Трилогия. Боги хотят войны. КнигаIII. Клятва Танит

Только ленивый не слышал, кто такой Ганнибал*. А сколько о нём написано книг и представить трудно. Вот и ещё одна полулегенда о легендарном человеке. Такая уж судьба у этих героев. Всякий на свой лад пересказывает их жизнь, а кому доверять - решайте сами. Вообщем, слушайте...
Кстати, Танит - это финикийская богиня, которой наш герой поклонялся, а, возможно, даже верил в неё.


 Бруттий.
 204 г. до н.э.
(отрывок)
...Вот и ещё четыре года миновало, а Ганнибал по-прежнему не покидал Италию. Хотя, не осталось даже надежды. Один брат его, Гасдрубал погиб, не успев соединить свою армию с армией Ганнибала, другой, Магон, проиграв и в Испании, и покинув Сардинию, был тяжело ранен. Только старший из Баркидов держался, не сломленный ни горем, ни потерями, ни судьбой. Он прочно укрепился в южной Италии. Даже победоносные армии римлян воевали везде, только не с ним, побеждали всюду, только не его. Гремела слава Сципиона, уже и Африка сотрясалась от шагов легионов Рима, а Ганнибал по-прежнему был неукротим.  Что ж, единственный способ спасти отечество Сенат видел в том, если Ганнибал уйдёт спасать своё собственное. И Сципион повторил подвиг врага: он вторгся в земли Карфагена также легко, как Ганнибал в земли Италии. Два противника обменялись домом, что б в конечном итоге встретиться и завершить эту войну.
Клавдия прибыла к храму Юноны Лацинии ещё на рассвете. Ганнибал стоял меж колонн у алтаря, будто и не покидал это место всю ночь. Сердце Клавдии сильно забилось, предчувствуя что-то. Барка повернулся к ней, доспехов на нём не было, обычный дорожный плащ, без оружия, без поножей. Волосы слегка тронула седина, а лицо казалось омрачено печальными думами. Таким в последний раз Клавдия видела его при известии о смерти Гасдрубала. Враг не мог бы и в открытом бою так ранить Барку, как в тот день. И одна голова пуна слетела взамен стольких голов консулов! Но какая голова! Сына Гамилькара, плоть от плоти такого же, как их самый ненавистный враг.
Ганнибал тихо произнёс:
- Мне давно бы следовало встать с тобой перед алтарём. И даже не важно, какого бога. Юнона... Танит... Знаешь, в них есть что-то общее.
- Наверное, - откликнулась Клавдия и оглядела своё скромное одеяние. - Но я не совсем готова к обряду.
- Ах, это лишнее. Мы давным давно исполнили все обеты, не произнося их перед богами. Смотри, здесь останется и после меня память. - Полководец указал на низкую стеллу в подножии статуи. - Каменщик ухитрился разместить здесь всё о моих победах над римлянами, все мои битвы. Странно, мне казалось, их больше и сделано так много, а выходит, что нет. Может, память подводит меня?
Клавдия с растущей тревогой наблюдала за возлюбленным.
- Ты должен мне сказать, - взмолилась она, - чего мне ждать? Я вижу, ты решил что-то.
- Не я, Карфаген всё решил за меня. Будто это они воевали с Римом, а теперь вдруг хотят бросить Италию, годы стольких трудов и призвать меня назад, на родину.
- Ты возвращаешься? - выдохнула Клавдия. - Я конечно же, еду с тобой!
Ганнибал уже хотел ответить, но вдруг запнулся. Много лет назад он также покидал Новый Карфаген и слышал эти слова, только произносила их другая женщина, Имилька. Неужели и сейчас он повторит ту же ошибку?
Клавдия ждала. Она не понимала замешательства Ганнибала.
- Клавдия, - полководец обнял её, не в силах выносить этой боли. - Я покидаю Италию. И покидаю тебя. Твой дом - Рим.
Клавдия отстранилась.
- Ты возвращаешь меня своим врагам?!
- Но тебе они никогда не были врагами. Ты всего лишь любила того, с кем они воевали. Я не знаю, как повернётся война в Карфагене, чего зря гадать? Я не проиграл римлянам, но и возвращаюсь не с победой. Наш сын пусть растёт там, где так много обо мне напоминает...
- Почему любила? - Прервала его Клавдия. Из её глаз потекли слёзы. - Я и теперь тебя люблю, и всегда! Пусть я не твоя жена! Мне всё равно, кем ты назовёшь меня там, в Карфагене!
- Милая моя, не забыла, как я говорил тебе, что мне легче потерять Рим, чем тебя? Но ни тем, ни другим я никогда и не владел. Ты - дитя другого мира, ты моё самое большое счастье, моя самая прекрасная мечта. Я возвращаюсь из своих снов в реальность. Домой. Мне давно бы следовало отдать тебе это. Вот, держи. - Ганнибал протянул ей письмо Эмилии Сципион. - У тебя есть свой покровитель в Риме. Она много лет не забывает тебя. А от меня тоже прими подарок. Мою статуэтку Танит. Я явился сюда под защитой этой богини, но не воплотил свои детские грёзы в жизнь. Поэтому... возвращаюсь один.
- Ты обещал, что мы не расстанемся! Ты обманул меня! Я была для тебя всего лишь игрушкой в этой бесполезной, кровавой войне! Также как и все остальные! - Клавдия утёрла предательские слёзы, повернулась, чтоб он не видел их, и, не оглядываясь, побежала прочь. Она мчалась так быстро, как позволяла ей хромая нога, а в душе ненавидела себя. Не хватило сил скрыть свою слабость. Увы, она любила его, очень любила, даже теперь, когда они простились навеки...               


Рецензии