Три эпохи

Пролог.               

Время… как ты неумолимо, как меняешь людей! То, что раньше почитали святыней ,сегодня кидают в грязь.То, что было добродетелью,  стало ненужным осколком прошлого. Конечно, не все потерпело такое неуважение, многое осталось жить, приобретя современные формы. Да и немало полезных вещей подарила нам современность. Но только мы забыли, что значит добродетель, милосердие и отвага. Для многих честь и совесть стали синонимами ненужного, глупо-смешного.  Воровство, обман и наглость поселились в сердцах многих, став общей нормой. Ты скажешь, дорогой читатель, что и раньше были воры, трусы, обманщики… . Да, ты прав.  Но отличие старинного, былинного времени от нашего в том, что тогда даже деньги не могли скрыть бесчестие и репутацию. Храброе сердце и справедливые решения ценились выше всяких денег. Но времена меняются. Материальные блага настолько заселили наш разум, что скоро мы забудем о всех нужных, человеческих качествах! Без них люди подобны роботам, лишенным истинных удовольствий. Впрочем, хватит лишних слов, прочти три рассказа-«эпохи» и ты поймешь все сам…



     1.  Град


Теплый  южный ветер пел песнь раздольной свободы, легко целуя руки девушек-березок. Белокаменные церкви горели золотом куполов в лучах улыбающегося солнца. Соловей сел на самую высокую березку и защебетал переливами , приветствуя простой люд, спешивший на утреннюю службу. Уставшие от тяжелых работ на земле, они все равно были счастливы, счастливы наступившему белому дню, лазури неба и каждой выросшей зеленой, сочной травинке. «Князь! Дорогу, князю!» -  суетливо закричала толпа  и раступилась по обе стороны. И вот, пылая красным сукном платья, в парчевых сапожках на белоснежном коне выезжает князь. Его широкоплечая стройная фигура, прямая и гордая осанка внушали уважение. Русые волосы вздрагивали, касаясь плечей, низкопосаженные  темные брови придавали строгость выражению, а зеленые сверкающие очи проникали в душу каждого, кто смотрел в них. Аккуратная, ухоженная бородка ничуть не старила молодого князя. «Здравствуй, наш батюшка, светлый князюшка» -  искренне и с любовью закричал народ, низко кланяясь. « И вы здравствуйте, мужички и бабоньки! – звонким, четким голосом  ответил князь и обратился к своим воинам,- Эй, дружинушка моя хоробрая, угостите-ка люд честной. Да не скупитесь!» Двое воинов в сверкающих шеломах стали кидать медные да серебряные монеты. Народ не кидался словно дикий зверь на добычу, а бережно собирал деньги. Потом их делили поровну. Таков был обычай в этом дивном граде.
 Но вскоре черные тучи зависти налетели со стороны диких степей. Злобные, скуластые племена, как черная копоть, неожиданно врывались в близлежайшие деревни, грабили, убивали малых детей и уводили девушек в полон. Они не знали пощады. Смерть людей доставляла дикарям истерическую радость. Но град, окруженный высокой мощной каменной стеной с сотнями башен для лучников, они не могли захватить. Князь Александр отреагировал быстро: вырыл глубокие рвы вокруг деревень, расставил острый частокол, и построил  по семь семь стрелковых башен вокруг каждой деревни. Разведчики обходили дозор денно и нощно…
 Затрубил громоподобный рог-сигнал беды. Князь Александр  отдал приказ. И вот, несметное число низкорослых, ширококостных и злобных дикарей хлынуло черным потоком на первую деревню. Они жгли каждый дом, но… людей в них не было, деревня словно вымерла. Черхан –вожак этого народа,заподозрил неладное. «Поворачивай назад!»,-злобно зарычал он. Орда потянулась назад. Но на их пути, сверкая золотыми соколами на красных щитах, ощетинившись острыми копьями, стояла дружина Александра. «Жги собак скуластых» - на всю округу, взмахнув булатным мечом, скомандовал светлый князь. «Ежик»  местами полысел, и из этих брешей выбежали с огромными деревянными колесами воины. Мгновение, и пылающие колеса в предвкушении еды покатились, подпрыгивая, на врага. А вслед за ними с криками «за матерей! За жен!» бежали воины, разрезая воздух длинными мечами. Враг вынужден бежать в деревни. А там, со стлелковх башен , на черное племя посыпались  горящим дождем стрелы. Суматоха и страх внесли раздор в итак не дружные отряды. Меченосцы рубили черхановских шакалов десятками, сотнями. Поле боя ускрашали кровавые обрубки людских тел. Остатки орды кинулись прочь, но копьеносцы уже окружили все пути отступления и ощетнились. Трусливое племя, способное издеваться над стариками, детьми да женщинами, скуля на своем отрывистом наречии налетели на копья. Остатки шарахались в стороны, проваливаясь во рвы. Черхан был пойман. «Отпусти всех, кого ты увел в полон! Тогда я не стану убивать тебя, отпущу на все четыре стороны!» - презрительно молвил Александр. «Ха-ха-ха, они все мертвы, их головы украшают забор отхожего места» - залаял Черхан. Александр хотел сломать все ребра этой твари, но его доблесть не позволяла сделать это с безоружным и связанным, даже с таким, как Черхан. Подозвав своего верного друга, Александр сказал: « Бери половину дружины и спасите плененных. Убейте всех собак Черхана, только отпустите старых, женщин и малых детей. Если наши люди убиты, привези их тела. Пусть ты найдешь руку или голову, везите все. Мы не оставим своих на проклятой земле, -князь тяжело вздохнул и продолжил, - Вторую половину отправь в град, пусть они будут на готове!» Александр похлопал по плечу верного дружинника и быстро подошел к Черхану. «Собака, я дам  тебе шанс в честном бою. Но помни, если ты проиграешь, то смерть будет мучительной» - грубым голосом сказал Алексндр и, не дожидаясь ответа, схватил связанного врага и взвалил на седло…
  Вскоре они приехали на зеленый луг, усыпанный белыми колокольчиками. Жара плыла, а небо казалось таким ледяным и чистым! Александр спустил с лошади Черхана, распорол мечом веревки и кинул врагу саблю, которую сам Черхан отдал князю, когда его схватили. Черхан поднял оружие и сделал грозный взмах в воздухе, готовясь к сече. Он был выше своих соплеменников и намного массивнее, но пониже высокого и стройного Александра. Карие глаза Черхана налились кровью, желваки заходили ходуном на широких скулах, и он сдел резкий выпад. Александр моментально ушел в сторону от удара, заставив врага несколько аршин  промчаться вперед.Зарычав диким зверем, Черхан размашистыми ударами молотил Александра, который умело отбивал каждый из них. Постепенно мускулистый, но брюхатый Черхан стал уставать. Его удары становились менее быстрыми и яростными. Александр наступал сам. Его зеленые, словно молодые леса, очи сверкали. Булатная сталь меча князя была настолько прочна, а рука так крепка, что Александр перерубил кривую саблю врага. Тогда  светлый князь отбежал от растерявшегося противника на хорошее расстояние и вонзил меч по самую рукоять в твердую землю. Затем побежал к врагу. Они сошлись в рукопашном бою. Оба били размашисто. Александр почти всегда уворачивался от ударов. Но один из них грузно упал на правую чать лица князя. Он пошатнулся, улыбнулся, обнажив ровные белые зубы, покрытые текущими стуйками крови, сплюнул через левое плечо и изо всех сил ударил в жирное пузо Черхана. Вражина загнулся, застонав. «Это за младенцев и отроков, убиенных тобой»,- прокричал Александр.  « Вот это –за жен и матерей»,- Александр вонзил острое колено в лицо изверга. Кость носа хрустнула, кровь фантаном забилась, заливая широкий мерзкий подбородок. Черхан схватился за лицо левой ладошищей, а правой выхватил из сапога кинжал. Александр почти успел среагировать, но клинок задел,глубоко прорезав плотную шуйцу чуть вышел локтя. Жгучая боль становилась невыносимой. Но Александр сумел поймать своей десницей кисть  с кинжалом. Не смотря на то, что у Черхана конечности были намного мощнее, мускулистее, Александр с богатырской силой скрутил руку врага. Клинок выпал. «Шанс был использован, время платить за грехи» - Александр сильно дернул руку, выбив сустав из плеча, размахнулся и ударил своим крепким кулаком в центр души (солнечное сплетение). Черхан молча рухнул…
 Дружина Александра выполнила его приказ: все вражьи воины были убиты, а женщины, дети и глубокие старики помилованы. Но только свой народ, плененный дикарями, дружина не нашла… живыми. Черхан приказал ,в случае если он не вернется, порезать всех пленных. Бережно завернув в мешки трупы убитых, храбрая дружина повезли хоронить их на родной земле. Александр помог хорошей суммой родственникам погибших, а детей, оставшихся без родителей, взял в свой дворец на воспитание, чтобы вырастить славных воинов и ученых. Анастасия, красавица жена князя, часто навещала сирот, маленьким пела колыбельные, а старшим – рассказывала историю нашего великого народа. Когда дети стали юношами, князь и княгиня поведали о славных отцах и матерях, погибших в бою, не посрамивших свою Родину.


2. Город
 


- Пошли отсюда, а то ещё достанется.
- Мы должны вмешаться, он один.
- Вот именно, он один, а их семь
- Шесть.
- Ну,шесть! Толик, послушай меня не ввязывайся.
- Диман, не бойся, я без тебя справлюсь, посиди в тенечке.
Такой разговор двух друзей звучал во дворе не пользующегося хорошей славой района. Шестеро типичных гопников разводили парня-ботаника. Парнишка был худ, в очках, с интеллигентными манерами. Такие быстро пивлекают шушеру, желающую самоутвердиться засчет более слабых.
- Ну, чё, терпила, гони деньги и трубу.
- Ребята, да вы что, я не могу отдать…
- Мы тебя ща грохнем, но сначла опустим.
- Харэ трепаться, покажем этому доду наш привет, ха!, -один из гоников несильно ударил по лицу парнишку, но этого было достаточно, чтобы сломить остатки его духа.
- Чмо – это человек, мешающий обществу или человек, морально опущенный? Выбирайте, гоники, что больше подходит. Хотя вам подходят оба определения! – с издевкой звучным голосом сказал Анатолий.
- Чё ты сказал?- в голос завопили гопники
- Я тебя сломаю ща – ринулся на Толика самый здоровый из гоп-компании. Толик не был спортсменом и не отличался атлетическим телосложением, но часто дрался на улице (приходилось, без причины он не начинал драк и вообще старался избегать их). Резкий удар в нос повалил «быка» на земь. Толик знал, что надо «вырубить» кроме «быка» лидера, и тогда компания разбежиться. Он смело кинулся к самому понтовому из компании. Но гоп-лидер оказался бывшим боксером и сохранил многие навыки, несмотря на бесчетные литры пива и выкуренные сигареты за прожитые двадцать лет. Бой оказался тяжелым, да и остальные гопники налетели. Помощи ждать было неоткуда. Толя отбивался как мог. Он понимал, что его сильно изобьют, но не хотел доставить радость легкого избиения этим уродам. Люди проходили мимо с  одним выражением-  это их не касается. Когда Толе разбили губы, отбили плечи и уже повалили на асфальт, какая-то старушка закричала из окна, что вызвала милицию. Гопники побежали. К избитому Толе подбежал его двадцатилетний  друг ( на два года старше Толика) и тот ботаник.
- Толян, ты жив? Ну зачем, я же говорил… -начал было Дмитрий
- Пошел от меня прочь!
- Ты чего?
- Убирайся к черту! – Толя так закричал и засверкал глазами, что Диман поспешил удалиться, ворча и ругаясь.
- Спасибо, спасибо,ты спас меня! Я – Андрей. Тебя как зовут? Мы будем лучшими друзьями,-тараторил спасенный.
Толя сухо ответил:
- Ты умный, это хорошо, но надо уметь постоять за себя… Запишесь в секцию единоборств… А теперь прощай! – и двинулся, пошатываясь, прочь от удивленного парня.
« Да, друзья мне достаются отменные: один трус, другой слабак.  Третья группа-гопота поганая.С кем общаться? Как же мог Диман так поступить? С ним интересно общаться, он умный, да и сильный, ведь карате четыре года занимался, а оказался трусом. Или может ему просто пофиг на людей? Одно другого хуже.» - терзал себя раздумьями Дмитрий и не заметил, как вышел на набережную. Волго широко и величественно разлилась на сотни миль. Гордо реяли чайки, приветствуя друг друга, а может хвастаясь уловом. Анатолий медленно пошел по набережной. Кругом сидели влюбленные пары, а может не влюбленные вовсе. Выбрав безлюдное место, парень облокотился на перила и стал всматриваться вдаль, уносясь в своих мыслях далеко-далеко туда, где сознание не воспринимает ничего,  где звучат только чувства.Так простоял он потеряв счет времени. Женский тихий плач заставил вернуться парня в реальность. Недалеко от него, метрах в пяти, стояла и плакала молоденькая, лет пятнадцати-шестнадцати, миловидная девушка. Что-то сжалось в груди молодого человека, он хотел подойти к незнкомке и успокоить, но передумал, опять погрузившись в свои мысли. Но вскоре заметил, что девушка стала спускаться к воде. Толя все понял. Стремительный бег, и он останавливает девушку. Глаза встретились, они молча сели на песок. Толя деликатно начал успакаивать девушку. В течение разговора парень узнал, что отец Марии бросил их с матерью, которая попала в аварию и находится в коме. «Мария… Машенька, я знаю что-такое предательство, но ты должна быть сильной ради твоей мамы, а я тебя поддержу, ты только не теряй надежду. Завтра пойдем в больницу с утра»- Толик обнял Машу, и они просидели так целый вечер, провожая закат.







3. Мегаполис

               

Трое молодых друзей  шли, громко смеясь, по оживленным улицам. Кругом шумели иномарки, проходили в наушниках люди,суетились стаями воробьи.
- О, Chevrolet Colorado Xtreme, - обрадовался мимо проехвшей машине Игорь-долговязый и худючий восемнадцатилетний парень, -  с удлиненной двухдверной кабиной. У неё двигатель…
- Игорь, ты задолбал своими машинами, лучше бы на девченок так смотрел, - подкалывал Серый, на два года младший Игоря.
- Смотрите, смотрите, - не обращая внимания на ставшие нормой подколы продолжал Игорь, -вон стоит BMW X6 , объем двигателя 4395 кубических сантиметров, 8 цилиндров…
- Бмв стоит, а у тебя висит, - защерился Серый.
Игорь был слабым, физически неразвитым, но очень добрым парнем. Он служил своего рода куклой для издевательств и подколов в компании. Единственной  его радость – проезжающие мимо машины. Игорь в части автомеханики и моделей машин знал невероятно много, а в остальном он был глуповат и простоват
- Серый, хватит! А ты, Игорь, прекрати орать и срамить нас на всю улицу! –скомандовал Артем- ровесник Серого, тоже любивший поприкалываться, но жалеющий в глубине души Игоря. Парни купили пива, к ним подсоединились еще пара человек со двора. Приколы над Игорем достигли апогея: один из парней пугал Игоря зажигалкой и (то ли специально, то ли случайно) подпалил мех на «аляске». «Придурок» - обиженно повысил голос Игорь. Все ржали. Артем тоже смеялся, как и все. Игорь побежал домой. «Игорек, да ладно тебе, мы не хотели, возвращайся»,-кричали пацаны быстро удаляющемуся Игорю. Парни еще долго рассказывали казусы и нелепые истории про «Босса» , так его звали все во вдоре. «Наш Босс идет! Босс, не бей нас!» - ржали всегда в компании, встречая Игоря. Артему весело было со своими приятелями (друзьями он их не считал), но парень постепенно начал осознавать, что стоит на ступень выше их, и с каждым днем расстояние увеличивается. И вот однажды, Артем сказал своим приятелям: « Парни, не звоните мне больше, без обид, но я начинаю новую жизнь… В контакте и я завожу новую страничку, не добавляйтесь» . «Ты чё, Артик, в чем дело?» «Не в чем, просто у нас с вами разные интересы». «Парни, он нас кидает как лохов. Ты чё, не уважаешь нас? - низким голосом наехал Бульдозер – самый здоровый из компании, - а может ты нашел другую компанию… геев». Многие заржали, но некоторые молчали. Не долго думая, Артем подошел и врезал правым хуком в челюсть обидчика. Бульдорзер упал. Он орал: «Тебе капец, я урою тебя». Но дальнейших действий не последовало. Артем обратился к Игорю: «Игорь, ты со мной? Тебя больше никто не обидит и не будет смеяться. Даю слово. Так что?» . Худой сутулый парень хотел пойти с Игорем, но испугался такой «революции» и робко, сбиваясь загоготал: «Я.. ну, Артем, я… прости, не могу..» Артем презрительно плюнул и пошел прочь.
 Вскоре бывшие дружки подкараулили и избили Артема. Игорь, стоявший в сторонке, получил хороший пенок. «Чё стоишь,  Босс, бей. Или хочешь вместе с ним получить ?!» - наехал бульдозер. «Нет, не надо, не надо!» - завопил Игорь и … стал пинать опрокинутого Артема вместе со всеми.  Прикрывая голову и ребра, несчастный все же увидел Игоря и так расхохотался, что избивающие подумали, что Артем сошел с ума, и отступили. Артем долго лежал, скорчавшись и безумно хохоча.
 Через неделю, когда ушибы перестали болеть, Артем подкараулил Бульдозера и еще одного своего «дружка». Он сломал носы обоим. Так, в течение месяца, все обидчики были наказаны. Они хотели еще раз толпой избить парня, но Артем схватил огромную металлическую раму и повредил ногу одному из осмелившихся. На этом конфликт исчез. Артем не тронул только Игоря,но не потому что жалел его. Теперь жалость сменилась презрением. «Ничтожную душонку грешно обижать...» - после рассказывал мне Артем.
  Прошло пять лет, Артем учился в университете на ветврача.  Каждый раз,возвращаясь домой с учебы, возмужавший юноша видел во дворе компании подростков, похожих на его «дружков»:  среднего ума, прикалывающиеся над более слабым, доводившие его до истерики. Только вот у них были новейшие гаджеты: у каждого айфон, крутой планшет. Они даже на улице, общаясь друг с другом, не выпускали эти игрушки. «Мы радовались телефону с камерой в 2.0 мегапикселей, а уж 3 и 2 –это самая крутая, также качали музон, передавали через ик-порту друг другу , а чуть позже и через блютус, но никогда не проводили столько времени с игрушками» - рассуждал Артем. У него были девушки, много девушек, но не потому, что хотел хвастасться перед приятелями, и не для самоутверждения. Просто молодой парень видел жадность,  порой быдлядское поведение девушек и разочаровывался.  Однажды, проходя по улице, к нему подошли две нимфетки в коротеньких юбочках и полуобнаженными грудями, точнее их только проявляющимися формами. « У моей подруги сегодня день рождения. Красавчик, не составишь компанию, у?» - откровенно пошло заявила одна из малолеток. Они были пьяны. «Вам сколько лет? Вы еще дети! Я отведу вас домой, быстро называйте адрес?!» -расстроившимся голосом грубо ответил парень. «Дети?! Ха-ха, не смеши мои ножки. Поопытнее тебя уж будем» - противно смеялись «детки» . « Ну и дуры!» - уже пофигистичным тоном ответил Артем и пошел прочь от них. «Козел» -орали малолетки, но Артему было все равно. Какая-то легкость окрыляла парня.Артем так размышлял, постепенно замедляя шаг: « Верно я сделал, что пошел на ветеринара. Животные знают о преданности и верности. У них все честнее. Буду помогать им, в этом счастье! Женюсь на какой-нибудь некрасивой, но безумно любящей меня девушке, как вишня в коньяке заживу! А то, что не люблю,  все равно! Да с такими малолетками оторвусь. А что? Мир сгнил, людей не жаль! Может вернется та славная эпоха, когда честь, настоящая любовь и справедливость были реальным явлением жизни, как сейчас зависть и подлость?! Ну а пока… пока…а может догнать тех нимфеток?»

Эпилог
Нерадостная картина предстала перед нами, не правда ли, дорогой читатель?  Порой в людях живут благородные порывы, как в Артеме, но они разбиваются о ржавчину жестокого мира. И уже такие Артемы становятся как все, а порой и хуже. Давайте стремится к духу тех эпох, когда правил славный Александр. Тогда если любили – то навечно, дружили – верно,дрались – до последней капли, но не забывали о милосердии!
 Среди дубрав столетних и могучих,
Промеж высоких шапок гор,
В краю героев позабытых
Пылает золотом гигантский трон.

Давным-давно святую землю
Оберегал великий Святогор.
И время не спешило кануть в Лету,
Храня былинных дум простор.

Здесь о предателях не знали,
Не ведали, что значит "трус".
Зато героям Песнь слагали,
Да понимали жизни вкус.

Добро могучее и состраданье -
Вот главные богатства у людей!
А если было светлое веселье,
То пир горой, ты только пой!

Но всё ушло, померк тот трон великий,
А золото попрали зло и жадность.
Здесь даже небо растеряло синеву,
И правит миром зависть = скупость.

Но верю я, когда-нибудь случится:
Низвергнется бесчестья время,
И снова дивный край родится,
И золотом добра заблещет трон!
( Вернется справедливый Святогор!)


Рецензии