Творческое наследие инженера Ф. А. Цандера

 
                ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ИНЖЕНЕРА Ф.А. ЦАНДЕРА

                А.М. Сасов

      За всю свою жизнь, занимаясь инженерной и лекционной деятельностью, Ф. А. Цандер опубликовал всего две небольшие научно-популярные работы: на трех страницах статью «Перелеты на другие планеты» в журнале «Техника и жизнь» и книгу «Проблемы полёта при помощи реактивных аппаратов».

        «Обзор книг по межпланетным сообщениям» - изданных в начале тридцатых годов и опубликованный в журнале «Самолет», 1933г. №11 [1], дает представление о содержании и значимости результатов деятельности авторов той эпохи в теоретической или практической ракетно-космической области. В обзоре приведена рецензия на вторую по счету, она же и последняя, публикацию Ф.А. Цандера. Привожу рецензию полностью:

        «Проблема полета при помощи реактивных аппаратов» Ф. Цандера принадлежит перу советского инженера, еще в 1908 г. сделавшего попытку работ в области преодоления притяжения земли. В рецензируемой работе автор дает свои расчеты полета ракет во внеатмосферном пространстве. Работа носит популяризационный характер; в ней автор знакомит с данными о высоте атмосферы земли, о влиянии состава, плотности, давления и температуры атмосферы на мероприятия, предпринимаемые для обеспечения полетов. Дает обзор методов достижения больших высот и больших скоростей полета, разбирает возможные системы реактивных и ракетных аппаратов, характер топлива для них и тому подобные вопросы. Книга рассчитана на читателей, владеющих математическими познаниями» [1].

        О плодовитости Ф.А. Цандера на научно-технические идеи Г. М.Салахутдинов пишет:
«В июне 1910 года возникла новая идея. Цандер анализирует возможность использовать для движения космических кораблей магнитное поле Земли. Он отмечает, что на проводник, по которому с востока на запад проходит электрический ток, в магнитном поле Земли действует сила, перпендикулярная магнитным силовым линиям. Эта сила может быть разложена на две составляющие: горизонтальную и вертикальную. Если при этом горизонтальную составляющую каким-то образом скомпенсировать, то под действием вертикальной составляющей проводник (то есть космический аппарат) будет подниматься вверх» [2].

        Эта идея Цандера далеко не оригинальна. Магнитное поле использовал в своем полете на Луну, еще 350 лет тому назад, один из героев Сирано де Бержерака, Илия. Вот что он рассказывает:
«Я взял магнит, размером приблизительно в два квадратных фута, и положил его в горнило; когда он совершенно очистился от всякой примеси, осел и растворился, я извлек из него притягивающее вещество, раскалил всю эту массу и превратил в шар среднего размера. В дальнейшем ходе приготовлений я соорудил очень легкую железную колесницу, и несколько месяцев спустя, когда все было готово, я сел в эту искусно придуманную повозку».

        «Наконец я вошел в нее, и когда я прочно уселся и утвердился на сидении, я бросил очень высоко в воздух свой магнитный шар. Тотчас же поднялась и железная машина, которую я нарочно в середине построил более тяжелой, чем по краям; она поднималась в полном равновесии, так как подталкивалась именно этой своей более тяжелой средней частью. Таким образом по мере того, как я долетал до того места, куда меня притягивал магнит, я тотчас же подхватывал магнитный шар и рукой гнал его вверх впереди себя».

        «Но как же, прервал я его, удавалось вам бросать шар настолько прямо над вашей колесницей, что никогда она не отклонялась в сторону?» - «Я не вижу в этом ничего удивительного, ведь магнитный шар, подброшенный на воздух, притягивал к себе железо по прямой линии, вследствие чего колесница не могла уклониться в сторону» [3].

        Идея Цандера недалеко ушла от «реализованной» конструкции космического корабля Илии.
Представление об очередном примере влияния научного творчества Цандера на развитие Отечественной и мировой космонавтики можно получить, прочтя две статьи из журналов «Наука и техника», первая за 1926год, вторая за 1925 год. В статье «Новое о ракете Годдарда» пишется [4]:
 
        «В прошлом году много говорилось о проекте полета на Луну американского профессора Годдарда, намеревавшегося достигнуть Луны при помощи ракеты с пассажирами, приводимой в движение пороховыми газами.
Модель ракеты уже изготовлена. Годдард намерен поджечь свою ракету уже этим летом, будучи убежден в успехе. В Америке объявилось 52 человека, готовых быть «выстреленными» в ракете на Луну.
О том, каким образом пассажиры лунной ракеты возвратятся с Луны на Землю, проф. Годдард до сих пор еще ничего не сообщил» [4].

        Годом раньше Ф.А. Цандер предлагал усовершенствовать ракету американского профессора Годдарда так и не полетевшую на Луну. Суть предложения Цандера, содержится в двух цитатах: «Весь полет представляется в следующем виде: ракета со сложенными крыльями поднимается двумя огромными дирижаблями, большой грузоподъемности, на высоту 10 километров, где воздух разряжен в 14 раз. Этот подъем делается для того, чтобы облегчить ракете движение через атмосферу. В последний момент такого подъема, в ракете происходит взрыв бездымного пороха или жидкого кислорода и водорода» [5]. То есть включается ракетный двигатель и ракета летит к Луне, а далее...»

        «Подлетая к сфере притяжения Луны, ракета раскрывает свои крепкие крылья. При спуске на Луну, ракета Цандера, благодаря своим крыльям, может сделать безопасный планирующий спуск. Ракеты же Циолковского, Оберта и Годдарда должны до спуска производить обратные взрывы, чтобы уменьшить громадную скорость падения и благополучно опуститься на Луну. Поэтому, безопасный спуск этих ракет на Луну и на Землю поглотит, столько же взрывчатых веществ, сколько их нужно для подъема ракет. Таким образом, ракета Цандера, не требующая взрывов при спусках, потребует только половину тех взрывчатых веществ, которые необходимы каждой другой ракете. Если, скажем, ракета Годдарда израсходует при полете на Луну и обратно 25 тонн взрывчатых веществ, то ракета Цандера – только 12,5 тонн» [5].

        «Ф. А. Цандер считал, что … запасы энергетики можно получить путем подогрева воды в котле солнечными лучами, собранными системой зеркал, превращением воды в пар и использованием последнего в паровой машине, приводящей в действие динамо-машину» [6].
Однако, и этот проект далеко не нов. Идея использования солнечной энергии для полетов в космос родилась и была описана Сирано де Бержераком при его попытке слетать на Луну. Однако в этом случае он смог долететь только из Парижа до Канады. Вот как описывает конструкцию и сам полет де Бержерак [3]:

        «Я, прежде всего, привязал вокруг себя множество склянок, наполненных росой; солнечные лучи падали на них с такой силой, что тепло, притягивая их, подняло меня на воздух и унесло так высоко, что я оказался дальше самых высоких облаков. Но так как это притяжение заставляло меня подниматься слишком быстро и вместо того, чтобы приближаться к луне, как я рассчитывал, я заметил наоборот, что от нее дальше, чем при моем отбытии, я стал постепенно разбивать склянки одну за другой, пока не почувствовал, что тяжесть моего тела перевешивает силу притяжения и что я спускаюсь на землю» [3]:

        Приземлился он, как уже говорилось, в Канаде. Таким образом, можно говорить, что это был проект первого жидкостного реактивного двигателя, работавшего на солнечной энергии и дистиллированной воде. Причем, в современной терминологии, такой летательный аппарат, называется аппаратом ранцевого типа. Это был пакетный вариант соединения реактивных двигателей, регулировку суммарной тягой осуществляли, последовательны выключением двигателей - «я стал постепенно разбивать склянки одну за другой».

        В статье «О роли Ф.А. Цандера в развитии советской ракетно-космической техники» академик В.П. Мишин пишет: «Основной проект Цандера - двухступенчатый межпланетный корабль-аэроплан был нереален, так как для его осуществления в то время не было необходимых научно-технических предпосылок» [7]. К этому можно добавить сейчас, что в этой идее отсутствует элементарный здравый смысл. На рисунке приведена фотография макета межпланетного корабля-аэроплана Цандера, который демонстрировался в 1927 году на Первой всемирной выставке моделей и проектов межпланетных аппаратов в Москве [8].

           По идее Цандера переплавке подлежали большие крылья, непонятно только где он собирался в космосе получить столько тепловой энергии, что бы плавить большое количество металла. Не ясно также, в чем он планировал переплавлять само плавильное технологическое оборудование , не возить же плавильные печи в ракете по космическим просторам в качестве балласта. Да и сама идея гибрида самолета с ракетой принадлежит, увы, тоже не Цандеру.

        Возвратимся к литературному описанию полетов одного из первых землян на Луну, Сирано де Бержерака. Как выяснилось из приведенной выше цитаты, незадачливый астронавт приземлился в Новой Франции, то есть по современным географическим понятиям в Канаде. Но он не оставляет мысли о полете на луну и втайне от всех строит новую машину. Однако на нее случайно наткнулись солдаты и принесли ее в форт. Ради шутки они нацепляли на нее, судя по всему, фейерверочные ракеты, превратив, таким образом, машину де Бержерака в шести ступенчатую ракету. Более подробно, эти события изложены в следующей цитате:

        "Долго рассуждали они о том, что бы это могло быть, наконец, напали на изобретенную мною пружину; тогда стали говорить, что нужно привязать к машине как можно больше летучих ракет; благодаря быстроте своего полета, они унесут ее очень высоко; одновременно с этим под действием пружины начнут махать большие крылья машины и не найдется ни одного человека, кто бы не принял ее за огненного дракона».

        По существу эти шутники создали проект прототипа гибрида самолета, точнее махолета, с ракетными двигателями. Во времена де Бержерака не было самолетов, а посему отсутствовало само понятие – пропеллер. Поэтому в своем произведении он конструирует махолет с механическим пружинным двигателем. Теория махолета будет разработана и опубликована значительно позже, в СССР в 1937 году, руководителем второй бригады МосГИРД - М.К. Тихонравовым [9].

        Далее де Бержерак о своей машине пишет:
«Долго я не мог найти ее, наконец, разыскал посереди площади Квебека, в ту минуту, когда собирались ее зажечь. Видя, что дело моих рук в опасности, я пришел в такое отчаяние, что побежал и схватил за руку солдата в ту минуту, когда он подносил к ней зажженный фитиль; я вырвал фитиль из его рук и бросился к своей машине, чтобы уничтожить горючий состав, который ее окружал; но было уже поздно и, едва я вступил на нее ногами, как вдруг я почувствовал, что поднимаюсь на облака.

        Ужас, овладевший мной, однако, не настолько отразился на моих душевных способностях, чтобы я забыл все то, что случилось со мной в эту минуту. Знайте же, что ракеты были расположены в шесть рядов по шесть ракет в каждом ряду и укреплены крючками, сдерживающими каждую полудюжину, и пламя, поглотив один ряд ракет, перебрасывалось на следующий, так что воспламеняющаяся селитра удаляла опасность в то самое время, как усиливала огонь.

        Материал, наконец, был весь поглощен пламенем, горючий состав иссяк и когда я стал думать о том, как сложить голову на вершине какой-нибудь горы, я почувствовал, что хотя сам совсем не двигаюсь, однако, я продолжаю подниматься ….
Это невероятное происшествие исполнило мое сердце необычайной радостью, и я был так счастлив, что избежал верной гибели…» [3].

        Таким образом, Сирано де Бержерак благополучно завершает свой полет и опускается на поверхность Луны.

        Очень уж идеи Фридриха Артуровича перекликаются с техническими средствами межпланетных путешествий описанных Сирано де Бержераком.

                ***

        Знакомясь с различными источниками информации о творчестве Цандера, в брошюре Г.М. Салахутдинова «Фридрих Артурович Цандер» [2] можно прочесть о его творчестве в студенческие годы:
«Благодаря регулярным упражнениям в теории научно-технический уровень Фридриха Цандера неуклонно возрастал. Переломным стал день 18 сентября 1912 года, когда он в своей рукописи высказал ряд важных научных идей, завоевав тем самым право называться ученым. Эта рукопись написана на большом внутреннем подъеме, как говорят в таких случаях – на одном дыхании. Между строчек чувствуется концентрация мысли, целеустремленность. На пути его рассуждений нет преград: Фридрих Цандер преодолевает их с завидной легкостью, делая при этом смелые научные выводы» [2].

        По приведенной цитате, чувствуется, что Г.М. Салахутдинов наш человек, советский, его мало интересует, какую научную информацию несут строчки текста, какая научная или практическая ценность в них заключена? Главное прочитать, что же там между строчек написано? А там – «концентрация мысли, целеустремленность…смелые научные выводы»!

        Не смог я в средствах массовой информации найти «ряд важных научных идей», которые Цандер сформулировал в «переломный» день 18 сентября 1912 года, будучи студентом третьего курса Механического отделения, «завоевав тем самым право называться ученым». Непонятно так же, что подразумевается за словами «называться ученым». В поисках «концентрации мысли и целеустремленности» Цандера, мне удалось найти в книге Д.Я. Зильмановича - «Пионер Советского ракетостроения» [10], описание того, что Цандер написал в вышеуказанные годы:

        «О результатах солнечного затмения в апреле 1912г. написал статью в астрономический календарь и сделал доклад в Рижском обществе естествоиспытателей» [10]. Но во первых это апрель, а не 18 сентября, а во-вторых солнечное затмение, конечно, имеет какое-то отношение к межпланетным перелетам, но довольно косвенное. Далее, там же у Зельмановича о Цандере: «В течение 1909 – 1911 гг. сделал некоторые вычисления, касающиеся: 1) работы для подъема на большие высоты, далее 2) веса каната, который висел бы в пространстве между Луной и Землей, притягиваясь к обеим, и 3) реактивного двигателя» [10].

        По первому пункту, в принципе, не понятно,о каких средствах для подъема идет речь, а вот идея, изложенная во втором пункте, заинтриговала. Ведь по этому канату космонавт, как акробат,  смог бы лазить на Луну и спускаться с нее на Землю. А если два каната? По ним можно было бы пустить лифт! Однако студент не учел веса каната длиной в расстояние Земля – Луна (триста тысяч километров), и какой же фантастической прочностью должен обладать материал каната, что бы канат мог выдержать хотя бы свой собственный вес.

        Публикация Зильмановича напомнила мне многочисленные образовательные и художественные произведения, освещающие ранние годы вождя мирового пролетариата В.И. Ленина. Из наиболее «правдивых» из них, за которые авторы получали различные награды, следовало, что Владимир Ильич размышлял о судьбах России сидя еще на горшке. Но Ф.А. Цандер занялся межпланетными путешествиями в более позднем возрасте.

        В книге «Марсианин» [11] Я. К. Голованов пишет:
«В своей ракете с жидким кислородом в качестве окислителя Цандер именно металл считал основным горючим, а бензин вспомогательным. Мягчайший человек, Цандер проявил здесь неожиданное упорство, настаивая на новых и новых опытах. В конце концов, Фридриха Артуровича удалось уговорить заменить металлический расплав порошкообразным магнием. Но и этот вариант не прошел: магний спекался в куски.
Фанатик? Да, фанатик. Но не темный бездумный исполнитель чьей-то воли, а фанатик в самом высоком смысле этого слова, человек, преданный высокой, благородной идее» [11].

        Да, верно, исполнитель ни чьей-то воли, а собственных идей ведущих в никуда. Но причем здесь наука. Фанатизм и успехи в научной деятельности, да и не, только в научной, как правило, не совместимы. Идеи, почерпнутые из научно-фантастических романов, он пытался экспериментами и расчетами реализовать в металле. Однако почти любая фантастика игнорирует многие известные законы природы. Поэтому изделия, изготовленные по рецептам писателей – фантастов, прежде чем начать функционировать проходят путь продолжительностью в столетия, или вовсе не реализуются.

        Например, Герберт Уэллс описывает приблизительную технологию изготовления вещества экранирующего гравитацию которое названо в честь его изобретателя кейворитом [12]. Да, сейчас тоже можно было бы, при солидном финансировании из государственного бюджета, заняться его разработкой, но для этого необходимо, вначале, открыть неизвестные современной науке законы природы!

        Утопия, фантазии и фанатизм, по своей психологической сущности не далеко разбежались между собой. Нет, это ни просто фанатизм Цандера, а стремление человека избавиться от реального мира, реальных проблем и уйти в собственный воображаемый, виртуальный мир. Мир без семейных, житейских и производственных проблем. Мир, в котором нет плохих людей, а есть всеобщее благоденствие и счастье.

        «Люди, знавшие Цандера, работавшие с ним, отмечают, что любые дела и разговоры, не связанные с межпланетными путешествиями, его никак не интересовали. Он просто не принимал в них участия, чаще всего уходил. Учился задерживать дыхание: в межпланетном корабле ограничен запас воздуха. Пил соду: в межпланетном корабле сода будет поддерживать тонус» [13].

        Не имея представления о физико-химических процессах, протекающих в организме человека с участием кислорода, он собирался «задерживая дыхание» долететь с Земли на Марс, а это время порядка девяти месяцев. Чрезмерное употребление соды может привести не к «поддержке тонуса», а к нарушению работы органов пищеварения, гастриту и другим заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

         Кроме идей, заимствованных из произведений авторов научно-технической фантастики, Цандер генерирует «изобредеи», которые кое-кто из его биографов называет революционными. Так на сайте «Великие ученые XX века, в Рубрике «Астрономы» [14], помещена статья «Фридрих Артурович Цандер. С мечтой о красной планете», в которой пишется:

        «Фридрих Артурович высказал и обосновал несколько революционных идей. Прежде всего, создание двигателя внутреннего сгорания, работающего не только на бензине, но и на жидком кислороде (это нужно для движения в безвоздушной среде)» [14]. Маленькая справка, жидкий кислород имеет температуру минус 182,98°C. Поэтому, возможно Вам, уважаемый читатель, понятно как будут двигаться поршни в цилиндрах при такой сверхнизкой температуре, и из каких материалов можно построить такой двигатель внутреннего сгорания? А самое главное, какой элемент конструкции межпланетного корабля будет вращать этот двигатель внутреннего сгорания – пропеллер или колеса - «это нужно для движения в безвоздушной среде»? Я уж не рассматриваю коэффициент полезного действия первичных преобразователей энергии топлива в различных механических устройствах.

        В этой же статье «приоткрывается» завеса секретов немецких ракетчиков периода Второй Мировой войны. Автор пишет: «В кратчайшие сроки был создан «опытный ракетный второй» (ОР-2). В нем были использованы инженерные решения, не имевшие аналогов в мировой практике. Впоследствии именно ОР-2 стал прототипом для двигателя немецкой ракеты «ФАУ-2» [14]. Вот так! Спер все-таки Вернер фон Браун у Ф.А. Цандера секреты ракетного двигателя.

        На самом же деле двигатель ОР-2, то есть второй после паяльной лампы, при первом же испытании разрушился. А так как Цандера уже не было в живых, он умер на больничной койке в Кисловодске, заразившись брюшным тифом, то на этом, казалось бы, и заканчивается история жизни ОР-2 и его конструктора.

        Отнюдь, нет. Начальник отдела Специального конструкторского бюро НИИ-88 С.П.Королев, находясь в трудовом отпуске, вместе с супругой: «В 1948 году вместе с Ниной Ивановной Сергей Павлович отдыхал в Кисловодске, в санатории имени Серго Орджоникидзе. Они ходили на кладбище, но могилы Цандера не нашли.

Королев очень расстроился. Вернувшись и Москву, он вызвал своих хозяйственников и приказал им ехать в Кисловодск, поднять все кладбищенские архивы и найти могилу Фридриха Артуровича во что бы то ни стало. С большим трудом могилу разыскали. Королев добился, чтобы на ней был установлен красивый памятник с бюстом Фридриха Артуровича и летящей в зенит ракетой Цандера, запущенной уже после его смерти - единственной осуществленной конструкцией этого прекрасного человека, первого нашего звездного инженера...» [15].

        Как выше уже было написано, в те годы голод и брюшной тиф косили людей миллионами. И живым, то есть похоронным командам было не до памятников, если конечно рядом не оказывались родственники усопшего. Хочется, надеется, что это действительно останки Ф.А. Цандера, но если даже и нет, то каждый из семи миллионов умерших в 1930-1933 годах достоин вечной памяти и приличного памятника.

        Пройдут годы, и С.П. Королев, стартуя с должности начальника отдела СКБ НИИ-88, подымется на вершину своей административной карьеры, станет Главным конструктором Особого Конструкторского Бюро (ОКБ-1), которое впоследствии переименовывалось в ЦКБЭМ, НПО «Энергия». В настоящее время полное название этой фирмы - Открытое акционерное общество Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» имени С.П.Королёва. Имя Королева прогремело на весь мир.

        А так как в те годы «существовало мнение», что каждый талантливый ученый должен иметь гениального учителя, то в нашей стране стартовал бурный этап мифологического творчества советских историков, журналистов и биографов Ф.А. Цандера, на тему адекватную детской песенке – Кто меня похвалит лучше всех!

        Например, в изданной в 1966 году книге «Пионер Советского ракетостроения Ф.А. Цандер» Д.Я. Зильманович пишет: «Успехи промышленного развития в нашей стране, достижения передовой советской науки и самоотверженный труд советского народа позволили нам, без чьей бы то ни было помощи извне реализовать замечательные идеи К.Э. Циолковского, Ф.А. Цандера, С.П. Королева и других советских ученых. А ведь известно, что для создания ракетной техники США перетянули специалистов из других капиталистических стран.

        В СССР развитие ракетной техники было начато еще в 30-х годах Цандером, его учениками, последователями и соратниками. Великие преимущества социалистической системы позволили создать лучшую в мире советскую школу ракетной техники и космонавтики. Над этими фактами следовало бы поразмыслить тем зарубежным деятелям, которые преднамеренно, искажая истинные факты из истории космонавтики, стараются умалить ту решающую роль, которую сыграл в этом большом достижении Советский Союз» [10].

        По мнению Военного издательства Министерства обороны СССР, издавшего эту книгу: «Книга получила высокую оценку и положительные отзывы ряда ученых. Как указывал в 1965 г. в своей рецензии крупнейший конструктор ракетно-космических систем С.П. Королев, эта книга дает «последовательное и правильное отражение основных этапов жизни и деятельности Ф.А. Цандера, его становления как исследователя и выдающегося научного деятеля в области отечественного ракетостроения и космонавтики» [10].

        Что можно об этом сказать, сегодня в начале двадцать первого века? Во-первых, трофейные ракеты ФАУ-2 никоим образом «не были связаны» с развитием отечественного ракетостроения и лично с карьерой С.П. Королева! Во-вторых, за всю свою жизнь, занимаясь инженерной деятельностью, Ф. А. Цандер опубликовал одну научно-популярную статью: на трех страницах - «Перелеты на другие планеты» в журнале («Техника и жизнь», 1924, № 13, стр.13 - 15) и опять таки же, научно-популярную книгу в семьдесят пять страниц: «Проблемы полёта при помощи реактивных аппаратов». М., Госавиац. и автотрактизд., 1932. — 75 с.. Итого в сумме, семьдесят восемь страниц научно-популярного текста. Поэтому называть лектора – популяризатора Ф.А. Цандера ученым, мне просто в голову не приходит. Это будет кощунством ставить его имя рядом с профессорами, докторами наук В.П. Ветчинкиным, Б.С. Стечкиным, В.П. Глушко, М.К. Тихонравовым, Ю.А. Победоносцевым и другими реальными, фактическими основателями отечественной космонавтики.

        В современной демократической России каждый гражданин может высказать свою точку зрения по любому наболевшему вопросу, может даже громко кричать в радиорупор. Но дальше, то что? Как писал В.В. Маяковский:

                Единица!
                Кому она нужна?!
                Голос единицы
                тоньше писка.
                Кто ее услышит? –
                разве жена!
                И то
                если не на базаре,
                а близко.

        Так и дрейфуют по реке времени мифы о «гениальном ученом» Ф.А. Цандере, учителе не менее выдающегося конструктора космических ракет.
Откровенную историческую ложь у нас в России принято называть исторической несправедливостью. Но никому в голову не прейдет восстанавливать историческую справедливость! Это, по-видимому, доходное дело, творить историю по заказам, которые, наверняка, щедро оплачиваются.

        Воспитывать молодое поколение на лжи и несправедливости возможно проще, чем осознать и исправить свои ошибки, или чужие. Потому и гуляют, в начале двадцать первого века, по Российским школам в виде учебников многотысячные тиражи исторической лжи! Ф.А. Цандер не внес никакого вклада ни в науку, ни в технику и кроме энергичной популяризации общеизвестной идеи о межпланетных путешествиях его творческий путь, ничем не отмечен.
От идей и псевдонаучной работы инженера Ф.А. Цандера, для отечественной и мировой космонавтики была такая же польза, как от весел, когда едешь на велосипеде.

                НЕМНОГО О ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ Ф.А. ЦАНДЕРА

       Дополнительно, несколько штрихов к творческому портрету Ф.А. Цандера.
Информация о трудовой деятельности Ф.А. Цандера собрана по фрагментам из его автобиографии и дополнена сведениями из публикаций его биографов. Получилась следующая, как сегодня принято говорить, выписка из Трудовой книжки.
Из автобиографии Ф.А. Цандера:

        «В 1905 г. я окончил реальное училище в Риге первым учеником. Затем я до 1907 г. был слушателем в высшем техническом училище в Данциге (Германия) на Машиностроительном Отделении; а с 1907 до 1914 г.— студентом Рижского Политехнического Института, на Механическом Отделении, которое окончил в июне 1914 года с отличием» [16].
Сразу же, 27 летний выпускник института, поступает на завод Резиновой промышленности, на котором работал до 1918 года.

        В феврале 1919 года поступил на Государственный Авиазавод № 4, «Мотор» в качестве Заведующего  Техническим Бюро, где проработал до середины 1922 года.
Полтора года не работал, дома разрабатывал свой проект межпланетного корабля. На какие средства он жил, объясняет Я.К. Голованов:

«Последний день в Риге. Сестра Маргарета вспоминает: «В 1914 году отец отправил в Москву наше столовое серебро и другие ценности. Меня это не трогало, но когда Фридель пришел прощаться, так как он вместе с заводом «Проводник» уезжал в Россию в качестве инженера автошинного отдела, я заплакала и уцепилась за него» [11]. Вот на эти ценности Цандер и прожил полтора года и когда они кончились, он продал подарок своего отца – телескоп и в 1923 году вернулся на Авиазавод «Мотор»,но работал не долго, до 1924 года.

        В период 1924 - 1925 годы совершает серию поездок с лекциями о межпланетных перелетах почти по всем крупным городам европейской части России и Кавказа.

В 1926 году Цандер поступает на работу в Центральное конструкторское бюро Авиационного треста.

        Приказом № 16 от 19 апреля 1930 года, по Высшему аэромеханическому училищу, впоследствии МАИ, «…инженер Цандер Фридрих Артурович зачислен с 16 апреля 1930 г. преподавателем по механике». В декабре этого, же 1930 года Цандер увольняется и переходит на работу в Центральный Институт Авиационного Моторостроения, где работает в должности старшего инженера [17].

        Напоминаю читателю, что в 1924 году Ф.А. Цандер предлагал руководству Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского прочитать слушателям Академии цикл лекций, но его предложение было отклонено. В МАИ его желание сбылось. Но в своем стремлении обучать студентов, он не учел разницу между аудиториями слушателей.

Одно дело читать популярную лекцию на производстве рабочим или на сцене Дома культуры перед аудиторией людей посмотревших фильм «Аэлита» и желающих поближе познакомиться с идеей межпланетных путешествий. И совсем другим содержанием должны быть наполнены научные лекции адресованные студентам МАИ, слушателям с высоким научно-техническим интеллектом и солидными знаниями. Таким образом, Ф.А. Цандер как преподаватель не состоялся.

Но зато этот год для Фридриха Артуровича становиться «историческим», паяльную лампу он переделал в макет реактивного двигателя названного им ОР-1.

Цандер, как инженер, если бы читал статьи, публикуемые в научных журналах, в частности В.П. Ветчинкина, должен был понимать, что научно – технический уровень и возможности промышленности тех лет слишком примитивны для создания космических эскадр. Но с юных лет романтика и фанатическая вера в идею вовлекли его в игру в космические перелеты. Грань между реальностью и его богатым воображением, я не говорю фантазией, а именно воображением, была настолько тонка, что он не всегда замечал тот момент, когда переходил ее. Он жил в своем обособленном мире, и все, что отвлекало его, возвращало в реальную жизнь, его тяготило.

        А отвлекало его и рутинная работа на производстве ради куска хлеба и строительство ненужного ему ракетоплана, и собственная семья. Жить в придуманном мире - значит совершать ошибку, которая, укрепившись в сознании, рано или поздно начинает диктовать свои условия. Причем эти условия подчас, настолько трудновыполнимые, как и тщетные попытки возвратиться из придуманного мира в реальную жизнь. Эпизодически выпадая из своей романтической оболочки, Цандер успел сделать кое, что в реальной жизни. Изготовить из паяльной лампы макет реактивного двигателя, жениться, родить трех детей, опубликовать пару печатных работ.

        Достаточно вспомнить некоторые диалоги Ф.А. Цандера с С.П. Королевым во время их непродолжительной совместной работы в Мос ГИРДе. Голованов пишет:
 «Королева он уговаривал купить водолазный костюм.
— Нет, Фридрих Артурович, на костюм сейчас денег нет...
— Видите как, — когда Цандер волновался, его прибалтийский акцент звучал сильнее. — Костюм все равно необходим станет. Ракета опустится на воду. Как мы будем ее доставать?
Королев понял: он думает не о водолазах, а о космонавтах, не водолазный костюм нужен ему, а космический скафандр.
— Купим, Фридрих Артурович. Вот пустим ракету и купим» [15].

        Нет, не понял Королев Цандера. Фридриху Артуровичу уже за сорок лет, ему в тот момент жизненно необходимо было залезть в водолазный скафандр и почувствовать себя настоящим астролетчиком, отважным Героем своей планеты, пожить какое-то мгновение в своем собственном, виртуальном Мире, в полете к Марсу.
        Демонстрируя слушателям громко гудящую паяльную лампу, он видит себя летящим в космическом корабле, а когда человек настолько увлечен своими идеями и интересно о них рассказывает, то у слушателей появляется чувство сопричастности к этому полету.

        «В короткие минуты отдыха Цандер часто рассказывал гирдовцам о своем межпланетном корабле, об экспедиции на Марс и всех благах, которые она может дать человечеству. Цандер говорил тихо, но с такой страстью, что слушали его не дыша. Лишь однажды неожиданно для самого себя Королев спросил:
— Но, Фридрих Артурович, почему вы все время говорите о Марсе? Ведь Луна гораздо ближе.
Все переглянулись: Королев никогда не говорил о космических путешествиях.
— Я — марсианин, — смущенно улыбнулся Цандер» [15].

        Мир Цандера населял только один человек – он сам. Один в целом мире! Это очень одиноко, и не с кем даже обсудить самую незначительную проблему. Один на собственной планете – это очень большая психологическая нагрузка. И когда он возвращался на реальную Землю, то его многие не понимали, как и он не понимал многих.

                АЛЕКСАНДРА ФЕОКТИСТОВНА ЦАНДЕР

О жене Ф.А. Цандера интернет располагает очень скупой информацией, а на твердых носителях ее вообще не довелось найти. В интернете, на сайте М. Белостоцкой, опубликована ее статья под названием « Статья о Фридрихе Цандере» [18]. Судя по фотографии, на которой запечатлена Астра Фридриховна в обществе журналистки Маргариты Белостоцкой, встреча происходила в последние годы двадцатого столетия.

        Со слов журналистки жена Цандера, Александра Феоктистовна, выросла в семье материально обеспеченных родителей, владельцев доходного дома. «Наружности она была приятной, не без художественных талантов – одно время училась в Строгановском училище, но с характером нелегким. Выйдя замуж за инженера Цандера, конечно, надеялась, что вернется в дом прежний достаток, а муж оказался «не от мира сего» - мечтатель, ученый, бессребреник. Над ним смеялись соседи и знакомые, называя «лунатиком» и «марсианином». А тут дети, пеленки, заботы, вечная нехватка денег [18].

        Но прежде чем все это пришло, были романтические вечера и мечты о светлом и безоблачном счастливом будущем. Об этом прекрасном далеком хорошо повествует Я.К. Голованов [11]:
«Работала она в конторе, где женское любопытство сосредоточивало все заводские суды-пересуды и перемывало косточки сослуживцев.

        «Инженер Цандер ее заинтересовал слухами о его абсолютной непохожести на всех других инженеров. Вскоре выяснилось, что это сущая, правда: уже во время их первой встречи он начал подробно рассказывать ей о межпланетном корабле и значении экспедиции на Марс для прогресса земной цивилизации. Шурочка решила, что если он и не в себе слегка, то это неопасно, поскольку видно было, что человек этот удивительно добрый.
Во время второй встречи он дал ей прочитать три калужские брошюры Циолковского. Она кое-как осилила их, обходя математику, и договорилась, что занесет книжки ему домой.

        — Все ли понятно, Александра Феоктистовна? — спросил Цандер с приветливой улыбкой, принимая книжечки.
— Какой же величины должна быть эта ракета, чтобы улететь к звездам, Фридрих Артурович? — спросила она, не понимая, что совершает нечто непоправимое.
Радостно сверкая красивыми зелеными глазами, он объяснял ей часа четыре, как можно уменьшить размеры ракеты. Потом замолчал и закончил со вздохом:
— Да, Александра Феоктистовна, вот над этим я и работаю...» [11].
      
 У счастливых людей дни летят слишком быстро. При очередной встрече:
«Он улыбнулся ей, а она, словно бы одернув его взглядом, сказала наставительно:
— До каких же пор вы будете вещи продавать, Фридрих Артурович? Надо идти работать...
— А я работаю, — сказал он тихо, обернувшись к тетрадям на столе.
— На завод надо возвращаться, — строго перебила Шурочка...» [11].

        В июне 1923 года он вернулся на завод, а осенью они поженились. Вскоре после этого важного для каждого человека события он увольняется с завода. И в течение двух лет, 1924 - 1925 годы, совершает серию поездок с лекциями почти по всем крупным городам европейской части России и Кавказа. По-видимому, это был неплохой, на то время, способ заработать средства на содержание семьи.

 В 1925 году в Москве родилась дочь, Астра Фридриховна Цандер. В 1926 году в семействе Цандеров родился Меркурий, который умер в трехлетнем возрасте в 1929 году. Второй сын родился через год после этого печального события, в 1930 году, его также назвали Меркурием. Наступали дни тяжелых испытаний не только для наших героев, но и для всей страны.

        Начался один из самых черных периодов жизни населения СССР, который пришелся на 1932 – 1933 годы. По официальному заявлению Государственной Думы РФ от 2 апреля 2008 года - «Памяти жертв голода 30-х годов на территории СССР» число жертв голода в указанные годы составляет семь миллионов человек [19]. Анализ трагических событий этих лет достаточно полно раскрыт в шестой главе книги Николая Викторовича Старикова «Кризис, как это делается» [20].

        Здесь уместно напомнить, что в 1929 году; началась реализация первой в СССР пятилетки, главной задачей которой являлась индустриализация страны. Реакция не очень дружески настроенных западных держав не заставила себя долго ждать.

В период 1930-1933 годов США, Франция и Великобритания вводят эмбарго на продукты советского экспорта, который в основном состоял из нефтепродуктов и леса. Затем они неожиданно отказываются принимать в торговле с Россией золото в качестве платежного средства.

Это удивительное поведение капиталистических держав вошло
в историю под названием «золотой блокады». И это в то время когда в мире бушевала Великая депрессия. В условиях мирового кризиса руководство Великобритании действует в ущерб своей собственной экономике. В те годы СССР был главным заказчиком английских станкостроителей. В 1932 году 80 % экспортируемых Британией станков шло в Советский Союз.

        Разрушенная экономика, которая в нашей стране была практически уничтожена, требовала изделий тяжелой промышленности. Без западного оборудования ничего не могло получиться. У нас есть природное сырье, есть трудовые ресурсы. Новые здания мы можем построить сами, но без станков и машин они останутся пустыми и бессмысленными кирпичными сооружениями.
      
 «Сначала Запад отказался принимать в качестве оплаты от СССР золото, затем все остальное... кроме зерна! Сталинское руководство ставится перед выбором: либо отказ от восстановления промышленности, то есть капитуляция перед Западом, либо продолжение
индустриализации, ведущее к страшному внутреннему кризису. Заберут большевики зерно у крестьян — очень велика вероятность голода, что, в свою очередь, может привести к внутреннему взрыву и смещению власти. Что бы ни выбрал Сталин —
в любом случае Запад остается в выигрыше» [20]. Правительство СССР решается идти напролом.

        «С лета 1929 года начинается коллективизация сельского хозяйства. Государство собирает зерно и отправляет его на Запад, но вовсе не для того, чтобы уморить голодом часть населения страны, а потому, что нет другого варианта оплаты поставок оборудования. Вся надежда Сталина — на новый урожай. Он оказывается мал — в стране случилась засуха» [20].
      
 Располагая большими запасами золота, Правительство СССР не имеет возможности т закупать за это золото продовольствие для населения. Разразилась катастрофа, которая на Украине теперь зовется «Голодомором».

        В октябре 2008 года Европейский парламент признал Голодомор на Украине преступлением против человечества. Назван и виновник, это руководство СССР. Но в документе Европарламента нет ответа на два вопроса:

1. Почему капиталисты отказывались принимать у Сталина золото?
2. Почему они хотели получать от нас в качестве оплаты за станки только зерно?

Тщательно спланированный Западом голод 1932-1933 годов не дал им нужного результата, большевики удержали власть. Они продолжали индустриализацию.

                ***

        В эти трудные для выживания годы, Цандер работает почти круглосуточно. Близится самый главный этап в его жизни. Вместе с коллегами по возглавляемой им бригаде он завершает изготовление первой в своей жизни жидкостной ракеты.

        «В столовой, где они питались, гирдовцы вскоре заметили, что Цандер берет самую дешевую еду. Королев предложил собрать деньги и тайно от Цандера уплатить за него вперед. Фридрих Артурович по-прежнему платил свои 7 копеек, но блюда получал за 35 копеек. И все не мог нарадоваться: «Насколько лучше стали кормить в нашей столовой!» Мошкин был вегетарианцем, отдавал ему мясо. Цандер брал с благодарностью. Из столовой в железной баночке с проволочной ручкой носил в подвал кашу – на вечер. В одном из ящиков стола хранились у него какие-то корочки, сухарики. Иногда он выдвигал ящик, заглядывал туда и говорил с улыбкой:
– Мышка была...
А иногда с удивлением:– Ой! Откуда же у меня здесь котлета?» [11].

        Лидер коллектива, человек с детски кристально чистой душой, наивно и безоглядочно доверяя своим коллегам, был глубоко благодарен им за такую поддержку. Он допустить и в мыслях не мог, что его могут обмануть или совершить по отношению к нему какую-либо подлость. Но, Homo sapiens бывают всякие.

        «Королев был на двадцать лет моложе Цандера, а в жизни выглядело наоборот — он относился к нему, как отец к сыну. Он и выхлопотал ему путевку в Кисловодск, в санаторий РККА*.
— Не стоит, Сергей Павлович, — Цандер умоляюще сложил руки. — У меня рядом с домом замечательный пруд, я там, на лыжах покатаюсь. Астру научу на лыжах... Может, не стоит? И испытания...
— Поезжайте, Фридрих Артурович. Ну что такое стендовые испытания? Кого мы с вами удивим стендовыми испытаниями? Вот отдохнете, вернетесь, мы поставим двигатель на «бесхвостке», запустим — это дело! Обязательно нужно, чтобы летало, а на стенде каждый сумеет...» [11].

        Увы, не сумели, двигатель при первом же включении взорвался. Но зато, какая забота Королева о здоровье Цандера!

        О человеке, который всю свою сознательную жизнь, все свои духовные, интеллектуальные и физические ресурсы исчерпал до дна, без остатка, использовав их  на дело создания средства перелета на Марс. Жена, дочь, сын все забыто, все второстепенно, главное создать ракетный двигатель. Пусть он, этот двигатель, еще не полетит на Марс, но это шаг на пути к звездам. Начиная с юных лет Ф.А. Цандер, всю свою жизнь работал ради этого события, завершения строительства своей ракеты и ее запуска. Весь смысл прожитых Фридрихом Артуровичем лет заключался в этом испытании главного продукта его жизнедеятельности.

        И в последний момент восхождения на вершину своей жизни, пик своей творческой деятельности, вместо победных громких фанфар, вместо триумфа, неожиданный, замаскированный удар своего коллеги - старшего инженера, начальника МосГИРДа на общественных началах. Для человека со здоровой психикой такое бесцеремонное отношение является потрясением, а для человека «не от мира сего» это был нокаутирующий удар.

        Те, из читателей, кому довелось принимать участие в подобных испытаниях, знают, что после их завершения составляется Протокол, в котором записываются и ставят свои подписи участники испытаний. Ежели есть подпись, значит, ты участник этих событий. Далее Протокол испытаний идет в вышестоящие инстанции и высокое начальство в нем видит только те фамилии, которые в нем вписаны, а, следовательно, они и авторы, и создатели испытуемого объекта. Не включить в Протокол испытания его фактических создателей, значит исключить их из списка награжденных, из списка повышения в должности. Нет тебя в протоколе, никто «на верху» ни о твоем вкладе в создание испытуемого изделия, ни о тебе не знает.

        Но Ф.А. Цандеру, увы, теперь все это было уже все равно! В поезде он заразился сыпным тифом и умер на больничной койке в Кисловодске.

        В поисках виновных в смерти Цандера, директор Кисловодского краеведческого музея Сергей Степанович Лузин неоднократно приезжал в дом к дочери Ф.А .Цандера. Для кисловодских краеведов, факт его смерти представлял, почему то особый интерес. Они пишут статью под одиозным названием: «Цандера погубила собственная жена?». В ней, Лузин рассказывает об одной из таких встреч с дочерью Фридриха Артуровича:

        «- Астра Фридриховна заявила: «Я готова бесконечно рассказывать о научных трудах отца, но никогда не спрашивайте о взаимоотношениях моих родителей. Я ничего не буду рассказывать о своей матери», - рассказывает Сергей Степанович. - Естественно, мне захотелось понять, почему. Насколько я понял, дочь Цандера небезосновательно полагала, что ее мать сыграла не последнюю роль в скоропостижной кончине отца. Фридрих Артурович женился в 35 лет на 19-летней избалованной красавице из обеспеченной семьи. Среди знакомых о ней распространялась слава «хорошей стервозы».

        По признанию некоторых коллег, в ту трагическую поездку ученого «собирал» лично Королев: он добился для своего учителя путевки в Кисловодск и заказал билет в купейном вагоне. Но супруга Фридриха Артуровича, то ли из зависти, что он едет один, без нее и детей, то ли из жадности, решив сэкономить на билете деньги, то ли еще из каких побуждений, в последний момент поменяла купе на общий вагон, где, вероятно, ученый и «подцепил» сыпной тиф» [21].

        Уважаемый читатель, осмелюсь напомнить Вам, что Ф.А. Цандер получал хоть какую-то пищевую поддержку своих коллег по работе в подвале. Но, увы, не приходила мышка, ни к Астре, ни к Меркурию, не приносила она им, ни сухарик, ни котлетку. Не работающая Александра Феоктистовна и два голодающих, со всей страной, малолетних ребенка. Никто им не выдаст карточки, дающие права на получение продовольственных пайков. Ведь для того что бы купить какую то еду нужны и продовольственные карточки и деньги, или хотя бы деньги.

        Сытым, разъезжающим на иномарках журналистам и работникам музеев, в двадцать первом веке пишущим о Ф.А. Цандере, этого не понять. Понять могут  только умирающие с голоду дети и их матери. При всей своей неординарности и неадекватности, Фридрих Артурович любил и с нежностью относился к своей семье. Поэтому, я думаю, что инициатива поменять билеты купейного вагона на общий вагон, принадлежала Фридриху Артуровичу. Деньги, вырученные за разницу в стоимости билетов, это все, что он мог, оставить своей семье уезжая на отдых в санаторий.

        И может быть благодаря именно этой небольшой сумме денег, Астра, Меркурий и сама Александра Феоктистовна не оказались в числе семи миллионов россиян погибших от голода, ведь все эти события протекали в жуткий 1933 год.
        Причем Цандер уезжал не по своему желанию, а под натиском начальника на общественных началах МосГИРДА С.П. Королева.
 
        Маргарита Белостоцкая о дальнейшей судьбе семьи Ф.А. Цандера пишет: после его смерти вдова гениального ученого с трудом выпросила пособие на осиротевших детей» [19]. Где же был заботливый начальник на общественных началах МосГИРДА после смерти Ф.А. Цандера? Не вспомнил талантливый ученик о семье и малолетних детях своего гениального учителя. Чем они теперь могли быть ему полезны?

        Тешу себя надеждой, что последующие исследователи жизни и биографы Ф.А. Цандера перестанут задавать вопрос – Кто виновен в смерти Цандера?


               


Рецензии