, фальшивое счастье, экономический кризис. И не только экономический. Мы ведь не слепы, мы не можем не замечать, что мир стоит на пороге глобальных и страшных перемен. Мир проходит стадию ломки стереотипов, мир потерял равновесие, мы запутались, и то, что с нами происходит, явно демонстрирует, что мы делаем что-то не так. Знаете, во Франции экзистенциалисты ввели такое понятие как «искусство жить», подразумевающее художественную ценность того, что мы делаем за весь короткий срок пребывания на земле. Так вот, наша жизнь сегодня перестала быть актом искусства, она, скорее, похожа  на банковские операции, цель которых – получить выгоду. Люди привыкли к тому, что в результате некой деятельности они что-то выиграют, получат награду, некий куш. Все завнимаются тем, что подсчитывают бырыши. У нас в головах калькуляторы: мы занимаемся с утра до вечера процентными вычислениями. И никому в голову не приходит, что все то же самое можно делать с удовольствием, ради радости, которую испытывает человек, делая то, что ему нравится.

- Еще мне кажется, что роман «Великий Гэтсби» - о ложном величии, о фальши и показном благополучии, когда красивые, богатые люди делают вид, что им весело, что все у них хорошо, но на самом деле они на краю бездны и понимают это.
- Да. Сегодняшний мир очень фальшив, об этом же писал Фицжеральд, в нашем обществе не принято быть искренними, мы все играем роли, фальшиво улыбаемся, заключаем браки по расчету. Мы говорим одно, а думаем другое….


- И очень любим показную роскошь, сумасшедшие вечеринки, дорогую одежду от кутюр, и никто не знает, что на самом деле мы чувствуем…
- Вы все сказали оченьточно. Вы меня поняли.

- Почему так происходит, неужели нам так плохо?
- Я думаю, да. Люди ищут утешения среди таких же, как они, когда человеку одиноко, он идет туда, где музыка и свет. Он прячет свою тоску на самое дно и просит сделать музыку погромче. Обратите внимание, что музыкальная культура особенно ярко и сильно развивалась в трудные времена, требующие от человека мужества. В нашем фильме музыка занимает особое, она создает атмосферу того времени, она служит фоном, на котором особенно отчетливо проявляются характеры героев. Каждый из них любит свою музыку, ту, которая более созвучна ему. Чикаго 1925 года, когда роман увидел свет», был именно таким – бурлящим, поющим, стремительным, ярким. Это все разновидности джаза, легкость и искренность мелодий, это рэгтайм, блюз. Джаз в то время как раз вышел за пределы Юга, он пришел в большие города и уверенно завоевывал сердца главной своей особенностью – импровизацией. Это время Луи Армстронга и Дюка Эллингтона. Во всем, что касается саундтрека, нам помогал мой друг Крэйг Армстронг, мы уже работали над фильмом «Мулен Руж», кстати, за эту работу он получил «Золотой глобус» (улыбается).

- Также в фильме звучит композиция Jay Z?
- О, да, это была великолепная идея – подключить его к нашему проекту. Я подбросил ему мысль, что его композиция должна отражать дух того времени – это симбиоз популярной музыки, джаза, музыки ночных баров, улиц. Нам хотелось, чтобы и сама музыка отражала многогранность романа, была сложной и глубокой.  У нас было достаточно времени, чтобы мы могли сделать все, как надо.

- Можно сказать, что музыка – это душа фильма?
- В какой степени. По крайней мере, мы к этому стремились. Сам Фицжеральд, очень любивший музыку и знавший в ней толк, придавал ей большое значение в контексте романа.  В «Великом Гэтсби» много популярной музыки, мы также решили пойти по этому пути. Иногда музыка становится подсказкой для зрителя, в некоторых сложных фрагментах нашей истории. Также  мы сознательно соединили музыку той поры, и современные мотивы, чтобы перебросить логический мостик из того времени в современность.  Один из наших героев говорит: «Истории не повторяются, они рифмуются» и это правильно. То, что истинно само по себе, будет истинно всегда – на все времена.

- Какая идея из всех помещенных в фильм, вам кажется самой ценной?
- Это сложный вопрос. Так не бывает, что, прочитав книгу или посмотрев фильм, мы говорим себе: «Вот это – самое главное». Роман «Великий Гэтсби» - не только о том поколении, жившем в 20-е годы ХХ века. Это история о большой мечте, о желании Гэтсби жить иначе, чем другие. Его беда в том, что  его мечты сталкиваются с реальностью, которая беспощадна не только к нему, но и ко всем остальным героям. Мы плывем в одной лодке, и сделать с этим ничего нельзя. Почти все мы бывали в ситуации, когда ради куска хлеба мы предавали свои мечты. Герой, от лица которого ведется повествование, Ник Карэвэй, вместо того, чтобы становиться писателем, идет работать на биржу, потому что реальность дикует ему свои жестокие условия. Каждый из участников истории ищет свой путь, и каждый получает жестокий урок. Но одни смиряются, а другие, как Гэтсби – нет. Верность мечте становится для них началом конца, их ждет крах, и это мне кажется особенно трагичным.

- В начале фильма лейтмотивом всего происходящего становится вопрос: как Гэтсби заработал столь большие деньги, откуда у него такое богатство, всех это очень волнует, и большинство считает, что он гангстер или плохой человек, раз так богат?
- Совершенно верно, мало кто из героев задается вопросом: «Хороший ли Гэтсби человек, каким был его путь до сегодняшнего дня, какой ценой ему досталось это великолепие?». Потому что людей и в те времена и сегодня волнует то, что режет глаз, что лежит на поверхности, и иногда является предметом зависти. А мы в фильме центральным делаем вопрос о душевной составляющей Гэтсби,  нас интересует нутро этого человека, его мечты, стремления, любовь. Нам важно понять, что ведет человека по жизни, почему он делает те или иные поступки, почему один выигрывает, будучи не очень порядочным, а другой – бунтарь по духу, живой и искренний, гибнет. Кто-то скажет – это закон жизни. Выживает сильнейший, но мне думается, что законы общества формируем мы. От нас зависит, будет ли второй шанс у Гэтсби XXI века.

(Опубликовано в журнале Пойнтер, 2014)


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.