Коллекция Русского экрана - Облачный атлас

                Волшебные времена

Ноябрь будет особенно волшебным. Мы, избалованные «Властелинами колец» и «Нарниями», опять находимся в предвкушении. Еще бы, когда создатели «Матрицы» обещают нам «зрелище покруче», от этих слов дух захватывает. «Облачный атлас», пожалуй, самая долгожданная премьера нынешней осени. И вполне заслуженно.
Все началось с книги – с романа Дэвида Митчела «Облачный атлас». Личность самого Митчелла достойна особого литературного описания. Обычно такие люди становятся главными героями культовых детективных романов. В его судьбе полно тайн и романтики. По происхождению британец, Дэвид родился 12 января 1969 года в Саутпорте (Мерсисайд, Англия).  Прошел глобальный курс обучения в  Университете Кента, в результате которого получил учёную степень в области английской и американской литературы. Спустя время, желая определиться с жизненным направлением, уехал на Сицилию, где и жил около года, но затем, движимый страстью ко всему восточному, переехал в Хиросиму (Япония), где преподавал английский язык японским студентам. В Японии он задержался, аж, на восемь лет, за время пребывания там обзавелся женой-японкой Кейко и двумя детьми, но в итоге вернулся в родные пенаты, в Англию.

О писательстве говорить не любит. Но успел написать четыре книги, каждая из которых становилась заметным явлением в литературе. Дебютный роман «Литературный призрак» («Ghostwritten») вышел в 1999 году, и сразу же произвел неизгладимое впечатление, как на критиков, так и на читателей, что выразилось в номинации на «Guardian First Book Award». Главная отличительная черта Митчелла то, что свои книги он не основывает на автобиографичных фактах, ему удается легко и  образно выходить за рамки не только собственной жизни, но и исторических периодов. Уже в первом романе он применил прием, ставший авторским и в последующих книгах – сюжет раскручивается по принципу альманаха, разные истории, рассказанные разными людьми, в итоге обнаруживают между собой смысловую и фактическую связь.

Исключение в этом смысле Митчелл сделал для романа  «Сон №9» («Number 9 Dream»), который увидел свет в 2001 году. В нем он остановился на одной единственной сюжетной линии - о поисках японским подростком его отца в современном Токио. Роман был номинирован на получение «James Tait Black Memorial Prize» и вошёл в шорт-лист самой престижной английской премии «Man Booker».
Когда пришло время интервью для самых престижных изданий Европы и Англии, Митчелл все-таки признался: «Я знал, что хочу стать писателем, ещё когда был ребёнком. Но в Японии, где я жил с 1994 года, я слишком много отвлекался от этого. Вероятно, я стал бы писателем, неважно где бы я жил, но стал бы я тем же писателем, если бы провёл последние 6 лет в Лондоне, Кейптауне, на нефтяной платформе или в цирке? Не знаю…».
«Облачный атлас», который, кстати, можно перевести как «небесный» или «грозовой» - третий по счету роман Митчелла. Не менее обласканный критиками, чем два предыдущих. В нем писатель вернулся к авторскому стилю первого романа, вместив в основополагающий сюжет микс жанров - от научной фантастики до исторических зарисовок.  Еще на стадии нахождения в типографии, роман оброс слухами, пресса предвкушала его появление, точно также, как посетители ресторана – главное блюдо от шеф-повара.  После публикации «Облачный атлас» не просто оправдал ожидания,  он был назван «British Book Awards Richard & Judy Best Read of the Year», и номинировался на премию «Букер», а сам Митчел был провозглашен влиятельной ассоциацией «Granta» «Лучшим молодым британским писателем».
В 2006 году вышел четвертый роман Дэвида «Black Swan Green», который был номинирован на премии «Costa Novel», «Quill Book» и «Commonwealth Writers Prize» (в номинации «Лучшая книга Евразии»). Так что забвение этому автору не грозит. Сейчас Митчелл работает над историческим романом, действие которого разворачивается в Японии времён правления сёгунов и наполеоновской Европе.


Проникновение перекрестно-мистического романа Митчелла на съемочную площадку состоялось благодаря актрисе Натали Порман, которая во время работы в фильме «V» значит вендетта», который, кстати, снимали «братья Вачовски», порекомендовала его режиссерам. Умница Натали, которая с раннего детства любила читать, и делала это много и регулярно, сразу подметила потрясающий кинематографический потенциал романа.  «Не любую книгу можно экранизировать – говорит Энди Вачовски, - но роман Митчелла обладал удивительной гибкостью, с одной стороны, и зрелищностью с другой. Мы сразу поняли, что и как надо делать. Та философия, что присутствует в романе, помогала нам свести все воедино, она была тем необходимым стержнем, что превращает литературную историю в мощное образное зрелище».
Еще один, очень ценный момент, фильм «Облачный атлас» объединил в творческом процессе трех совершенно удивительных режиссеров современности: легендарных создателей трилогии «Матрица» - Энди и Лану Вачовски с немецким романтическим кинореалистом Томом Тыквером.  "Облачный атлас» -  самый захватывающий роман, который мы читали в течение последнего времени", говорит Том Тыквер  -  в нем было столько элементов, которые, казалось, приглашают нас к тому, чтобы сделать совместный опыт". Это и стало той отправной точкой, что позволила Тыкверу и Вачовски заявить о начале работы. На площадке между режиссерами царила атмосфера взаимного обожания: Энди и Лана Вачовски обожали Тома Тыквера за его фильм «Беги, Лола, беги», а Тыквер был очарован «Матрицей» Вачовски.  Режиссерская троица на протяжении многих лет хотела поработать друг с другом, но обстоятельства складывались не в пользу сотрудничества. Том Тыквер: "И вот, наконец, мы встретились, это было что-то вроде волшебной встречи, можно сказать,  это была любовь с первого взгляда, обычно режиссеры не встречаются….»
Роман Дэвида Митчелла стал стимулом к сотрудничеству: "Одна из вещей, которая нас объединила - очень глубокая идея, что это есть нечто, что нам неподвластно, что-то немного сумасшедшее, экспериментальное, выходящее за пределы нашей повседневности, - говорит Том Тыквер, - у этой истории был потенциал,  помогающий привлечь многих людей к работе на разных уровнях».
Во время премьеры фильма, которая состоялась на фестивале в Торонто, самым популярным вопросом у журналистов, было: какого жанра это кино? Лана Вачовски ответила так: «Нас часто спрашивают, какой жанр у нашего фильма -  блокбастер, артхаус, фантастика  или что-то среднее. Отвечаем - ни один из вышеперечисленных и все вместе. Нам не нравятся коммерческие, рыночные вещи, разделение фильмов на «артхаус» и «мейнстрим». Невозможно просто развлекать, даже в самом примитивном фильме есть идея, которая затрагивает зрителя…».
Безусловно, изначальный литературный  сюжет книги претерпел изменения – экранизация требует жертв, - поэтому режиссеров часто спрашивают, как сам автор Дэвид Митчелл отнесся к финальному варианту. «Митчелл увидел фильм и сразу любил его, - отвечает Лана Вачовски, -  это удивительная вещь, когда вы берете высоколобую идею и развлекательную тему, и объединяете их воедино. Получается  повествование особое, обаятельное, захватывающее ваше воображение». 
Работа над фильмом длилась четыре года - в  январе 2009 года режиссёр Том Тыквер объявил о том, что собирается экранизировать «Облачный атлас», и что над сценарием он будет работать вместе с Ланой и Эндрю Вачовски, которые выкупили права на экранизацию. В июне 2010 года был объявлен актерский состав, а в апреле 2011 стало известно, что у фильма будет не один режиссер, а сразу три. Съёмки фильма начались 16 сентября 2011 года, а премьерный показ состоялся 9 сентября 2012 года на 37-ом ежегодном кинофестивале в Торонто.
 О том, как снимался «Облачный атлас» создатели фильма предпочитают не распространяться, лишь один из продюсеров Штефан Арндт, давний друг Тома Тыквера, сотрудничество с которым длится не первый год, немного приоткрыл завесу секретности. Арндт вместе с Тыквером основал X Filme Creative Pool, которая специализировалась на создании «авторских» малобюджетных фильмов вроде «Беги, Лола, беги».
«Мы снимали «Облачный атлас» по всей Европе, - сказал Арндт, - это настоящий совместный проект Европы, Штатов и азиатских стран, Кореи и Китая. Последние нам особенно важны, ведь там 1,2 миллиарда зрителей ждут хорошего кино. И не всегда они хотят американского кино. В общем, наша задача-максимум — усилить позиции немецкого и европейского независимого кино на мировом рынке». Журналисты, конечно, стали мучить продюсера вопросами, вроде: не тяжело ли вам было работать сразу с тремя режиссерами, не было ли конфликтов?». Ответ был следующим:
«Трое очень образованных и опытных режиссеров объединили свои усилия, поддерживая друг друга. Ведь они вместе работали над сценарием, то есть видение у них абсолютно единое. Они, конечно, снимали чаще всего по отдельности, но за монтажом следили все вместе. Мне кажется, если бы я не был в курсе, кто из них и какие именно сцены снимал, я бы не смог отличить это на экране. Не смог бы определить, что вот эта сцена Энди, а эта — Тома. И это притом что я работаю с Томом уже 20 лет. Конечно, некоторые его приемы мне известны, но все равно это единый фильм…»


Актерские коды
Главная интонация и окраска фильма зависят от игры главных актеров – Холли Берри и Тома Хэнкса. На протяжении съемок они были практически не доступны для прессы, зато в процессе пост-продакш им было что рассказать журналистам. Впечатлений масса. Холли Берри: «Это бесценный опыт, то, что я получила, узнала и прочувствовала, это словно прожить еще одну жизнь внутри своей собственной. Но я была не одна на этом тяжелом пути, у меня были сразу три гуру, и каких!  После того, как я получила возможность познать себя сразу в нескольких образах в рамках одного проекта, я говорю себе: «Теперь я смогу все». Чувство удивительное, будто ты не человек, а некое высшее существо, познавшее божественную основу…»
Молчун Том Хэнкс видимо был так затронут всей этой историей, что даже решился на откровения: «Когда я прочитал первые страницы сценария, я спросил себя: «кто все эти люди и что с ними происходит?». Я играю сразу шесть персонажей, раньше со мной подобное не случалось.  Довольно скоро, у меня возникло ощущение, что кто-то сжимает меня   в объятьях, и они становятся все теснее и теснее. Лампочка в вашей голове гаснет, и вы оказываетесь во мраке. Мне пришлось потратить много времени, чтобы понять связь времен и героев, но самое главное, важно было определиться – ради чего весь этот восточный базар (смеется)».
Главное не запутаться в сюжетных линиях, героях и эпохах – эта фраза может стать девизом для русского зрителя, который сможет увидеть фильм в ноябре. И это справедливо, «Облачный атлас» не для попкорнового зрителя, он требует работы ума. И не только потому, что почти каждый из актеров играет по несколько ролей, но суть в том, что между ними существуют разного рода связи: психологические, хронологические, душевные, смысловые, все герои связаны между собой, подчас не явно, а аналогично. 
Холли Берри вспоминает: «Этот проект был грандиозным, затронутые в нем темы, касаются всех нас и каждого в отдельности. Если кому-то покажется: нет, это фильм не обо мне, я думаю, что это не так, потому что кроме основных тем, в нем есть вопросы повседневные, не такие сложные как общемировые идеи. Это то, что касается нас в каких-то бытовых мелочах, то, что мы решаем для себя каждый день, но и этого складывается вся наша жизнь. Я думаю, что у всех нас был замечательный повод не только проявить актерскую часть себя, но и узнать о себе  больше, как о людях…»
Но самый главный сюрприз нам преподнесет Том Хэнкс, признанный голливудский лицедей, знающий все тонкости актерского мастерства. Но даже он немного растерялся, когда узнал, что ему предстоит сыграть, аж, шесть персонажей. «По сути, я играю одного человека, просто от жизни к жизни он изменяется, - поясняет Том, - речь идет о том, что принято называть реинкарнациями души. У моего героя этих жизней шесть, но в их основе одна душа. Не самая положительная. Он вынужден бороться за выживание, а это не самый приятный процесс. Все мои герои делают выбор, и как показывает жизненная практика, результат всего, что мы делаем, зависит от нашего выбора. Каждая отдельная судьба – это возможность выбрать между добром и злом, между жестокостью и добротой. Более того, я озвучу, наверное, странную мысль, но даже самое скромное и малозначимое наше решение способно изменить мир в целом, хотя на дюйм…». И под конец, Хэнкс резюмирует самую центральную мысль, которая так понравилась самим режиссерам, и вдохновила их на это «путешествие души» в безбрежное временное пространство: «Благодаря «Облачному атласу» мы наглядно видим связь человеческого рода во все времена. Мы говорим себе: «Все взаимосвязано - наше прошлое, настоящее и будущее – это не три пласта времени, а одно. Этот фильм дает нам очень яркое представление о том, что такое судьба…»


Рецензии