Памяти Павлика Морозова или Я не стукач!

Каждый, кто надевал на свою шею пионерский галстук, знает имя пионера-героя Павлика Морозова. Кто он? Пионер-герой, в юном возрасте проявивший сознательность в классовой борьбе? Предатель? Доносчик? Подонок, продавший своего отца? Существовал ли он вообще? Помню название статьи перестроечных времен «А был ли Павлик?»

В любом случае сегодня имя Павлика Морозова стало нарицательным. И если кого-то так называли, то не с чувством глубокой симпатии.

Обратимся к Википедии.

«Отец Павлика до 1931 года был председателем Герасимовского сельсовета. По воспоминаниям герасимовцев, вскоре после занятия этой должности Трофим Морозов начал пользоваться ей в корыстных целях, о чём подробно упоминается в уголовном деле, возбужденном против него впоследствии. Согласно показаниям свидетелей, Трофим стал присваивать себе вещи, конфискованные у раскулаченных. Кроме того, он спекулировал справками, выдаваемыми спецпоселенцам.

Вскоре отец Павла бросил семью (жену с четырьмя детьми) и стал сожительствовать с женщиной, жившей по соседству — Антониной Амосовой. По воспоминаниям учительницы Павла, отец его регулярно пил и избивал жену и детей как до, так и после ухода из семьи. Дед Павлика сноху также ненавидел за то, что та не захотела жить с ним одним хозяйством, а настояла на разделе. Со слов Алексея (брата Павла), отец «любил одного себя да водку», жену и сыновей своих не жалел, не то что чужих переселенцев, с которых «за бланки с печатями три шкуры драл». Так же к брошенной отцом на произвол судьбы семье относились и родители отца: «Дед с бабкой тоже для нас давно были чужими. Никогда ничем не угостили, не приветили. Внука своего, Данилку, дед в школу не пускал, мы только и слышали: „Без грамоты обойдешься, хозяином будешь, а щенки Татьяны у тебя батраками“».

Оказывается, папаша Павлика – не идейный кулак и честный антисоветский элемент! Он своего рода коррумпированный чиновник! Дальше интереснее.

«В 1931 году отец, уже не занимавший должность, был осуждён на 10 лет за то, что «будучи председателем сельсовета, дружил с кулаками, укрывал их хозяйства от обложения, а по выходе из состава сельсовета способствовал бегству спецпереселенцев путём продажи документов». Ему вменялась выдача поддельных справок раскулаченным об их принадлежности к Герасимовскому сельсовету, что давало им возможность покинуть место ссылки. Трофим Морозов, будучи в заключении, участвовал в строительстве Беломорско-балтийского канала и, отработав три года, вернулся домой с орденом за ударный труд, а затем поселился в Тюмени.»

Отца за такие преступления не расстреляли, а дали десять лет. Через три года выпустили с орденом. Жестокие сталинские времена! Но это же еще не тридцать седьмой!

Но оставим споры об исторической правде и вымыслах агитационной литературы советских, перестроечных и постсоветских времен. Замечу лишь, что статья в Википедии "Морозов, Павел Трофимович" мне показалась интересной. http://ru.wikipedia.org/wiki/

Я хочу поговорить о другом.

Весной 1991 года я навсегда уехал из СССР. Я, наверное, как почти все советские люди того времени, был уверен, что «павлики морозовы» - это советское изобретение. Я, как воспитанник советской системы и перестройки, знал, что доносить – это плохо, низко, аморально.

Но... Как сказал один человек: «Израиль – святая земля, но народ на ней живет не святой».

Убедился я в этом очень быстро. Особенно по части доносов. Но не торопитесь с выводами, господа антисемиты!!!

Уже более десяти лет я живу в Канаде. Часто бываю в разных городах Америки. Вы думаете тут нет доносчиков? Здесь с детского садика детей учат доносить. Рассказывать все и вся и о том, что дома, и о том, что в школе. Два школьника подрались и бегут наперегонки к воспитателю пожаловаться друг на друга. Кто первый прибежал, у того больше шансов оказаться правым. Взрослые? Кто первый вызвал полицию, тот и прав. А почему ты полицию не вызвал, если не виноват? Боялся? Значит, есть что скрывать.

На курсе «Как искать работу?» для медсестер, специально для русских (по словам преподавателя) рассматривался вопрос: «Как вы поступите узнав, что ваш коллега не дал вовремя лекарство, перепутал лекарство, плохо поставил укол и т.д.». Варианты ответов:

           1. Поговорю с коллегой и объясню ему его ошибку.

           2. Исправлю ошибку и никому ничего не скажу.

           3. Пройду мимо. Не мое это дело и в мои обязанности не входит.

           4. Сообщу руководству незамедлительно.

Вы уже догадались? На собеседовании при приеме на работу правильным ответом считается ответ номер 4. Причем канадцы считают этот ответ правильным с точки зрения этических норм, а вот русские (выходцы из СССР) всегда по этому поводу спорят, поэтому и рассматривают этот вопрос специально для них, для русскоязычных.

В Канаде много эмигрантов из разных стран мира. И кроме некоторых стран бывшего соцлагеря, ни у кого не возникает никакой дилеммы: заложить или не заложить. Даже, если закладывают из самых корыстных побуждений (занять чье-то место), никаких тормозов: я же правду говорю!

И знаете, я подумал, а может не так уж они и не правы?

Вы промолчите, когда медсестра даст не ту таблетку. Пройдет один раз, другой. А потом из-за ее ошибки, ее разгильдяйства может умереть хороший человек, ребенок.

Вы промолчите и не заявите о пьяном водителе на дороге, а он убьет человека. Кстати, в Канаде, если от меня уезжает пьяный гость и по дороге совершает ДТП, я тоже несу ответственность. Потому что не доложил.

Вы промолчите и не заявите на чиновника, который торгует государственными справками, а потом будете возмущаться, и почему у нас система такая коррумпированная. Надо бороться против коррупции, а как? Вот Павлик Морозов боролся...

Вы не заявите, если узнаете о готовящемся убийстве? О намеченном теракте? О подонке, который избил ветерана, чтобы овладеть тысячей рублей и медалями???

Вы не заявите на водителя, который грубо нарушает правила, подвергая жизни окружающих его людей опасности. Но потом долго будете возмущаться, когда в конце концов кто-то погибнет. А ведь эта смерть будет и на вашей совести! Вы могли остановить, но не остановили, потому что заложить – это аморально!

Позвольте! – скажете вы. – Но Павлик Морозов заявил на своего отца. – На отца, который не жил с матерью, и избивал своих детей. Это во-первых. А во-вторых...

«Отец Сергея Помазуна считает, что массового убийства в центре Белгорода можно было бы избежать, если бы полиция вовремя приструнила его сына. По словам Александра Владимировича, они с супругой дважды обращались за помощью в первый отдел и областное УМВД. Мужчина утверждает, что сын вел себя агрессивно и однажды даже бросился на него с ножом. Однако никакой реакции со стороны стражей порядка не последовало.» http://www.kp.ru/online/news/1428452/

Но видимо, полицейские тоже решили, что на близких родственников заявлять нехорошо.

И все же я родом из СССР, где пытались воспитывать на примере Павлика Морозова, но достигли эффекта противоположного.

Я не стукач!

И не позвоню я в полицию, когда из моего дома уезжает пьяный водитель, несмотря на предложение остаться или вызвать такси.

И не буду я рассказывать о «проколах» тех, кто работает со мной рядом, даже в ответ.

И не позвоню я, чтобы задержали опасного водителя.

Только вот иногда думаю: правильно ли это?


Рецензии