Интервью с Энгом Ли

                «А был ли тигр?...»

История под названием «Жизнь Пи – в духе Кастанеды. В ней все не так, как кажется. И если в конце вам покажется, что это сугубо философская история, перекреститесь и вернитесь к началу, потому вы ничего не поняли. Чтобы разобраться в этом сюжете, важно разграничить книгу Янна Мартела и фильм Энга Ли. На первый взгляд и книга и фильм об одном и том же. На самом деле, эти два человека родились в разных местах, жили в разных странах и видят мир абсолютно по-разному.

Букеровская премия за 2002 год, присужденная Янну Мартелу за роман «Жизнь Пи», свидетельствует о том, что люди любят подобные идеи. Еще им нравится то, что вне всяких сомнений это история обо всех и о каждом. Сам Мартел говорит о том, что это роман о Боге или его отсутствии в человеке. Одни в него верят, другие нет. Но прежде всего, «Жизнь Пи» - аллегория, в которой образы людей замещены образами животных. В европейском искусстве подобный метафорический ход часто имел сатирический подтекст, выраженный в  карикатурных акцентах, усиливающих те или иные черты характера. Но здесь все иначе, животные – обезъяна, зебра, гиена, сурикаты, большой голубой кит и бенгальский тигр – это сублимация человеческого духа, это сами люди, обернувшиеся животными, соответствующими их состоянию. Янн Мартелл очень умело вплетает в океан сомнений, страха и страданий тонкие ручейки религиозных отсылок. «Бог в человеке или человек в Боге?» - что вернее. Писатель настолько дерзок, что даже задает вопрос: «А был ли Бог?», почти так же, как русский классик во фразе «А был ли мальчик» вывел целую ментальную проблему. Что реально, а что эффекты 3D, не в переносном, в буквальном значении. Поисками Бога человечество занимаемся давно и серьезно, бросаясь в разные крайности, но утешающих результатов пока что нет.  Все, что может иметь отношение в этому вопросу, исследовано методом углеродного анализа, многократно рассмотрено в микроскоп, об этом написаны научные работы, философские трактаты, не единожды в самые дальние уголки земли посланы экспедиции. Но мы по-прежнему в сомнениях. Не оттого ли, что говорим с нашим Создателем на разных языках?
Но однажды произошло нечто. Тайваньский режиссер Энг Ли прочитал книгу канадского писателя Янна Мартела, потом перечитал, встретился с директором компании «Fox 2000 Pictures», американкой по национальности, они поладили, и наконец, он поехал в Индию, чтобы найти там актеров для фильма.  Главную роль сыграл индийский актер-дебютант Сурадж Шарма. Снял все это пиршество для глаз и души чилийский оператор Клаудио Миранда, за что и получил своего заслуженного «Оскара». Медитативную музыку написал  канадец Майкл Дэнна. Чем не интернациональный проект. И все счастье в том, что именно такие корпоративные идеи помогают создать всеобъемлющую картину мира, бесконечную, как число Пи, открытое древними геометрами.
Итак, о чем же снял фильм Энг Ли? О поисках Бога в себе или одиночестве человека в безбрежном океане жизни? Кому-то покажется, что фильм про то, что Бог един, а все «хождения по религиям» дело бесполезное. Но есть нечто, что спрятано очень глубоко: не сразу режиссер подкидывает нам этот кроссворд «судоку». Каждый из многомиллионого населения земли уникален, и нет в мире второго такого, но все вместе мы вмещаемся в единое божественное пространство, и каждый занимает только ему отведенную клетку.
Энг Ли поддвергает эту идиому сомнению: а что если рассказанная мальчиком история про бенгальского тигра, остров сурикатов и озерко с кислотой – выдумка. И тут же возникает мысль: а что если все истории, которые нам рассказывают, сплошная выдумка,  и наш мир – это одна огромная иллюзия, наши мечты-небоскребы, путешествия-медитации, океаны-жизни - всего лишь иллюзия? Но самый главный вопрос,  мучающий меня: а был ли тигр?

- Господин Ли, «Жизнь Пи» - о чем в первую очередь этот фильм?
- Если позволите, я зайду издалека. Я прочитал роман Янна Мартела сразу, как только он вышел. И у меня возникла идея, что столь многоплановое произведение просто необходимо перенести на экран. Я перечитал роман снова и понял, что это практически невозможно, точнее, очень сложно. Там так много разных пластов, идей, столкновений, неоднозначных ситуаций, что для кино это слишком. Прошло время, и на меня вышла Элизабет Габлер, президент компани «Fox 2000 Pictures», которая сказала, что давно хотела поработать со мной. И тогда я ей рассказал про роман Мартела, но выразил сомнение, сможем ли мы экрнизировать столь сложный материал. И она ответила «Нет ничего невозможного». Эту мысль мы решили сделать дивизом нашего фильма.

- Ваш герой, он борется с водной стихией или с самим собой?
- И то, и другое. Если мы отвлечемся от мысли, что перед нами фильм, и задумаемся о жизни каждого из нас, то поймем, что все мы боремся за выживание, попадаем в крушения и аварии, ищем себе пропитание, пытаемся избежать людей с хищными намерениями. Но самый главный соперник – это мы сами, с нашими страхами, сомнениями, иллюзиями.

- В Америке, когда у человека проблемы, принято ходить к психоаналитику.
- Честно говоря, я не очень в это верю. Когда ты лежишь на кушетке и рассказываешь свою жизнь, тебе не хватает чувства погружения в болезненную ситуацию, ты почти не ощущаешь ее на себе, ведь она прошла, ты ее уже пережил, и психоаналитику приходитя погружать пациента в состояние гипноза только ради того, чтобы в нем возникло чувство переживания и проживания. Одно дело, когда ты мыслями где-то там, и совсем другое, когда твоя кожа покрывается пупырышками от страха, или ты видишь цвет занавесок, которые тогда висели в гостинной, слышишь смех родителей и лай собаки. Также и в нашем фильме все путешествие героя – своеобразный сеанс гипноза, за время которого герой исцеляется от собственных сомнений, мужает и понимает, на что он способен.

- Мне запала в голову фраза, когда  Пи говорит про тигра, что «он ушел в джунгли и даже не обернулся, после того, что мы с ним пережили…».
- Ну, это ведь не детская сказка про Маугли, где человек дружит с дикими зверями. Мы снимали фильм с более глобальными идеями. Хищник всегда останется хищником, на то он и представитель дикой природы. Он не может делить с человеком одно пространство. Тем более, зверь голодный.

- А разве сам человек не зверь?
- Безусловно, у него есть повадки и инстинкты, свойственные зверям, это если говорить о биологической основе. Если же мыслить на уровне идей, да, в каждом из нас дремлет зверь – необузданный, порывистый, временами жестокий. Но даже зверь способен на милосердие. Это важно. Мы знаем тому множество примеров.

- Пи проводит в океане 227 дней, что само по себе феноменально. Он многому учится, от многого избавляется, обретает силу духа и мужество. Кому-то может показаться, что он находит Бога. А вы как думаете?
- На этот вопрос ответов столько, сколько людей живет на Земле. Сегодня очень модно разделять Бога и религию. Я думаю, в этом есть своя логика. Ведь религию можно рассматривать очень по-разному: пантеон богов разнообразен так же, как разнообразны страны, цивилизации, существовашие до нас, национальности. Мы все разные, и религия в первую очередь отражает наши культурные особенности, опыт предков, ментальность, суеверия. В то же время идея Бога и отношений с Ним порождают различные формы верований, не имеющих отношения к религиям, гностицизм, космогонизм. Люди за опорой идут не в Церковь, а обращаются к Космосу, как источнику жизни на земле. Пи скорее из этой касты людей, он находит утешение и поддержку в знаках, которые подает ему Господь и в том факте, что он сумел сделать невозможное – выжить в открытом океане.

- Это правда, что первоначально на роль Пи предполагался Тобби Магуайер?
- Да, мы даже отсняли с ним несколько эпизодов, но потом я понял, что уже сыгранные им образы заслоняют нашу историю, и мы решили начать с «чистого листа».

- Которым и стал индийский актер Сурадж Шарма?
- Да, мы его отобрали из более чем 3000 претендентов. Но когда я его увидел, то понял, что в нем есть все, что мне нужно.  Наш герой должен был меняться от эпизода к эпизоду, вырастать на глазах, подобные трансформации всегда очень сложно показать актерски, но она была необходима, это основа фильма. Самому Сураджу тоже пришлось измениться, до съемок он не видел моря, не умел плавать, не имел опыта общения с диким животным на достаточно близком расстоянии.

- Но ведь актер и бенгальский тигр никогда не были в одной лодке? Это иллюзия специально для зрителя?
- Мы не имели права поддвергать опасности жизнь актера. Конечно, все планы, где тигр замысливался на довольно близком расстоянии от героя, мы снимали на воображении и с помощью компьютерной графики.

- Вопрос, который меня мучает: а был ли тигр?
- Вы имеете в виду живой? Конечно, и даже не один, четверо, нам нужны были разные звери с разной психофизикой, мы срисовывали с них пластику, мимику, движения, выражение глаз. К тому же у нас была 3D, совершенно фантастическая технология, которая позволила создать правдивое ощущение океана, его глубины, великолепного визуального спектра. Голубой кит полностью порождение 3D, но как смотрится. Все эти удивительные краски на поверхности воды, миражи, рыбы, как стрелы, мечущиеся на глубине, остров сурикатов, мы приложили графику во многих эпизодах. И это того стоило.

- То есть, процентов на 60 фильм иллюзия?
- Как и наша жизнь. Как и наши представления о ней, о Боге, и самих себе. В каждом из нас живут тигры, львы, гиены, а кому-то хочется, чтобы это были безобидные дельфины или пугливые косули. Но действительность сурова, и мы должны уметь принимать ее такой, какая она есть. Кинематограф развивается, движется вперед, как наука, медицина, искусство. Технология 3D, которую мы использовали, была детально разработана Джеймсом Камероном на съемках «Аватара», теперь она помогла нам. 

- Когда я спрашивала про тигра, я имела в виду идею, которая вдруг раскрывается перед зрителями, как раковина, под финал фильма, когда страховщики заставляют Пи озвучить другую историю, более правдоподобную, без тигров и сурикатов.
- В вашей жизни бывало такое, что вы верили в выдумку и сомневались в правде?

- В моей нет, но такое случалось в жизни моих знакомых и друзей. 
- Наша история тем и хороша, что она существует на уровне идеи. Не надо все воспринимать буквально, точно так же, как и Бог – не бородатый дядя в белоснежном хитоне. Заметьте, правда редко приносит нам удовлетворение, идеи – вот, что дает нам возможность держаться на плаву. Наш мир основан на множестве идей, некоторые из них мы хорошо знаем, например, религия, или вера в то, что красота спасет мир, вера в духовную основу человека, в его доброту и милосердие. Мы рисуем картины, сочиняем музыку, снимаем фильмы, потому что без этого мы все давно бы сошли с ума, разочаровались. Бенгальский тигр – доминанта фильма, он может существовать и как тигр, и как животное воплощение самого героя. Мы все получаем то, во что верим. Важно то, что Пи преодолел суровое испытание, выпавшее на его долю. Из ловушки, уготованной ему судьбой, он вышел победителем. И это не иллюзия.

(Опубликовано в журнале Free Тайм, 2013)


Рецензии