Коллекция Русского экрана - Iron Men-3

            Железо в крови

2 мая в российский прокат выходит «Железный человек» 3. Нас вновь ждет встреча с главными героями предыдущих фильмов из этой серии. Но на этот раз продюсеры фильма устроили главному герою Тони Старку настоящую проверку на прочность. Слоган фильма «Герой будет сражен» интригует, обещая по-настоящему захватывающее зрелище.

Железные леди и железные джентльмены всегда вызывали большой интерес в обществе. Первые преимущественно наблюдались в политике. Что касается Робокопов, Терминаторов и Россомах, можно сказать, что химическая реакция человеческого организма и самой обширной группы элементов таблицы Менделеева оказалась благодатной для преимущественно американского кинематографа. Вот и история с Железным Человеком, дошедшая до третьего этапа развития, приводит нас к неожиданному вопросу: а есть ли у Железного Человека сердце?

Мы все помним Железного Дровосека из советской сказки «Волшебник Изумрудного Города в авторстве Александра Мелентьевича Волкова. Его заветной мечтой было сердце, но не железное, а настоящее, человеческое. В итоге он получил сердце тряпичное, которое волею читательской фантазии превратилось в живое. В ситуации с Железным Человеком студии MARVEL  такой вариант не пройдет.

Игры миллионеров

Тони Старк, знаменитый герой теперь уже трилогии о Железном человеке мечтает совсем о другом. Его цель – спасти мир, никак не меньше. Причем в отличие от первых серий Бэтмена и Человека-Паука, сохранение его имени инкогнито уже не является одной из составляющей интриги фильма. Страна знает своего героя. А в такой ситуации, согласитесь, нужны мощные драматургические коллизии, способные обеспечить новой серии зрительский успех. Скажем сразу, так как в основу всех фильмов положены комиксы издательства MARVEL, получившие свое рождение в 1963 году, в журнале «Tales of Suspense», то примерная стилистика сюжета вполне ясна.  Очень бравый герой спасает всех, кто в этом нуждается. При этом, возникает излюбленный мотив американских режиссеров – несказанное богатство героя, его принадлежность к касте сильных мира сего. Этим людям скучно просто выделять деньги на благотворительность. И совсем другое дело парить в небе на самодельных кряльях, или таранить стены на чудо-машине, которой позавидовал бы сам Джеймс Бонд.
Тони Старк - миллиардер, но не простой, а золотой, по ходу зарабатывания денег, он также тратит существенную часть дохода на всякие технологические новинки. То есть, Тони Страк – нечто сродни нашему Сколково в числе одного единственного безумного ученого, которому не сидится на месте, вот он и тешит себя техническими изысками в стиле  изобретателя Кью из фильмов про Джеймса Бонда. Спасать мир без железного чудо-скафандра Тони Старку не к лицу. От серии к серии его придумки становятся все фантастичнее и изощреннее. И делает он все это не ради денег, это своего рода хобби, оборачивающееся адреналином. Кроме прочего, народная любовь очень тонизирует, и тщеславный миллионер находит в этом благодатную отдушину.

В третьем фильме Железный Человек, он же Тони Старк, наконец, сталкивается с соперником, достойным его по всем параметрам. Злодей Мандарин в исполнении безупречного  сэра Бена Кингсли – в высшей степени монументален и чертовски зловещ. В нем нет свойственной таким персонажам карикатурности, его отрицательность не на уровне «плохиш» и «мальчиш-кибальчиш».  Его изощренность достойна пыток Древнего Китая, он хорошо знает натуру Старка, и четко понимает, на какие больные точки надо надавить,  что спровоцировать «народного героя» на конкретные действия. Заложницей ситуации становится его возлюбленная – Пеппер Поттс в исполнении Гвинет Пэлтроу. Как известно,  даже самые несгибаемые герои становятся сговорчивее, когда речь идет о жизни прекрасных дев. Но она прекрасно срабатывает всякий раз, когда железный джентльмен кроме смекалки, упорства и, самое главное, природного героизма, также проявляет уязвимость сердца, что уже само по себе, впечатляет. Ради любимой Тони Старк должен сделать выбор между своим образом, - иначе сказать, имиджем, - и сутью человеческой жизни. Он стоит перед выбором: бессмысленное существование или жертвенная смерть. Если кратко, то суть-формула фильма следующая – падение героя и его возвращение.

Траектория восхождения

Самоанализ неуязвимого защитника униженных и оскорбленных всегда был благодатной ветвью сюжетных коллизий. Кому не понравится лицезреть, как красавец, непотопляемый, не горящий в огне, неразбивающийся при падении с небоскреба, - откладывает в сторону рыцарские доспехи и дает фору старику Фрэйду в рассуждениях о патологичности собственной натуры. Когда человеческое подменяется романтическим образом Спасителя, самое время дать знать зрителю, что вся эта история не так проста, как кажется.

Стоит отметить, что после успеха первых двух фильмов Дауни-младший вывел своего героя на новые просторы – а именно в компанию таких же, как он «супер» персонажей – Тора, Капитана Америки, Невероятного Халка, Соколиного Глаза и Черной Вдовы – это был фильм «Мстители», собравший в мировом прокате неслыханную сумму – свыше  $1,5 миллиарда, что говорит о страстной зрительской любви к «аномальным суперменам».  Это была своего рода проверка – стоит ли начинать всю эту историю с третьим «Железным человеком». Стоит…

Как известно, успех фильма зависит от центральной идеи и ее воплощения.  Именно этим и занимаются продюсеры. Они же придумывают ходы, которые заставляют зрителя обратиться к предыстории, особенно в тех случаях, когда речь идет о сиквелах. Продюсер третьего «Железного человека» Кевин Файги не мог пройти мимо такой идеи: «Самое удивительное, что ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК 3 – это не только кульминация двух первых фильмов, но и логическое продолжение событий, описываемых в фильме МСТИТЕЛИ, – утверждает Файги. – Не уверен, были ли еще такие случаи, когда картина становилась сиквелом двух разных фильмов. Это уникальная ситуация, которая нас невероятно вдохновляет». Еще бы. Сколько возможностей для развития сюжета! Ведь мир, придуманный студией MARVEL – это уже целая Вселенная.

«Доминанта всех этих историй – сам Тони Старк, и нам приятно видеть, как он менялся и продолжает меняться до сих пор, - говорит Кевин, - когда мы впервые встречаем его в фильме ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК, он предстает напыщенным хлыщом, который занимается производством оружия массового поражения. Впрочем, практически сразу с ним происходит неприятный инцидент – в Афганистане он попадает под ракетный обстрел. При этом в него летят ракеты производства Stark Industries. Событие мотивирует его на создание первых доспехов Железного Человека и прекращение производства оружия. ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК 2 подвергает это решение сомнению, когда у Тони начинает пошаливать здоровье. А в МСТИТЕЛЯХ Старк сталкивается с проблемой мирового масштаба. Ему доведется не только встретиться с другими супергероями, но и увидеть, как над его головой открывается портал в другой мир».

Роберт Дауни-младший, сыгравший роль Тони Старка, воспринимает все фильмы «Iron men» не как экранизацию комикса. «То, о чем мы говорим, очень жизненно и современно. Нам трудно поверить в то, что где-то есть чудной ученый, выпивший не из той колбочки и превратившийся в Зеленого Халка или ставший Человеком-Пауком, а вот поверить в то, что миллионер с огромными амбициями, президент влиятельной корпорации, с помощью сверхтехнологий создает железный костюм, что-то вроде скафандра, которым может управлять самолично, - довольно легко. Другое дело, что изначально он делает это ради тщеславия, все эти летающие железки – своего рода военные игрушки, которые так любят мужчины».

Когда мужчины заигрываются, наступает период абсолютного нуля, вынуждающий игрока вернуться в исходную позицию. «Тони Старк слишком понадеялся на собственное изобретение, - говорит Роберт, - это привело к тому, что он стал упиваться выбранной ролью, и для него это превратилось в гибельную ситуацию…». Исполнительный продюсер фильма Луис Д’Эспозито дополняет мысль Роберта:  «Еще на ранней стадии работы мы задумались о том, как бы вернуть Тони Старка к тому, с чего все начиналось, чтобы из всего его вооружения у него остался только собственный ум, нам хотелось загнать его в безвыходное положение, чтобы зритель недоумевал: как же он из него выкрутится?».

Режиссер третьего «Железного человека» - Шейн Блэк – хорошо знаком с Робертом, они подружились еще в пору фильма «Поцелуй навылет», и теперь, объединив силы, они выработали центральную идею: «Самое интересное, пожалуй, в том, что Тони Старк прячется в своем железном костюме, как в панцире. Сам он, конечно, никогда в этом не признается, но это так, - говорит Блэк. Вообще, этот сюжет любопытен тем,  что сбивает зрителя с толку. Мы все привыкли к экранизациям комиксов, как к попкорновому кино, мы не воспринимаем этот жанр серьезно, считая, что Человек-Мышь и Зеленый Халк – результат запредельной фантазии создателей фильма и комикса. Мы же предлагаем нечто более глубокое, то, что почти каждый, пришедший в зал, может примерить на себя. Речь не о том, миллионер ты или нет, идея в том, что все мы прячемся в скафандрах наших социально-общественных образов: менеджер, президент банка, учитель, священник, и так далее, нам очень удобно представать перед другими людьми в некоем значении, в то время как наша собственная суть, практически, тонет под напором разыгрываемых образов».

Тест на любовь
Красная полосочка и синяя, - тест, знакомый всем женщинам. Но в «Железном человеке-3» нечто похожее создается для главного героя Тони Старка, для которого игра в Супергероя начинает заслонять мир, и близких людей в частности. «Человек в целом таков, каков он в любви», изречение древних здесь, как нельзя кстати. Дама сердца Тони Старка – аристократичная красавица Пеппер Поттс, управляющая Stark Industries, в исполнении Гвинет Пэлтроу, под стать самому Старку. Сильная, властная, умная на людях, она может быть совсем другой рядом с любимым человеком. «Тони и Пеппер очень увлечены друг другом, – рассказывает Пэлтроу. – Они живут вместе в его особняке в Малибу, им там очень уютно. В их отношения уже нет той робости, которая чувствовалась в первых двух картинах. Приятно, когда из фильма в фильм отношения меняются. Нам с Робертом всегда очень легко работалось, поэтому прекрасно, что у наших героев все перешло на новую стадию. Они по-прежнему подкалывают друг друга, но уже с меньшей остротой».
Отличие «Железного человека» от всех остальных жизнеописаний уперменов в том, что Тони Старк – единственный, кто предан одной единственной женщине, с которой он переходит из фильма в фильм.  Они почти семья, в их отношениях появилось та духовность, что простую любовную  связь превращает в крепкий союз. «Тони Старку очеьн повезло, что у него есть Пеппер, - говорит Роберт Дауни-младший, - мало того, что она поддерживает все его идеи относительно геройства, но она с ним действительно во всем: и в горе и в радости. В то же время, ее характер выходит далеко за пределы образа «подружка Супергероя», этакого эфимерного секси-создания, которая годна только на то, чтобы страстно поцеловать его в губы, и сказать: «Ты – мой герой», помахав ему ручкой, когда он отправляется в очередной раз спасать мир. Нет, Пеппер не такая. Она не только возлюбленная Старка, но и его партнер, вторая половина, обладающая реалистичным взглядом на мир, умеющая вовремя остановить его очередные тщеславные порывы, и указать ему на то, что он зарвался».

«Наши враги делают нас сильнее» - утверждает народная мудрость. Но кроме этого, наши враги помогают нам понять, что для нас важнее – слава или близкий человек рядом. Когда железо закипает в нашей крови, мы спрашиваем себя: есть ли в нашем личном мире то, без чего мы не сможем жить? Ддать ответ на этот вопрос нам помогают злодеи всех мастей. Их угрозы забрать самое ценное хорошо отрезвляют даже супер-пупер крутого Героя. Потому что, как бы ты ни был крут, «быть» всегда важнее, чем «казаться».


Рецензии