В старом театре

Самое старое здание в нашем городе - пожалуй, театр. Театр представляет собой готичное здание, построено оно было, помнится, в восемнадцатом веке. Тогда этот театр блистал во всем своем мрачном блеске. На тамошние премьеры собирались все - легкомысленная богема, сдержанная интеллигенция, богатая буржуазия, бедные студенты и члены высшего общества. Позднее всеобщая мода на него прошла, и театр стал тем, чем его хотели видеть создатели - не массовым развлечением, а изысканным удовольствием для истинных ценителей искусства. Таким оставался он и по сей день.
 Позже об этом месте поползли странные, а иногда и страшные слухи- от прозаичных до мистических. Но в мире искусства это всегда будет, поэтому никто не принимал их всерьез.
 Как вы уже поняли, место это особенное.
 Признаюсь, мне было жутковато. В довольно жаркий и очень ясный полдень в помещении было темно и прохладно. Я вошла в полутемный зал. На сцене стояла группа людей в старинных костюмах. Посреди сцены бледная девушка декламировала какие-то стихи:

 Победе грош цена,

 Коль не дает нам радости она.

 Милей судьбой с убитым поменяться,

 Чем страхами, убив его, терзаться.*

 На несколько секунд я застыла, слушая её, потом один из мужчин, стоящих на сцене, поднял руку, девушка замолкла и все вдруг обернулись ко мне. Они молчали, я несмело вышла вперед и заговорила:
 - Меня сюда направили...
 - Хм, а ничего. Выглядит заманчиво, - облизнулась какая-то девица с рыжими кудряшками и стала плавно, как кошка, приближаться ко мне.
 - Стой! - велел ей мужчина. Я невольно засмотрелась на него. Длинные, блестящие, словно шелковые, черные волосы обрамляли бледное лицо и спадали на широкие плечи, затянутые в старинный серый сюртук - он словно бы сошел со страниц викторианского романа. - Девочка, для чего тебя сюда прислали? - спросил он меня.
 Я немного обиделась на "девочку", и это придало мне немного уверенности.
 - Как для чего? Я - актриса! Лучшая на курсе! Я прошла прослушивание и меня направили сюда, в лучший театр города! По крайней мере, мне так сказали.
 Рыжая девица сразу отскочила от меня. Одна из девушек, стоявшая ближе ко мне, сказала:
 - Не обращай внимание на Бэл. Она немного странная. Так ты - наша новая актриса?
 Я кивнула.
 - Вы не сомневайтесь, я способная!
 Девушка засмеялась серебристым смехом.
 - И не сомневаюсь. Только учти, тебе придется много работать. Мы обычно приходим сюда рано утром, а уходим, когда уже стемнеет.
 Я решительно кивнула.
 - Я готова постараться!

 Работать мне действительно пришлось много, хотя бы чтобы постараться дотянуться до уровня актеров. Они все играли просто великолепно, перевоплощались в персонажей прошлых веков, словно сами жили в то время. Я не представляю, зачем им вообще нужны были репетиции - каждую строчку каждой пьесы они знали досконально. Я на их фоне смотрелась довольно бледно.
 Меня слегка удивляло отношение коллектива ко мне. Некоторые меня попросту не замечали. Я решила, что они считают себя опытнее, талантливее. и выше меня, и не стала заострять на этом внимание. Некоторые глядели оценивающе. Я подумала, что они присматриваются ко мне, что я из себя представляю. А вот некоторые, как Бэл, поглядывали на меня откровенно хищно. Я голову сломала, думая, что это могло бы значить. Пожалуй, дружелюбно относилась ко мне только Франческа, девушка, которая заговорила со мной в первый день.
 Но на странных взглядах причуды актеров не заканчивались. Например, они все категорически не любили свет. Я ни разу не видела, чтобы кто-то из них выходил на улицу в светлое время суток. Все окна в здании были завешены портьерами.
 В театре всегда было темно - здание было слишком старым и электричество туда не проводили. Вместо этого на сцене, за кулисами и в коридорах горели свечи. На время представлений, как мне объяснили, над сценой зажигали большой канделябр. На мой вопрос, как они могут все время находиться в темноте, все отвечали, что привыкли.

 Однажды, уже выйдя из театра, я вспомнила, что забыла в гримерной шарф, и пришлось вернуться. Проходя по коридору, я увидела скользнувшую передо мной тень. Сначала я испугалась и вскрикнула, но в свете свечей увидела, что это девушка. Девушка была какая-то странная. Кожа бледная, словно прозрачная. Черные локоны спадали до талии, тонкой, как тростинка. Лицо было закрыто какой-то маской, вроде тех, что носят в Венеции на карнавале. Девушка протянула ко мне руку и что-то тихо прошептала. Так тихо, что я не расслышала её. Тут у меня за спиной с грохотом распахнулась дверь, впустив сильный сквозняк. Привлеченная громким звуком, я обернулась, а когда повернулась обратно и уже хотела переспросить, что же сказала та девушка, она исчезла. Совсем исчезла, словно её и не было.
 В гримерке обнаружилась Франческа. Я решилась задать интересующий меня вопрос.
 - Фран, а что за девушка по коридорам шастает? Я её тут ни разу не видела.
 - Какая девушка?
 - Бледная такая. В маске.
 - Да это привидение.
 - Что? - хихикнула я.
 - Ну обыкновенное привидение.
 - А если серьезно?
 - Да я серьезно, - Фран взглянула в мои недоверчивые глаза и махнула рукой.
 На перекрестке мы попрощались и разошлись.

 Наутро я решила прояснить вопрос с той загадочной девушкой и подошла к Бэл.
 - Слушай, я тут вчера кое-что странное видела...
 И вкратце описала ситуацию.
 - А что странного? - пожала плечами девушка. - Просто привидение.
 Я засмеялась.
 - Да-да, Фран мне то же самое сказала. Ну а серьезно?
 - А ты что думаешь, Фран шутила? Это обычный театральный фантом. Ты не в курсе - в каждом старинном театре должен быть свой призрак. Она давно тут живет. Кстати, она тут не одна такая, так что ты поосторожней.
 И девушка ушла, оставив меня переваривать сказанное.

 Уже вечером, когда я собралась уходить, в зал вбежала какая-то девчушка лет семнадцати. Девочка выглядела весьма необычно - в джинсах, в футболке с логотипом какой-то рок-группы, в ярких кедах, а волосы повязаны ярко-розовым шарфиком в сиреневую клетку.
 Все обернулись к девушке. Она вскочила на сцену, подбежала к Армандо (он в нашей труппе был кем-то вроде негласного лидера, и он же заменял режиссера, которого я в театре отродясь не видела).
 - Мне вот велели вам передать... - зачастила девочка и протянула Армандо конверт. Тот немедленно открыл конверт, пробежался глазами по записке и сказал:
 - Подожди немного, я передам ответ.
 Затем мужчина обернулся ко мне.
 - Ты можешь идти.
 Я обрадовалась - все же устала от долгих репетиций. Похоже, больше никто пока уходить не собирался. Я вышла из театра и тут же забыла об этом.

 Через неделю должно было быть мое первое выступление в этом театре. Я невероятно переживала, усиленно репетировала и круглые сутки повторяла роль. Но за день до выступления случилось нечто, начисто выбившее меня из колеи.
 Я снова увидела привидение.
 Это была не та девушка, которую я видела в прошлый раз. Волосы светлые, платье другое. Но такая же полупрозрачная, и явно неживая. Тут она вытянула ко мне руку и я обомлела - на её руке был повязан шарф - такой же призрачный, как и она сама, но очень запоминающийся - розовый, в сиреневую клетку.
 Я закричала и потеряла сознание.

 Не знаю, сколько я пролежала в этом коридоре на пыльном полу. Но как только я смогла подняться, то устремилась к двери. Дернула за ручку. Дернула еще раз. Затрясла дверь так, что едва не отломала ручку, потом в отчаянье ударила кулаком по лакированной поверхности. Заперто. Ну почему, ну почему всегда так? Почему со мной вечно происходят неприятности? Правда, никогда эти неприятности не были такими страшными.
 Кто-то коснулся моего плеча. Я обернулась. Они стояли рядом. Бэл, Франческа, Армандо. Я прижалась к двери.
 - Она ведь умерла? - выкрикнула я. - Она умерла, та девочка! Кто её убил? Вы?
 - Все сложнее, чем ты думаешь, - спокойно произнес Армандо. - Позволь, я тебе объясню.
 Он неожиданно оказался рядом со мной и взял меня за руку. Я хотела выдернуть руку, но он держал крепко. Мужчина наклонился, прикоснулся губами к моему запястью и я почувствовала резкую боль. И снова потеряла сознание.

 Очнулась я на диване в гримерной. Надо мной склонилась Фран.
 - Ты как?
 Я прислушалась к себе.
 - Есть хочу.
 - Ну, это нормально, - улыбнулась девушка, помогла мне встать и подвела к зеркалу.
 Я уставилась на свое отражение. Кожа стала белой, как бумага. Глаза потемнели. Я осторожно провела языком по зубам. Боги, только не клыки! Какой ужас!
 Я развернулась к Фран.
 - Что вы сделали со мной?
 Подруга насупилась.
 - Могла бы и поблагодарить. Ты хоть знаешь, что мы тебе подарили?
 - Вы сделали меня чудовищем!
 Девушка усмехнулась.
 - Зато прекрасным и вечно юным чудовищем.

 ***
 Теперь я знаю, что случилось с той девчушкой. Иногда наше общество прячет такие тайны, которые лучше не знать. Один человек, которого Армандо когда-то хотел убить, сумел договориться с ним. Армандо не убил его, более того, дал ему вечную жизнь, а этот человек пообещал регулярно присылать к нам в театр "угощение". В прочем, некоторые вроде меня, Франчески (как выяснилось) и еще нескольких из нашей труппы, приходя в театр в качестве актеров, становятся такими же существами, и присоединяются к остальным навсегда. Поэтому каждый раз, когда во время репетиции распахивается дверь и приходит человек, я лениво размышляю, кем он будет - одним из нас, или пополнит компанию местных фантомов?



 * Отрывок из пьесы Шекспира "Макбет", слова Леди Макбет.


Рецензии