Композиция и диагональ-17

Следующая работа – классика жанра, и предмет обложек. Это Картье-Брессон - не постановочное фото, но один из известнейших образцов   “уличной фотографии”. Картье снимал  , полагаясь на точность глаза и правильность момента для запечатления фазы движения. Он не выходил на улицу без “Лейки” и отснял за свою жизнь несколько сотен тысяч негативов, из которых несколько сотен вошли в учебники. Верхняя треть проходит по линии забора. Две сильных диагонали пересекаются на балерине с афиши – одна из них идет по линии трубы, другая – по двум отражениям фигур. Ноги прыгающего человека разведены по диагоналям с почти картинной точностью.   


 Глаз портрета


       При съемке портрета привязать много линий к “правильным диагоналям ”, как это делает художник,   трудно.  Кажется логичным, что фотограф должен сосредоточиться на основных значимых элементах, прежде всего, на глазах и “сильно” разместить именно их путем должного кадрирования. Я скачал с интернета (запрос Гуглу “фото портрет” ) два десятка изображений и померил,  где у них зрачки и радужные оболочки. Процедура занимает около минуты на штуку. Я использовал  редактор  изображения для  Линукса под названием GIMP, но аналогичные функции должны быть в Фотошопе и других программах. Прежде всего я преобразовываю  фото к стандартному размеру 600 на 600 пикселей – оно при этом (если сначало было не квадратное) выглядит странно, но все интересующие нас  пропорции сохраняются. Потом шарим курсором по глазам, обращая внимание на координаты. 120 соответствует 1/5, 200 – 1/3, 360 – 3/5,  450 – ; и т.п.  (Я описываю процедуру на случай если вам захочется поупражняться самому. )

   Чтобы не разводить зоопарка, я ограничился “прямыми” портретами анфас с глазами на одной горизонтали. Вторым критерием был “профессиональный ” вид изображения, что несколько субъективно, но мне не хотелось мерить случайные снимки. Если фото было скачано, оно измерялось – я ничего не отбрасывал. Результаты в чем-то превзошли мои ожидания. На двадцать снимков я не обнаружил ни одного, где линии со знаменателями 3, 4  5 и 10  не имели  видимого отношения к глазам. Положение горизонтали, соответствующей линии глаз описывалось простыми и ясными закономерностями. В 10 случаях из 20 она шла по 2/5 сверху, по 3 случая пришлось на 1/3 и ;, два – на 3/10 и по одному – на ; и 1/5.  В 11 случаях она шла по зрачку, в трех – по верху или низу радужной оболочки, в остальных (только  когда радужная  частично перекрывается  веком) – по линии верхнего  века. Одно фото было китаянки, у нее радужная перекрывалась веком с двух сторон, и линия шла по нижнему перекрытию.

    Для вертикалей комбинаций возможно больше, но репертуар все равно оказывается неширок. Из 40 глаз, 18 оказываются на 1/3 (или 2/3), 16 на 2/5 (или 3/5), 4 на 1/4 (;),  1 на ;  и 1 на 1/5. Вертикали проходят почти всегда либо по краю зрачка, либо по краю радужной, но для двух глаз из 40 они проходили по внешнему  углу глаза Оба этих патологических случая пришлось на редкую линию 3/10 по высоте .  Популярные комбинации включают 2/5 слева, 2/3 справа (и симметричный аналог 1/3 – 3/5), 1/4 – 3/5  (2/5 – 3/4 ), либо совсем уж симметричную комбинацию с упором на глаза 1/3 – 2/3.

      Комбинации ; – ;  нехороши тем, что лицо очень сильно обрубается с боков – среди двадцатки такой вообще не было. 1/3 – 2/3  сильно концентрирует  внимание на взгляде. Симметричная  2/5 – 3/5 оставляет много места с боков лица, а комбинация с одним глазом на ; – много места лишь с одного бока, и оставшуюя половину надо чем – то заполнить. Такая расфасовка – у официальной фотографии Барака Обамы, и оставшееся место там заполнено флагом США.


       Я снял свой небритый фейс на однородном  фоне, пристально глядя на линзу,  и попробовал откадрировать его как доктор прописал. Треть высоты, треть на левый глаз и треть на правый  мне не особенно понравилась, но комбинация  2/5 высоты, 2/5 левый зрачок, 2/3 – правый дала  солидный консервативный анфас. Нос при этом слегка смещается с центра, и если на нем есть несимметричная вертикальная тень или блик, вероятно, иногда имеет смысл посадить ее на ;, так что эквивалентная схема 1/3 – 3/5 может выглядеть по-иному.


    Профессиональные “качественные”  фото следуют вышеописанным  критериям очень строго. Любительские допускают больше отступлений (зачастую ближайшая вертикальная линия  тампроходит по белку глаза вместо зрачка или края радужной  ) и предпочитают трети и четверти – отношения типа 2/5 там сравнительно редки. Для того, чтобы увидеть полный разброд и шатание лучше всего обратиться к веб-камерам (запрос к гуглу “my face webcam”). Начать с того, что там непросто обнаружить глаза на одной горизонтали, зато очень легко найти их черти где – например, меньше чем 1/6 от верха или левее 1/5 от левого края. Если даже зрачки и лежат на горизонтали, у вебкамов  эта горизонталь очень  часто  не держится на 2/5  1/3 или ;, как это случается у 95 процентов профессиональных портретных снимков. .

 Для контроля, я померил десяток того, что на веб – камере соотвествует портрету анфас с горизонтальным расположением глаз. Если у профессиональных фото на линии попало практически все, у вебкамовцев процент попадания (из измерений по высоте и двум положениям глаз по вертикали) оказался близок  к 50 (16 из 30 измерений). Лишь один снимок из десяти выдал все три корректных измерения, но я не нашел ни одного, где все три были бы “неправильными”, а в шести снимках “угадали” с двумя измерениями из трех. Мораль, видимо, состоит в том, что простое требование выбрать не самый гнусный образец приводит к бессознательному отбору тех, где хотя бы один глаз лежит более или менее где надо... Кроме того, около центра кадра линии идут сравнительно кучно (гляньте на девочку с котом) и вероятность что одинокий глаз случайно попадет “как надо” видимо, близка к трети или четверти. При этом вероятность того, что сорок глаз из сорока (или даже 38 из 40) попадут куда надо случайно,  превосходит  всякую разумную меру.   


    Наконец, что случается, если профессионалы снимают глаза накось. Это – довольно частый случай. Оказывается, вертикали продолжают оставаться “хорошими” Из 20 таких снимков я нашел два глаза, в которых линия проходила по углу глаза (столько же, как и при горизонтальном расположении глаз). Еще в одном случае, в радужке отражалось что-то пестрое – глаза выглядели очень необычно. Они были сцентрированы не по краю, а по специфической тени на радужной оболочке. Так как при развороте головы расстояние между глазами уменьшается относительно размеров лица, можно шире использовать сочетания типа 2/5-3/5, при анфасе оставляющие слишком много пустого пространства в кадре. 

          Разборки того, как размещаются зрачки по вертикали, если они не лежат на одной горизонтали, очевидно, дадут много возможностей, но похоже что они будут ложиться на линии вроде 2/5 слева и ; справа – подходящих комбинаций довольно много. 

  Для профилей,  из шести штук, которые я посмотрел, 2 были по высоте  на1/3,  3 – на 2/5, а на одном снимке глаз сместился с 1/3, но у меня нет уверенности что снимок не обрезали – по виду он начала 20 века... Видимо, статистика не сильно отличается от анфаса... 


      Мораль из всего этого, видимо, простая.  Если вы хотите, чтобы вас путали с профи, тшательно кадрируйте портрет, чтобы глаза попадали куда надо. Если без линейки не можете,  пользуйтесь фотошопом и калькулятором.


         Что-то вроде заключения.


       Итак, безобидный вопрос о том, заполняют ли художники диагональ привел нас к достаточно далеко идущим выводам. Если я прав, в картинах и фотографиях обнаруживается что-то  вроде “нотной системы”, описанной  в “правилах 1-3”  (часть 11).

       Похоже, что квалифицированные художники и фотографы следуют этим “нотам” чисто автоматически, как хорошие певцы поют “Вдоль по Питерской” правильно, независимо от того, изучали они нотную грамоту  или нет.  Выполнение этих правил (как и следование нотам) вовсе не означает, что будет создано нечто над уровнем посредственности, но их невыполнение почти гарантированно приведет к несуразному снимку или рисунку.

     Если вышеизложенное в общих чертах верно, оно не особенно нужно профессионалам – они и так делают все как надо. Однако, “подпорки” могут быть крайне полезны при обучении и для общей гармонизации жизни.  Например, сравнительно  несложно запрограммировать любительский  фотоаппарат на корректное размещение глаз на портрете – это избавит снимающего от немалого  процента совсем уж уродливых фото. А если целенаправленно обучить будущего фотографа  следить за третями и пятыми, он сможет получать больше хорошо скомпанованных снимков. Эти соображния могут найти применения в промышленном дизайне.    Дисциплина освобождает...   

      Я понимаю, насколько на заключения в такого рода делах влияет личное убеждение или предубеждение  пишущего, посему попытался где возможно избавляться от субъективного элемента и нигде сознательно не замалчивал исключений. Если кому -то покажется интересным подтвердить или опровергнуть мои выводы – милости прошу. 


Рецензии