Путевые заметки. Париж

День третий
Третий день нашего пребывания в Париже начался с экскурсии в Латинском квартале и посещения церкви Нотр Дам.
Для быстроты до острова Сите добрались на автобусе.
Надо отметить, что билеты в метро действительны и для автобусного транспорта. Автобусы ничем не отличаются от наших, ну разве только блистательной чистотой его окон  и самого салона. При входе в автобус стоят два компостера. Один для билетов, второй для карточек. Кондукторов нет. Но контролеры могут застать вас врасплох и тогда придется платить очень большой штраф за проезд «зайцем». Среди нас таковых не было, и мы всю дорогу созерцали утренний город.
Солнце робко освещало его, не пытаясь согреть нас своими лучами. Сильные ветры разгуливали по площадям и улицам города и казалось, что наш Питерский март вместе с нами переместился в южный Париж. Но это нас не пугало. Мы приехали посмотреть один из красивейших городов Европы и потому старались не упустить ни одного слова экскурсовода Ольги, а она, в свою очередь, стремилась передать нам свою любовь к этому городу.

Итак, Латинский квартал…
Это район, расположенный на северных склонах холма Сент – Женьев. Квартал возник еще в древние римские времена, а в Средние века стал университетским центром Парижа. В прошлом студенты и преподаватели его общались между собой на латыни. Отсюда и появилось название  Латинского квартала. Сорбонна – важнейший образовательный центр.  Своё название  центр получил от колледжа для бедных студентов – теологов.  Он основан в XIIIвеке Робертом де Сорбонном, позже взят под крыло кардиналом Ришелье, который некоторое время являлся и ректором  Сорбонны. Его мраморная гробница и сейчас находится в университетской церкви.
 В настоящее время в центр Сорбонны входят тринадцать учебных заведений высочайшего уровня.

Напротив входа в Сорбонну с улицы Des Ecoles  располагается Национальный музей Средневекового искусства (Музей Клюни) – «осколок знаменитого в Средние века аббатства Клюни».
« …В музее можно увидеть 21 голову подлинных скульптурных изображений царей Иудеи, созданных в 1220 для собора Парижской Богоматери и варварски уничтоженных в период Великой французской революции.
Здание Hotel de Cluny было возведено на остатках обширных бань галло- римского периода, которые как полагают были в 200 г. Гильдией лодочников – носовые части лодок вырезаны на арочных опорах фригидрия (прохладного помещения для отдыха)». (2)
… Пантеон – это ещё одна достопримечательность Латинского квартала. Его проектировали для Людовика VI как церковь Св. Женевьевы, покровительницы Парижа.
В годы революции  он был реквизирован и превращен в мавзолей.  Здесь были похоронены писатель Эмиль Золя, социалист Жан Жорес, Луи Брайль, Пьер и Мария Кюри.

… «Благодаря Виктору Гюго и  парижских проституток  был сохранён от разрушения Нотр – Дам был спасён от полного разрушения в начале XIX века. На западной части собора установлен старейший в Париже орган, который имеет 6000 труб, 110 педалей и 5 клавиатур. Устрашающего вида горгульи на стенах собора Парижской Богоматери на самом деле выполняют роль водостоков».(1)

- Где-то уже подобное этим горгульям я уже видела, - подумала я и тут же мне припомнился  Домский собор в Таллине, где на его стенах я видела драконов в виде водостоков.
Нотр – Дам – наша дама, - так называют французы свой любимый собор, имея в виду, мать Богородицу. Первый камень собора был заложен в 1163 году епископом Александром III.
При Людовике XIV Собор начал приходить в упадок – витражи заменяли прозрачным стеклом, которое было раскрашено лазурью и золотом, а крестную перегородку и гробницы и вовсе убрали.
Во времена Французской революции Собор был разграблен. Ценности из сокровищницы были переплавлены, алтарь сожжен, 28 статуй иудейских царей были по невежеству приняты за французских королей и разбиты….

Не правда ли,  всё это и у нас было и не раз.  Разница лишь одна, французы после своей революции одумались и решили сохранить все памятники архитектуры для потомков,  а мы? Наверное,  в мире нет больше такого народа, как мы с вами, который то и дело что-то разрушает, а потом спохватывается и начинает создавать вновь, что когда-то уже было построено.

Мы ещё долго гуляли в тот день по городу, осматривая дворцы и соборы, улицы и проспекты и наконец  усталые и продрогшие до мозга костей оказались в красивейшем саду Парижа - Тюильри. История сада такова:
400 лет тому назад на этом месте был карьер для добычи керамической керамики.
В 1665 году архитектор Андре Ле Нотр построил в предместье Парижа дворец Тюильри. (Когда –то это место было за пределами городских стен). Теперь это центр Парижа. Именно в Тюильри располагались и Парижская опера и театр «Комеди Франсез». Сам дворец до наших дней не дожил, он сгорел вместе с частью Лувра, а сады были обновлены и теперь пользуются большим успехом у любой части французов, будь это дети или взрослые – они все любят этот парк.

Закончив экскурсию, Ольга предложила нам прогуляться по парку:
- Я даю вам пять минут, пройдитесь по саду, вдохните его аромат, представьте себе те далекие годы, когда здесь гуляли девушки в красивых, соломенных шляпках и юноши во фраках.
Наша группа молча выслушала её красивые слова, но не сдвинулась с места. Ольга оглядела нас всех внимательным взглядом и произнесла:
- Ну ладно, я дам вам десять минут. Идите.
Голодные и замерзшие мы так и не тронулись с места и остались  возле неё. Удивленным взглядом она окинула нашу группу и немного помолчав, предложила нам:
- Ну, хорошо. Я дам вам пятнадцать минут. Пройдитесь по саду. Он действительно очень хорош, - заговорила она, горячо убеждая нас, но мы остались неподвижны.
- Хорошо. – сдалась она. – В таком случае мы идем домой.
Вся группа как по команде повернула к дому.
Так прошел один из дней прогулки по Парижу.


Рецензии