Коллекция РЭ - инт-ю с Питером Джексоном

Мастер Средиземья
Питер Джексон, навсегда вошедший в историю кинематографа, как режиссер, экранизировавший трилогию Толкиена «Властелин колец» с невиданным размахом, искренностью и зрелищностью. Отличительная черта этих фильмов – особая душевность, сопричастность, которую всячески подчеркивал сам писатель, и сумел перенести на экран Джексон и его актеры. 20 декабря нас ожидает начало грандиозного путешествия. И все боги Средиземья нам в помощь.
Подобно Хозяйке Медной Горы, Питер Джексон, главный мастер Средиземья, волшебного края, не знающего иносказаний и переносных значений, вновь создает матрёшечные миры: откроешь Шир, а в нем домик Бильбо Бэггинса. За пределами Шира – королевство гномов Эребор, которое отныне в результате рейдерского захвата перешло к дракону Смогу. Где-то рядом – Дикий Край, зловещие земли, обитель орков, туннели глоблинов. Ну и, конечно, из-за углов выглядывают волшебники всех мастей, включая нашего старого знакомого – Гендальфа, но пока еще Серого. Не обойдется дело и без всеобщего любимца – Голлума, персонажа наподобие саблезубой белки из «Ледникового периода». В общем, наконец, все собрались вместе, к уже знакомым персонажам прибавятся новые, но вполне узнаваемые интуитивно. Главного героя – Бильбо Бэггинса, дядю Фродо, сыграл не кто иной, как сам доктор Ватсон из британского сериала «Шерлок» - Мартин Фриман. 
Питер Джексон, главный архитектор и ваятель этой истории – не очень охотно дает интервью: «Какой смысл расхваливать блюдо, и раскрывать секреты его приготовления, когда уже совсем скоро можно будет его попробовать?». И все-таки – несколько вопросов для господина Джексона, и ответы, которые не только не испортят аппетит, но наоборот, лишь раззадорят его.
- Питер, для Вас Толкиен начался с эпоса Средиземья – трилогии «Властелин колец». Это серьезная вещь, даже философская. А «Хоббит» скорее сказка, будет ли между этими фильмами нечто общее, что их роднит?
- Безусловно. Хотя (задумался), тут важно сформулировать правильный  ответ. Потому что есть много вещей, которые роднят эти фильмы, и еще больше того, что делает их абсолютно разными. Во-первых, мы все возвращаемся в Средиземье. Нам многое здесь знакомо. Также в «Хоббите: Нежданное путешествие» мы встречаемся вновь со многими героями, которые нам уже знакомы. Но это ничего не значит. На съемках нам все  время приходилось думать о том, что мы знаем об этих героях чуточку больше, чем должны. Это равносильно тому, как читая книгу с первой страницы, взять и заглянуть в конец. Кстати, сам Толкиен далеко не сразу связал эти две вещи, сначала он написал «Хоббита», потом, спустя 20 лет, «Властелина колец», и даже тогда он не ощутил потребности обозначить связь этих произведений. Это произошло значительно позже.
 
- А атмосфера? Она будет такой же гнетуще-волшебной?
- Нет, потому что здесь нет Саурона и его черной армии, нет кольца Всевластия в том качестве, в каком его носит с собой Фродо, нет именно этого противостояния:  души и зла, хотя есть другие сюжетные коллизии, и они, поверьте, не менее интересны. В «Хоббите» много добрых приключений, охотой за золотом, есть главный герой, который сам живет по законам сказки, и есть, как же без этого, самый настоящий актер. Очень интеллектуальный, потому что его играет Бенедикт Камбербэтч, да, тот самый Шерлок (улыбается). Так что зло нынче поумнело, и использует дидактический метод.
- Значит, мы возвращаемся в Средиземье, но атмосфера будет другой?
- Да, «Хоббит и «Властелин колец» очень разнятся по интонациям, в них разная атмосфера и тем не менее, мы не должны забывать, что все происходит в Средиземье. Мы вернулись туда, где уже были. И для актеров, и для режиссеров это очень важно. Мы – кинематографисты, создаем целые миры, а не просто компьютерные спецэффекты. Все фильмы «Хоббита», а вы уже знаете, что их будет три, - и все части «Властелина колец – имеют одно устье.

- Будете ли вы нас пугать?
- Наши герои окажутся в «мире теней», но если во «Властелине колец» это было очень неприятно и пугающе, то в «Хоббите» все полегче. Не забывайте, что мы находимся в начале пути, у истока истории, которая изменит мир.

- То есть, мир еще не изменился?
- Можно сказать так. Хотя стоит вспомнить, что «Хоббита» Толкиен написал в 1936 году, для мира это очень неспокойное время, сами понимаете. Через три года в Европе взорвалась «бомба замедленного действия», - и мир, уж, точно изменился. И само собой, что во «Властелине колец» нашли отражение и эти перемены.

- Нам известно, что чуть ли не с самого начала «Хоббит» был окружен переменами, проблемами и неожиданностями. Сначала проект покинул Гильермо дель Торро, который был назначен режиссером…
- Да, так получилось, и нам грустно оттого, что так получилось. Гильермо, я думаю, тоже был не в восторге, потому что он потратил на «Хоббита» два года своей жизни, его отказ был обусловлен сугубо  студийными заморочками, возникшими из-за  банкротства студии MGM, владеющей правами на «Хоббита». Тем не менее, он остался с нами в качестве сценариста, так что у нас получилась крепкая и мощная сценарная бригада.

- Потом регулярно возникали финансовые сложности…
- Да, всякое бывало. В рамках работы над сценарием у меня лично были сомнения относительно некоторых персонажей, например, мне не импонировала мысль, что в фильме должно быть много гномов. Вы понимаете, что это такое? Я даже подумывал вообще отказаться от работы над фильмом из-за этих бравых парней в количестве 13 человек. Но после того, как мы придумали каждого из них от начала и до конца со всеми «фишками» и отличительными особенностями, мне даже кажется, что они великолепно вписались в нашу историю и придают ей особое очарование, если можно так сказать о гномах (смеется).

- Скажите, какая атмосфера царила на съемках, помнится, что съемки «Властелина колец»   были, чуть ли не праздником, а как сейчас?
- Ой, мы много веселились, но это относится именно к периоду съемок, потому что то, что им предшествовало, веселым не назовешь. Настолько все было тягостно, столько нервов ушло на подготовительный период, что у меня даже обострилась язва. Работа продолжалась, можно сказать, денно и нощно. Все были при деле. И все самое мучительно пришлось на подготовительный период, когда начались съемки – все улеглось. Можно сказать, все обрадовались началу съемочного периода, потому что у всех появилась возможность претворить в реальности тот замысел, который так долго и мучительно разрабатывался. Когда ты понимаешь, что дело стронулось с мертвой точки, испытываешь облегчение.
- И, наконец, момент, который всех нас очень волнует. Правда, что в «Хоббите» использованы революционные технологии съемки?
- Да, совершенно верно. Еще во «Властелине колец» было сказано: «Мир изменился». Он изменился не только к тому моменту, но он меняется до сих пор,  во всем, и в том, что касается съемочных технологий. Технология 3D уже не воспринимается как нечто экзотическое, мы каждый день поднимаемся на новую ступень. Всему, что помогало нам делать сказку более реалистичной, есть специальные названия и аббревиатуры, но для зрителя это ровным счетом ничего не значит, для него важно, что он увидит на экране.  Надеемся, что когда этот день наступит, зрители, пришедшие на наш фильм, оценят по достоинству проделанную работу. Ведь, если раньше кинематограф, на заре своей юности, обладая очень скромными техническими возможностями, умел произвести неизгладимое впечатление, то сегодня, благодаря фантастическим компьютерным спецэффектам и новаторским способам съемки, он из «иллюзии» превращается в новое самостоятельное измерение, в котором мы все при желании сможем жить.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.