Композиция и диагональ - 2
Нисходящая основная диагональ достаточно информативна. Она идет по верху окна, касается головы мужчины, головы и руки служанки, руки жены и упирается в стул на переднем плане. Внизу практически параллельно диагонали идет щель между досками. Лица служанок находятся и на верхней восходящей диагонали, как и руки вошедшего и кресло слева. Кресло на переднем плане и лица детей расположены на нижней восходящей, проходящей точно через глаз девочки. Верхняя нисходящая касается головы матери сверху и лица девочки снизу. Интересно, что все без исключения изображенные головы касаются той или иной диагональной линии. - это относится даже к двум портретам на стене. Голов, между прочем, девять. Попробуйте нарисовать девять случайных овалов в прямоугольнике, и посмотрите, с какого раза у вас получится подвесить их все на диагоналях... Из пяти изображенных рук, четыре лежат на линиях. Рука матери на переднем плане - исключение, но она расположена на центральной вертикали, хотя и чуть ниже геометрического центра. Левая вертикальная треть отграничена пустым пространством между служанкой и мужчиной. Правая ничем особенно не обозначена. Верхняя треть проходит по нижнему краю картины на стене, по линии прическа-ухо-нос матери и касается головы одной из служанок. Вертикальные и горизонтальные линии правила третей определенно нагружены гораздо меньше, чем диагонали. Левая вертикаль проходит между мужчиной и служанками, првая – по середине платья матери. Ни рук, ни голов там особенно не видно.
У Лапина описано, как Репин работал над ее композицией – художник ни в коем случае не чертил диагоналей, и не ставил головы чтобы касалось. Процесс поиска композиции состоял в передвижении по пространству холста вырезанных фигур с целью определения наилучшего места для каждой по чисто художественным соображениям, о которых я судить не берусь, да и не в состоянии – единственное, что я могу сказать, это что конечный результат очень впечатляет - и не только меня...
Возможно, на этом месте скептически настроенный читатель скажет : “Совпадение!. Линий много, они длинные – что- нибудь да зацепят. Давайте я проведу прямую по линейке с закрытыми глазами – она тоже что-то зацепит и потом буду важно рассуждать что ей параллельно и через сколько глаз она прошла.”
Что ж. Немного математики. Предположим, мы нарисовали нашу сетку, и потом уронили на эту сетку нарисованную руку. Какова вероятность, что она упадет на одну из линий сетки? Ответ несложен, если нас лишь интересует лишь порядок величины -вероятность приблизительно равна произведению размера руки (длины или ширины) на общую длину всех шести линий, если принять длину рамки за единицу. Рука на рисунке занимает около 1/40 длины рамки, шесть линий в сумме – около шести длин рамки. Итого 6/40 или 1/7 с нашей точностью плюс-минус лапоть. Попадание одной руки на картинку линий вполне может произойти по чистой случайности. А четырех подряд ? Одна седьмая в четвертой степени – одна на две с половиной тысячи. Это звучит уже достаточно серьезно для того, чтобы предположить, что руки там оказались не случайно. Как насчет голов ? Считая, что голова больше руки в два раза, получаем вероятность одну треть, что уроненная на линии голова пересечет какую-нибудь. Но голов на холсте (включая два портрета) – девять, и все они на линиях. Итого три в девятой – один шанс на двадцать тысяч. Комбинированная вероятность руки плюс головы есть согласно теории произведение обоих, то есть один шанс на сорок миллионов.
Возможно, мы ошиблись при оценке в сотню раз. Один на четыреста тысяч... Чтобы мне так в “Спортлото” везло! С другой стороны, могли ошибиться и в противоположную сторону раз в десять...
Есть старый анекдот насчет дьячка, который нетрезвым падал с колокольни и неизменно оставался жив. После первого случая поп сказал : “Случайность!”. После второго: “Совпадение!”. Когда происшествие случилось в третий раз, поп вынес окончательный вердикт : “Закономерность!”. Если дьячок останется жив и в четвертый, реакция будет : “Ну и что ?!”...
Покамест рассмотренное мной было композициями с несколькими фигурами. Как насчет чего-нибудь попроще. Скажем, портрета. Открываем (куда без нее ) Википедию в разделе “знаменитые портреты”. Берем импрессионизм, чтобы не все совсем уж академично.
Свидетельство о публикации №213053000165