Продолжение встреча с поэтом
К стихам ли, к автору ли, Лида постепенно очень привязалась, и это всё произошло в очень короткий срок. Она стала более задумчивой, рассеянной, часто ходила бесцельно по комнатам, не находя чем себя занять…. Перемену в ней заметил муж, чего раньше с ним не бывало, и тогда Лида решила рассказать ему всё, как есть.
-Ты помнишь, я тебе рассказывала про то, как познакомилась с одним поэтом, он пишет очень замечательные стихи. Я тебе неоднократно зачитывала…
-Да, но ты же знаешь, что твои поэзия и литература для меня ничего не значат. Я инженер, для меня интересно совсем другое,-запальчиво высказался муж.
Тогда Лида решилась:
-Ты знаешь, я люблю этого человека….
-Кого? Поэта??? Да ты что? Ты же его не знаешь! Несколько часов в аэропорту, переписка по интернету, и ты думаешь, что уже можешь быть уверенной в своих чувствах? Это нелепо, наконец! Мы с тобой слишком долго прожили, чтобы перечеркнуть все эти совместно прожитые годы!,- он не на шутку разволновался. Лида запереживала за его сердце.
-Послушай, но последние годы мы уже с тобой просто как соседи, только живём под одной крышей. Ты же знаешь, что если бы была возможность, мы бы уже давно жили бы раздельно. Да у нас с тобой, кроме детей и внуков, нет ничего общего, да и не было никогда. Я уже разговаривала с детьми. Я объяснила им нашу ситуацию. Они взрослые, у них свои семьи, ты думаешь, они не замечали, какие у нас с тобой отношения? Я хочу решиться, хочу хоть один год прожить счастливой жизнью.
-А разве дети и внуки – это не наше с тобой общее, что должно объединять? О чём ты говоришь, Лида?
-Ты даже по имени очень редко меня называешь, а про любовь почему-то до сих пор говоришь только на людях, а не наедине. Почему так, ты не задумывался? Дети навсегда останутся нашими с тобой детьми, и внуки тоже наши с тобой. Но есть ещё личная жизнь. Понимаешь, если сердце молчит, можно и так прожить, как мы с тобой жили. Но если произойдёт какая-то встряска чувств, то так уже жить невозможно, тяжело, невыносимо…. Как-то у нас с тобой не хватает взаимопонимания, я пытаюсь тебе объяснить одно, но получаю на это такие весомые аргументы, что продолжать разговор нет смысла. И так было всегда. Я очень надеялась на хоть какие-то перемены в наших с тобой отношениях. Но уже слишком поздно…И ничего не меняется….
-А влюбляться в твоём возрасте в поэтов, художников и вообще – не поздно? Что про нас будут говорить наши друзья? Как я буду выглядеть?, - лицо мужа раскраснелось, причёска разлохматилась, и он стал напоминать ихнего пса Чарлика.
-Да, поздно. Но я не могу больше с собой бороться. Александр приедет в Москву, я тебя познакомлю с ним, потом решим, что делать. Ты прости меня, что всё так, но и у тебя всё будет хорошо, всё образуется. Может и ты ещё будешь по-настоящему счастлив. Я иногда хотела, чтобы ты в кого-нибудь влюбился как мальчишка, тогда бы ты и меня понимал лучше… .А сейчас, что нам беречь, когда в наших отношениях только забота друг о друге, не основанная ни на нежности, ни на глубокой привязанности друг к другу.. А друзья? Да мы не знаем, как внутри семьи у них обстоят дела? Это внешне кажется что всё в порядке. Нам с тобой тоже завидовали, а были ли мы с тобой счастливы?.. Ну, вот видишь….
Лиде очень жаль было мужа, столько лет вместе. Но ведь живя так, очень трудно смотреть на счастье других людей и сознавать, что с тобой этого уже никогда не произойдёт, потому что ты связана узами брака. Есть по настоящему счастливые пары, для которых главное, чтобы быть вместе. И правду говорят, что ошибка одной минуты, может стать горем на всю жизнь. Где-то когда-то они с мужем поспешили, не задумались, понадеялись на что-то – и вот результат.
Муж ушёл в спальню, Лида осталась в комнате. Легче ли ей стало? Нет, не почувствовала она особого облегчения после разговора с мужем. Комок в груди всё сжимался, она даже валидол положила под язык. И только мысль о предстоящей встрече с Александром согревала ей душу. С этой мыслью она и уснула.
На утро приехали дети, муж не выходил из спальни, она сама раза два заходила к нему, он чувствовал себя нормально, а это Лиду больше всего беспокоило. Муж лежал на кровати, глядя задумчиво в потолок, и Лида подумала, что может хоть это даст ему толчок задуматься об отношении не только к своим взрослым детям, с которыми он не всегда находил общий язык, но и об отношениях между мужчиной и женщиной вообще.
Дети делали вид, что ничего страшного не произошло; конечно им не хотелось, чтобы родители разъехались, они их любили одинаково, но они и понимали мать… Правда дочка сильно переживала, что далеко Лида уезжает, и как у неё всё там сложится. Сын же уверенно заявил: есть телефоны, интернет, самолёты летают. Что не так – обратно заберём.
Лида получала приличную пенсию, поскольку много лет проработала на государственной службе. За это она не переживала. …
И вот встреча, в том же аэропорту, почти год спустя. Александр появился, немного похудевший и полысевший. Что-то чужое было в его облике. Вот он идёт к ним, обнимает скромненько Лиду, и у Лиды забилось сердце: «Нет, не чужой он мне,…» Александр познакомился с сыном и дочерью Лиды, и те пригласили его к себе. Но Александр сказал, что в другой раз обязательно, а сегодня они улетают следующим рейсом, и пошутил, - пока мама ваша не передумала….
В полёте Саша читал ей свои стихи, балагурил, рассказывал интересные вещи про Красноярск.
Когда они приехали в его дом, который оказался огромным особняком, Лида никак не могла привыкнуть к мысли, что она здесь должна жить. Ей хорошо было только рядом с Александром, и как только он оставлял её одну, у неё начиналась паника. Один раз она не выдержала и всплакнула во время разговора с сыном, дети расспрашивали как она здесь, а она спрашивала про их отца…
У Александра в доме было вполне уютно, но женской руки не чувствовалось. Лида попросила его посоветовать, куда обратиться, чтобы пригласить кого-то для уборки по дому. Александр сначала удивился:
- Зачем, потихонечку сама справишься, куда спешить?
Но потом, когда Лида сообщила ему, что платить домработнице она будет сама, Саша позвал соседку, они поговорили с ней, и к ним стала приходить женщина средних лет, с которой Лида быстро познакомилась, они нашли общий язык, и дело у них пошло. Лида подавала идеи, Люда, так звали эту женщину, быстро соображала, что и как лучше сделать….
Как-то после многочисленных дел Лида и Люда присели попить чайку и разговорились. Лида не хотела ничего слышать про прошлую жизнь Александра. А Люда тактично ничего и не говорила. Просто Лида иногда ловила на себе грустный взгляд последней, собственно, не говорящий ни о чём…
С Александром у Лиды отношения складывались наилучшим образом. Он относился к ней, как к новобрачной или совсем молодой девчонке. Они бегали по лесу, почти рядом с домом, и в бассейне плавали вместе, Саша её то ласково прижмёт к себе, то шлёпнет слегка пониже спины, а сам между тем постоянно находился где-то в облаках. Он опять стал очень продуктивно писать стихи. Лида вызвалась корректировать их, они иногда вместе работали за его рабочим столом, но она заметила, что один работать Саше всё же нравилось больше.
-Ты знаешь, а правда ли, некоторые писатели, и даже поэты, нанимают «негров», которые им пишут или сочиняют, а те разъезжают по заграницам, да по телеку передачи разные делают,- задала как-то Лида вопрос Александру.
Саша странно, из-под лобья посмотрел на Лиду и сказал:
-Я могу только за себя знать, а как остальные пишут, меня особо даже и не волнует.
Лида заметила, что для поднятия Саше настроения, нужно было больше хвалить его талант, его стихи, говорить о его неподражаемости…
Однажды Саша водил её на какой-то приём, и был приятно удивлён тому, как Лида смогла выглядеть на этом приёме, как вела непринуждённые разговоры с незнакомыми ей людьми и чувствовала там себя, как в своей тарелке.
Дома он снова отметил это обстоятельство, по-новому стал относиться к ней – не как к девчонке какой-нибудь, а как к зрелой, знающей себе цену даме.
-Ты же был со мной постоянно, а значит для меня не было никаких проблем, - счастливо объяснила ему Лида.
Однажды Лида с Людой забрели в подвал дома: Люда хотела навести и там порядок, однако их увидел Саша и сказал, чтобы они туда не ходили. Люда осталась ждать, Лида всё же опустилась в подвал: там было почти светло, окна узкие пропускали дневной свет, было и дополнительное освещение, но какой-то странный запах привлёк внимание Лиды. Она вышла из подвала и удивлённо сказала Люде, почему Саша не хочет, чтобы они там убрали. Люда сначала молча глядела на Лиду, и потом сказала, что когда Саша жил один, её, Люду, тоже приглашали сюда делать уборку, и она знает, что к Саше приходили друзья с женщинами или девушками, кто их разберёт, по несколько дней здесь были гуляния, а после этого Люда находила в подвале и использованные шприцы, и вот этот запах отчего-то оставался да ещё и не выветривался.
Ну вот, Лида узнала о Саше некоторые подробности, о которых он ей не говорил. Лида почти ежедневно по скайпу общалась с детьми и даже с мужем. Тот немного повеселел, за ним там ухаживала одна женщина, «приударила», как он выразился. И муж выглядел даже помолодевшим.
Саша основное внимание уделял своей поэзии, они с Лидой уже почти не ходили ни в театр, ни в гости, почти и не приглашали никого к себе. Однажды Лида предложила Саше пригласить к ним своих и его детей: дом большой, места хватит. Саша как-то рассеянно посмотрел на неё и спросил:
-А тебе со мной уже скучно?
-Ну что ты, Саша! Я просто думаю, что такой образ жизни…
-А я вот думаю, что зря тебя уговорил ехать сюда.
-П…почему?,- у Лиды похолодело всё внутри, она уже знала некоторые слабости Саши, но всё как-то не обращала внимания на его словечки, которые услышь она от другого человека, обидели бы её. А тут выходит, значит, что она зря сюда стремилась и душой и телом?
-Да ты не принимай мои слова близко к сердцу. Просто, пока мне пишется, я не хотел бы, чтобы кто-то мешал мне. А ты развела тут домработниц, садовника, они отвлекают, мне нужна тишина…Или наоборот – громкая музыка, веселье да такое, чтоб как Соколовский Хор у яра… Чтобы расслабиться душой, и потом начать сначала.
Как это всё Лида пережила, знает только она, да Люда всё старалась её чаем новым отвлечь…
Когда приезжали дети Саши, Лида видела, что он их очень любит, особенно он нежен был с маленьким внучком. Лида даже украдкой всплакнула, вспоминая своих….
Саша иногда вставал и работал по ночам, а днём отсыпался… В один из таких дней он не смог сдержать свой гнев по поводу того, куда делся листок, на котором он записал какие-то строчки, находясь в одном укромном месте дома. Лида отчаянно пыталась сгладить обстановку, но это стало продолжаться систематически: если что-то не так, виновата была Лида. Дочка вечером по скайпу обратила внимание, что она, Лида, какая-то не такая, заплаканная, что ли…
-Да нет, всё нормально.- отнекивалась Лида, еле сдерживаясь.
Да, если раньше она рассказывала детям конкретно о том, чем она занималась, куда они с Сашей ходили, то теперь отговаривалась односложно, «всё нормально». Стихи Саша продолжал писать так же много, редко когда один в день. Лида, предполагая и опасаясь нервного срыва Саши или истощения нервной системы от недосыпания, от постоянного нервного напряжения, ведь Саша ещё контролировал работу небольшого предприятия, а от Лидиной помощи отказался, предложила ему съездить куда-нибудь отдохнуть и заехать заодно в Москву к её детям. Саша вылушал, пообещал, но дело с мёртвой точки не сдвинулось…. Саша стал задерживаться по вечерам в своей фирме, а ночью корпел над ноутбуком. Он стал вдруг более весёлым, и стихи пошли какие-то другие, опять много внимания отводилось любви…Однажды он привёл домой молодую девушку и сказал Лиде:
- Извини, но она поживёт у нас. Это не навсегда. Ты не переживай. Я как любил, так и люблю тебя, а это просто - понравилась девчонка…поживёт, да отправим восвояси…
У Лиды не нашлось слов ответить…. Она любила Сашу, очень любила, готова была простить ему всё. Однако равнодушие к её детям с его стороны, к её тоске по ним, и теперь эта девушка…. Это вызывало горечь в душе Лиды, и даже обиду на Сашу.
Лида не осталась дома, она захотела выйти погулять, хотя на улице было сыро и уже достаточно темно. Накинув лёгкую курточку, одев свои любимые брючки, привезённые из Москвы, туфельки, она вышла и долго шла в одну сторону по шоссе, и пришла к берегу реки. Там она обратила внимание, что на скалу, которая нависла над водой, ведут ступеньки. Лида, шла, глотая слёзы и шепча про себя: «Угрюм-река, угрюм-река» … Слезы уже не переставая лились из глаз. Она думала про себя, что вот сейчас прогуляется подольше, чтобы не знать, что происходит дома, а утром соберёт вещи и поедет в аэропорт. Она так соскучилась по внучке, по её мягким косичкам, большим глазёнкам, тёпленькому тельцу… А дочка, тоже скучает по маме, как и сын, а она не посмела пригласить их в этот дом, где у них с Сашей сначала всё было хорошо… Завтра она возьмёт билет, и никакой Саша её не остановит, а вечером она увидит своих… Лида уже не плакала, она смеялась, представляя сквозь слезы, как будет шутить сын, они и отца своего позовут с его новой женой, и ничего, пусть, они не помешают… Они встретятся, и всем будет хорошо.
И тут Лида оступилась и покатилась по скользкому гранитному камню… Она слабо закричала, потом успела увидеть, что падает в воду….У неё перед глазами промелькнули её маленькие дочка с сыном, и холодное течение реки сомкнулось над ней….
Дети прилетели на следующий день. Саша сидел у тела Лиды и плакал, что-то бормоча, и периодически отходя в угол комнаты к столу, что-то записывая там. Он был подавлен, на Лидиных детей не поднимал глаз. Бывший муж Лиды подошёл к ней и тихо спросил, будто она была жива:
-Лида, Прости, но ты хоть чуть-чуть успела побыть счастливой?
Свидетельство о публикации №213052800210