Зачем мы идем к мощам святых?

Ольга РОЛИЧ/«ЗАРЯ», г.Брест


Зачем мы идем к мощам святых?

          С 10 по 17 мая, в рамках визита на белорусскую землю Преосвященного Нектария, митрополита Керкирского, Паксийского и Диапонтийских островов (о. Корфу, Греция), православным верующим был привезен ковчег с десницей святого Спиридона Тримифунтского. 
          Первые два дня мощи находились в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе, затем в Полоцком Спасо-Евфросиниевском женском монастыре,  в Жировичском Свято-Успенском мужском монастыре. А с 15 по 17 мая ковчег с честной десницей святителя Спиридона Тримифунтского был привезен на брестскую землю: в Спасский женский монастырь (г.Кобрин) и в Свято-Симеоновский кафедральный собор (г. Брест).
          Святыню встречал епископ Брестский и Кобринский Иоанн в сопровождении городского духовенства. Перед ковчегом с мощами святого читался акафист Святителю, а после акафиста владыка Иоанн благословлял десницей Спиридона Тримифунтского всех верующих. Затем ковчег со святыней вновь был доставлен в Минск.

          Тысячи верующих брестчан пришли в эти дни помолиться и попросить помощи у святого Спиридона Тримифунтского. Доступ к деснице был круглосуточным, но очереди, которые выстраивались еще за 7 часов до прибытия святыни, очень  быстро превращались в петли вокруг собора. Людей не пугали ни внезапно наступившая в этом году жара, ни назойливая мошкара. Предусмотрительные взяли с собой складные стульчики и зонтики, кто-то, заняв очередь, ожидал в машине, а кто-то самоотверженно стоял «на посту», читая тропарь и акафист святому. Для немощных и родителей с младенцами была организована отдельная очередь. Шли пожилые и молодые, шли дети, шли целыми семьями… И каждый шел со своей просьбой.
          Такое неординарное для Брестчины событие вызывало и разнообразные отзывы в людских сердцах. И если у любящих Бога преобладали благодарность и благоговение, то у людей, живущих со своим «божком» в уме, хватало смелости отпускать неприятные и грубые высказывания в адрес верующих, от таких обобщений как «пример коллективного безумия» и «массовый психоз» до ехидных насмешек и вопросов: «осталось только отца гамадрила еще мощи привезти…» (гамадрил – вид обезьян. – Прим. автора), «ну как, полегчало?»,  «ну что, больные, выздоровели?»… Впрочем, христианам это не в новинку. Но захотелось всё-таки объяснить (или напомнить) ЗАЧЕМ и ПОЧЕМУ христиане почитают мощи святых.

          Во-первых, мощи святых ЧЕСТВУЮТ (почитают), а не поклоняются им. Поэтому заголовки «На поклон к деснице…» или «…Пришли поклониться мощам», которыми пестрели первые спешные публикации в местной прессе, были не совсем правильными.
          Во-вторых, человек всегда остается свободным в своих поступках, христианин – в своем отношении к святыням. А выражение солидарности всегда основывается на единстве убеждений и проявлении этого единства в достойной форме.  Поэтому такое огромное количество людей, заявивших о своей христианской принадлежности, очень радовало.  Непонятно только, почему любовь к Богу, объединяющая верующих людей и исцеляющая язвы, умными мира сего трактуется всегда как «безумие»? А что тогда движет ликующей толпой футбольных фанатов или любителей рок-концертов?  Или как тогда именовать тех, кто часами стоял (всего каких-то лет двадцать назад) в многочасовой очереди к «мощам» в мавзолей?.. Однако христианское сердце не осуждает, тем более не оскорбляет сердечных устремлений другого человека.
          Почитание мощей святых угодников Божиих – это тоже форма проявления любви к Богу. Но почитание мощей в Православии во всех отношениях вторично. Первичен БОГ, Его благодать.  Бог прославляет тела Своих святых, и христиане почитают того, кого прежде возлюбил и прославил Господь. Всегда сначала является сила Божией благодати – явление чудес и знамений от мощей святого, а только потом – прославление (канонизация святого). Именно почитание мощей как святыни мотивирует святость любого места, где они находятся. Поэтому мощи святых полагаются в основание храма, в престол, в антиминс... Так что все наши церкви стоят на МОЩАХ святых.
          И Священное Писание не возбраняет почитание мощей святых угодников, а, напротив, дает ряд благочестивых примеров. Так, в четвертой книге Царств (13 глава), где рассказывается о смерти ревностного последователя пророка Илии Елисея, с именем которого связано множество чудес и к мнению которого прислушивались израильские цари, есть эпизод, когда - год спустя после смерти пророка Елисея -  хоронили какого-то  человека. А в это время полчища завоевателей (моавитян) вступили на ту землю. Погребавшие в панике бросили мертвеца в гроб Елисеев, а тот при падении своем коснулся костей Елисея и ожил, и встал на ноги свои.
          А в Деяниях святых апостолов (19 глава) описывается, как «Бог творил не мало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них». Даже вещи святого благодатью Божией имеют такую силу!
          Святитель Григорий Богослов, один из Великих учителей Церкви IV века, близкий друг и сподвижник Василия Великого, в своем Слове в день памяти святого мученика Киприана говорит: «Всех мучеников должно чествовать, для всех надобно с готовностью отверзать уста и слух, и мысль». И далее: «…Изгнание бесов, исцеление болезней, предвидение будущего. Все это, при помощи веры, может подавать даже прах Киприана…».  И сам Василий Великий утверждал: «Кто приблизится к костям мученика, приемлет некую силу освящения от благодати, обитающей в теле. Ибо честна пред Господем смерть преподобных Его».  К слову, если кому-то интересны мнения и личные свидетельства святых отцов Церкви по этой теме, почитайте труд  святителя Нектария Эгинского «О святых Божиих  заступниках наших на небесах».
          Так что почитание мощей есть не что иное, как желание увидеть частицу обоженной (от слова «Бог») плоти, которая будет в Царствии Небесном, прикоснуться к этой частице. Мощи святых, по словам святого Иоанна Златоуста, оставлены нам Богом для наглядного примера той веры, той ревности по Богу, какая была в жизни этих святых.
          В мощах святых живет благодать Святого Духа.  Но Источником благодати, совершающей чудеса, является Сам Бог. Мощи и иконы святых являются лишь проводником этой благодати, которая и спасает, и врачует немощи, и восполняет оскудевающее любовью человеческое сердце. Поэтому,  прикасаясь к мощам, мы приобщаемся этой благодати.  За что и хочется поблагодарить организаторов и устроителей этого чудесного ПРИКОСНОВЕНИЯ к Небу, а всем приобщившимся этой духовной радости пожелать не растерять ее в суете и пустоте.

Ольга РОЛИЧ, г. Брест.


Публикации:
          "Духовный Вестник" /Брест/ - № 6 (192), ИЮНЬ 2013 г.
          http://www.duhvestnik.by/192_zachem.htm
          "ЦС" /Минск/ - июнь, 2013 г.


Рецензии
Спасибо Вам, милая Ольга, за слово Божие и радение за веру. С поклоном и наилучшими пожеланиями
Ирина

Ирина Коваленко 4   18.12.2014 14:49     Заявить о нарушении
с Рождеством Христовым, Ирина! Спасибо за радость Вашим слов... пусть будет счастливым наступившее Новолетие для Вас и Ваших близких.
с уважением и теплом души,

Ольга Ролич   08.01.2015 09:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.