Ощущение чуда

Новогодний сюрприз - дверца в закрытый клуб... это здесь:
http://rutube.ru/video/45c11a4f1f1b9ff6ae02c91db6c20cb0/

«Сказки! Так не бывает…» - заявил мой родственник, прочитав в газете «Аргументы и факты» мою статью о том, что я сейчас расскажу. Родственник был весьма пожилой, за новыми веяниями не следил; возможно, потому он и воспринял прочитанное как выдумку. Но мне, испытавшему всё на себе, и самому казалось, что я пережил нечто сказочное.   
…Я иду впереди, за моей спиной следуют несколько человек, среди которых и видеооператор с фотографом, - как же не запечатлеть предстоящее мероприятие? Помню, было приятно, что именно я заварил всю эту кашу, вовлёк в неё людей и выступаю вроде как движущей силой. Дело-то довольно необычное, нераспространённое, люди не знают, что и как, поэтому жмутся ко мне, ждут команды, ищут поддержки. Но это приятное чувство длилось всего несколько мгновений, и вообще – оно обманчиво. Я и сам  мандражирую. И чем дальше, тем больше. Даже мысли появляются, которые меня посещают, когда я предпринимаю что-нибудь из ряда вон: «Чё ты творишь? Остановись, это опасно!» Но как остановиться? Механизм события, так сказать, уже запущен. Что – повернуться и сказать: «Ребята, я струсил, всё отменяется. По домам!»? А люди, идущие за мной, между прочим, настроились подзаработать на этом. 
В герои я никогда не стремился, более того, считаю саму идею геройства фальшивой: нет героев, просто иногда бывают чрезвычайные обстоятельства, плюс посторонние причины, плюс реклама унд пропаганда. Вот муза рекламы-то отчасти и привела меня к тому, что скоро произойдёт. В Интернет-закоулках я обнаружил любопытный сайт, позвонил по указанному телефону, и вот я здесь, чтобы, испытав на себе, донести до публики и отрекламировать начинание, которым пока балуются «звёзды» вроде Валерия Леонтьева и Джеки Чана, а через какое-то время, думаю, станут пользоваться и массы желающих.
Ну а «чрезвычайные обстоятельства», думаю, каждый носит в себе свои. Таковыми в моём случае является непереносимость пресного, бесцветного существования, непрекращающийся зуд «все в жизни попробовать».
- Боитесь? – покосившись на меня, спрашивает человек, сидящий за рулём.
- Да, - киваю я – нет смысла скрывать. Чем дальше мы удаляемся за город на микроавтобусе, тем больше я волнуюсь. И в глубине души надеюсь мои возможные «проколы» - я уже в самом деле не уверен, как буду реагировать и что меня ждёт, – мои «проколы» заранее оправдать: для этого и отвечаю честно человеку, сидящему справа от меня, за рулём, на его простой и прямолинейный вопрос. Он вообще такой – простой и прямолинейный.
Каждое слово и каждое движение – точное, выверенно-функциональное, без суеты и излишеств, как у машины. Рослый, сухощавый, но крепкий, лысоватый, в белой футболке и джинсах, на поясе рация. Неразговорчивый, но обаятельный мужик: от него веет надёжностью и спокойствием. Зовут его Леонид Алексеевич Телегин. Он – один из создателей и инструктор клуба, нарытого мною в Нете. А на задних сиденьях сидят наши сопровождающие - мадам фотограф, и её муж, видеооператор – противоположность Телегина: маленький, толстенький и черноволосый, быстроглазый и суетливый. Улыбается, болтает, всё ему интересно, всё надо руками потрогать, что он и делает. Однако когда уже на месте инструктировавший меня Телегин прервал его болтовню, жёстко и коротко бросив: «Не мешать!», оператор тут же замолк со смущённым видом, как виноватый первоклассник, - таким веским и властным умеет быть мой инструктор.
…Ну вот мы и приехали… Вокруг – огромная пустошь. Вдалеке виднеется шоссе, с которого мы свернули. Микроавтобус останавливается, мы вылезаем. А ладони-то у меня влажно-холодные, хотя денёк погожий и тепло… Недалеко от нас ещё один автобус: тоже какие-то продвинутые потренироваться приехали. 
Мой инструктор выгружает из микроавтобуса оборудование.
Начинаются приготовления к полету.
Укрепляется рама и ограждение винта – эти штуки похожи по размеру на два лёгких и прочных обруча, вроде тех, что крутят гимнасты на поясе, и они наложены друг на друга и скреплены так, что между ними остаётся промежуток сантиметров сорок, для винта. Потом раскладывается купол (еще его называют «крыло»); он как парашют, только не круглый, а узкий и вытянутый. Топливный бак глотает порцию 92-го бензина… Теперь нужно прогреть двигатель. Ну, вот всё и готово. Погода отличная, безветренно, солнце не палит, спокойно разливает свет по зеленой травянистой равнине. Облаков почти нет, поэтому небо кажется особенно высоким и бескрайним. Усиливается моё волнение, в котором смешались азарт, проснувшийся инстинкт самосохранения и исследовательский интерес: ведь сейчас мне предстоит пилотировать новый, еще не облетанный парамотор.
Влезаю в подвеску, закрепляю ремни, надеваю на голову гарнитуру – шлем, в котором наушники с микрофоном и кнопкой управления связью. Проверяем радиосвязь, инструктор дает наставления. Я на них киваю, но мысли у меня путаются… Мотор взревел… Сейчас я похож на Карлсона – в нескольких сантиметрах за моей спиной бешено, становясь невидимым от скорости, вращается винт. Инструктор выкрикивает команду, и я начинаю разбег. Шаг, другой, третий, ещё, ещё, одновременно плавно жму ручку газа… чувствую – отрываюсь от земли! Стремительно взлетаю ввысь! Волшебное, потрясающее ощущение! Земля удаляется вниз как-то слишком быстро, огромное небо охватывает со всех сторон. Я оглушён, ослеплён новыми впечатлениями. В наушниках голос инструктора орёт что-то. Через несколько секунд замечаю, что орёт как-то однообразно: повторяет и повторяет команду. Чёрт!.. Забыл… надо же после взлёта выдернуть и подсунуть под себя лёгкую деревянную седульку, наподобие сидений маленьких качелей на верёвках. Кручусь, вися в подвеске, ищу седульку, из-за этого отвлекаясь от управления и ослабляя ручку газа… Краем глаза вижу – земля медленно приближается, и к тому же как-то боком. Винт не гудит чуть слышно, как при хорошей нагрузке, а рассыпчато стрекочет. «Набрать высоту немедленно!..» - звучит в наушниках голос инструктора. Торопливо хватаюсь за стропы, выравнивая баланс. Так… жму на газ… Ш-Ш-И-И! – взлетаю повыше… Но седульку-то всё равно не выдернул! Опять кручусь, делаю попытки, в рассыпавшихся, растрёпанных эмоциях видя, что земля опять приближается, судорожно и бестолково лапаю управление – подкачку масла  некстати, сцепление… теряю управление, и, кренясь, аппарат несёт меня стремительно в сторону и вниз. От испуга цепенею, таращась на землю. Что делать, что делать?!. Седульку выдёргивать поздно… земля приближается… чёрт, чёрт! Неужели сейчас упаду?!. Я окончательно растерялся, стропу тяну неправильно, невольно ускоряя движение вниз и уже не в состоянии слушать и понимать ор в наушниках. Расстояние до земли – будто я на высоте пятиэтажки… ниже… ниже!..      
НЕУЖЕЛИ РАЗОБЬЮСЬ СЕЙЧАС?!.
Купол сзади от неправильного управления и недостаточной высоты вянет, скукоживается на сторону и уже не держит меня. Я камнем падаю вниз, весь напрягся, зажмурился, и…
… рухнул, звизданулся оземь со смачным звуком, который был одновременно «шмякк!!!» и «плюх!!!»
Дело в том, что меня отнесло довольно далеко от нашей стоянки, и место моего падения было краешком болотистой местности. Рыхлая мокрая почва, мох, полусгнившие комья травы и веток, зелёная ветошь ряски – мягкость всей этой «перины» и спасла меня. Если бы здесь была обычная, плотно-убитая степная почва – наверняка поломался бы.
Грохнулся, значит, и, несмотря на боль, почти сразу же, как мячик, вскочил на ноги: видимо, защитная психологическая реакция организма, не желающего разбиваться во цвете лет и желающего немедленно удостовериться, что способен подняться на ноги. А кроме того, тороплюсь проверить, не погнул ли каркас, не поломал ли механику? Всё это стоит больших денег, а люди, которые мне сей аттракцион организовали, - из тех, кого называют «крутыми», и как-то некомфортно перед ними оказаться  виноватым и должником.
Ну, вот… Выпутываюсь из подвески. Брюки грязные, мокрые. Стою по лодыжку в болотной жиже, колени дрожат. Пытаюсь отдышаться и прийти в себя. Через несколько секунд вижу – в небе над горизонтом показался купол: в моём направлении со стороны стоянки летит парамотор: мне на помощь, конечно. Ух, как, наверное, они сейчас там перепугались за новичка! Думают, наверное, что я убился.
Аппарат подлетает ближе, снижается. Я задираю голову и машу руками, чтоб показать, что всё в порядке. Аппарат делает вираж и улетает. А ещё через несколько секунд вдалеке вижу точку, она растёт, приближается. Это инструктор неторопливо топает ко мне. Я – навстречу ему. Орать будет?..
Подходит. Лицо взволнованно-пасмурное, но сдерживается. «Почему не выполнял команды?!» Чуть-чуть повскрикивали, поогрызались друг на друга – больше от возбуждения, чем от злости. 
Возвращаемся в брошенному мной парамотору. Инструктор деловито вправляется в подвеску. «А ты иди пешком!» - злорадно заявляет, и – вот кто мастер! – демонстрирует взлёт с места с этого болота, совершенно непригодного для обязательного или, по крайней мере, очень желательного разбега. Мотор взревел, купол расцвёл-поднялся гигантским цветком. Вижу, как от усилия напряглась спина инструктора, как перетопнул он с ноги на ногу.  «Вот бы и ты сейчас дерябнулся!» - в ответ злорадно думаю я. Но нет, ничего – он удержал этого воздушного мустанга, и взмыл в небо. А я потопал к стоянке пешком.
Немного отдохнув, мы продолжили нашу «рабочую смену» - так парапланеристы называют занятия на лётном поле. Снова у меня за спиной винт, снова разбегаюсь… Казалось бы, чего проще – разбежаться. Но нет, в разбеге со включенным парамотором очень важно соблюдать правила. Бежать, откинувшись назад, хотя человека в беге естественно тянет в наклон вперед. Удержаться на ногах в момент поднятия купола. И не поддаваться иллюзии, что пробежал достаточно. Не будешь соблюдать правила – в лучшем случае упадешь, получишь ушиб. В худшем можно и ноги к чертям переломать. Поэтому с парамотором чувствуешь единение, сам становишься частью этого летательного аппарата. Причем не в романтически-переносном, а в самом буквальном смысле: без твоего правильного разбега он не взлетит.
Газую. Газую!.. Рывок, шаг, ещё, бегу, бегу, поджимаю ноги… р-р-р! Взлетаю… Ощущаю стремительность полета, слышу команды в наушниках. Начинаем отрабатывать повороты. Аппарат слушается – просто загляденье. Повезло тогда с куполом – нашёлся для меня «Хантер», более маневренный и мобильный, чем популярный, но медлительный и тяжеловатый «Блюз».
Лечу! Происходящее кажется чудом. Я ле-чу!..
Полет в самолете, даже в маленьком, совершенно не похож на полет на парамоторе. В самолете, если человеку страшно, он может отодвинуться от окна и смотреть в стену. Тогда твои ощущения практически ничем не будут отличаться от того, как если бы ты сидел у себя дома. Когда пилотируешь парамотор, спрятаться некуда, ты летишь сам, словно Икар, и правишь полёт движениями собственного тела.
Вновь слышу команду: «Набрать высоту». Набираю. 
«Ещё!» - звучит в наушниках. Газую.
«Ещё!» - звучит безжалостно. 
«Да куда еще-то?!.» - думаю я, но послушно жму на газ – ради собственной же безопасности необходимо подчиняться инструктору, и для безопасного полёта, пока ты ещё не виртуоз маневрирования в воздухе, существует норматив высоты. Поднимаю машину… ещё… может, уже лишку? Страшновато… Хочется остановить подъём, но машина быстро стремится вверх уже по инерции. И вот я на высоте триста с лишним метров. Обалдеть… Треть километра над землёй. Это всё равно что десять девятиэтажек поставить одну на другую – и в самой верхней точке этой пирамиды болтается моя несчастная задница. На высоте ощутимо прохладнее, горизонт выгибается... становится по-настоящему страшно… 
Боже, зачем я сюда забрался?!. Снимите меня отсюда! Нет, это не со мной происходит, нет…
Сжимаюсь в комок. Зрение, как правильно выразился инструктор, - «сУжено», как у пьяного: вижу только перед собой, потому что боюсь поглядеть по сторонам. А если я щас запутаюсь в управлении?!. Ведь никто не поможет! Я даже не различаю внизу людей… И связь в наушниках, бляха-муха, - «дыр-дыр! Дыр-дыр!» - прерывается…
В животе холодеет, в голове мешается… Нужно встряхнуться и взять себя в руки.
Совсем отпускаю газ. Начинаю постепенно снижаться, слышу команды в наушниках. Страх отпускает. Ну вот, наконец-то вижу моих сопровождающих с задранными головами. Снижаюсь, фигурки людей внизу растут. Начинаю чувствовать уверенность, даже появляется азарт и желание полихачить: пролетаю совсем низко, машу ногой видеооператору (руки заняты управлением стропами). Затем вновь c красивым
поворотом и наклоном набираю высоту (мотор за спиной усиливает жужжание, как огромный жук). Вижу, как с одной стороны далеко внизу по трассе ползут крошечные автобусы. С другой стороны, как шапки зеленой пены - лесные массивы.
Я освоился, и теперь вполне контролирую полёт. Какое наслаждение!.. Непередаваемо… Действительно, похоже на сказку… Это потому что летишь весь открытый, ты же не в самолёте, и направление, высоту и скорость  полёта меняешь почти мгновенно. Летишь – как идёшь, летишь практически сам, не чувствуя механики. Летишь, как во сне или в фильме «Куда приводят мечты» - помните, как герой там летел над равниной? Движешься  в воздухе свободно и естественно, как птица, только что конечностями не машешь.   
Солнце садится, и я лечу прямо в закат. Небо залито золотыми, фиолетовыми и арбузно-алыми красками.
Прохладный ветерок поднимается, и слегка, а потом всё сильнее побалтывает и толкает меня из стороны в сторону: это «колбаса», турбулентный поток, и пока не начало «колбасить» не по-детски, надо спускаться. Выключаю мотор, планирую с выключенным.  Руки с управлением стропами перевожу вниз,  зелёная поляна плавно приближается… Ап! Ноги ударяются о землю, купол с шуршаньем опадает сзади. Полет удался.
Потом я написал статью о парапланёрном клубе, которым руководил Телегин. Некоторые читатели видели в парапланеризме новый, продвинутый   вид экстрим-спорта. Другие считали, что это случайное и недолговечное ответвление от русла новейших тенденций в создании авиасредств: ведь в ближайшие годы развиваются многие образцы новой летательной техники – мотодельты, парамоторы, конвертопланы. А мне вот представляется, что у парамоторов – большие и отличные практические перспективы. Парамотор вполне можно использовать как индивидуальное транспортное средство. Почему нет? Сколько удобств: в отличие от автомобиля, парамотору не нужен гараж, аппарат легко поместится дома в кладовке или в подсобке в офисе. Он не тяжёлый, и всю амуницию каждому вполне нетрудно пронести при необходимости несколько десятков метров. Цена его, правда, немаленькая и сопоставима с ценой автомобиля, да и скорость максимальная невелика – пятьдесят километров в час, но зато этот  «воздушный автомобиль» никогда не попадёт в пробку, в небе пробок просто  нет. Во всяком случае, пока нет, как нет и «водительских прав» для него, и нет юридических законов, регулирующих вот такое частное передвижение. Но зато есть законы физики, а именно закон Бернулли, используя который человек уже давно и успешно летает на различных видах аэросредств. Значит, со временем будет все необходимое, чтобы самостоятельный индивидуальный полет стал доступным и простым способом передвижения. Единственное, что требуется парамотору – это свободное пространство для разбега при взлёте, и при посадке, чтоб ни за что не цеплялся купол. Но сделать площадки для этого нетрудно.
Вот и представьте: встали вы утром, вытащили из кладовки рюкзак со сложенным куполом и раму с винтом, вышли с этим на улицу. Собрались, разбежались – и на работу по воздуху! А там на бетонной площадочке за офисом приземлились, распаковались – это займёт три минуты – и вот вы на месте.
«Попахивает Гербертом Уэллсом», - говорили мне на это. Но я не сомневаюсь, что так, или примерно так со временем и будет: уж очень много обстоятельств подталкивает к этому – и бензиновый кризис, и аварии на дорогах из-за их загруженности, и т. д.
А к тому же сам парамотор постоянно совершенствуется. Описываемые здесь события происходили лет шесть-семь назад. С тех пор многое меняется: например, поскольку за рубежом парапланеризм гораздо более распространен, чем у нас, раньше использовались зарубежные парамоторы – чаще всего чешский «Валькерджет» и итальянский «Симонини». А теперь россияне и сами занимаются производством силовых установок для парамоторов, а также вносят изменения в готовые аппараты. Российские «братья по крылу», как называют иногда парапланеристы своих, дорабатывают карбюратор, приспособились использовать никель-кадмиевую батарею, создали ножное управление парамотором. А это делает аппарат удобным для случаев, когда руки должны быть свободны - при охоте, чтоб держать винтовку, при фото- и видеосъемке и тогда, когда нужно спасти человека, допустим, сломавшего ногу и лежащего где-нибудь в тайге, куда на другом транспорте не добраться. Существуют уже так называемые тандемы – двухместные парамоторы, на таких можно вывезти пострадавшего в экстремальной ситуации. Скоро, думаю, будут крытые парамоторы. А там, глядишь, и законченный аэромобиль появится. Привет Герберту Уэллсу и скептикам! Сказка становится былью… И хотя я её сам в реальности опробовал, те переживания были действительно сказочными.
В моей жизни я три раза испытывал фантастическое ощущение чуда, которое происходит здесь и сейчас: один раз – именно когда я впервые пилотировал парамотор…
После того было много других полётов, но та, первая «рабочая смена», первые полёты запомнились, конечно, ярче всего. Настоящее ощущение чуда. 


Рецензии
Любопытно, какие дополнительные два раза стали поводом для активной работы надпочечников? Покорение вершины и погружение с аквалангом?

Я бы, пожалуй, на летательные аппараты не решилась: у меня эффект суженого зрения был даже во время обучения езды на автомобиле и гаишникам понравилась моя остановка на посту, с одновременным нажатием педалей газ и тормоз.

Ив Олендр   29.07.2013 01:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.