Композиция и диагональ-16
Конечно, фотография , если она не постановочная и не натюрморт, просто не может разойтись по диагоналям так безболезненно, как картина. Художник способен без труда подвинуть дерево или дом, вытянуть хвост коту в нужном направлении – у фотографа гораздо меньше степеней свободы.
Разумно предположить, что фотографу имеет смысл использовать лишь самые “грубые” линии, и использовать их приближенно. “Правило третей” в свете этого выглядит очень естественно, но его надо дополнить в том смысле, что треть будет лучше проходить не по центру, но по вертикальному краю предмета – скажем, по левой границе столба или по прямой спине человека на заднем плане. Для портрета, она может проходить сбоку радужной оболочки глаза, либо по тени со стороны носа.
Это – соответствующим образом обрезанный кадр из фильма “Майор”. Он служит для рекламы картины, представленной на фестивале в Каннах, и , понятное дело, был тщательно отобран знающими людьми. Видно, что, в отличие от фото кошки с куклой, трети и четверти тут очень солидно нагружены. Четверть слева – кокарда полицейского и открытая дверца санитарной машины, середина – глаз и кокарда второго. Четверть справа – край пальто и желтое пятно женщины на заднем плане. Треть сверху – два подбородка, воротник пальто, низ дорожного знака и полоса с крестом на скорой”. Кроме прочего, две сильных диагонали “отсекают головы” персонажам справа и слева и еще одна сильная вертикаль проходит через обе руки полицейского слева и край окна машины. Чтобы охватить все существенное для содержания момента глазу никуда особенно не надо слезать с этих нескольких линий. В стремленни создать эти сильные линии фотограф без зазрения совести завалил горизонт, и слегка обрубил фигуру левого мента сверху и со спины – чего менее опытный и работающий “по руководству”, делать бы не стал, потому что “горизонт должен быть горизонтальным” , а “фигура должна дышать”. Для этого кадра, вероятно, долго двигали людей, машины и камеру, а потом еще и отобрали самый удачный из двадцати четырех в секунду и десяти дублей.
Свидетельство о публикации №213053000191