Коллекция Русского экрана - Роберт де Ниро

         Последний профессионал

9 мая в России состоится премьера нового фильма с участием Роберта де Ниро «Большая свадьба». Мы привыкли к тому, что за последние 10-12 лет он отдает предпочтение ромкомам (романтическим комедиям) и вообще, не утруждает себя драматизмом. Так скажут те, кто помнят этого актера в период его профессионального рассвета – в 60-70-ее годы. Но, как известно, старый конь борозды не портит.
В «Большой свадьбе» нас ожидает звездный десант киномастеров, компанию Де Ниро составили Дайан Китон, Сюзанн Сарандон, Робин Уильямс. Все они друзья, Уильямс и Де Ниро совладельцы ресторанного бизнеса. Но всех их объединяет великая эпоха абсолютного мастерства. Таких нынче не делают. О таких, как Де Ниро, принято говорить с придыханием, потому что уважение вызывают не только его профессиональное  мастерство, но и свойства характера, элементарные представления о чести и дружбе, уважительное отношение в женщине, почитание старших, искренность, сочувствие, стремление улучшить мир вокруг себя, порядочность. На съемочной площадке такие, как он доставляют режиссерам массу хлопот, но чаще всего это происходит, когда «рулит» режиссер молодой, неимеющий представления о кино времен «золотого Голливуда». «Сейчас так принято все огрехи закрашивать на компьютере, здесь не так камеру поставили, тут панораму завалили, в следующем кадре облажались, потому что у актера что-то не так в костюме, и так делее. Но режиссеры не переживают: а на что компьютерная графика: тут другой фон подложим, здесь фильтр добавим. Омолодим на полвека, глаза другого цвета сделаем. Мне это неблизко. Я понимаю, что кинематограф должен развиваться, но в таком случае актерская работа теряет большой процент своей ценности. Разве мы можем говорить о самобытности, когда актеру говорят: ты пока играй, а потом мы все подправим. Что получится на выходе?».
Эта тирада – не сварливое занудство пожилого актера, дескать, сейчас в среде ветеранов сцены принято ругать современность по принципу: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…». Михаил Лермонтов в свое время очень точно выразил грустную тенденцию невольной конфронтации поколений. Но Роберт де Ниро не такой. Он прекрасно понимает, что его эпоха ушла, время его молодости кануло в лету, умерли многие друзья-ровесники, с которыми когда-то в дни бесшабашной юности он гулял по нижнему Манхеттену и богемному Гринвич-Виллидж,  ходил на актерские курсы Стеллы Адлер и Ли Страсберга, посещал кинопробы. Они проповедовали великий Метод, так называется система Станиславского на Западе, отвоевывали свое пространство жизни, и безоговорочно верили в успех. Просто такие, как Де Ниро, и подобные ему Аль Пачино, Дастин Хоффман, Роберт Рэтфорд, Клинт Иствуд, Мэрил Стрип верят в великого Бога мастерства, котоырй суров и беспощаден к тем, кто не хочет выполнять свою работу добросовестно. Все, что делают, - высшей пробы. Каждый образ безупречно огранен, выверен с точки зрения психологической достоверности, драматургически правдоподобен, подогнан стижок к стижку, шов в шов. Их работа – мастерство «от кутюр», «hand made», а не китайская халтура. Такая работа равна священнодействию, она требует огромных душевных и физических затрат, и на экране выглядит как волшебство. Она предназанчается зрителю мудрому и чуткому, гурману-ценителю, способному отличить оригинал от суррогата.
«Я часто слышу, что людям со мной трудно, - говорит де Ниро, - может быть, им виднее. Конечно, у меня есть свои выкрутасы, например, когда я укладываюсь на диван перед телевизором и говорю близким: «Сейчас у меня футбол, и чтобы ни одна живая душа в эту комнату не входила. Но мне не кажется, что из-за этого со мной невозможно жить. Есть еще фишка, я ненавижу халтуру в работе, когда мне говорят: «Бобби, если хочешь, мы здесь сделаем так, чтобы тебе было проще….», а я не хочу, как проще, я сделаю так, как надо. Еще меня жутко раздражает раболепство, это когда люди чуть ли не в рот тебе заглядывают, внимают тому, что ты говоришь и согласно кивают, даже если я говорю полную чушь. При этом, я понимаю, что это чушь, а они нет. Не люблю, когда делают вид, что согласны, а сами думают: «сейчас этот старый хрыщ уйдет, и мы поставим декорацию по-нашему…», нет, не поставите. Потому что, если вы хотите снимать фильм ни шатко, ни валко, я вам для этого не нужен, но если я здесь, извольте делать все качественно».

Завидная доля. Быть профессионалом – это значит выбрать особую судьбу, которую никому не скопировать, не повторить, если только с личными вариациями. У этих людей особая харизма, покоряющая людей мгновенно. Смотришь на Де Ниро, и думаешь: «Если бы я был, как он…». Но тут же понимаешь, никогда ты не будешь, как он. И не только потому, что у тебя нет итальянский корней, а в детстве тебя не звали «Бобби-молоко» за необычно светлую кожу лица, просто в этом человеке Богом все продумано. Он неповторим во всем: от набора хромосом, до домашнего уклада,  работы на съмочной площадке и ведения ресторанного бизнеса. «Как вы думаете, почему сейчас говорят: великий Брандо, или великий Кэрри Грант? Потому что они умели жить, как никто другой. Они были непотворимы, их авторский почерк узнавался везде и всегда», - де Ниро мог бы запросто продлить список «великих» своим собственным, но он достаточно скромный человек, что не мешает ему осознавать свой профессионализм. 

Писать о Роберте Де Ниро  – довольно трудное занятие, потому что штампованное изложение биографии «родился, учился, женился» и перечисление самых знаменитых работ от «Злых улиц», «Таксиста», «Бешенного быка» и знаменитой копполовской трилогии «Крестный отец» до  «Неприкасаемых»,  «Однажды в Голливуде», «Спящих», «Анализируй это» - слишком примитивный ход по отношению к этому человеку. А вот рассказать о его изюминке, совсем другое дело. Например, он принадлежит к числу актеров, которые считают, что на съемочной площадке актер должен уметь отречься на время от своей индивидуальности ради персонажа. «Однажды меня спросили: зачем для роли в фильме «Мой парень – псих» я так долго выбирал носовой платок, с помощью которого мой герой выражает волнение во время футбольного матча. Все очень просто, мы снимали фильм, который должен был заставить зрителя задуматься о серьезной проблеме человеческих взаимоотношений. Зритель не так примитивен, как мы часто о нем думаем, он способен заметить самые, на первый взгляд, незначительные детали, и если на протяжении фильма выясняется, что они не согласуются с главной идеей, это оставляет неприятный осадок». И дополняет эту мысль: «Задача режиссера – помочь зрителю поверить в происходящее на экране, сделать так,  чтобы он полностью погрузился в историю, а если сам актер не верит в своего героя, продолжая оставаться самим собой, то тогда к чему все это?».

Самое главное в актерской работе – концентрация, это главная кода Артиста. ДеНиро очень раздражают люди, приносящие на съемочную площадку свои личные проблемы. «Иногда бывает так, что сам режиссер или его помощник – душевный человек и крепкий профессионал, но в перерывах между дублями, когда нужно переставить свет, или поменять мизансцену, многие воспринимают этот период времени как отдых, позволяющий отвлечься от дела, которым мы все заняты, и начинаются разговоры за жизнь – про детей, разводы, кредиты и тому подобное. Представьте, каково мне, я же не бессердечный, я не могу делать вид, что слушаю, а сам думать о другом. Я вникаю. Но через полчаса мне снова нужно становиться моим героем, и я выхожу на площадку, обремененный мыслями о тяготах этих людей. Это неправильно».

Отдельная тема для Де Ниро – режиссура. Она всегда была его заветной мечтой. Ему казалось, что именно на этом берегу он сможет высказать все то, что оказалось невоплощенным в статусе актера. Поэтому в 1993 году состоялся его дебют «Бронская история», который он посвятил памяти своего отца – Роберта де Ниро-старшего, знаменитого скульптора и художника. Это была история об Учителе и Ученике, хотя многие  восприняли ее, как просто очередной гангстерский сюжет. В этот сюжет он вложил главную мысль: каждый человек сам выбирает свою судьбу, и неважно кто ты, при этом, Аль Капоне, или простой итальянский мальчик из бедной семьи. Это была дань памяти его итальянским предкам, которые не были мафиози, но знали, что такое вендетта и понимали, что с такими людьми шутки плохи. «В Италии каждый итальянец знает, что такое «Коза Ностра», «Каморра», «Сакра Корона Унита». У них свой кодекс чести, это серьезные ребята. Они могут, как облегчить вам жизнь, так и усложнить», - Де Ниро знает, о чем говорит. Итальянская кровь не раз  подводила его, закипая в крови во время семейных разборок. Его многочисленные романы нередко заканчивались именно по причине взрывного темперамента.

Второй режиссерской работой атера стал фильм «Ложное искушение», датированный 2006 годом, который несмотря на мощный актерский состав – Мэтт Дэймон, Анджелина Джоли, Алек Болдуин, Уильям Херт, был подвергнут жесткой критике киноведов, но получил номинацию на «Оскар» за лучшие декорации, а сам актер - Серебряного Медведя Берлинале за выдающийся художественный вклад в развитие кино.  Общие сборы еле-еле перекрыли бюджет в $85 млн. Де Ниро работал над этим проектом около 10 лет, вложив в него не только душу, но и много собственных финансовых средств. Ради него он отказался от участия в «Отступниках» Мартина Скорсезе, вместо него роль офицера Куинана исполнил Мартин Шин. В этот период он перенес несколько личных утрат, победил рак. Но даже, несмотря на явный провал, он продолжает настаивать на своем – сейчас идет работа над «Ложным искушением-2».
 
8 июня 2012 года Роберта де Ниро постигло большое несчастье – сгорела его нью-йорская квартира в Сentral Park West из-за хлопкового пуха, попавшего в сушилку для одежды. Самого актера, слава богу, в это время там не было. В результате чего ему вместе с женой пришлось предпринять длительное путешествие по знакомым, друзьям и родственникам. В процессе этого путешествия они заодно искали себе новое жилье. «Дом для меня – больше, чем крепость, это только мой мир и мир близких мне людей, в нем я могу себе позволить все: от домашних тапочек смешного фасона, до любимых блюд и брюзжания по утрам», - признается Де Ниро, - это так важно, чувствовать себя защищенным, открывать глаза в доме, в котором каждая вещь знает тебя, а ты – ее….».

Сегодня Роберт де Ниро - отец семерых детей (самый младший ребенок – дочь Хелен Грэйс Хайтауэр родилась в декабре 2011 года от его второй официальной жены Грэйс Хайтауэр), не единожды дедушка, богатый человек, который все равно остается Человеком, профессиональный актер, чья игра миллионы людей делает счастливыми хотя бы на то время, пока идет фильм с его участием. Список его наград и номинаций был бы длиннее этого материала, вздумай мы его напечатать. Он полон планов и идей, в год снимается в пяти-шести фильмах. Нас ожидает с его участием «Ирландец» Мартина Скорсезе, в котором он вновь играет с Аль Пачино и со своим старинным другом Джо Пеши. В одном только 2013 году – пять фильмов:  «Шрапнель», «Малавита», «Последний мальшник в Вегасе», «Забойный реванш», «Суета по-американски», «Мотель». И будьте уверены, в каждом из них господин Де Ниро продемонстрирует высший класс, как и положено классику-профессионалу.


Рецензии