Собака

               
               
            "Собака - это не смысл жизни, но благодаря ей жизнь обретает особый смысл."
                Р.Карас

     На одной из иллюстраций к Шримад-Бхагаватам бог Кришна изображен как огромное, сотканное из звёзд и галактик, гигантское человекоподобное существо символизирующее собой всю манифестируемую им вселенную. При внимательном взгляде, напрашивается невольная аналогия, что по этому образу можно вычислить всю структуру мира. Если анатомической структуре, от функции эпителия до нейронов мозга, от внешних органов до органов внутренних, включая биохимию, придать известный нам бытийный смысл, то многое становится ясным и понятным. 
   "По образу и подобию" явлен и человек, но не как сумма исторического, психического, биологического, социального, религиозного, а как то, что больше этой суммы. Человек в этом смысле видится как непосредственный Наблюдатель, агент Абсолютного Сознания, свидетель Бытия. 
   В этом же смысле даже камень на Марсе может претендовать на роль такого агента, несущего свою долю смысла в этот мир. Но существует ли этот камень пока его никто не видел вот в чём вопрос.
 ... Однажды в молодости во время утренней пробежки на моих глазах грузовик сбил собаку. Я, не переводя дыхания, в ужасе остановился как вкопанный, не в силах оторвать взгляда от происшедшего. Это была агония. Дворняга странно крутила головой, будто пытаясь освободиться от чудовищного груза, дёргала судорожно искалеченной лапой в попытке бежать, лужа крови вытянулась ужасной кляксой на раскалённом асфальте. Жизнь тихо и страшно уходила из перемолотой горки плоти... 
  Смерть так явно и неотвратимо заявила о себе, что на мгновение я сам, до этого полной грудью вдыхавший бытие, стал этой вдавленной в асфальт собакой.  Нет, это была не жалость, это был шок от катастрофы реальности. Чёрная воронка небытия вдруг разверзлась в этом кровавом месиве, бывшем ещё за минуту до этого живым, дышащим, желающим существом, и медленно, смакуя, заглатывала в себя всю привычную будничность окружающего мира. Прошла целая вечность пока я наконец-то решился дать знак водителю ехавшей следом машины. Тот кивнул понимающе и, резко повернув руль, закончил мучения бедного животного.
   Продолжать оздоровительный бег показалось кощунством, и я тихо, не оглядываясь, побрел домой.
   После этого случая я долго не мог прийти в себя, всё думал "зачем?" Нелепость произошедшего, его бессмысленная жестокость, равнодушие природы свинцовым грузом легли на меня. Шло время, но отголосок того события не давал мне покоя. Чтобы я ни делал, о чём бы ни думал всё обесценивалось перед тем пережитым ужасом. Казалось бы, какое мне дело до судьбы той бездомной зверюги, но я интуитивно понимал, увиденное стало частью и моей судьбы, тайным знаком из глубин бытия.
   В веренице лет осознание пришло мгновенно как молния и всё стало кристально ясно. Я понял, мироздание смертью этого существа решило включить меня, жизнерадостного профана, в сложный мучительный процесс осознания реальности. Я понял роль этой безвестной собаки в моей жизни. Своей страшной кончиной она стронула моё мышление из пестрого внешнего осознания на мистическое внутреннее. Я понял, что Жизнь можно читать как некий текст, как то в чём ты, твоя жизнь и смерть для кого-то могут стать посланием круто меняющим отношение к реальности. В апофеозе это звучит так: "Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи". А по минимуму, это как в случае с моей собакой.
    Моей... 
... Весь мир вращается, во всех своих зеркальных осколках-феноменах, как калейдоскоп, складываясь в немыслимые узоры ранее неведомых смыслов. Это головокружительное взаимоотражение смыслов, порождаемых со-бытиями, создаёт плотную зеркальную амальгаму Существования, но тыльный чёрный слой этого гигантского Зеркала остаётся закрытым и таинственным.
   Думаю, в жизни многих происходили случаи и пострашнее, но не у всякого такие события заканчивались «вспышкой» осознания. Обычно человек переживший подобное так и остаётся в состоянии безысходного равнодушия, приняв её как отстоящую во времени данность, ещё больше погружаясь в страх смерти-для-других. Он становится пленником того неотвратимого события, которое рано или поздно произойдет и с ним, считая это естественным, но ужасным концом такого уютного и родного Я со всеми его суетными обстоятельствами. 
    Профанному сознанию свойственно видеть лишь бессмысленно извивающегося червяка причинно следственных связей на крючке слепого Рока. Мастеров действовать по ситуации много, но мало тех, кто знает глубинный контекст происходящего. Быть может в этом неведении кроется тайна. Быть может эта близорукость, как некая скрепа, не даёт реальности распасться на мелкие осколки бессмысленности, вечно мотивируя к существованию во чтобы то ни стало…
    В моём случае с собакой, Нечто выхватило меня из существования по привычке, резко встряхнуло и, шепнув : "А теперь попробуй со всем этим жить", вновь окунуло в бурный поток событий в коем я и барахтаюсь по сей день, пытаясь плыть дальше и дальше…
    Собака, спасибо тебе. Я принял твою жертву.

Весь мир лишь отраженье Бога,
Он просто ждёт, когда уляжется волна.
Узнаем мы, что Бог не судит строго,
В затее с миром поровну вина.
Потом, когда закончится сраженье
Сиамских братьев -- сил добра и зла,
Мы став пред Ним, увидим с изумленьем,
Что Бог и мы всего лишь зеркала.
Мы зеркала, что множатся друг в друге
И отражают тысячи миров.
Не важно, кто по центру, а кто в круге,
Каждый из нас основа всех основ.
В круженье тени -- ипостаси света,
Меняется картинка всякий раз.
Откуда я и кто? -- живу и жду ответа,
И тонет глаз мой в бездне встречных глаз.

          (2009)


Рецензии