Не пугайтесь,я не буду мучить вас стихами или прозой известных писателей,а только коснусь темы озарения в их судьбе. Повальное увлечение метафизикой,философией мистики,прикрываемое народолюбием и высокой нравственностью,стремление достичь высокого полета ума,особого состояния психики,приближенного к божественному,способному творить чудеса,- вот те иллюзии,что сводили и сводят людей с ума. Не является ли это средством разрушения общества и личности,как во всем мире,так и в многострадальной России,где измученный неправдами народ,достойный счастья,бессилен что-либо изменить? 19-й век,20-й,21-й - что изменилось? В 19-м веке,например,в тайные общества озаренных входили ученые,писатели,титулованные особы,интеллект играл роль. Интеллект уважают,но не терпят его рядом с собой,будь то Толстой,ненавидящий Чехова,или старушка,подбросившая полено под костер Джордано Бруно,преисполненная благими намерениями,благочестивая. Другое дело теперешнее время,повально все с Богом,с религиями,с озарением,кто научный деятель на печке,кто волшебник на метле. Откройте мне третий глаз,меня просят,хочу стать ясновидящим,я вам завидую. Я не писатель и не поэт,но знаю: писатели классики все прошли через это обучение-озарение,особую программу,заданную неизвестно кем и как. К счастью,не все сошли с ума,но были впавшие в заблуждение,а иные объявляли себя святыми. Их пример другим наука,а не мой. Они авторитетны,биографии их известны,доступны письма и дневники. Гоголь,например,до самой смерти не хотел признаться,что никакой он не святой,но тщеславие было выше. Ревизор в его комедии не кто иной как ложный Христос,что опередил настоящего и явился ему в озарении тестировать совесть,а идею написать об этом подал Гоголю Пушкин,осведомленный,конечно же,в теме. Чехов в одном из дневников пишет об озарении следующее: "Программа древности с мистическим уклоном,что,по преданию,обучала мозг человеческий Адама с Евой,до нас дошла зараженная всякой дребеденью и для обучения не годна." В другом дневнике он упоминает об озарении как о "такой мерзости,что не достойна того,чтобы о ней писать,или даже упоминать". Салтыков-Щедрин озарению посвящает сказочку "Вяленая Вобла",из которой привожу цитату: "Когда процесс мучительства завершает свой цикл,когда человек почувствует,что нет во всем его организме места,которое бы не ныло,а в душе нет иного ощущения,кроме безграничной тоски, - вот тогда и выступает "воблушка" со своими скромными афоризмами. Она бесшумно подкрадывается к искалеченному и безболезненно одурманивает его,заставляя доискиваться смысла заветов прошлого,яда настоящего и загадок будущего." Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо?" рассказывает о наболевшем: "Уж если и втемяшится в башку какая блажь,колом ее оттудова не выбьешь." Что делают в поэме озаренные мужики? Пьют ведрами вино - божественное вдохновение,хлеб-тело боженьки,как истину,жуют до самого изнеможения,пока коровы,лисы,лошади с сознанием по-человечьи,божьим голосом,не заговорят. Толстой до конца жизни утверждал себя Божьим помазанником,создателем нового Евангелия,умалчивая о том,что озарение для него - это геенна огненная,сдобренная манией суицида и муками совести: "Мой путь к истине отношения не имеет к творчеству литературному моему,и даже книга моя "Исповедь" как на духу - на духе ложном,подложном,подлом в отношении людей,что ее прочтут. Почтут пусть памятью кончину мою,и то довольно с меня. Я ошибался,думая,что дух мой будет людям освящать путь в жизни. Я,как и многие,попал в сети обмана,ложной истины о Боге,и обманывал людей в полной уверенности бытия мира потустороннего,равного по значимости живому,нашему,земному. Нет этого мира,нет бессмертия души. Меня нет нигде,кроме моих произведений,где я спрятался такой,какой есть. Стыдно мне за то,что я написал." Тютчев в лирике говорит о том,что мир "божественный",космос,никакого отношения не имеет к реальному: "Я не своё тебе открою,а бред пророческих духов", "И жалкий чародей перед волшебным миром,мной созданным самим,без веры я стою". А вот и об иконах: "Бездушный лик. Увы,души в нем не встревожит и голос матери самой". Поэт просит спасения у доброго гения от злого гения,которым является мир,наш,человеческий мир. Слово - Бог?
"Всё отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье,силу воли,воздух,сон,
Одну тебя при мне оставил Он,
Чтоб я ему еще молиться мог."
Слово и оставил ему Бог - РЕЧЬ! Чтоб он Ему еще молиться мог!
Судьба не завидная у классиков,у посвященных,как видим. "Не зная броду,не суйся в воду" - легко сказать.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.