Коллекция Русского экрана - Великий Гэтсби

Уплывающие в ночь…

16 мая мы станем свидетелями рождения еще одной Легенды. Фильм База Лурманна «Великий Гэтсби» не просто пополнит его профессиональную копилку, но, несомненно, станет венцом всех его творений. Нас ожидает встреча с прошлым, которое по прихоти режиссера, раскроет нам свои объятья. Но войдя в этот чарующий круг, мы можем стать другими. Бесповоротно и навсегда.

Такие истории никого не оставляют равнодушными, потому что приготовлены из дурманящей смеси красоты, эпохальности и трагизма. Герои, отделенные от нас временной преградой, кажется, сойдут со старинных страниц, чтобы пригласить на самую веселую и роскошную вечеринку. Влекущая улыбка Леонардо ДиКаприо, наряды от Prada, делающие Кэрри Малиган еще более желанной, неискушенность Тобби Магуайера, входящего в незнакомый мир блеска и роскоши с широко открытыми глазами – кажется, это все относится к их героям, но нет, отныне мы не сможем представить другими Джея Гэтсби, Дэйзи Бьюкенен и Ника Карауэя. Даже, несмотря на то, что лучшей экранизацией романа Фицжеральда на сегодняшний день считается фильм Джека Клейтона с Робертом Рэтфордом, Миа Фэрроу и Сэмом Уотерстоном, получивший двух «Оскаров».
Эти молодые люди имеют полное право на звание «герои времени». В их характерах эпоха «ревущих 20-х» выразилась сполна. Каждый из них – социальный срез, показательный типаж, дополняющий историческую палитру Америки. 

Баз Лурманн вернулся к нам после пятилетнего молчания. Идея экранизировать роман «Великий Гэтсби» пришла ему по время путешествия по транссибирской магистрали. «Я ехал по железной дороге, в окне мелькал незнакомый пейзаж, в руках у меня была бутылка отменного австралийского вина, а в моих наушниках оживал удивительный мир, мир, звенящий на верхней «до», мир-фейерверк, обрушивающийся на меня, как Ниагарский водопад…». 
На самом деле, он молчал пять лет не просто так. Оглушительный провал  фильма «Австралия» надолго выбил его из колеи. Это была love-story  на фоне Второй мировой войны, в котором австралиец Баз Лурманн соединил на экране своих близких друзей и земляков – Николь Кидман и Хью Джекмана. Кажется, в этой любовно-военной саге было все, для того, чтобы мы ее полюбили. Но не сбылось. Небольшие кассовые сборы, уничижительная критика. После этого поражения Лурманн замолчал. Но, слава богу, не навсегда. Он долго ждал заветного «звоночка», пришло время, и он зазвучал. Издалека, едва слышно, как фортепианный перелив джазовых вариаций, перемежаясь со смехом и  возгласами удивления: «Да кто же он такой, этот Гэтсби?....».
Действительно, кто он такой, человек, пришедший из ниоткуда, по слухам, воевавший на полях Первой Мировой. Вернувшийся из ада, он стремительно разбогател – «как, не с помощью ли махинаций на бирже?». И вообще, где они рождаются, эти элегантные мужчины с безупречной осанкой, горделивые и отстраненные, владельцы несметных богатств, прячущиеся за завесой тайны, любящие на разрыв аорты, закатывающие «вечеринки века», но сами остающиеся вдалеке от всеобщего веселья. «Великий Гэтсби» - еще один триумф Леонардо ДиКаприо. Что ни роль, то абсолютный нокаут. Но самый верный вопрос, звучащий в фильме: «А был ли Гэтсби?».  В этой суть-формуле – вся жизнь того поколения, к которому принадлежал и сам Фрэнсис Скотт Фицжеральд, один из самых ярких представителей «потерянного поколения» в литературе.




Жизнь от первого лица

Чтобы понять всю глубину «Великого Гэтсби», необходимо знать следующее. Все его герои – это частицы души самого Фицжеральда. Блистательный стилист, умевший в метком описании характеризовать не только внешность человека, но и его склад характера, он знал, о чем писал.  Ворвавшись в американскую литературу романом «По ту сторону рая», Фицжеральд мгновенно вознесся на перину успеха. Так для него открылась дверь в «блистающий мир». Он вошел в него со своей дорогой супругой Зельдой, и за какие-то пару лет они стали самой скандальной и самой романтичной парой высшего светского общества, чем заслужили звание «король и королева поколения». Они отжигали на модных вечеринках, эпатировали публику всевозможными выходками, собирая вокруг себя сонм «золотой» молодежи, очарованных их дерзостью и красотой. Море обаяния, алкогольные реки, кокаин, семейные скандалы – все это в итоге свело Зельду с ума, а самого Фицжеральда привело к странной мысли: «Не знаю, реальные ли мы с Зельдой люди или персонажи одного из моих романов».
В 1924 году, во время серьезной размолвки с супругой,  Фицджеральд уезжает в путешествие по Европе, он начинает его в Италии, затем перебирается во Францию, где знакомится с Эрнстом Хэмингуэем. Атмосфера старинного города, и беседы с Хэмингуэем помогают ему окончить третий роман – «Великий Гэтсби», который позже он называл своим «любимчиком». Для самого Фицжеральда это стало началом конца. Его горячо любимая Зельда потихоньку сходила с ума. Романы уже не приносили таких сумасшедших денег, приходилось отказываться от роскошной жизни, к которой он привык. Те, кто вчера восторгался им и преданно заглядывал в глаза, исчезли, растворились в угаре очередной попойки, на которые Фицжеральд старался не ходить из-за своего патологического пьянства. Он пишет в основном автобиографические вещи, в одном из интервью сравнивает себя с разбитой тарелкой. И, в конце концов, умирает от сердечного приступа в возрасте 44 лет. Чем не жизнь трагического героя? Не надо быть особо проницательным человеком, чтобы понять – образ Джея Гэтсби почти один в один списан писателем с самого себя.

Обреченные носят Prada

Если Фицжеральд писал о своем времени, то Бан Лурманн снял фильм о «прекрасной старине». 20-е годы XX время одновременно и романтичное, и жестокое. Короткая передышка мира между двумя войнами, краткий рассвет 20-х перетек в «великую депрессию» 30-х. Блестящая молодежь кутила на бесконечных вечеринках, форсила модными новинками «от кутюр», вдыхала кокаиновые дорожки и веселилась от души. Но как говорят: чем тяжелее на душе, тем громче музыка. В перерыве между переменой блюд они влюблялись, но к десерту уже готовы были расстаться. Эта жизнь была подобна пене игристого шампанского – вскипая до небес на какое-то мгновение, совсем скоро она опадали вниз без надежд на новое возрождение. Но за окном – лето, а в душе – юный джаз, такой зажигательный, вольный,  манящий в иную жизнь, до которой, кажется, можно дотянуться кончиками пальцев.

В прошлом большинства героев романа была Первая мировая война. Впереди – нацистская чума. Блеск и духовная нищета героев – вот, что стало смысловой доминантой романа.  Благодаря авторскому почерку Лурманна, нас ожидает мощнейшее по накалу и драматизму зрелище - путешествие в почти инфернальную эпоху: «Дома становятся все выше, вечеринки – роскошнее, а нравы – свободнее. Расцвет безудержного веселья…». И в этом бешеном вихре человеческая жизнь становится разменной монетой, запросто отправляясь на жертвенный алтарь похоти и наживы.   Баз Лурманн выводит в свет нового героя -  романтичного, но раненного войной, целеустремленного, но обреченного на гибель в самом начале повествования. И делает он это, как и положено режиссеру, беспощадно по отношению к герою, но трепетно по отношению к зрителю. Нас будут очаровывать – женской красотой, высокохудожественной геометрией, радужными красками ночного Бродвея, романтичными джазовыми вариациями, сплетенными с современными мотивами. но будьте готовы -  феерия фантастической фатальности, блистательная дегустация красоты и безумия оборвется на полуслове, полувзгляде, на щелчке нервных пальцев. И за всем этим придет осознание скорого конца, холодящее кровь, как дуло алькапоновского кольта 38 калибра….

Мы увидим движение жизни через знаменитые плавные панорамы – «кода авторского стиля Лурманна», как это было в «Мулен Руж» и «Австралии». Перед нами распахнется Нью-Йорк с высоты птичьего полета, зрелище воистину впечатляющее. Спецэффектов и компьютерной графики в фильме очень много, над ними работали сразу несколько крупных студий, такие как американская Industrial Light&Magic и австралийские Animal Logic и Rising Sun. Съёмки фильма проходили в Австралии, но некоторые сцены  были отсняты в павильонах австралийского отделения киностудии Fox, другие — на натурных площадках. Например, роскошный особняк Гэтсби – в жизни семинария Святого Патрика города Сидней. Но самым сочным акцентом фильма – стало его стилистическое изящество, достигнутое, прежде всего, роскошными платьями и костюмами персонажей. Еще бы, над одеждой для фильма трудилась дизайнер Модного дома Prada Миучча Прада, она создала около 40 моделей, особенно удались вечерние и коктейльные платья Кэрри Маллиган. С Базом Лурманном она уже работала над костюмами для фильма «Ромео+Джульетта» в 1996 году.
Но все эти сведения – лишь крошечная толика того, что нам предстоит узнать после выхода фильма. На данном этапе режиссер и продюсерская группа хранят молчание, малейшие секреты держатся в строжайшей тайне.  «Великий Гэтсби» будет показан на открытии Каннского кинофестиваля. 16 мая состоится его премьера в России. Мы станем чуть ближе к «потерянному поколению», познавшему «блеск и нищету» Нью-Йорка, мы услышим песни, которые в те времена опьяняли людей до конца жизни, мы почувствуем вкус дорогого вина и жизни на взлете. И останется воспоминание, подсмотрено где-то и когда-то – то ли в нашей жизни, то ли в параллельной вселенной – по узкой аллее, словно в замедленной съемке, роскошный белый автомобиль плывет, как снежным кораблем, на борту которого смеющиеся молодые люди, счастливые, юные, как нарождающаяся луна, беззаботные, как младенцы. Они еще не знают, что на счастье им отведена только одна ночь. Эта нежная летняя ночь. И она уже подходит к концу.


Рецензии