Композиция и диагональ
При всей зыбкости и неопределенности понятия “композиция”, ясно, что оно имеет отношение к расположению предметов на плоскости изображения. Формулируя приближенно, композиция - это то, что получается, если вычесть из снимка или картины “что” изображено и зафиксировать внимание на “где”. Картина Рафаэля “Сикстинская Мадонна” с точки зрения композиции изображает не Мадонну с младенцем, папу Сикста второго и св.Варвару, но овалы, треугольники и цветные линии, разнообразным образом организованные на плоскости холста.
Эта дисциплина, по практически единогласному признанию экспертов, чрезвычайно важна для успеха фотоснимка, наличие композиции в основном и отличает настоящего фотографа от просто любителя пощелкать затвором на досуге. Даже не особо продвинутые рассмотрения насчитывают минимум два десятка различных композиционных фигур – круги, восьмерки, буквы Х, и М, и т.д. и т.п. В качестве практического руководства для фотолюбителя ценность подобных штудий близка к нулю – не будешь же стоя перед Машей соображать, похоже оно на нумер восемнадцать восьмерку или нумер одиннадцать букву М. Вместо сложных построений на практике фотографы часто используют простой и сравнительно надежный алгоритм – так называемое “правило третей”. Оно гласит, что значимые элементы снимка лучше располагать на вертикальных и горизонтальных линиях, отрезающих от кадра ровно треть. При всей простоте и сравнительной эффективности этого правила, у него есть и недостатки. Во - первых много хороших снимков ему не подчиняются, либо подчиняются с большой натяжкой, хотя множество хороших снимков ему вполне соответствует. Во-вторых, это правило, будучи вбито в начинающего фотографа при его образовании (либо самообразовании) , автоматически ограничивает его видение – снимающий чисто инстинктивно наводит аппарат так, чтобы столб был на трети кадра слева или справа, и тем самым с ходу отметает другие возможности компоновки.
Сходное с “правилом третей” , “золотое сечение” предлагает делить не на равные трети, но отступать от края до столба чуть больше (примерно три восьмых). Этот способ примечателен тем, что при такой дележке отношение большей части к целому такое же, как меньшей части к большей. Математически, в записи нужного отношения появляется иррациональное число корень из пяти. Приверженцы “на три” и “по-золотому” составляют примерно одинаковые по численности группы – из двух учебников по фотографии для начинающих, которые я читал, в одном рекомндуют трети, в другом – сечение. Лично я, если и обнаруживаю разницу в снимках снятых, по двум методам, то с трудом... В одном обе школы единогласны – помещение самого важного элемента в центр – слишком грубо и рекомендуется лишь как исключние.
Из своего опыта я увидел, что снимки мне кажутся гармоничнее, если важные части изображения расположены на диагонали. В один прекрасный момент меня заинтересовало, пользуются ли подобным приемом живописцы - я снял с полки издание репродукций картин , и стал смотреть что рисуют в Лувре. В некоторых случаях диагонали, как казалось мне, вполне подтверждали мою догадку – лица и руки персонажей а также другие важные для живописцев детали размещались неподалеку, но так случалось далеко не всегда. Чаще они лишь касались диагонали сверху или снизу. Моя гипотеза номер ноль звучала “Диагонали важны”. Когда математик или физик формулирует гипотезу, то часто сначала старается не оправдать ее, но опровергнуть – в этом случае он избавляет себя от долгих попыток доказать недоказуемое. Поэтому я решил посмотреть что-нибудь известное, но не организованное по основной диагонали.
Сикстинская Мадонна Рафаэля (хотя она и не в Лувре) – явный пример очень знаменитой картины, где диагонали не играют особой роли. На восходящей (снизу вверх и слева направо) вообще пусто. Нисходящая проходит по складкам одеяний Мадонны и св. Варвары, а также по касательной к телу младенца Исуса. Я, однако, обратил внимание на то, что занавес сверху расположен так, что делит верхнюю линию рамки на три почти равные части. Измерение показало, что это “почти” на самом деле означает “почти точно”. Возможно, если провести линии, параллельно диагоналям через трети, как это сделано на рисунке, результат будет более интересным?
Действительно, улов оказывается серьезнее. Нижняя восходящая линия идет по линии рук ангела и Варвары, через глаз ангела, стопу Марии и по границе бедра Варвары. Нижняя нисходящая идет по границе воротника Сикста, через его руку и глаз ангела. Верхняя нисходящая – от края занавеси, точно через глаз Марии.
Возможно, это просто случайность, но чисто интуитивно не кажется очень уж невероятным, если работы живописи концентрируют значимые элементы вокруг подобных диагоналей. Итак, мы формулируем :
Гипотеза о шести линиях
Значимые элементы живописных работ часто концентрируются вокруг диагоналей, проходящих через трети сторон параллельно главным, как это изображено на репродукции Сикстинской Мадонны.
Прежде всего, что такое “значимый элемент”. Я буду считать таковыми глаза, лица, человеческие фигуры, кисти рук и ступни ног, контрастные пятна ворде темного на светлом или желтого на синем, а также линии, разделяющие области с разной освещенностью или цветом. По исследованиям механизма восприятия, именно в окрестности подобных элементов глаз наблюдателя задерживается больше всего. Более точно, утверждение состоит в том, что небольшие элементы в эталонных произведениях живописи часто концентрируются около упомянутых диагоналей, и при этом линии около диагоналей имеют тенденцию диагоналям следовать. Диагональ скорее касается овала, чем проходит сквозь его центр.
Еще чуть-чуть номенклатуры. Диагонали, идущие из нижнего левого угла в правый верхний я буду называть восходящими. Верхняя, нижняя и средняя или главная (основная) соотвественно. Точно так же для нисходящих, идущих из левого верхнего угла в правый нижний.
Итак, мы будем сгружать с интернета все подряд, рисовать шесть линий, и смотреть что выйдет.
Свидетельство о публикации №213053000164