Глава7. 3. Москва 1968. Исторический музей

Предыдущая глава http://www.proza.ru/2013/04/17/1191

 24 июня. Понедельник. Первый день рабочей недели в Москве. Нужно заказать билеты на поезд в Киев. Это мое задание  нашего «тандема». Хорошо, что в нашем отеле была касса предварительной продажи. Я заказал два билета на 28 июня. Получение билетов 27 числа в 9:15. За завтраком в кафе доложил Надежде Сергеевне о выполнении «задания». Обменялись рассказами о своих воскресных «путешествиях».

Накануне спланировал поездку в центр: посетить Исторический музей.
Приехал на станцию метро «Александровский сад», и предварительно заглянул в букинистический  магазин на Воздвиженке. Это рядом с метро. С удовольствием только разглядывал корешки редких антикварных изданий: в руки не давали. Обычную - «секонд», можно было полистать. Магазин известный «на весь мир».

Поспешил Кремлевскому проезду, поднялся по проезду на Красную площадь, пройдя мимо юго-западной стены Исторического музея. Вошел в музей.
Несколько слов об истории музея.

 «Государственный исторический музей в Москве был учрежден в 1872 году, построен в 1881 и назывался: Императорский Российский Исторический музей.  Проект был разработан архитекторами В. Шервудом и А. Семеновым. По замыслу мастеров древнерусский декор и шатровые башни строящегося здания должны перекликаться с ансамблем Красной площади.  Для строительства было выбрано место в самом центре столицы – на Красной площади, напротив старейшей святыни России – храма Василия Блаженного.
 Крупнейший национальный музей России. Здесь хранятся памятники истории, начиная с древнейших времен до наших дней. Это крупнейший культурно-просветительский и научно-исследовательский центр».
Так гласит краткая справка о музее сегодня. Музей представлен не только этим зданием, но  «в его состав входят филиалы: Новодевичий монастырь и Покровский собор, Церковь Троицы в Никитниках и Палаты XVI–XVII вв. в Зарядье, Музей В.И. Ленина и ансамбли Измайлова и Крутицкого подворья. В 2008 году коллектив ГИМ был награжден медалью «Символ науки».

  А в 1968 году в этом здании были сосредоточены экспонаты иллюстрировавшие историю от древнейших времен до победы над Наполеоном, отмены крепостного права, светскую жизнь дворянства. Это была первозданная  часть экспозиций.
Остальные разделы музея были созданы в 1936 году и получили развитие до 1968 года. Что я и увидел в июне 1968 года.
Это были новые залы, новая история и новая тематика.

 Я не упомню всего, что увидел тогда в залах музея.  Но, к сожалению, не увидел первозданных росписей и интерьеров, созданных  лучшими художниками и архитекторами  прошлого. Все было уничтожено в 1936–1937 гг., в связи с открытием новой экспозиции музея к 20-летию Октября.
 Их восстановили в 90-е годы прошлого века. Восстановлены и снятые в 1937 году навершия на куполах здания.

 Что наиболее запоминаемое?
К истории у меня был подход не «исторический»: с анализом фактов, документов, социально-политических концепций – «теоризации» прошлого. Мой подход был «драматический» – субъективный. Сказывалось мое «театральное прошлое».
 Я рассматривал исторические события через главных ее «режиссеров»: личностей, выбирающих путь. Сумевших привлечь или заставить идти по этому пути «исполнителей»: ближайшее окружение и, как высокопарно принято говорить у политиков,  «народ», «народная масса».  Которая не есть «однородной».

 Был ли этот путь «дорогой к храму»?  Или к «катастрофе»?
Ответы на эти вопросы имеют временной характер: совпадающий по времени с самим событием и «причинный» – по истечении времени. Это может быть победа, но «пиррова», или  в результате «вернуться на круги своя». Но это подход «режиссерский» – сегодняшний.

 А я в то время меня волновала судьба исторической личности и влияние его характера на ход событий. Это был «актерский» подход – «вживание в образ»: притронуться и почувствовать и личность, и ушедшую эпоху. А это и личные вещи, личная жизнь, поведение, письма, дневники, книги. Все к чему касалась рука «героя».
Конечно, решающим фактором оценки являлось субъективное отношение к личности: кто он для меня, наконец, для моей страны – враг или друг. Как бы ты поступил на его месте. Но это уже тонкости…
 
  1812 год.

  Меня всегда привлекала тема 1812 года. Поэтому основное время пребывания в музее я уделил этой экспозиции.
Тогда экспозиция 1812 год размещалась еще в Центральном здании музея. Она располагалась в нескольких залах, в том числе зал «повествующий»  о Наполеоне, отступлении французов.
Я не нашел фото этих залов в 1968 году. Но на сайте современного Музея Отечественной войны 1812 года, открытого 4 сентября  в 2012 году, нашел каталог  этого музея с фотографиями залов экспозиции 1912 года в здании  Императорского Российского исторического музея имени Александра III. Одна из них – фотография  экспозиции зала «Отступление французов». Мне этот зал напоминал тот, который  я видел в 1968 году.(http://www.proza.ru/2013/07/09/659)
Для справки. Юбилейная выставка 1912 года состояла из 9 залов – залы: императора Александра I, героев войны, Бородина, Москвы; залы французской армии, Наполеона, отступления французской армии, европейских кампаний 1813-1815 годов. Отдельное собрание «памяти о войне» было представлено в зале «Юбилейный».

В моей памяти остались личные вещи «главных участников».
В первую очередь, конечно, оружие.
Главный экспонат – сабля, принадлежавшая императору Наполеону I Бонапарту.(http://www.proza.ru/2013/07/09/695)
По преданиям, она была передана низложенным императором графу П. А. Шувалову, который спас Наполеона от разъярённой толпы французских роялистов на пути следования Бонапарта из Фонтенбло на остров Эльба.
Другой экспонат, который касается личной жизни императора: походная кровать Наполеона. В описании этого экспоната упоминают, что «Наполеон не любил, когда его будили, поэтому на кровать были приделаны специальные кармашки, куда складывали важные документы, пока он спал».
Тогда я рассматривал с любопытством  походную кровать, сравнивая с нашими походно-полевыми условиями в армии и полевых геологических работ. О них можно узнать из моих армейских глав и глав о полевых работах, начиная с 1955 года.
На фото экспозиции 1912 года это лежбище на почетном месте на постаменте, предположительно, в зале Наполеона.(http://www.proza.ru/2013/07/09/703)
По легенде походная кровать Наполеона была захвачена русскими войсками при переправе через Березину. Сейчас она демонстрируется в новом музее и, по-моему, постелена матрацами и подушками от DORMEO. (Шучу, но вид такой, судя по фото  http://www.proza.ru/2013/07/09/717).

 В описании картин Василия Васильевича Верещагина, посвященных 1812 году упоминается, что кровать изображена на одном из полотен этой серии. Я просмотрел эти картины в Интернет и предположил, что это полотно называется «На этапе - дурные вести из Франции»:
Из истории картин Верещагина «1812 год» (Т.В. Ильина, 2010).
«Первые картины серии были выставлены в 1895 г. в залах Исторического музея в Москве, а затем в 1897 г. - в Париже, в конце 1901 – начале 1902 г. – в США. Публика восторженно приняла картины Верещагина, но русское правительство отнеслось к ним прохладно и не спешило приобрести серию. Лишь в 1902 г. серия «1812 год» была куплена правительством. После гибели художника картины оказались в забвении. В 1912 г., в год столетнего юбилея войны с Наполеоновской армией, в Москве планировалось открытие музея 1812 года. Цикл «Наполеон I в России. 1812 год» был представлен на выставке в Историческом музее как дар императора Николая II будущему музею. Но вскоре разразилась революция, за ней гражданская война, и музей так и не был открыт. В 1930 г. картины были окончательно переданы Государственному Историческому музею, где находятся и поныне».
Сейчас 20 картин, что сохранилась в коллекции Исторического музея, экспонируется в Музее войны 1812 года. (http://www.proza.ru/2013/07/09/749)


После краткой истории о судьбе картин Верещагина В.В. , одного из почитаемых мной художников, вернемся в 1968 год к экспозиции залов 1812 года.
Что еще интересного «оставил» для нашего музея при бегстве «супостат». Так  называли в годы той войны в России Бонапарта.

Вот сани, хорошей сохранности. Они помнится, стояли в центре зала. Это легкие открытые сани, в которых, по легенде, Наполеон I покинул Россию в ноябре 1812 года. Известно, что император бросил остатки своей армии в Сморгони, уехав в закрытой карете. На санях он проделал путь от Вильно (ныне г. Вильнюс) до реки Неман, естественной границы Российской империи.(http://www.proza.ru/2013/07/09/762)

Следующий интересный «живой» экспонат: походная кухня из обоза Наполеона (http://www.proza.ru/2013/07/09/772).
Справка историческая:
«Перед походом в Россию в 1811 году для французской армии были изготовлены специальные походные кухни: всего около 60 штук. В настоящее время это уникальный исторический экспонат, поскольку аналогов не сохранилось ни в одном музее мира.
Особенность кухни состояла в том, что бачок для варки пищи подвешивался внутрь большого бака, наполненного водой, под которым располагалась дровяная топка. Благодаря «водяной бане» еда не подгорала. Готовить пищу можно было как на привале, так и на ходу. Походная кухня перевозилась на одноосной повозке, запряженной одной лошадью. Откидные подставки, крепившиеся к оглоблям, обеспечивали устойчивость повозки, после того как из нее выпрягали лошадь.
Основанием повозки служила деревянная рама; спереди, под оглоблями, подвешивался деревянный дровяной ящик, над ним складывались секции крышки стола. Спереди и сзади к раме крепились деревянные подножки. Все деревянные части кухни окрашивались в темно-зеленый цвет.
Кухни были заказаны в войска 1-го армейского корпуса Великой армии под командованием «железного» маршала Л.Н. Даву. Накануне войны численность корпуса доходила до 70 тыс. человек. Дивизии корпуса сражались под Салтановкой, Смоленском, участвовали в Бородинской битве и в бою за Малоярославец. При отступлении из России корпус находился в арьергарде Великой армии, его численность стремительно таяла. После перехода русской границы в строю осталось чуть больше 2 тыс. человек. Отступавшим приходилось бросать орудия и обозы, включая полевые кухни. Экземпляр, хранящийся в музее, был захвачен казаками генерал-адъютанта графа В.В. Орлова-Денисова под Вязьмой в 1812 году».

Как воспринималась субъективно в памяти, квазиобъективно в истории мировой и отечественной личность Наполеона Бонапарта: человека, воина, полководца, главы- реформатора одной, из великих стран Европы?
Второй сын, как теперь говорят, многодетной семьи скромного корсиканского адвоката Шарля-Мари Бонапарта (1746 -1785) и его супруги Марии-Летиции Рамолино (1750-1836), начал свою карьеру с учебы в кадетской школе в Бриен-ле-Шато, затем, в в Королевской кадетской школе в Париже. Во время учебы Бонапарт проявлял необыкновенную работоспособность и трудолюбие. Что стало для него одним из характерных черт.
В1785 году был выпущен из Парижской военной школы в армию в чине лейтенанта. Бонапарт за 10 лет прошёл всю иерархию чинопроизводства в армии тогдашней Франции.  В 24 года 14 января 1794 года он получил звание бригадного генерала — нечто среднее между чинами полковника и генерал-майора.
Стремительному карьерному старту будущего императора способствовала Великая французская революция 1799 года. Это была крупнейшая трансформация социальной и политической систем Франции, произошедшая в конце XVIII века, в результате которой был уничтожен Старый порядок, и Франция из монархии стала республикой де-юре свободных и равных граждан. Это был переворот не только социально-экономический, но и рождение, проникновение в сознание народной массы нового мировоззрения, если кратко, соответствующего девизу Революции: Свобода, Равенство, Братство. Бонапарт революцию поддержал полностью и безоговорочно….
Все, что произошло с нашим «героем» далее нет смысла пересказывать, так как о нем написано столько книг, исследований и художественных произведений разного жанра. Остается, отправив читателя к этим источникам, попробовать оценить его с моих ранее упомянутых позиций…

Я его оценивал тогда как врага нашего Отечества. Иначе и не могло быть: он «пришел к нам с мечом»! Нам, пережившим войну 1941-45 года, такой человек был только «гением зла».
Что принес Наполеон к нам: войну, гибель, разруху. Он и не стремился к решению как-либо социально-экономических проблем России. Задача – поставить на колени. Перекроить страну на свой лад. Использовать наш народ как пушечное мясо в устремлении к мировому господству (поход в Индию – беспокоили лавры Александра Македонского)!

А ведь как начинал! http://www.proza.ru/2013/08/20/584
Участие в освобождение Тулона от англичан.  Освободительная война в Италии. 60 выигранных сражений, обеспечивших укреплению революционной Франции.
Реформация государственного управления, законодательно закрепленная гражданским кодексом. Носящего название «Кодекс Наполеона», который  действует во Франции до сих пор. Заложил основу современного государства, образования, культуры. Закрепил революционные завоевания: право на собственность, равенство перед законом, равенство возможностей, покончив с революционной анархией.
Его личный пример заставил молодых людей разных наций и вероисповеданий в условиях жесточайших сословных отношений поверить, что невозможное возможно!
Тогда он стал кумиром.

Но личные амбиции, корсиканский характер, не прощающий личные обиды, желание стать во главе «мира» в условиях диктаторской имперской власти, увели Бонапарта от революции к тирании. Но я согласен  и с мыслью одного из авторов статьи о Наполеоне, что «во многих поступках Бонапарта больше от человека, чем от тирана».

Когда наполеоновская армия в июне 1812 в районе города Ковно переправился через Неман, наступило начало конца Наполеона как  великого реформатора: он превращался в «антихриста» — абсолютного   врага нашей страны.http://www.proza.ru/2013/08/20/618
«Да, многие его благие начинания оборачивались своей противоположностью, его амбиции обрекли на смерть десятки тысяч человек, а его тяга к власти привела его самого в изгнание, но все это недостатки человека, пусть и великого. А великим он стал, потому что по-человечески верил: слова «невозможно» не существует».

  Наполеон в истории одна из больших харизматичных фигур.
 Кто противостоял ему от России?  Император Александр Первый? Князь Кутузов Михаил Илларионович? Казалось бы, что он их «подавлял» своей энергией, стремительностью и победами над ними! http://www.proza.ru/2013/08/20/641

Кутузов проиграл оба генеральных сражения Наполеону: Аустерлиц и Бородино.
http://www.proza.ru/2013/08/20/682 http://www.proza.ru/2013/08/20/706
 Правда, в первом сражении под Аустерлицем проиграть Кутузову «помог» Александр, который фактически взялся  командовать союзной армией, и принявший план сражения, настойчивых австрийских стратегов. План, которых был разгадан Наполеоном, "создавшим" диспозицию войск как своих, так и союзной армии, заманив их в ловушку.
За подробностями отсылаю читателя к описанию этих событий и мнения Кутузова, не согласного с планом сражения австрийцев, к статье о сражении в Википедии.

Вот «Бородино»: есть мнение, что была «ничья»!

Слова Наполеона  вначале компании 1812 года:
«Через пять лет я буду господином мира. Осталась одна Россия, но я раздавлю ее».
Господства хотел. Быстрой победы в пограничном сражении.

Бонапарт был «спринтером». Быстрый короткий маневр. За спиной, рядышком Франция или покоренные страны. Резервы и снабжение «за углом». Натиск! Победа!

Получил в ответ плановый упорядоченный отход русских войск. http://www.proza.ru/2013/08/20/657
Ведь Кутузов М.И. – «стайер». Если «тактик» Наполеон стремился  победить одним коротким ударом в генеральном сражении, то стратег Михаил Илларионович все свои операции проводил по системе отдельных сражений, растягивания войск противника глубоким маневром,  переходом в контрнаступление от активной обороны, заманивания в ловушки, как это было в турецких кампаниях.
Такая тактика, подчиненная стратегии изматывания противника привела Бонапарта сначала к Бородинскому сражению: так желаемому Наполеоном, считавшим его генеральным. И формально, по статистическим «показателям» считавшимся им выигранным. Затем и Москва была взята.
Но в результате все это стало «ловушкой» для наполеоновской армии. Хотя стоило ощутимых потерь и для страны. Но армия была спасена от разгрома. Россия не капитулировала.
 А противник измотан и оторван от источников пополнения живой силой и снабжения. В сожженной, холодной зимней Москве «село» наполеоновское многоязыкое войско не победителей, а разложившиеся банды захватчиков-грабителей, которых окрепшая Кутузовская армия вскоре погнала по старой Смоленской дороге на запад к Березине и далее.
Так, кто из них "харизматичнее"?! И чем было в конечном результате  «Бородино» для Кутузова и Наполеона.


Что же меня привлекло из экспонатов: личных вещей светлейшего Михаила Илларионовича, бывших тогда в музее. Запомнились: подзорная труба и кожаный портфель; походный самовар-бочонок; позолоченные столовые приборы, подаренные Кутузову другим великим полководцем – А.В.Суворовым; лента ордена Святого Георгия 1-го класса, которым Кутузов был награжден в декабре 1812 года за победу в Отечественной войне.  http://www.proza.ru/2013/08/20/727

Из описаний некоторых из этих экспонатов музея.
«По преданию, прибор подарен генералу-фельдмаршалу М.И. Голенищеву-Кутузову другим великим полководцем – А.В. Суворовым.
Походный столовый прибор изготовлен во Франции во второй половине XVIII века. Он состоит из пяти позолоченных бронзовых предметов: ножа, ложки, вилок с четырьмя и двумя зубцами, солонки. Все они уложены в деревянную коробку, обтянутую кожей снаружи и обитую зеленым бархатом изнутри».

После смерти Кутузова в апреле 1813 года в Силезии, заграничный похода русско-прусской армии возглавил Барклай де Толли. Поход, после ряда сражений, закончился взятием Парижа. За что Барклай получил  звание генерал-фельдмаршала и стал вторым из 4 полных Георгиевских кавалеров за всю историю ордена. Наряду с ним в те годы полным кавалером был только М. И. Кутузов. http://www.proza.ru/2013/08/20/741
В музее хранится чересплечная лента ордена Святого Георгия.
 
  О заслугах Александра I в войне 1812 года привожу музейную заметку:
«В начале боевых действий Александр лично присутствовал в войсках – впервые после Петра I. В 1812 году по совету приближенных покинул армию и руководил обороной страны из Петербурга. Однако заслуга Александра Павловича в победе от этого не становится меньше. Именно его решения, в том числе главное – не вступать ни в какие переговоры с Наполеоном, стали основой для успешного завершения войны. Командованием был принят его план на второй период войны – окружение сил Наполеона в районе Березины. В конце кампании государь прибыл в Вильно и уже не покидал действующую армию до окончания боевых действий в 1814 году; он принимал личное участие в главных сражениях: Лютцен, Баутцен, Лейпциг, Ла-Ротьер, Фершампенуаз, взятие Парижа.
Благодаря его усилиям была создана 6-я антинаполеоновская коалиция, он фактически руководил деятельностью союзников. После Венского конгресса в 1815 году по его инициативе был создан Священный союз (объединение европейских монархов), ставший прообразом современного Евросоюза.
Все это позволяет говорить о том, что, может быть, Александр I  и был «нечаянно пригрет славой», но слава выбрала более чем достойного кандидата».
http://www.proza.ru/2013/08/20/761

Из экспонатов мне запомнился  трон Александра I, «переданный Историческому музею в 1912 году Московским департаментом судебных установлений Правительствующего Сената в связи с выставкой, посвященной 100-летию Отечественной войны. До этого он стоял в Малом овальном зале Сената в Кремле как мемориальный экспонат своей эпохи».
http://www.proza.ru/2013/08/20/786

Пожалуй, на  этом остановлюсь в описании экспозиции 1812 года в Историческом музее, какой я видел ее и что запомнил в 1968 году (с сегодняшними подсказками из Википедии)…


Михаил Шуйский.http://www.proza.ru/2013/08/20/796
В памяти остались экспонаты из других залов. Зрительно запомнился портрет  –  «парсуна» Михаила Скопина-Шуйского. Запомнился потому, что его изображение было приведено в учебнике по истории. Вероятно, поэтому я сразу же выделил этот портрет среди других экспонатов зала 16-17 веков, иллюстрирующих период смутного времени начала 1600-ых годов.

Сегодня я обратился за справкой об этом историческом персонаже в Википедию.

«В 1604 году стал стольником при царе Борисе Годунове, в 1605 году уже при Лжедмитрии I ему был пожалован чин «великого мечника». Выполняя поручение Лжедмитрия, сопровождал Марию Нагую, признавшую Лжедмитрия I за своего сына.
В 1606 году с приходом к царскому престолу своего родственника, князя Василия Ивановича Шуйского (Василий IV), назначен воеводой. Активно участвовал в подавлении восстания Ивана Болотникова. Под Калугой войско Болотникова потерпело поражение от Скопина-Шуйского.
В 1608 году начал переговоры с Карлом IX о союзе против Лжедмитрия II. В обмен на помощь шведов Россия отказывалась от прав на Ливонию и уступала Корелу с уездом. В мае 1609, собрав русский отряд и получив помощь от шведов, Скопин-Шуйский выступил к Москве, разбив под Торопцом и Торжком войска сторонников Лжедмитрия II, а также взяв Тверь и одержав победу под Калязином. После освобождения поволжских городов, в марте 1610 Скопин-Шуйский снял блокаду с Москвы и Троице-Сергиевой лавры.
В 1609 году рязанский воевода Прокопий Ляпунов отправил Михаилу Васильевичу послание, в котором предполагал добиться отречения царя Василия Шуйского и самому вступить на престол. Скопин-Шуйский, опасаясь кары царя Василия, велел арестовать посланцев Ляпунова, но затем отпустил их. Он ничего не сообщил царю об этом инциденте.
Рост популярности Скопина-Шуйского в условиях смуты и нестабильности власти вызвал у царя и бояр зависть и опасение. Скопин-Шуйский получил приказ срочно прибыть в Москву. Торжественная встреча, устроенная ему москвичами, усугубила опасения бояр. На пиру по случаю крестин сына князя Ивана Михайловича Воротынского Скопину-Шуйского внезапно стало плохо . После 2-х недель болезни он умер. По распространённой версии, он был отравлен женой брата царя Дмитрия — Екатериной Скуратовой-Шуйской. Похоронен с царскими почестями в Архангельском соборе Московского Кремля».

Заключительный зал музея на верхнем этаже тогда представлял экспозицию, посвященную очередному съезду. Самым запоминающимся был вид на Красную площадь, специально оформленный как картина в  оконной раме без переплетов. Красиво!

Вот все, что осталось в памяти от того, уже далекого, «культпохода» в Исторический музей в 1968 году.


 Поход в ЦУМ.
 http://www.proza.ru/2013/08/20/917

 В заключение - проза этого дня: поход в магазины для выполнения «заявок трудящихся». Сегодня был в ЦУМе. Красивое здание, постройки 1908 года, специально для торгового дома, «в стиле европейской готики с элементами модерна». Прошел по всем этажам в поисках заказанных моими коллегами по работе товаров. Но, увы! С меня покупатель тогда был не очень «опытный». Так ни с чем уехал в отель отдыхать после «трудового» дня.

Из истории ЦУМа.
«В 1857 году коммерсанты Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз основали торговую компанию «Мюр и Мерилиз».
В 1880-х годах торговый дом купил здание для магазина на Театральной площади.
В 1908 году было построено новое здание в стиле европейской готики с элементами модерна. Над проектом работал известный архитектор Р. И. Клейн. «Мюр и Мерилиз» был крупным универмагом, где покупали одежду, обувь, ювелирные украшения, парфюмерию, детские игрушки.
Магазин вызвал интерес современников:
  «В глазах москвичей, — писал один из них, — „Мюр и Мерилиз“ является выставкой всего того, чем торгует столица применительно ко вкусам как богатых, великосветских кругов, так и средних слоёв населения».
В течение XX века здание несколько раз реконструировалось. Последняя по времени реконструкция была проведена в 2007 году».

 На фото из Интернет: Здание Исторического музея в 1968 году
 
   30 мая 2013 12:10
 Продолжение http://www.proza.ru/2013/06/28/807


Рецензии
Замечательно! То, что Вы, Игорь, всё это написали, просто здорово! Ведь постепенно из памяти выветриваются сведения, впечатления, знания. А здесь всё зафиксировано. Отлично!

Светлана Шаляпина   29.10.2020 00:51     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензии, Светочка!Иногда возвращаюсь к эти главам и читаю как "чужой" текст. Неужели это написал я ?
С дружеским приветом,

Игорь Браевич   29.10.2020 13:00   Заявить о нарушении
Игорь, у меня возникает такой же вопрос, когда читаю свои давно написанные стихи.

Светлана Шаляпина   01.11.2020 01:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.