Композиция и диагональ-16

 Здесь мне кажется, что аргументы, представленные в пользу правил построения картин вокруг диагоналей уже достаточно сильны, и из позиции “так ли это  ? ” можно перейти в положение “не исключено, что эти соображения могут быть полезными для того, чтобы лучше снимать фото”.

    Конечно, фотография , если она  не постановочная  и не натюрморт, просто не может разойтись  по диагоналям так безболезненно, как картина. Художник способен  без труда подвинуть  дерево или дом, вытянуть хвост коту в нужном направлении – у фотографа гораздо меньше степеней свободы.

    Разумно предположить, что фотографу имеет смысл использовать лишь самые “грубые” линии, и использовать их приближенно. “Правило третей” в свете этого выглядит очень естественно, но его надо дополнить в том смысле, что треть будет лучше проходить не по центру, но по вертикальному краю предмета – скажем, по левой границе столба или по прямой спине человека на заднем плане. Для портрета, она может проходить сбоку радужной оболочки глаза, либо по  тени со стороны носа.

         Это – соответствующим образом обрезанный  кадр из фильма “Майор”. Он служит для рекламы картины, представленной на фестивале в Каннах, и , понятное дело, был тщательно отобран знающими людьми. Видно, что, в отличие от фото кошки с куклой, трети и четверти тут  очень солидно нагружены. Четверть слева – кокарда полицейского и открытая дверца санитарной машины, середина – глаз и кокарда второго. Четверть справа – край пальто и желтое пятно женщины на заднем плане. Треть сверху – два подбородка, воротник пальто, низ дорожного знака и полоса с крестом на скорой”.  Кроме прочего, две сильных диагонали “отсекают головы” персонажам справа и слева и еще одна сильная вертикаль проходит через обе руки полицейского слева и край окна машины. Чтобы охватить все существенное для содержания момента глазу никуда особенно не надо слезать с этих нескольких линий. В стремленни создать  эти сильные линии фотограф без зазрения совести завалил горизонт, и слегка обрубил фигуру левого мента сверху и со спины – чего менее опытный и  работающий “по руководству”, делать бы не стал, потому что “горизонт должен быть  горизонтальным” , а “фигура должна дышать”.   Для этого кадра, вероятно, долго двигали людей, машины и камеру, а потом еще и отобрали самый удачный из двадцати четырех в секунду и десяти дублей.


Рецензии