Интервью с Ричардом Гиром

В плену иллюзий
4 октября на российские экраны выходит фильм «Arbitrage» с Ричардом Гиром, Сьюзанн Сарандон и Тимом Ротом. В отечественном прокате он превратился в «Порочную страсть». Наверное, у наших прокатчиков не очень высокое мнение о зрительском интеллекте, а может явный намек на судебную драму с их точки зрения мог отпугнуть потенциального зрителя.
Поясним, оригинальное название гораздо ближе к сути фильма и имеет два смысловых аспекта: скупка и продажа ценных бумаг, а также судебный процесс, в результате которого разрешается спорная ситуация или происходит взыскание долгов. Фильм Николаса Джареки обо всем сразу: и о ценных бумагах, и о долгах. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд.
Для Николаса Джареки это большая удача, что такой мастодонт от кино, как Ричард Гир, согласился участвовать в проекте. Без него фильма бы не было. Потому что только он мог сыграть такую уязвимость, обаяние и невозмутимое спокойствие, в то время как мир его героя рушится на глазах. До «Арбитража» Джареки снял короткометражку «Weight» и документальный фильм «Аутсайдер», в который, кстати, ему удалось заманить самого Вуди Аллена в придачу с Робертом Дауни-младшим и Харви Кейтелем. У этого парня явно сильная харизма, он умеет убеждать.
В интервью к премьере фильма Николас особо упомянул о том, что в фильме есть некая подводная история: «когда вы видите Ричарда, идущего по ночному Нью-Йорку в красивом черном пальто, подчеркивающем его фигуру, нам кажется, что мы вновь встретились  с образом, который нам хорошо знаком по другим фильмам, и в этом наша ошибка. Это совершенно другой Ричард Гир, не тот, кого мы знали раньше по романтическим историям вроде «Красотки» и «Осень в Нью-Йорке». И ему самому понравилось именно это, наличие двойного дна в его герое, это жизнь на два фронта, а по сути, обман самого себя…».
Пересказывать сюжет нет смысла, сюжет – лишь каркас, на котором держится художественная составляющая. Скажем одно, наблюдать за новой работой Ричарда Гира истинное наслаждение, потому что, пожалуй, лишь ему одному под силу соединить в одном образе настоящую романтическую мужественность и глубокий драматизм. 
- Господин Гир, вы опять попали в историю?
- (Смеется), да, кажется это именно так. История меня покорила сразу. Я прочитал сценарий за одну ночь, в самолете. И как только дошел до финала, понял, что хочу погрузиться в это. Сразу набрал номер телефона моего продюсера Лауры и спросил, а что там за история с режиссером?
- Не боялись идти в проект к режиссеру-дебютанту. На его счету лишь «Аутсайдер» с Вуди Алленом и тот документальный?
- Да, у меня было беспокойство на эту тему. Но сценарий – это уже полдела, это та основа, которая или есть, или ее нет. Я знаю, есть режиссеры, которые держат сценарий в голове, или вообще снимают по наитию, и у них это неплохо получается, но в нашем случае сценарий был. И он впечатлял. Потом у нас был деловой ужин с продюсерами и Ником в моем ресторане, там же был мой друг Майкл [Дуглас] и его жена [Кэтрин Зета-Джонс]. Продюсер  Лаура Бикфорд поверила в этот проект, и все остальные тоже дали согласие,  я сказал Лоре:  "Ты должна быть самой взрослой среди нас" (смеется).
- Вы слывете перфекционистом.
- Да, мне нравится выкладываться полностью, и по большей части мне не стыдно за то, что я сделал. Поэтому мне хотелось, приступая к этому проекту, чувствовать себя в безопасности. Сегодня это очень важно, у нас нет возможности лишний раз рисковать.  Хотя сомнения были, не все мне нравилось в этой истории, но сама идея…
- Что вас зацепило?
- Я сразу понял, что эта история бьет в самый нерв нашей действительности.  Кроме повальной жажды денег, люди охвачены манией власти, причем в самых разных областях и видах.  Мы ищем возможность самоутвердиться везде: в офисе, на переполненной магистрали, дома, с близкими. Нам хочется выглядеть глобальнее и могущественнее, чем мы есть. Но это все иллюзия, ловушка судьбы.
- Ваш герой, что вы о нем думаете?
- (Задумался), он заложник собственной аферы, он первый, кто пострадал сильнее остальных. Вопрос не в том, что он преступил закон,  и даже не один. Убийство по неосторожности, бегство с места преступления – это всего лишь вершина айсберга. На примере таких людей понимаешь, какая бездна внутри каждого из нас. Изначально он был очень сильным человеком и пытается быть таковым.
- Он не один такой…
- Да, все герои этой истории – сильные, мощные люди. Здесь вообще нет слабых людей, начиная с моего персонажа, заканчивая его женой и инспектором полиции. Это схватка личностей, каждая из которых живет в своем собственном мире и очень боится, что кто-то чужой в него проникнет. 
- Для вас, в чем главная идея фильма?
- Мы живем в мире иллюзий, мы вписываемся в социальные системы и живем сообразно их канонам. У нас есть некие представления о счастье и благополучии, и когда мы делаем ошибку, то рушится все, потому что изначально мы пребывали в заблуждении. Мы верим в деньги, как в божка, нам кажется, что с их помощью мы защитимся от всех нелепостей и несправедливости. Но это не так. 
- Это уже не просто история одного человека, это тенденция общества.
- Мы каждый день читаем заголовки в газетах, мы слышим, что где-то кто-то выпрыгнул из окна, потому что разорился его банк, а кто-то за счет этого приобрел новую жизнь и увеличил капитал. Это страшно. Биржа распоряжается человеческими  судьбами. А нам кажется, что все это не про нас. В нашем фильме исследуется психология богатого человека, который боится потерять свою империю больше, чем самого себя. Приходит день Х, и он оказывается на краю.
- Богатые люди почему-то считают, что они стоят над обществом, будто они избранные.
-  Я хотел бы через образ Роберта Миллера показать, что существуют люди, которые считают себя выше всех остальных, они живут в золотой клетке, и им нет дела до тех, кто внизу. Это гордыня, и за это человек должен быть наказан, потому что мы все рождены равными. Люди, родившиеся в достатке, не испытывавшие никогда нужды, живут  с уверением, что они центр Вселенной, что вокруг них вращается весь остальной мир, они недосягаемы и неприкасаемы, более того, законы этого общества – не для них. Они не хотят нести ответственность за содеянное. Скажу вам сразу: они заблуждаются (смеется).
- Ваш герой – это собирательный образ магната?
- Мы не имели в виду какого-то конкретного человека, но все максимально  приближено к нашей действительности. Мы знаем таких людей, читаем о них в Forbs, видим их на фешенебельных благотворительных вечерах, смотрим интервью с ними на крупнейших каналах страны, и говорим себе: «Он молодец, он добился высот, схватил за хвост американскую мечту». Но как мало мы знаем о том, что у них за душой и на чем построены их империи.
- Вы могли бы сформулировать идею фильма в одной фразе?
- Николас Джареки нам часто говорил, что хотел бы особо подчеркнуть связь успеха, денег и финансового кризиса на всех уровнях, а также он говорил о последствиях борьбы с обстоятельствами, когда кажется, я сделаю вот так и все исправлю, а получается еще хуже.
- В фильме есть два пласта, которые помогают вашему герою проявить себя? Финансовый и любовный, что вам интереснее было играть?
- И то, и другое (смеется). Вы не поверите, но у нас были сцены, когда мы искренне веселились. Хотя, знаете, в любовных сценах все-таки есть своя прелесть, особенно, когда у тебя такая партнерша, как Сьюзанн. Ты ощущаешь особое упоение тем, что купаешься в любви, и неважно, что эта история происходит на экране, а не в жизни. 

(Опубликовано в журнале Free Тайм, 2013 г.)


Рецензии