Трактат о крысах

ТРАКТАТ О КРЫСАХ.
О БЕДНОЙ КРЫСУЛЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО
   Судьба распорядилась так, что мне довелось родиться под знаком Крысы. В советские времена про гороскопы, знаки Зодиака и восточные календари слыхом не слыхивали, но со временем они незаметно, но прочно завоевали свои позиции  в умах россиян. Да так, что уже невозможно себе представить, как же мы жили без гороскопов для каждого зодиакального созвездия и календарей с Быками, Кабанами, Петухами и Кроликами. Но я до определенного момента как-то не придавала особого значения всем этим символам. Да и не хотелось иметь ничего общего с таким животным, как крыса. Сразу представляется юркая серая тварь с мерзким лысым хвостом. Ведь я же не такая! Я  - вполне симпатичная, доброжелательная женщина, совершенно бесхвостая.
   За много лет каких только животных не держали мы в своей квартире: были кролики, хомячки, морские свинки, кенарь, волнистые попугайчики (говорящие в том числе) и, наконец, ныне здравствующий кот Мурик. Вот только против крыс восставала вся моя душа. Они ж противные! Но дети притащили и их… «Смотри, какие прикольные ворсинки на хвосте у крыски Муськи!»- восторгалась Юлька. –«Да,- мрачно и обреченно изрекала я,- катышки будут потом. Из-под хвоста.» Но, как и любая другая живность, Муська и Васька требовали ухода, а детишкам, естественно, некогда. Кормить и ухаживать приходилось мне. И я постепенно смирилась. Привыкла настолько, что потом сама же купала хвостатых под краном в ванной, намыливая спинки, брюшки, подмышки и хвостики. У крыс! Впрочем, они были довольны.
Как я успела заметить, крысы – животные сообразительные, выносливые, непривередливые в еде (дикие собратья могут грызть даже изоляцию с токоведущих проводов), но при этом выбирают, что повкуснее. Известен случай, когда подвальная крыса, забравшаяся в магазин, за пару дней схрумкала три килограмма дорогущих шоколадных конфет, а на остальные карамельки и не взглянула. Гурман, да и только.
Не секрет, что все в природе взаимосвязано. Все мы на кого-то похожи повадками, характерами. Мне кажется, в каждом сообществе есть свои простофили, изворотливые хитрецы, жадины и честные бойцы. У каждой особи своя манера поведения, привычки, независимо от того, кем он уродился в этой жизни: воробьем, конем или крокодилом. Каждый- индивидуальность. Но есть и общее. Например, один мой знакомый маг ( а «магия» означает «могия», т.е. «кто могет, тот и маг») у мужчины, рожденного в год Быка, спрашивает: -Как дела в саду, на даче?- чем повергает его в изумление.                –«Откуда вы знаете, что у меня есть сад?!» Да просто у мужчин этого знака врожденная тяга к труду на земле, чтобы дом был и огород.
   Людей, рожденных в год Крысы, как выяснилось, отличает предприимчивость, вдумчивость, хорошая обучаемость, способность к анализу, разумность и творческие задатки.  Хотя их домовитость и запасливость могут иногда вызывать у окружающих недоумение. Например, один молодой человек на 24 года младше меня (тоже Крыса), как-то обмолвился: -« Если я иду покупать запасную цепь для новой (!) бензопилы, возьму сразу две. Пусть будут.» В 23 года такая хозяйственность!  Подозрительно знакомая картина… У меня в доме всегда есть стратегический запас продуктов: масло, мука, сахар, набор круп и консервов. Пусть будут! Так было всегда, даже во времена талонов. Иначе жить я не умею, начинаю жутко нервничать. В моей норке всего должно быть в достатке! Мне и в голову не приходило, что можно жить как- то иначе. Запас карман не тянет, как известно. В общем, с природной натурой не поспоришь.
   Однако вернемся к повадкам наших  длиннохвостых прелестниц. Об изобретательности и изворотливости серой дикой крысы – пасюка- ходят легенды. Например, чтобы поесть растительного масла из бутылки, крыса опускает в нее свой хвост, а потом масло с него слизывает. А яйца воруют слаженной командой: выстроившись цепочкой все «игроки» разом ложатся на спину и перекатывают яйца с лап на лапы, как по конвейеру, быстро и эффективно. Дружные ребята! Вообще, в крысиной семье существует четкая иерархия: этот разведчик (его посылают пробовать незнакомую еду), а этот –«генерал» - командует и отбирает лучшие лакомые кусочки. Как правило, крысы нападают на тех, кто меньше ростом и слабее.
   В животном мире отношение взрослых к детенышам другой «породы» чаще агрессивное, но может быть и безразличным, а иногда, -если повезет- сочувственным и даже покровительственным. Так бывает, когда детей-маугли воспитывают волки в тайге или обезьяны в джунглях. Люди чаще проявляют эту свою способность к сопереживанию, если в беду попадает котенок, вороненок или щенок.
   Вот однажды в одном из цехов на комбинате массово травили крыс и мышей. Выжить удалось немногим. Одному крысенку не повезло: лежит, бедный, посреди цеха, помирает. И рабочие, эти суровые, грубые люди, проходя мимо, сочувственно говорили: -Что, плохо тебе? Эх ты, бедолага…» Была бы на его месте взрослая крыса, разговор был бы коротким. А этот – беспомощный, по-детски трогательный.
Помню, насколько я была поражена живучестью этого животного. Дело было, когда в саду в сарае я держала кроликов. Естественно, крысы постоянно подворовывали у беззащитных зверьков сухарики и морковку. А крысоловки, расставляемые мной в углах сарая, исчезали с завидной регулярностью: крысы просто утаскивали их на себе в подземные катакомбы. Тогда капканы я стала привязывать к столбику прочной веревкой. Однажды попалась очередная серая воровка: рамкой крысоловки ее туловище почти перерубило пополам. А она живая! «Надо что-то делать, ведь мучается животина!»- сказала я. И вместе с веревкой понесла крысу , висящую в капкане, топить в ведре. А тут бабушка-соседка любопытная: -«Что это ты делаешь?» -«Крысу купаю! Понимаешь, грязная такая попалась!» (А у нее и правда весь хвост в каких-то болячках был) У бабули глаза круглые такие стали от удивления. Не поймет, шучу я или как…
   Тем временем прополосканная не раз крыса никак не желала топиться: две минуты под водой – она живая, пять минут подводного плавания – она живая. Да что же это такое!- плюнула я, ушла. Через полчаса достаю уже чистую крысу. А соседка тут как тут: - Зачем это ты ее на баню кидаешь? Это чтобы крысы не водились, да?!
   -Конечно, отвечаю я.
   Еще через день краем уха слышу, как другая соседка кричит знакомой через участок: -Видела, как ворона крысу большую тащила? И где она ее взяла?..
-Ага, думаю я, значит, мой план удался. А то где же я ее закопаю: участок засажен до сантиметра лаврушками-петрушками, а на дороге – щебенка. Вот и приготовила на ужин воронам отбивную.
   Вот так и живем мы, соседствуя и взаимодействуя в этом густонаселенном мире. Каждый идет к своей цели, решает свои задачи. Но оторваться от земли, нашего общего дома, еще никому не удавалось, как бы ни старались люди построить свою, отдельную от природы, «технократическую» жизнь. Все так же  дуют ветры, плещутся океаны, а небесные светила взирают на нас с недосягаемой высоты.
   Восточные мудрецы, «придумавшие» 12-летний повторяющийся цикл тотемных животных, наверное, были недалеки от истины. Что-то в них есть, в этих гороскопах и астрологических предсказаниях. Звезды и планеты для каждого из живущих складываются в определенный рисунок и каким-то непостижимым образом влияют на характер и мировоззрение рождающегося человека. В каждом из нас – частица Космоса. Собака ты, Тигр или Дракон – по большому счету, неважно. Все мы – творения Божии, и управляют нами бесконечно непознанные законы Вселенной.            


Рецензии
Прекрасный рассказ,Людмила. Очень понравился. В гороскопы не очень-то верю, но факты... Крысы - умнейшие животные, им бы еще покрасивее выглядеть, тогда цены бы им не было. Спасибо. Успеха. Д-р А. Киселев

Александр Киселев 6   14.11.2016 14:44     Заявить о нарушении
Благодарю сердечно, рада, что угодила. А если бы даже крысы стали красотками, суть их от этого не меняется, к сожалению... Сорная, помойная животинка. Бр-р...

Людмила Палехова   14.11.2016 15:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.