Путевые заметки. Париж

День пятый – Музейный день.

Встретившись на ступеньках театра, Ольга вручила нам музейные карточки на посещение всех музеев Парижа в течение двух дней. Мы вписали свое имя, фамилию латиницей и дату выдачи карточки. По таким карточкам можно посещать музеи вне очереди.

Первым мы решили посетить музей Орсе – музей Современного искусства.
Первоначально на этом месте был дворец, где заседал государственный совет. В период Парижской Коммуны дворец сгорел.
В начале двадцатого века на этом месте был построен суперсовременный вокзал. Позже здесь размещался почтамт, зал для аукциона. А во время Второй мировой войны в этом здании находился перевалочный пункт.

В 60-х годах двадцатого века будущий президент Франции Жискар д”Эстен распорядился отдать обветшалое, а затем и реконструируемое здание под музей Современного искусства. В этом музее собраны произведения искусства  1848 – 1914г.г.

На первом этаже музея находится живопись пре импрессионистов: Эдгар, Делакруа, Теодор Руссо и других мастеров.
На втором этаже можно увидеть живопись, декоративное искусство, скульптура, предметы интерьера, некоторые работы из музея Родена.
Наверху, за огромными вокзальными часами работают кафе и сувенирные лавочки.
На среднем уровне – отреставрированный вокзальный ресторан.
На последнем этаже – экспозиция импрессионистов и пре импрессионистов: Ренуара, Сезанна, Моне, Мане, Тулуз-Лотрека, Дега и Ван Гога.

Мы с подругой начали осмотр музея с верхнего этажа. Было приятно наслаждаться работами великих мастеров, знакомые нам с детства. Произведений искусства в музее было очень много, но нам повезло, мы успели осмотреть всё до чрезвычайного происшествия в музее.

 Внезапно при выходе из зала раздалась негромкая электронная мелодия. В начале я приняла её за мелодию мобильного телефона.
Но уж слишком долго он звучал!

 Затем, со всех сторон набежала охрана музея, которая быстро и очень вежливо негромкими голосами  отдавала команды, направляя посетителей к запасным выходам музея.

- Похоже, мы попали на антитеррористические учения – предположила Татьяна.
 Никто не шумел, не кричал и не возмущался. Вся толпа посетителей тихонько следовала просьбам службы охраны. Было интересно наблюдать, как закрывались один за другим опустевшие залы музея.

- Прямо как в боевике, - подумала я, спускаясь по лестнице, и вскоре все посетители оказались на улице перед закрытыми дверями музея и вдобавок ко всему раздетыми, т.к. верхняя одежда осталась в музейном гардеробе.

  Оглянувшись по сторонам, я заметила двух женщин и молодую пару из нашей группы. Наши пожилые дамы тут же сообщили нам, что видели возле большого циферблата вокзальных часов густой, черный дым.
- А потом включилась сигнализация, - наперебой рассказывали они нам. – И двери в зал стали автоматически закрываться.
- Это было так интересно! – восторженно взвизгнула одна из них.
- Что правда, то правда, - подумала я. – Со стороны  наблюдать за эвакуацией людей было очень интересно.
- Холодно! – поёжился наш  единственный молодой человек, которого звали Паша. Он путешествовал вместе со старшей сестрой и прекрасно изъяснялся на французском языке. Я подозреваю, что такой путевкой его премировали в школе.
- Тогда пошли в ресторан или кафе, – оглядываясь по сторонам, предложила Таня. – Наверняка здесь что-то есть поблизости.

И действительно, пройдя несколько шагов вперёд, мы увидели небольшую вывеску и сам ресторанчик. Ресторан был разделен на две части. В первой, было кафе – бар. Здесь можно было выпить чашечку кофе и заказать выпивку. Во-второй половине можно было пообедать. Поскольку первая часть этого заведения была битком набита такими же как мы горе – посетителями музея, мы поднялись в зал обедов и заказали себе салат, пирог с яблоками и кофе.

Если бы не Паша, мы вряд ли смогли что-нибудь самостоятельно заказать. Моего французского хватало только на самые бытовые фразы: Как пройти? Сколько стоит? Где находится?

Заказа ждали недолго и скоро получили по такой большой тарелке салата, что её можно было спокойно разделить на всю нашу небольшую компанию.
Крупно нарезанные зеленые листья салата, помидоры – дольками и тонкие, длинные куски балыка поверх листьев салата, - всё это было приправлено  виноградным уксусом.

Яблочный пирог и кофе были отменными, а салат, честно говоря, мне не понравился.
Пока мы были в ресторане, очередь из «выгнанных» на улицу посетителей  музея и жаждущих вновь попасть в него, рассосалась. Работа в музее восстановилась, и нам удалось войти в него без всяких проволочек и объяснений охране. Досматривать работы этого музея нам больше не хотелось, и мы прошли в гардероб за своим вещами.

На улице было полно людей в камуфляжной форме с автоматами, которые не позволили нам сфотографироваться возле скульптуры бегемота. А жаль! Кому- то из нас очень хотелось запечатлеть себя на фоне этого бронзового гиппопотама.

Из музея Орсе, мы поспешили в музей Родена. Немного поплутав по улицам Парижа, мы наконец оказались около Дома Инвалидов, а потом и у самого музея Родена.

Дом Инвалидов – архитектурный ансамбль, составленный из Собора Инвалидов, Солдатской церкви или церкви Св. Людовика и несколько казарменных зданий.

Строительство Дома Инвалидов началось по заказу Людовика XIV в 1671 году с сооружения для приюта и госпитализации ветеранов и инвалидов – участников многочисленных войн второй половины 17 века.
При Людовике XIV число инвалидов войн доходило до 7 тысяч человек.
Наполеон Бонапарт отвёл значительную часть здания под Музей армии, где находится внушительная коллекция оружия, военного снаряжения и реликвий с начала Средних веков и до наших дней.

Дом Инвалидов превратился в символ славы самого Наполеона, когда его останки в 1840 году перевезли с острова Св. Елены и захоронили в Соборе под золотым куполом. В крипте захоронен и сын императора, скончавшийся от туберкулёза в Вене (его останки были перевезены Гитлером в 1940 году).
 
Церковь Сен – Луи- дез – Инвалид украшают знамена, захваченные французами армиями в боях. Во дворе установлены восемнадцать пушек, в том числе восемь из Вены. Наполеон приказывал палить из них по случаю знаменательных событий, включая рождение его сына в 1811 года. Пушки также стреляли в 1918 году после подписания мира и на похоронах маршала Фоша в 1929 году.

К северу – западу от Дома Инвалидов находится Военная школа, готовящая офицеров с восемнадцатого века.
Бывший плац – парад  (Марсово поле)школы сегодня представляет из себя большой парк простирающийся до Эйфелевой башни.

Естественно, меня заинтересовал вопрос, когда был построен военный госпиталь в нашем городе? Оказалось, что строительство военной  медицинской академии на выборгской стороне началось ещё во времена ПетраI как “гофшпиталь” (дата основания 18 декабря 1798 г.). Первые постройки были мазанками. А с 1710 года строится каменный комплекс по проекту архитектора Д. Трезини. В 1722 -1723г.г. закончена западная часть сухопутного комплекса. Три года спустя – восточная адмиралтейская. Ансамбль военной медицинской академии включал в себя два флигеля, кладовые, амбары.
27 августа 1808 года состоялось открытие Военно- Медицинской академии.

Мы вышли с территории Дома Инвалидов, повернули налево, перешли улицу и оказались возле музея Родена.
Небольшой на первый взгляд музей представлял собой два двухэтажных здания и парк, где также находятся скульптуры этого великого мастера, которому удалось создать непросто человеческие фигуры, а вдохнуть в них жизнь, показать их характер.
 Кроме этого, я впервые увидела его живопись. По всей видимости эти акварели относились к его ранним работам. Меня удивило в них то, что на всех пейзажах присутствовали черные, дождевые тучи, словно в природе шла борьба между добром и злом.

После музея Родена нам удалось посетить Музей Оранжери. Здание было построено как оранжерея при Наполеоне III. Однако в двадцатых годах прошлого столетия превратилась в выставочный зал для одного художника Клода Моне и его восьми картин с кувшинками. На картинах художник запечатлел игру света и цвета в разное время дня на пруду его японского сада в Живерни под Парижем.

Во вновь открывшемся в 2006 году после основательного ремонта двух просторных овальных залах наверху картины демонстрируются так, как задумал сам художник.
Внизу, в галерее представлены коллекции Жана Вальтера и Поля Гайома: работы Сезанна, Ренуара, Матисса, Пикассо, Сутина, Модильяни и других великих художников.
Любимую фразу нашего народа: «Увидеть Париж и умереть»  после посещения Оранжери и просмотра картин Клода Моне «Кувшинки» хочется переделать иначе: «Увидеть «кувшинки» и умереть» настолько сильное впечатление остаётся после просмотра этих полотен.


Теперь наш путь лежал к Лувру, где нас ожидал экскурсовод Сергей. Из его рассказа о себе нам стало известно, что он родился в Москве. После окончания школы поступил в Ветеринарную академию. Закончив её, решился  на переезд в Париж, где поступил в Сорбонну. После окончания Университета он уже 24 года работает экскурсоводом в Париже.
 
Каждый его рассказ был настолько интересным и увлекательным, что хотелось запомнить каждое  из его слов, но к сожалению это было нереально. Вот и в этот раз, он превосходно рассказал нам о Лувре и об огромной  музейной коллекции живописи и скульптуры.

 Музей Лувр  - самый крупный и первый по богатству коллекции в мире.
История его такова:
             В конце 12 века король Август –Филипп построил замок, защищавший с северо-запада подступы к острову Сите. В 14 веке вокруг замка построили новые крепостные стены и замок утратил свою боевую силу. При Карле V он был перестроен и превратился в королевскую резиденцию. В 16 веке значительная часть здания была снесена и на его месте стали строить новый дворец, который с течением времени постоянно расширялся.

История музея Лувра связана с Великой французской революцией. Первоначально в музее экспонировалась коллекция «памятников наук и искусств». Торжественное открытие музея состоялось 18 мая 1793 года.
Но с каждым годом коллекция увеличивалась и росла, как и рос поток посетителей к портрету «Моны Лизы» Леонардо да Винчи. И в 1980 году президент Франции Миттеран предпринял попытку реорганизацию музея. Под землей была оборудована обширная зона приема посетителей. Сверху она была прикрыта стеклянным колпаком в виде Египетской пирамиды, созданной по проекту американского архитектора китайского происхождения Й. М. Пея.
 
Наша прогулка по музею длилась около трех часов. Мы увидели фигуру Венеры Милосской, датируемой 100 лет до нашей эры! Вдумайтесь в эти цифры! 100 лет до нашей эры кто-то смог создать такой шедевр!
 Рассказывая о Венере Милосской, Сергей не забыл поведать нам забавный эпизод: «Через сто лет, после того, как нашли скульптуру, в том же месте разыскали вытесанную руку, но оказалось, эта рука не принадлежит Венере».

Нам довелось  увидеть  в этот день очень многие произведения искусств и, вспоминая слова моей подруги-путешественницы, мне хочется сказать:  «Всё происходило как в кино, и в памяти остались лишь отрывки наиболее значимых для нас произведений искусств».

Возвращаясь в отель, мы видели пейзажи вечерних улиц и проспектов Парижа похожими на изображения полотен французских импрессионистов.
Так закончился еще один день в Париже.


Рецензии