Коллекция Русского экрана - Весенние надежды

Реставрация любви

Говорят, любовь хранит тех, кто постиг ее истинный смысл. Тех, кто прошел долгий путь, не испугавшись испытаний, отчуждения и искушений. И тех, кто долгие годы шел рядом друг с другом, она одаривает весенними надеждами на том отрезке пути, что молодыми цинично именуется финальным. Режиссер Дэвид Фрэнкел делает нам под Рождество королевский подарок – фильм «Весенние надежды». Это история почтенной любви в жанре изящной семейной комедии  от подлинных мастеров киноэкрана - Мэрил Стрип, Томми Ли Джонса и Стива Карелла. Можно ли мечтать о большем?

Кей и Арнольд столько вместе, что вам и не снилось. Прелесть длительных союзов в том, что двое, изначально абсолютно чужих людей, вдруг в результате чудесной химической реакции становятся практически родственниками. Они делят одно пространство, у них общие интересы, дети, книги, столовые приборы. Они молятся о здоровье и благополучии друг друга, и личностный мир каждого из них замкнут на мире другого. Каждый из них ждет от возлюбленного одобрения, улыбки, мнения, поддержки. И это еще не все. По мере цементирования отношений обстоятельствами и временем они начинают в чем-то походить друг на друга, что явно свидетельствует об апогее той изначальной химической реакции, благодаря которой они вместе. Все вышеперечисленное - приметы того чувства, которое принято именовать любовью. Однако, случилось нечто…

Повелитель сердечных бурь
Так захотел режиссер этой истории, тот самый Дэвид Фрэнкел, который открыл нам секрет, что даже сам  «Дьявол носит Prada». Он же мне лично дорог еще и тем, что время от времени приглашает в свои проекты актера Оуэна Уилсона, спасая его, тем самым, от очередной попытки самоубийства. Так вот, этот чудесный человек, обладатель тонкого британского юмора, невзирая на свое исконно американское происхождение, и премии «Оскар» за лучший игровой короткометражный фильм «Дорогой дневник», решил, что нет ничего драматичнее, чем реставрация и легкое омоложение (без ботокса и пошлых экранных приемов) давних, можно сказать, патриархальных отношений.
Поэтому он пригласил в свой смелый замысел  - кого б вы думали? Конечно патриархов лицедейства в самом высоком своем значении – Мэрил Стрип и Томми Ли Джонса. С Мэрил они уже сработались в фильме «Дьявол носит Prada» («Золотой глобус» Мэрил Стрип  за лучшую женскую роль). Но безупречность хороша тогда, когда кто-то вносит в четкую структуру легкий хаос, есть своего рода очарование во взъерошенной прядке на идеально уложенных волосах.  Роль «возмутителя спокойствия» досталась Стиву Кареллу, «40-летнему девственнику», чье неподражаемое комично-трагическое лицо неоднократно провоцировало зрителя на неконтролируемые припадки смеха.
Итак, Мэрил Стрип отныне превратилась в строгую, сдержанную Кей, Томми Ли Джонс - в ее, не менее серьезного, супруга, а Стив Карелл должен был силою своего психологического гения вернуть их во времена безрассудной юности, напоив весенним соками их затянувшуюся ряской выверенную семейную жизнь. При этом, оба они – не подарок, что Кей, что Арнольд – он к тому же старый ретроград, но если сказать, тактичнее, человек влюбленный в прошлое, цепляющийся за традиции как за якорь и абсолютно не верящий в будущее. Она не видит главного, идет  к нему окольными путями, к тому же временами слишком перестраховывается.
Тем не менее, узнав о существовании психоаналитика, живущего в другом городе, она после долгих увещеваний все-таки подбивает мужа на то, чтобы поехать туда и пройти специальный курс по возрождению былой страсти. «Кей очень хочет воссоединиться с мужем, потому что как женщина она чувствует, что былая живость эмоций, которая подпитывала их раньше, испарилась, ушла из их отношений, а вместо этого появилась рутина, изо дня в день подтачивающая их брак. Она хочет чувствовать себя привязанной к мужу, ощущать его заинтересованность в ней, хочет ловить от него те взгляды, что дают понять женщине, насколько она желанна, - говорит Мэрил Стрип, - при этом, она находит множество примет того, что Арнольд как бы ускользает от нее, когда она его спрашивает: «Как ты думаешь, сколько лет нашему браку?», он отвечает: «Мы где-то посередине». Согласитесь, для женщины это страшный ответ…».
Волшебный эксперимент доктора … подразумевает переезд на неделю супружеской пары в город «Весенние надежды», то есть, смену обстановки. И вот тут-то начинает и смех и грех. Потому что большинство людей, словно растения, будучи вырваны из привычной среды, начинают бунтовать и всячески проявлять свое сопротивляющееся всему новому нутро. То же самое происходит и с супругом Кей. «Мой Арнольд довольно самодовольный парень, - Томми Ли Джонс прямо-таки беспощаден к своему герою, - он принимает все, что происходит в его жизни так, будто его судьба и спорить с ней бесполезно. Он не верит в знаки, случайности, экспромт для него подобен смерти. Он каждый день делает многие вещи, руководствуясь лишь одним принципом: «Я должен это делать» и при этом, он совершенно не задумывается о состоянии своего брака. Он не тот человек, кто способен бросить вызов статус-кво".
И вновь, как и в фильме «Дьявол носит Prada», Дэвил Фрэнкел бросает вызов общественным стереотипам: «Мы живем в обществе, в котором все, даже супружеские отношения, развивается по каким-то непонятно кем написанным постулатам. Нам словно говорят: вот до этой черты можно, а дальше – нарушение правил. Мы вынуждены жить с оглядкой – на родственников, соседей, друзей, коллег, мы слишком зависим от чужого мнения, от глянцевых журналов и от идущего мимо дяденьки, который почему-то имеет право погрозить нам пальчиком и сказать: «ай, нехорошо». На самом деле, все это лишает  нас той бесценной свободы, которая дана нам от природы, и именно она залог нашего развития…».
Ему вторит и сама Мэрил: «Мы все заложники некой культурной среды, общемственных мнений, она привносит в жизнь супружеских пар некие отвлекающие факторы, они уже не могут сосредоточиться на себе, своих ощущениях, желаниях, культура – в том числе и кино – создают некие образы-штампы, любовь на экране также представлена в искаженном виде, - из-за всего этого возникают иллюзии и распыляется внимание, и мешает людям выстраивать отношения с точки зрения настройки их души друг на друга. Люди перестают видеть и чувствовать своих любимых, потому что придуманные образы сбивают их с толку. Проще говоря, мы много раз сталкивались в искусстве с тем, что людям навязываются идеалы, которые с жизнью повседневной не имеют ничего общего».

Играем в доктора
Стив Карелл, играющий в фильме роль психоаналитика-новатора доктора Фэлда со свойственной ему комической серьезностью, больше напоминает рождественского Санту, замаскировавшегося под эскулапа, скорее ради забавы. Это словно праздничный карнавал, в котором каждому отводится чудесная роль с прицелом на получение удовольствия, но в то же время, эта роль дает возможность обернуться на себя. Но в небольшом комментарии Стив серьезен как никогда: «Я думаю, что многие люди, посмотрев на Кей и Арнольда, узнают себя. Это вполне обычные узнаваемые образы, рано или поздно многие супружеские пары, сохранившие единство, приходят к подобному моменту. В то же время, важно еще то, что в этом узнавании есть некий посыл сближения, зритель относится к Кей и Арнольду как своим старым знакомым. И что еще хорошо, в фильме все так задумано, что невзирая на серьезность вопроса, у нас всех – и героев и зрителей, - есть возможность улыбнуться, а в некоторых  ситуациях и от души посмеяться. Это все очень жизненно….».
Доктора во все времена обладали особой магией, как бы их не изображали режиссеры, в них всегда есть что-то инфернальное. Психоаналитики, - ходячие невротики, - ужасные экспериментаторы наподобие Франкенштейна, доктора «джекилы и хайды», откровенные незамаскированные маги, выступающие катализатором сюжета. Кажется, все просто – сидит перед вами почтенный муж в белом халате (хотя не всегда в белом), и что-то вам рассказывает про вас самих, руководствуясь тем, что вам приснилось или что вы съели на завтрак. Чтецы человеческих душ нам всегда казались похожими на шаманов, вынимающих ценные сведения из какой-то неведомой нам области, делая выводы из закодированных картинок и детских навязчивых состояний. В большинстве своем все доктора, по сути, реставраторы, возвращающие из сумрака наши изношенные души,
Но Стив Карелл играет некий облегченный вариант, его доктор Фэлд – реставратор отношений, в которых, как известно, задействовано много психологических механизмов. Он обновляет полинявшую краску брака, придает ему новый лоск, все остальное должны делать сами «утопающие». Любовь – это вообще дело рук влюбленных. Как абсолютно верно сказал исполнительный продюсер фильма Натан Каан, прочитав сценарий Ванессы Тэйлор: «В любом браке есть проблемы, без этого никак, сценарий Ванессы, ставший основой нашего фильма, очень точно передает состояние психологического и временного перелома, который наступает для Кей и Арнольда. Мы видим, как легко может ускользнуть магия любви, и как трудно вернуть ее обратно. Это универсальная история, и в то же время, она хороша своей неповторимостью, потому что это история «не вообще», а двух конкретных людей. Но самое чудесное то, что все вы понимаем, познакомившись с этими людьми, наше счастье – в наших руках».
Целительство всегда было в почете, неважно, в какой форме оно проявлялось – в травках, заговорах, вере в чудо, нежных словах, пилюлях, добрых фильмах - мы все подвержены любви, как гриппу или радостному воодушевлению. В нас бурлит божественное варево, некий невидимый котелок страстей, заставляющий загораться наши глаза и переживать весеннее возбуждение. И неважно, сколько вам при этом лет, выкиньте ваш паспорт, приговаривающий вас к исчислению лет, на вашем праздничном торте всегда,  год от года, пусть будет только одна чудесная свеча, утверждающая вечную молодость. Ведь когда рядом с нами другая человеческая душа, любимая, дорогая, пусть взъерошенная, с мозолями на ступнях, дурными бытовыми привычками, брюзжанием по утрам, годы бессильны. И есть то, что нас роднит – наша весна, которая всегда с нами, в любой миг, стоит только захотеть. Даже в канун Рождества…


Рецензии