Поредевшая рота

                ПОРЕДЕВШАЯ   РОТА.
                Есть только миг
                Между прошлым и будущим
                Именно он
                Называется жизнь.

                Леонид Дербенёв.
      
Самое трудное дело – это жизнь, а в жизни – выбор. Выбор профессии состоялся для меня и моих сокурсников в 1972 году. Старое общежитие, третий этаж был первым нашим приютом на СВФ МВМУ-МВИМУ-МГАРФ-МГТУ. Такова символика старейшего ВУЗа Заполярья. На первом построении нас было две с половиной сотни в составе двух рот высшего инженерного морского училища, полувоенного типа, нынешнего Мурманского государственного технического университета. Почему полувоенного типа? Потому что, шла «холодная война», и в связи с ней осуществлялась гонка вооружений, требовавшая постоянно растущий кадровый потенциал. В тоже время стране всегда требуется рыба, морепродукты. Вот и готовили гражданские ВУЗы офицеров запаса, на всякий случай. В промышленности подобное явление называют технологиями двойного назначения. Хотя «холодная война» официально и закончилась, а вот двойные технологии остались,  почему – то до сих пор. 
      К середине 4 курса нас значительно поубавилось, по разным причинам, и две роты объединили в одну. Освоить морское штурманское дело не простое занятие. Достаточно вспомнить несколько исторических персонажей петровских времён: Калмыков Денис Спиридонович(1687-1746) – контр адмирал (шаутбенахт). По окончании Московской школы математических и навигацких наук с 1706 по 1713 год обучался в Англии штурманскому делу. Не зря древние греки  штурманов называли кибернетосами. Кибернетика – искусство управления. А управлять – значит поступать правильно в постоянно меняющейся ситуации процесса эксплуатации корабля. Головин Николай Фёдорович (1695-1745) – адмирал, с 1708 по 1717 обучался морскому делу в Англии и Голландии. Голицын Михаил Михайлович (1698-1769) – генерал – адмирал с 1708 по 1717 обучался морскому делу в Голландии и Великобритании. Полянский Андрей Иванович (Дата рождения не известна-1764) – адмирал. В 1716 году окончил Морскую академию. С 1716-1725 изучал морское дело во Франции.
       Вдобавок к морскому штурманскому делу изучив рыболовно-промысловое дело, через пять лет и семь месяцев к выпускному балу нас осталось половина курса. Нам повезло, в отличие от предшественников, в том, что по окончании училища прекратился набор на трёхгодичную военную службу. Это был, пожалуй, один из первых малоприметных шагов к прекращению «холодной войны».
       Кто – то только в теории стал и штурманом, не сделав ни одного промыслового рейса, а кому – то удалось совершить лишь одну экспедицию в море и уйти на берег по состоянию здоровья, либо заняться комсомольской деятельностью. И только несколько действующих судоводителей собрались по случаю 30-летия выпуска в кафе «У старых друзей», что в Мурманске, где мне удалось присутствовать. Было приятно видеть всех 19 уже давно не курсантов, а в большинстве своём «береговиков». По традиции каждый огласил свой трудовой путь, достижения. Оказалось, для меня приятной неожиданностью то, что двое из присутствующих защитили докторские диссертации. Это Юдин Юрий Иванович и Соловьёв Андрей Аркадьевич.
       Тут наш тамада Сергей Конев сказал: «Пора…». Водка «Журавли» не кончалась тогда, как не кончается синее море.
       - Такой тёплой компании за столом я не встречал последние 30 лет – сказал рядом сидящий Сергей Петров. Удивительное совпадение впечатлений, ведь я ощущал то же самое. Напротив нас сидел Иван Сибирь. По иронии судьбы он стал первым ушедшим в мир иной из собравшихся выпускников. Похоронили Ивана через полгода после памятной вечеринки. Незабвенно то, как мы встретились на следующий день в общежитии, когда разговор зашёл о пенсиях.
       - Чуть – чуть не хватило до пяти тысяч рублей – сказал тогда начинающий пенсионер Сибирь, а в недавнем прошлом капитан судна.
       - Сфотографируйте меня с капитанами – попросил я. На фото нас оказалось лишь трое: я, Иван Сибирь и Лёня Абакумов, которого тоже уже нет среди нас. Просто по той же причине он был следующим…
          Брест, у меня гостит Виктор Попов. Телефонный звонок из Москвы. Говорит Сергей Петров: - Неожиданно умер Виктор Луканский. - Он тоже был участником той вечеринки. Вижу, Виктор потрясён известием. Он стал рассказывать, как они трудились на БМРТ 0018 «Леонид Иванов» Луканский капитаном, Попов старшим помощником. Мне же пришлось на 0018 делать первый промысловый рейс с представителем на борту завода изготовителя судна в скромной должности 4 штурмана, где рулевым был Сергей Шугай, отбывавший наказание за брак в работе. Сергей Николаевич Шугай тоже участник той вечеринки преподаёт «Управление судном» в МА при МГТУ.
        Менее полугода не дожил до очередной юбилейной встречи выпускников и Сергей Петров. Мечтал дотянуть до пенсии и на любимой даче под яблоней начать писать морские рассказы. И кое – что даже успел, например: рассказ «Концерт в Лопшеньге».
        По случаю 35 – летия окончания училища в первый день нас собралось только 15. Шансовым пунктом сбора оказался Бар – Ресторан «Невод», что вблизи морского рыбного порта. Предварительно, утром, в стенах МГТУ нас, желающих осмотреть морской факультет, было ещё меньше. О современном состоянии процесса подготовки штурманов нам сообщили Юдин Ю.И. и Соловьёв А.А. Хотя на факультете трудятся ещё двое моих однокашников Зуев и Шугай, удалось встретиться только с Зуевым. К сожалению, Шугай С.Н. исполнял трудовую повинность за пределами Мурманска и не участвовал в мероприятиях.
        Сабантуй стартовал в 15.00. Возможно, это обстоятельство не позволило кое – кому прибыть к обеду, однако, например, Меркушкин Валерий Степанович прибыл уже после работы и не был признан опоздавшим. А вот Коля Грачиков по пути на работу прибыл без опозданий со служебной символикой на мундире. После выпитой двухсотграммовки «Стольградной водки» мне вдруг предоставили слово. Тут надо сказать откровенно, что у меня давно было такое предположение, но так вот после стольградной…
        За два дня до встречи однокашников я прибыл в Мурманск. Был утренний весенний морозец – 10 градусов. Меня встретил Виктор Котов. На быстроходном такси мы приехали к нему домой. После завтрака, благодаря Skype Виктор поздравил Лёшу Кислого с днём рождения. Пользуясь, случаем, я присоединился к поздравлению. На связь вышел Олег Потапов, который трудится вдали от Родины на судне Smit Borneo. Судно находится у рифа Tubbatana близ острова Palawan и готовится к переходу в Сингапур.
      - Передайте большой привет сокурсникам от меня – попросил Олег. Мы заверили Олега обещанием выполнить его просьбу.
        Возможность публичного выступления мне давно выпавшему из социума выпадает редко. Посему слов было мало, а мыслей в коротком стихотворении А.С. Пушкина достаточно.
         - Прежде всего, я передаю всем вам большой привет от Олега Потапова, который по видимому уже в Сингапуре или движется туда на судне Смит Борнео. Ещё я сообщил о том, что Слава Чумак находится уже несколько месяцев в море и вернётся не скоро. Об этом я узнал из телефонного разговора с его женой. Завершил своё короткое выступление стихотворением:
                Дай Бог чтоб я с друзьями
                Встречая сотый май
                Сказал тебе стихами
                Вот кубок наливай
                Веселье будь до гроба
                Сопутник верный наш
                И пусть умрём мы оба
                Под звуки полных чаш.
      За день до этой памятной встречи я с Виктором Поповым на железнодорожном вокзале встречали Сергиенко С.Н. и Нефёдова С.Н. . Неожиданно на перроне появился Гена Угольков, с которым я не виделся 35 лет. А ведь после пятого курса мы вместе трудились на РТ «Галич» матросами «в ящике». Сергиенко и Нефёдова приютил в своей квартире Меркушкин, а днём раньше Попов поместил меня в комнату малосемейного общежития, числящейся за его супругой. Так случилось, что мы оказались соседями, и это облегчало наше общение.
                - Сегодня во второй половине дня из Вологды на машине приезжает Володя Шаньков с женой, сообщил Виктор Попов, за кружкой пива самой северной пивной компании «Полярный пилигрим». После посещения пивной наша группа разделилась. Я ехал с Сергиенко в троллейбусе, как он вдруг сказал, что ему надо попасть в среднюю мореходку и передать привет одному из преподавателей. Так я впервые посетил это старейшее в городе учебное заведение, оставившее у меня самые радужные впечатления.
         Звонок в телефон Сергея известил, что Шаньков уже приехал, остановился в гостинице «Север» и нас ждут. Мы вначале пошли в тот «Север», где уже давно нет гостиницы, а функционирует буфет. Там нам объяснили, как добраться в нужную нам гостиницу.
          - Ба! Какая встреча! Наш ротный старшина Шура Киселёв уже здесь, Шаньков Володя, с ними я не виделся тоже 35 лет. Сергей Нефёдов успел навестить родственницу, и был тоже здесь. Через несколько минут подошёл Виктор Попов.
          Супруга Шанькова накрыла стол и оставила нас одних на кухне, сама же удалилась в комнату к телевизору. Я сидел за столом и думал; да, надо стараться не упускать возможность встреч с однокурсниками. Такое тёплое общение, пожалуй, невозможно отразить на бумаге без вымысла.
         Эта встреча сразила меня поступком Бориса Вайсмана. Он с женой Валентиной прилетел из Израиля. Несколько позже, он сказал, что бывает здесь ежегодно, а город считает родным. Забегая вперёд, приятно вспомнить, что они не только присутствовали на наших встречах вдвоём, но и участвовали в проводах иногородних, одаривая их сувенирами и шоколадом в дорогу. Однако этот радостный день не обошла и печаль. Неделю назад похоронили Валеру Саламатова, участника встречи пятилетней давности.
        На следующий день по инициативе Евгения Ершова мы собрались в баре «Хатта», что напротив MSCO. Состав участников обновился. Прибыли Виктор Котов, Владимир Малашенко, Александр Мороз. Разговор зашёл о Козлове Александре Сергеевиче, нашем однокашнике, погибшем вместе с самоподъёмной буровой установкой (СПБУ) «Кольская» в Охотском море.
          Установлен факт его последнего действия: в 09.10 18.12.2011 капитаном А.С. Козловым, являющимся ответственным за спуск буровой платформы на воду в точке бурения и подъём платформы на опоры в районе порта Холмск, подан сигнал «SOS». В 09.24 капитаном А.С. Козловым подан сигнал бедствия «DISTRESS-CALL-FLOODING». Экипаж СПБУ начал подготовку для оставления судна.
          18.12.2011 при осуществлении разового перегона СПБУ «Кольская» из точки буровых работ (Западно-Камчатский шельф) на рейд порта Холмск в сложных гидрометеорологических условиях при северо-западном ветре скоростью 23-25 м/с и высоте волн  5-7 метров в результате воздействия значительных гидродинамических ветро-волновых сил, приложенных к корпусу и надстройке судна, и последующего нарушения герметичности, приведшего к затоплению ряда цистерн, СПБУ «Кольская» приобрела дифферент на нос, потеряла остойчивость, перевернулась и спустя 57 минут затонула на глубине 1042 метра в координатах  49, 23,1 N; 148,20,8E.
           В результате спасательной операции 14 человек были спасены, с воды подняты тела 17 погибших, 36 человек пропали без вести.
   
                В.Д. 17.05.2013г.
      
      


Рецензии