Интервью с Брайаном де Пальмой

Шах и мат от Брайана де Пальмы

Режиссер Брайан де Пальма молчал пять лет. После фильма «Без цензуры» 2007 года, получившего Серебряного Льва Венецианского фестиваля, он взял тайм-аут. На отдых, раздумья и замыслы. И вот теперь он возвращается к нам с новым проектом – криминально-эротическая драма «Страсть» задает вопросы, но не дает явных ответов. Как и бывает в жизни. Главный из них – как далеко может пойти женщина в борьбе за место под солнцем.

Рэйчел МакАдамс («К чуду», «Шерлок: Игра теней», «Полночь в Париже») и Нуми Рапас («Девушка с татуировкой дракона», «Прометей») – две яростные тигрицы, а точнее,  топ-менеджеры крупной компании, сходятся в схватке не на жизнь, а на смерть. Причина конфликта – ревность, карьера и оскорбленное самолюбие. Но, как и бывает в фильмах Брайана де Пальмы, в том, что явно, присутствует незримое, как подводное течение, как родник в глубине подземной пещеры. И это незримое – страсть, не просто любовная, но всеобъемлющая, страсть, с которой люди рвутся к власти, идут по трупам, рушат другие жизни, а иногда и свою собственную.

- Господин де Пальма, фильм «Страсть» - о чем он?
- Если кратко, это поединок двух сильных красивых современных женщин, поединок за власть, за любовь, к тому же в их историю вплетено убийство, а значит, интрига увеличивается вдвое.
- Почему вы вдруг решили рассказать именно о женщинах  топ-менеджерах?
- Это очень по-современному. Топ-менеджеры – это особые люди, отдельная каста, они мыслят совсем иначе, чем большинство. Они очень закрытые люди, потому что сфера, в которой они существуют, по сути, на одной линии с политикой. Там все очень серьезно. Большие ставки, большие деньги, большие жертвы. Это как прихожая, из которой можно попасть или в рай, или в ад.
- Одна из интриг, обеспечивающих саспенс, любовное притяжение героинь, но все усугубляется убийством и огромным количеством подозреваемых.
- В этом жанре я работал последний раз 23 года тому назад, это был фильм «Воскрешение Каина» 1992 года. Там иллюзорность реальности переплетается с человеческими фантазиями, домыслы - с фактами. Сценарий «Страсти» я переписывал несколько раз, чтобы интрига была как можно более сложной. Сюжет напоминает чем-то компьютерную игру, когда игроку приходится один и тот же уровень проходить несколько раз, и каждый раз возникают новые нюансы. Это так увлекательно, начинать расследование с начала в тот момент, когда уже кажется, что все предельно ясно, разгадка найдена, убийца будет схвачен и посажен в тюрьму. И вдруг крошечная деталь, которая никем не бралась в расчет, разрушает все. И приходится начинать сначала. 
- То есть, мы до последней минуты не будем понимать, кто убийца?
- Именно так. Вам будет очень интересно. Кроме главных героинь в фильме присутствуют персонажи, которые как бы рядом, но к убийству непричастны….
- Намекаете, что именно к ним нужно присмотреться?
- Я ничего вам не говорил (улыбается).
- И все-таки это история больше о преступлении на почве ревности и любви или это история карьеристок?
- Это по сути одно и то же. Карьера тоже строится на любви, и в большинстве случаев это прерогатива именно женская. Женщина рождена соблазнительницей. Не будем погружаться в библейские дебри, возьмем день сегодняшний -  женщина давно перестала быть слабым полом, она хитрее, умнее, изобретательнее мужчины, ее завоевательский арсенал богаче, чем мужской, у нее больше возможностей, что называется, зайти с разных сторон. Поэтому фильм «Страсть» рассказывает о том, на что способна женщина ради любви и карьеры.
- Как вам работалось с двумя такими яркими женщинами, как Рэйчел МакАдамс и Нуми Рапас?
- Великолепно. Мне несказанно повезло с ними. У каждой из них очень выразительная, наделенная собственным смыслом внешность,  зритель смотрит на них и понимает, что каждая из них по-своему опасна. В то же время, я намеренно сыграл на противопоставлении блондинки и брюнетки…

- Это классический пример антагонизма на экране.
- Да, но я приготовил сюрприз (смеется).

- О, я не сомневаюсь.
- Кристина (Рэйчел МакАдамс) и Изабель (Нуми Рапас) разыгрывают битву характеров. Изабель – это, прежде всего, опасность, именно о ней мы думаем большую часть фильма, как об убийце. Нам кажется, что человек именно с такой внешностью скорее может убить, чем сексуальная и милая Кристина. Но на самом деле, она оказывается более опасной, чем Изабель, потому что она манипулятор. И в этом кроется очень важный аспект. Мы знаем, что весь наш огромный мир управляется людьми, наделенными богатством и властью. Нами манипулируют каждый день, а мы даже этого не замечаем. Существуют целые эзотерические тайные технологии, коды, сигнальные фразы, которые мы можем слышать каждый день с экрана – все это создано для того, чтобы манипулировать нами. А мы живем с иллюзией свободы, нам кажется, что выбор, который мы делаем, всецело наш, нам его никто не навязал.

- Мы ошибаемся?
- Безусловно.   

- Приоткройте завесу тайны: ведь в фильме есть еще и третья участница этой любовно-криминальной схватки?
- Да, ее зовут Дэни, она ассистентка Изабель, ее играет Каролине Херфурт. Она подливает масла в огонь, потому что влюблена в Изабель. В общем, все друг в друга влюблены настолько, что мечтают друг друга убить. Классическая история (смеется), но все не так просто. Если бы все было просто, мы бы не собрались вместе (улыбается).

- Вы говорили, что сцена убийства в вашем фильме какая-то особая?
- Сцена убийства в  фильме сделана очень необычно, с помощью параллельного экрана: то есть зритель одновременно как бы присутствует в двух местах, справа он видит романтический балет, а слева драматическую сцену с Кристиной. Это довольно интересно в плане восприятия. По крайней мере, мне так показалось.
- Любопытная деталь: все героини фильма как бы носят маски, они скрывают свои истинные личности до самого последнего момента, до развязки.
- Так и было задумано. Я не даю зрителю даже малейшую зацепку, для того, чтобы он мог открыть правду. И делаю это специально, чтобы заставить его думать еще больше. Современный зритель это может, он очень пытливый и догадливый. Моя задача – запутать его абсолютно, подвести к входу в лабиринт и не дать ему ни одного ключа для нахождения выхода. «Страсть» - это история про ненастоящую жизнь, ненастоящих людей, которые скрываются за масками, но не карнавальными, а повседневными. Они прячут свои лица, свое нутро, свои истинные замыслы. Это сродни игре в шахматы, когда противник обманывает игрока лишь тем, что скрывает истинную цель. Сокрытие собственного «я» один из приемов манипуляции, как стратегии.  И для того, чтобы выиграть, нужно быть игроком высшего уровня. А в ситуации, которая разворачивается в фильме, это особенно важно, потому что главная ставка – не победа в игре, а человеческая жизнь.

(Опубликовано в журнале "Русский экран", №4, 2013 г.)


Рецензии