Описание игры Дас - алгебраическая нотация

C. Алгебраическая нотация
Запись партии на бланке и текст партии должны содержать только латинские символы (пример для подражания: Российская Шахматная Федерация http://russiachess.org/). Это сделано для полной совместимости при работе с компьютерными программами.
Описание алгебраической нотации:
C.1 В данном описании, понятие "фигура" не включает понятие "пешка"
C.2 Каждая фигура обозначается первой заглавной буквой названия фигуры на английском языке. Примеры:
1) B - Bishop (Слон)
2) R - Rook (Ладья)
3) S - Ship (Корабль)
4) Q - Queen (Ферзь=Королева)
5) H - Hoplite (Гоплит)
6) K - King (Король)
7) N - Knight (Конь=Рыцарь)
8) A - Amazon (Амазонка)
9) C - Centurion (Центурион)
10) V - Valkiria (Валькирия)
11) E - Elva (Ельва)
12) p - Pawn (Пешка)

13) M - Minor (Конь или Амазонка)
14) D - Descent (Десант)
15) T - Trooper (Транспорт)
16) P - Pirate (Пират)
17) F - Frigate (Фрегат)

C.3 Пешки (p - Pawn) не указываются их первой буквой, но распознаются в связи с отсутствием такой буквы. Примеры: e5, d4, a5
C.4 Десять вертикалей (слева направо для белых и справа налево для черных) обозначаются маленькими буквами а, b, с, d, e, f, g, h, i, j соответственно
С.5 Десять горизонталей (снизу вверх для белых и сверху вниз - для черных) нумеруются 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 соответственно. Следовательно, в начальной позиции белые фигуры и пешки устанавливаются на первой и второй горизонталях, черные фигуры и пешки - на девятой  и десятой горизонталях
C.6 Применяя предшествующие правила, каждый из ста квадратов обозначается комбинацией буквы и цифры.
C.7 Есть дополнительные четыре поля, которые располагаются на вертикалях l и r. Их обозначение - l1, r1 для двух белых фигур и  l10, r10 для двух черных фигур

C.8 Каждый ход фигуры определяется а) первой буквой названия фигуры, о которой идет речь и b) полем, на которое фигура пошла. Дефис между а) и b) не ставится. Например: Bd4, Ng3, Rg10. В случае пешек обозначаются только поля, на которые они пошли. Например: e5, d4, a5
C.9 Когда фигура совершает взятие, между первой буквой и полем, на которое она ходит, ставится знак "x". Примеры: Bxe5, Rxg3, Qxa5
C.10 Когда взятие совершает пешка, то указывается не только поле, на которое она становится, но и вертикаль, которую она покидает. Обозначается также взятие - знаком "x". Примеры: dxe5, gxf3, axb5. В случае "взятия на проходе" указывается поле диагонали, которое покидает пешка, совершающая взятие, и поле, на которое она становится, а в конце сокращенно добавляется "e.p."
C.11 В случае превращения пешки обозначается фактический ход пешки и
указывается буква новой фигуры. Примеры: b1A, c1V, e10Q, f10EH (здесь превращение на десятой горизонтали белой пешки "f" (королевской) в две фигуры Ельву и Гоплита, которые ставятся на поля l1 и r1 соответственно)

C.12 Запись ходов при Десантировании (S-Ship, N-Knight, A-Amazon, D-Descent, T-Trooper, P-Pirate, F-Frigate):
1) заход Минора с поля доски на свой Корабль (Nd3D, Aa3D), на чужой Корабль (Nb7P, Ac10P =захват чужого Корабля), на чужой Транспорт (Nxe5P =уничтожение чужого Десанта и захват чужого Корабля), на чужой Фрегат (Axf6D =уничтожение чужого Пирата и освобождение своего Корабля)
2) сход Десанта или Пирата на поле доски с обратным превращением в Коня (Df8N, Pc1N) или в Амазонку (Dxf7A,Pxd3A)
3) "взятие" Кораблем на борт своего Минора (Sc3T, становясь своим Транспортом) или чужого Минора (Sg10F, превращаясь в чужого Фрегата)

4) (подобно первому пункту) абордаж -  переход Десанта или Пирата на свой Корабль (Dd4D), на чужой Корабль (Df3P), на чужой Транспорт (Dxe5P =уничтожение чужого Десанта и захват чужого Корабля), на чужой Фрегат (Dxf6D =уничтожение чужого Пирата и освобождение своего Корабля)
5) ход Корабля (Sd4, Sxc9), Транспорта (Ta10, Txj8), Фрегата (Fc3, Fxc10) - как ход обычной фигуры
6) запись позиции, где присутствуют Транспорт или Фрегат: TAe5 (на поле e5 стоит Транспорт со своей Амазонкой=Десантом), FNe5 (на поле e5 стоит Фрегат(=чужой Корабль) со своим Конем=Пиратом : Фрегат подчиняется Пирату)
7) при взятии Транспорта или Фрегата с доски снимаются сразу две фигуры.

C.13 Запись рокировки Короля (K-King):
поскольку Ладья (R-Rook) и Корабль (S-Ship), Транспорт (T-Trooper), Фрегат (F-Frigate) однозначно ассоциируются со своими флангами, запись предельно упрощается:
1) KR (рокировка с Ладьей на королевский фланг)
2) KS (рокировка с Кораблем на ферзевый фланг)
3) KT (рокировка с Транспортом на ферзевый фланг)
4) KF (рокировка с Фрегатом на ферзевый фланг)
5) при второй рокировке записи будут такими же

C.14 Принятые сокращения:
Предложение ничьей должно быть отмечено как "="
x взятие
+ шах
++ или # мат
e.p. - взятие "на проходе" (en passant).
Не является обязательным записывать шах, мат или взятие.
Знаки, применяемые для оценки хода, идеи, развития событий в партии или отдельной позиции, во время комментирования:
! отлично
!! очень сильно, блестяще
!? заслуживает внимания, можно порекомендовать
?! сомнительно, неосторожно
? ошибка
?? грубая ошибка

C.15 Примеры "партий" (все должно быть на латинице):
1) 1. e5 Vf4 2. Ve2 Vd5++.

2) 1. i5 f8 2. g3 Qj5+ 3. Hi4 Qxi4+ 4. h3 Qxh3++.

3) 1. f5 Vf4 2. Bc5 Vh5+ 3. Ng3 Vxj1 4. Bxg9++

C.16 Примеры планов, замыслов, идей:
1) 1. f5 2. Bb6 3. Vf7 4. Vd6++.

2) 1. Aa3 2. Ad3 3. Ae5 4.Af7++.

3) 1. a5 2. Aa3 3. Sa3T 4. Tf3 5. Df7A++.

С.17 примеры записи позиции:
1) Белые: Ke8, TAa1, Be4; Черные: Kd10, Ae10, Bb10. (дается задание поставить мат в два хода)
Решение: 1.Da10A+ Kc10 2.Ba8++
(см первую диаграмму слева)

2) Белые: Kh1, TAg1, Rg2, i2; Черные: Ki10, Sf9, Ri9, Nh8, j9. Мат в два хода.
Ответ: 1. Rg10+! Kh9 (1. ... Nxg10 2. Txg10++) 2. Dg7A++.
(см первую диаграмму справа)

3) Вполне возможна тактическая операция "Жертва Фрегата или Троянский Фрегат: Корабль берет чужого Минора и становится Фрегатом противника" из следующих соображений: уменьшается сила взятой "на борт" фигуры противника, она перестает защищать уязвимые пункты; противник, хотя и получает "пополнение", но он не сможет от него избавится, в случае, если окажется, что оно только мешает координации всех остальных фигур = "стоит, как кость в горле":
Белые: Kb1, Qj2, Sh1, Rj1, Bc1, Hg4, a3, b2, c2, f3; Черные: Ki10, Qg9, Rh9, Cf10, Ag10, Bh10, Nh8, i8, i9. Мат в два хода
Решение: 1.Sh8F (черный Конь превратился в Пирата, а белый Корабль стал Фрегатом противника) и у черных нет защиты от 2.Qj9++.
(см вторую диаграмму)

D. Быстрая игра в отсутствии судьи

E. Правила игры со слепыми и с ослабленным зрением

(на пункте E. заканчиваются "Правила шахмат ФИДЕ"

                Дасург, 29 мая 2013


Рецензии