Композиция и диагональ-9

 Вернемся в эпоху Возрождения. Сначала я хотел вставить сюда знаменитую Джоконду, но гораздо любопытнее для нашего разговора   другая работа Леонардо – “Дама с горностаем”. Это -настоящий пир прямых. Полюбуйтесь сами. На нижней линии рамы Леонардо отметил  треть и две четверти (половину и левую треть не стал). Это границы цвета -  рукав, локоть, и край спины. На левой границе рамы краем руки  отмечена четверть снизу.  Основная система линий образована двумя веерами сверху из углов. Они определяют положение глаз, подбородка, линии плеча и одежды,  и даже направление мордочки зверька и место ожерелья.   

 Глядя на “Даму с горностаем” трудно отделаться от ощущения, что Леонардо размечал трети и четверти намеренно. У него явно был период, когда он увлекался рисованием квадратов в кругах, и искал пропорции для совершенной человеческой фигуры... “Дама”  выглядит менее “фотографично”, можно даже сказать “менее естественно”  чем Джоконда – возможно, это результат излишне сильной геометризации,  попытки не копировать природу вслепую, но исправить на холсте несовершенства человеческой фигуры... Если насчет Леонардо у меня нет уверенности, что он не размечал трети и четверти на краях, то поверить в то, что Ван Гог водил линейкой по холсту я почти неспособен.


Рецензии