Где прародина казачества?

     Когда спрашиваешь у современных казаков, откуда произошло казачество, все в один голос говорят: «Известное дело – с Дона». Имеется в виду та река на восточноевропейской равнине, по берегам которой в 15 веке  казаки из бывшей Золотой Орды основали свои городки. Это зафиксировано в  русских летописях.
     Однако не все так просто. Рек с названием «Дон» или производными от него – великое множество по всей Евразии. Они есть в Сибири, на Урале, на Кавказе, на Ближнем Востоке, во Франции, Португалии, Ирландии, Шотландии и даже …в Бангладеш! Так где же тот изначальный Дон? Как казаки попали в Золотую Орду? Кто они такие вообще? Что значит слово «казак»?
     Для ответа на эти вопросы придется углубиться в древнейшую историю человечества, поскольку, как выясняется, история казачества насчитывает не одно тысячелетие.

                Гиперборея: миф или история?

     В последние годы многие историки, философы, лингвисты, этнографы (В.Н.Демин, Ю.Д.Петухов, Н.Р.Гусева, Н.С.Новгородов и другие) сходятся во мнении, что прародиной современной земной цивилизации была Северная Евразия, а именно регионы Русского Севера, Урала и Сибири.
     Еще в 2003 году в издательстве «Вече» вышла уникальная книга историка и писателя Ю.Д. Петухова «Тайны древних русов.» Наиболее важные  для нас мысли  в этой книге:
1. Фактически  с 35 тысячелетия до н.э. Сибирь, Алтай, Тибет, Средняя Азия были заселены европеоидами  кроманьонского (почти современного) типа.
2. По всей Южной Сибири, от Урала до Забайкалья, найдены сотни стоянок и городищ европеоидов - русов, а также их захоронения, покрытые красной охрой. Суперэтнос руссов - бореалов (гиперборейцев) был гигантским этническим  горнилом будущей земной цивилизации.
3. Ранний бореальный праязык был в основе своей русским и существовал уже в 35-30 тысячелетиях до н. э. Ю.Д.Петухов пишет: « Были русы. Первонарод. И были те, кто был после них. И были и есть пока их прямые потомки – мы с вами. История уже произошла. Ее не перепишешь.»
4. От русов - бореалов произошли языковые семьи финно-угров, семитов, тюрок и индоевропейцев. Все эти этносы в период  с 15-1 тыс. до н.э. постепенно расселились на места современного проживания. Особенно  широко разбрелись по Евразии индоевропейцы. Н.С.Новгородов в книге «Сибирское  лукоморье»  так пишет об этом процессе: « Первые миграции…происходили еще во время климатического оптимума. Отделяясь от бореальной ностратической общности, уходившие протонароды создавали на новых местах семито-хамитскую, дравидийскую, картвельскую, позже уральскую и алтайскую языковые семьи…По окончании климатического оптимума около 5-ти тысяч лет назад характер миграций стал вынужденным…начались войны за передел территорий, появились крепостные стены. В переселениях участвовали преимущественно индоевропейцы. («Сибирское Лукоморье», М., «Вече», 2007, с. 47)
5. Индоевропейцы (славяне, немцы, англичане, французы, шведы, голландцы, датчане, балты и прочие европейцы), а также индийцы, иранцы ( в их числе осетины и таджики), армяне  в 5-4 тысячелетиях до н. э. были еще единым народом – арийцами - и обитали в наших широтах в пределах одной  обширной территории-прародины. Где же она располагалась?

                Урало-сибирская версия
   
       Н.С.Новгородов (с.14) утверждает, что «культурный расцвет Сибири в далеком прошлом был обусловлен проживанием здесь европеоидов бореального типа, нередко называемых ариями. Впервые о том, что именно Сибирь является прародиной ариев написал в середине 19 века французский исследователь граф Артюр де Гобино («Опыт о неравенстве человеческих рас», М., «Одиссей». Олма-Пресс,2001,с.715). Позже арии ушли в Индию и Иран, оставив в Сибири мощный индоиранский  топонимический след и руины городов. Ариям наследовал скифо-сибирский мир, у скифов Южную Сибирь приняли славяне, рядом с которыми …проживали протогерманцы - готы».
   О сибирской прародине славян писал и Михайло Ломоносов: «они от востока из Азии в Европу, на запад в разные времена разными дорогами преселились» (Ломоносов М.В. «Записки по русской истории» ,М.,ЭКСМО.2003,с.63.)      
    Гордон Чайлд в книге «Арийцы» (М.,Центрполиграф,2007,с.118)  указывает: «Природная среда, в которой обитала  индоевропейская общность, представляла собой континентальную область, изрезанную реками, достаточно лесистую, чтобы предоставлять убежище медведям и бобрам, но достаточно открытую, чтобы там жили зайцы и быстрые лошади и чтобы там беспрепятственно мог двигаться колесный транспорт».
   По свидетельству того же Гордона Чайлда, в языках всех индоевропейцев есть слова: дождь, снег, холод, сани, нарты, медведь, волк, заяц, бобер, степь, выдра, мышь, хорек, перепел, сосна, береза, ясень, дуб,клен. Из пород рыб – только лосось.
Отсутствуют слова: верблюд, лев, пустыня, крокодил, что исключает указание на южные края. Нет термина «море». Только у азиатских индоевропейцев  есть термин «море или озеро» (вероятно, Каспийское).
   Итак, словесный ряд  говорит нам о том, что прародина индоевропейцев  была достаточно удалена от морей, и климат там был континентальным.  «Нарты» явно указывают на  сибирское направление, а фауна и флора – на лесостепь. Обилие трав в лесостепи позволяет заготавливать сено на зиму, в реках и озерах водится много рыбы, в пристепных лесах – дичи, а на  освоенных участках земли можно с успехом выращивать зерновые культуры.
   Как пишет Новгородов, «народы-скитальцы не могли не останавливаться в зоне лесостепи…Это идиллическое место для развития оседлого скотоводства, здесь вполне возможно пашенное земледелие…В силу комфортности экологической обстановки здесь происходило взрывное размножение этносов». (Там же, с.47)
   Таким образом, с большой уверенностью можно утверждать, что прародина индоевропейцев  находилась в  лесостепной полосе от  Урала до Забайкалья.
   Вы спросите: «А при чем здесь казаки?»  Опять же сошлемся на авторитет Ю.Д.Петухова, который заявляет: « По сути своей индоевропейцы - русы вели «казачий» образ жизни и были первыми казаками. Соответственно, можно сказать, что нынешние казаки – последние русы - индоевропейцы.» («Тайны древних русов», М., «Вече», 2003, с. 46)
    Однако  ограничить доказательства  одной только ссылкой на казачий образ жизни явно недостаточно. Попробуем сделать лингвистический анализ соответствующих терминов.

                «Мерседесы древности»

    Итак, одни племена казаков – руссов - индоевропейцев были скотоводами - кочевниками, другие уже переходили к оседлости, поскольку, как утверждает Петухов, они уже в 6-5 тысячелетиях до н. э. строили в Сибири  рубленые дома. И те, и другие разводили крупный рогатый скот и, что особенно важно, - лошадей.
   Лошадь сыграла  в истории тюркских и индоевропейских народов поистине выдающуюся роль. Самые древние на сегодняшний день останки  домашней лошади, относящиеся к рубежу 7-6 тысячелетий до н.э., найдены в Муллино и Давлеканово (Южная Башкирия). Считается, что арии, пришедшие с Урала на Ближний Восток, и  познакомили  тамошних семитов с этим домашним животным. (Г.Н.Матюшин, Археологический словарь, М., Просвещение, 1996, с. 121)  Отсюда вывод: семиты мигрировали с ностратической прародины, по крайней мере, не позднее 7-8 тысячелетия до н.э., то есть еще ДО одомашнивания коня. А одомашнили его тюрки и индоевропейцы, жившие еще неразделенным этносом в южноуралосибирской лесостепи. Они же изобрели сбрую, седла, колесницы. Именно они и были первыми казаками.
   Вообще, дикая лошадь проникла на территорию Сибири по существовавшему когда-то сухопутному Берингову перешейку с территории Северной Америки. И кто даст гарантию того, что дикая лошадь не была одомашнена  именно в Сибири  жившими там  35-37 тысяч лет назад руссами - европеоидами? Ведь широких археологических раскопок  в Сибири  до сих пор  не проводилось, и здесь вполне  могут обнаружиться  еще более древние, чем в Башкирии, кости одомашненной лошади.
   Думается, далеко не случайно  общеенисейское  наименование коня  qus  восходит к индоевропейскому  * e’kos ( «Мифы народов мира», М., «Советская энциклопедия», 1980, т. 1, с.666). Стало быть, первые индоевропейцы  и  тюрки  контактно проживали   где-то в  Сибири.
   Задумаемся теперь  над словом «казак». Термин  «КОС (КОЗ)», первоначально обозначавший коня,  стал родоначальником (корневой основой) целого гнезда однокоренных слов. И самое первейшее  слово в этом ряду – КОЗАК! (косак) Тот, кто ездит НА КОНЕ  и кто является его  ХОЗяином. (Кстати, и слово  «хозяин» - от того же корня  КОС-ХОС (КОЗ-ХОЗ).
   У славян, иранцев и германцев, которые были еще неразделенным этносом и проживали на Урале и в Сибири в период примерно 6-2 тыс. до н.э., бог Солнца существовал  в образе  самого главного для них домашнего животного – коня  и  носил имя ХОРС.
     Англичане, будучи очень консервативными, за что им честь и хвала, бережно сохранили в своем языке  это древнее слово индоевропейцев. У них «конь» и поныне – HORSE.

                Откуда взялись богатыри

   До одомашнивания коня, то есть в период  примерно  20-7 тыс.до н.э. главным богатством ностратических племен, живших в Северной  Евразии ( на территории России) был крупный рогатый скот, в частности, быки. Не случайно, на  санскрите, самом близком к русскому древнем языке,  «бык»  звучит как «багу» (бхагу), откуда и взялось слово «бахутва» (богатство). На древнеиранском «бык», а также и «бог» - «бага». А на башкирском (тюркском) – «бога» или «буга». Значит, это  слово  существовало  еще в  ностратические  времена, когда  протоиндоевропейцы  и  прототюрки  были  единым  этносом, то  есть  до  распада  ностратической  общности  в 8-ом  тысячелетии  до  н.э. Вот откуда произошло наше слово «Бог»! В глубокой древности быку поклонялись как богу, его  статуи отливали из золота (золотой телец!). Культ быка был распространен повсеместно, проник он и на Ближний Восток, в Переднюю Азию и Египет.
   Но чтобы сделать быка домашним животным, надо было его укротить, как говорится, «взять быка за рога»! Это было задачей воинов-торов или отыров. Вообще бог воинов у скандинавов, например, звался  -Тор, у кельтов –Таранис, воин у народов коми и манси - отыр.Все эти слова связаны напрямую с  русским глаголом «трахать»- «бить», «ударять», «драться». Да и сейчас еще это ударное сочетание ТР! ! ДР! присутствует в немецком   tragen  - бить из ружья, в английском  trounce – бить, пороть, во французском  battre – бить.
   Так вот: воины, укротившие быков, носили  названия:  у славян –бог-отыр (богатырь), у иранцев  и монголов – баг-адур (багадур), у тюрок –ба- атыр (батыр), у осетин –беттыр, у испанцев – мат-адор, пик-адор, торе-адор .
   «Богатырское» происхождение имеют  имена Виктор, Гектор, Нестор.
    Богатырь-отыр-тор  как бы уподоблялся тому  дикому быку-туру, которого он укротил в древности, приобретая его силу и мощь. В «Слове о полку Игореве»  Всеволод  поэтому и назван  «буй-туром».
   Интересная особенность: когда близкие группы этносов начинали обособляться, а, значит, враждовать, общие языковые понятия  тоже становились антогонистами, приобретали  у каждого нового этноса противоположный смысл. К примеру, у индоариев слово «дева» - «бог», а обособившиеся  от них ираноарии  стали называть дэвами антибогов, а  позже «дэв» вообще стал «дьяволом» (англ.devil).
   В среде ираноязычных арийцев  позже остальных размежевались славяне с германцами. А отдельные германские племена (готы, росоманы)    кочевали по  территории России еще  в 1-ом тыс. н.э., так что о  «готских девах»  упоминается даже в «Слове о полку Игореве».
   Как мы уже говорили выше, анлосаксы  наиболее полно сохранили  в первозданном значении  некоторые индоевропейские  термины, впрочем, в русском языке  их еще больше. Но  в процессе  размежевания и естественной вражды  слова стали  менять значения на противоположные. Как говорится, «что русскому хорошо, то немцу (германцу) – смерть». Если у  англосаксов «трупс» ( troops ) – это
«войска», то  для славян – это просто уже трупы! Если  для германца  «трус»  (truce)-это  «перемирие»,  то для  славянина – трусость, так как они бились до победы! Если для  германца  «вор» (war) – «война», то  славяне считали  этот процесс  воровством. Если « никт» ( knight  , произносится: найт ) для  англосакса – «рыцарь», то  славянину  он – никто, пустое место!
   Однако вернемся к эпохе индоевропейского единства. Эра быка и его культ породили  богатырей, батыров, багадуров, тореадоров. С тех пор эти слова и бытуют в   языках  индоевропейцев, тюрков и монголов.

                Казачья эра  в истории  человечества
                Происхождение  слова «козак»

    Затем, предположительно  с 7-ого тыс. до н.э., когда был  укрощен и одомашнен конь, наступает эпоха коня, как главного домашнего животного северных  евразийцев, которые все становятся хозяевами коней. А так как конь тогда назывался  КОС,то они  стали людьми  на «КОСАХ» (конях) – косаками, казаками). Кстати, корень  КОС хорошо  сохранился  в украинском  языке. Там  «КОСЯ» - лошадка, «КОСЬ-КОСЬ» - так  подзывают  коня, «КОСЬКАТИ»- звать  коня  окриком, « УКОСЬКА-ТИ» - укротить  коня, «КОСЯК» - небольшой  табун  лошадей. (Рассоха И.Н. Прародина  русов, М., Эксмо,2009, с. 85)
    Санскрит дает нам хорошие аналоги лексических соответствий:  слово «кулак»  на санскрите звучит «кулака», «мастак» - «мастака», «крестьянин» - «кришака». Соответственно, «казак» - «кашака». И, действительно, казаки-шаки  дошли - таки до Индии. А у иранцев они назывались словом  « саки».
    Однако в более ранний период истории, когда укрощали коня,  воина-укротителя называли: КОС-АТЫР- кос-атор (по-индийски : кош-атор, кша-тор - кшатрий). Таким образом, укротители коней – кшатрии- составили в индоарийском обществе касту воинов. А у ираноариев такой кастой были казаки.
   Как пишет Н.Р.Гусева в книге «Славяне и арьи. Путь богов и слов» (М., ФАИР-ПРЕСС, с. 64): « Никто пока не установил ни времени, ни места размежевания индоиранского единства на две основные группы племен - индоязычную и ираноязычную. Основной путь ираноязычных групп проходил по Зауралью, а индоязычных – с Русского Севера  по Приуралью.»
     Отсюда  следует, что  собственно само слово «казак» могло возникнуть в среде ираноариев, то есть в Зауралье.
    Кстати, греки, также вышедшие когда-то из индоевропейской прародины – Гипербореи, укротителя коней именовали: Кас-тор, то есть  почти по-индоарийски (коса-тор, кша-тор).

        Происхождение  слов  «государство», «хозяин»,  «хозяйство»

     То же самое происхождение у нашего слова «государь». Это  «кос» (конь), где  глухой  звук  «К» перешел  в звонкий «Г», и «удар» (отыр, тор, адор – богатырь, повелитель), то есть все тот же укротитель коня!
     Санскрит   демонстрирует такую языковую близость с русским, что  порой не устаешь восхищаться: «баловство»  на санскрите – «балатва», «богатство» - «бахутва», «братство» - «бхратритва» (сравни : братва), «свойство» - «сватва». Санскритский суффикс  -тв  соответствует русскому  -ств  в словах собирательного  и  обобщающего значения.  Очень близок к санскриту и древнеиранский язык, что и неудивительно, ведь это все – диалекты  русского бореального праязыка согласно  гипотезе Ю. Петухова.
     Поэтому, как могло называться «общество, где укротили коней»? Варианты:
• кос-отар-тва, кос-утар-тва, кос-удар-тва. В итоге вышло – государство! Где укротили коней? На территории России. Значит, где возникло государство в прямом (буквальном)  смысле? В России!
• На территории урало-сибирской лесостепи в эпоху ираноарийской общности(3-2 тыс. до н.э.) существовало множество «государств». По сути, каждая большая патриархальная семья, во главе которой стоял мужчина-казак (собственник лошадей – козатвы, то бишь – хозяйства) и составляла  небольшое «кос-удар-тво»- государство. Большая семья-государство  строила укрепленное жилище вроде Аркаима или ряд индивидуальных жилищ, позже составивших  слободы ( от «село-бад», где «бад»- иран. « поселение, городище»).
       До сих пор в наших деревнях по полдеревни жителей носят одну и ту же родовую фамилию. Это все – представители одной большой патриархальной семьи, некогда бывшей одним маленьким государством. Таких «государств» было не счесть!
Вот почему каждая русская сказка  имеет зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве…» Поди-ка разберись - в каком?

                Индоевропейцы-казаки  на  Ближнем  Востоке

      Индоевропейские казачьи  племена  во 2-ом тыс. до н.э. с территории современной России начали активное продвижение на Ближний Восток и в Переднюю Азию. Мидийцы, хетты, хурриты основали здесь мощные конгломераты племен – уже самые настоящие государства. В середине  2-го тыс. до н.э. касситы  на три столетия  воцарились в Вавилоне. Богом  Солнца у них  был Сах. А какие чудесные казацкие прозвища  у  касситских  богов! Сах по прозвищу Шурияш, бог грома Хутха по прозвищу Бурняш, бог-воин Гидар по прозвищу  Маратташ. А был еще некто Бугаш. Ну, прямо сплошные  «атаманы Бурнаши»!
      Само название «касситы»  непосредственно указывает: « на конях (кас) сидящие (ситы)», ибо русское «сид-еть»  прекрасно соответствует, например, английскому to sit. Все  эти  корневые  основы – общеиндоевропейские.
      Индоевропейцы-хурриты, придя в Сирию, принесли туда слово  ХАЗАНУ- хозяин, староста, начальник города, а в Египет  занесли слово КАЗАН (почти «казак»!), которое обозначало возничего колесницы.
      До нашествия ариев-казаков  жители Ближнего  Востока никаких  колесниц в глаза не видали.
      Да что там говорить, даже в 8-7 вв. до н.э. еврейские пророки с ужасом  предрекали гибель  Израиля от воинственных ассирийцев. Ассирия  (*Кас-сирия), расположенная в междуречье Большого и Малого Заба, то есть в зоне древнего расселения иранских племен, на что указывают названия рек («аб, об» иран. - вода, кстати, название  сибирской реки Обь тоже взялось не с потолка, а потому что  здесь
жили  ираноарии) была могущественным государством Месопотамии в 19-18 вв. до н.э. После упадка Ассирия вновь возродилась и достигла наибольших размеров  в 8-7 вв. до н.э. Прославились такие ассирийские цари: Салмана-сар, Тиглат-пала-сар, Асур-бани-пал,  Асар-дан). Нам важны два обстоятельства: то, что ираноарии-казаки пришли в Ассирию с северо-востока – с Оби через  уралосибирскую лесостепь, это раз. Второе: они были весьма воинственным народом. В истории ассирийцы  прославились именно  своим военным искусством, хорошей организацией  армии, наличием  боевых колесниц и высококлассной конницы.
      Надо сказать, что еврейские пророки  были весьма сведущи в истории и прекрасно представляли себе, где корни  ассирийцев. Так, например, Иеремия восклицал (6:22): « Вот идет народ от страны  СЕВЕРНОЙ, и НАРОД  ВЕЛИКИЙ поднимается  ОТ КРАЕВ ЗЕМЛИ»;
      Исайя (18:2): « Идите, быстрые послы, к народу страшному от начала и доныне, к народу РОСЛОМУ и ВСЕ  ПОПИРАЮЩЕМУ, КОТОРОГО  ЗЕМЛЮ  РАЗРЕЗЫВАЮТ  РЕКИ…» И далее  Исайя характеризует  эту землю так (18:6):
« и птицы  будут проводить там лето, а все звери полевые будут зимовать там…»
      Куда ежегодно на лето прилетают птицы? На свою северную прародину, то есть к нам, в Россию. У птиц такие миграции заложены в генах.  Стало быть, Исайя  имел в виду  северную Евразию.
      Иеремия предупреждал (5:15): « Вот, я приведу на вас, дом Израилев, НАРОД ИЗДАЛЕКА, говорит Господь, НАРОД  СИЛЬНЫЙ, НАРОД  ДРЕВНИЙ, народ, которого языка ты не знаешь».
      Иеремия (4:13): «Вот, поднимается он, подобно облакам, и колесницы его – как вихрь, кони его – быстрее орлов; горе нам!  Ибо мы будем разорены». 6:23: « Держат в руках лук и копье; они жестоки и немилосердны, голос их шумит, как море, и несутся на конях, выстроены, как один человек». 8:16: « От  ДАНА (Дона – авт.) слышен храп коней его, от громкого ржанья жеребцов его  ДРОЖИТ  ВСЯ  ЗЕМЛЯ…»
      Древнерусские воины унаследовали все традиции  воинов индоевропейских, собственно говоря, русы, как первонарод,  и  заложили первыми все арийские традиции. Например,  традицию красить щиты красной краской – черленью, ибо красный цвет – цвет крови, цвет огня, Хора-Солнца – был у ариев священным. В «Слове о полку Игореве « читаем: « Русичи великие поля  ЧЕРВЛЕНЫМИ ЩИТАМИ перегородили…»
      Еврейский пророк Наум  (2:3) ,  описывая   нашествие  ассирийцев, говорит: «ЩИТ  ГЕРОЕВ  ЕГО  (народа)  КРАСЕН,  воины его  в  ОДЕЖДАХ  БАГРЯНЫХ».
      Наум (3:3): « несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и груды трупов».
      Да! Поистине страшны были  арии- казаки, когда конница стекала лавой и сметала все на своем пути!
      Надо заметить, что семиты испокон веков  опасались индоевропейцев. Еще когда Моисей  во время исхода евреев  из Египта  посылал разведчиков на арийские земли, те  докладывали (Числа, 13:28): « Мы ходили в землю, в которую ты посылал нас, в ней подлинно течет молоко и мед…», (13:29): « но НАРОД, живущий на земле той  СИЛЕН,
и ГОРОДА УКРЕПЛЕННЫЕ, весьма БОЛЬШИЕ…» , (13:34): « Там видели мы и исполинов, от  исполинского рода; и МЫ  БЫЛИ в глазах наших  ПРЕД  НИМИ, КАК  САРАНЧА…»
       Жизнь в российской лесостепи, укрощение коня, обладание им, как транспортным средством, постоянная опасность  закалили казаков-ариев, сделали их прекрасными воинами. Одомашнивание лошади  дало мощный толчок развитию военной техники и военного искусства.

                Об « Иванах, не помнящих родства»

      О подвигах  казаков  в народе ходило немало былин (старин). Самый знаменитый казак древности – Илья Муромец. Этот герой реально существовал предположительно в 11 или 12  веках,   во времена Киевской Руси.
      Однако история России  началась  значительно раньше и насчитывает несколько тысячелетий. К сожалению, былины древнейшего периода  утеряны безвозвратно, зато есть много русских сказок, требующих «дешифровки». Какие исторические реалии отражены в сказках?
     Мы упомянули выше, что сказки прямо указывают на существование  в древней России  множества мелких государств: что ни поселок – то и государство!  И так было повсеместно у арийских народов, находящихся  на стадии  разложения первобытнообщинного  строя. К примеру, Одиссей – царь Итаки. А много ли у него было подчиненных-рабов?  Десяток-другой, не больше…
                У проторусских племен  почти  любой  царь такого  мини- государ-
       ства имел имя  Иван.Таких «Иванов, не помнящих родства», - видимо-не-
       видимо. Тоже  не  случайно.   
       Оказывается, Иван – это в данном случае не  совсем собственное имя. Это скорее имя племенное, этноним. По свидетельству  «Саги об Инглингах» и Снорри Стурлуссона («Круг земной»), в верховьях реки Урал и восточнее нее жили асы, а  в низовьях – ваны, которые вначале воевали между собой, но потом обменялись заложниками, и ваны стали правящим родом у асов». (Н.С.Новгородов, Там же, с.130).
     Ваны вели по преимуществу оседлый образ жизни и разводили коров, а касы (асы), в основном, кочевали с табунами лошадей и жили в  кибитках – казах, но, вероятно,  зимовали тоже  в слободах или городищах типа Аркаима. То  есть  были  казаками.
     Таким образом,  ваны (Иваны) стали править в той казачьей стране, территория которой, впрочем, была значительно шире. И под данным именем вошли в многочисленные русские сказки. Из этой же общности вышли в свое время (в конце 3-го тыс. до н.э.) и греки-ионийцы (Ио-аны, Иваны). Ведь не зря же индийцы долгое время называли всех греков одним словом - «яване», которое  близко  к  русскому слову «иваны». Также  словом  «Иован»  названа  Иония (часть Греции)  в  Библии.
      Почему ваны (иоаны, яваны)  воевали с асами (касами, казаками)? Из-за земельных  угодий!  Те и другие были скотоводами, но касы(асы) разводили лошадей, а ваны –коров. И  при  этом,  вероятно,  ваны  занимались  земледелием. Откуда такой вывод?
      Посмотрим этимологию имени Иоанн. Согласно общепринятой версии,  Иоанн происходит от еврейского johanan , jehohanan, что значит «Яхве милостив».
       Однако, на наш взгляд, происхождение имени Иоанн  намного более прозаично.
Во-первых, в языках всех европейцев есть имя Иван: у чехов, поляков – Иан -Ян),у немцев – Иоганн, у французов – Жан, у итальянцев – Джанни, у англичан – Джон. Все  они имеют  общеиндоевропейское  происхождение  и  закрепились в дочерних  диалектах  праязыка  еще  во времена  пребывания  праэтносов  на  прародине, то  есть по  меньшей  мере  до  исхода  из  нее  в 4-3  тыс.  до  н.э.
     Согласно семитской версии,  в первые века нашей эры, европейцы познакомившись с христианством, открыли вдруг Библию, Евангелия, увидели там имя  Иоанн («Яхве милостив»), и так  оно  им  понравилось, что вошло в общеевропейскую моду. Как будто  до этого  в течение тысячелетий они и слухом  не слыхали об Иванах- Иоаннах!
   Однако  разгадка кроется  в мифах греков и египтян, сохранивших древние ностратические  и  индоевропейские мотивы. Ио – дочь аргосского (арийского государства) царя была превращена  в корову. У египтян она почиталась под именем Исиды (по-египетски: Исет), которая изображалась в виде коровы  либо женщины с коровьими рогами.   Так же обычно и  греки  рисовали  Ио – в виде коровы. Формант АН – обозначает ностратическое «бог» ( шумерское «ан»- «бог», коми «ен»-«бог», в греческом «Уран» (горный бог) и др.
       «ИО-АНН», стало  быть,  можно перевести как «коровий бог», то есть повелитель коров. Вспомним,  кстати, архаическую русскую сказку об Иване-коровьем сыне!
        Итак, ваны (иоаны, яваны, иваны)  были «повелителями коров», а асы (касы, казаки) –«повелителями лошадей».  Ваны вели более оседлый образ жизни, но под напором  асов (казаков) ушли-таки из приволжских и  южноуральских степей  в Причерноморье, Грецию, Персию и  Индию. По греческим  мифам, от  «коровы» Ио и верховного  бога  Зевса пошли герои – начальники родов: Персей (народы  Персии), Данай (народы  придунайские), Геракл (народы  Причерноморья, где  бытовал  его  культ  и  было  святилище) и др.
      Одной из 3-х групп греческих племен, хлынувших в Грецию в 2200-2000 гг. до н.э. с севера и северо-востока, были как раз  «иваны- ионийцы», мифическим прародителем которых был Ион (Иван). Они  разводили  крупный рогатый скот, у них существовал  культ быка, так что даже когда они начали возводить храмы, то капители колонн  украшали завитками в виде рогов вола – волютами. От них  и  получил распространение  знаменитый в архитектуре «ионический ордер», до сих пор являющийся  классическим.
       По мнению А.А. Абрашкина, автора книги «Средиземноморская Русь: великая держава  древности» ( М., « Вече», 2006, с.108-109), Иван- коровий сын – это буря-богатырь, сын тучи, подобной корове. Он - один из наших первых богов. Это родовое имя русских. По Библии, Иаван – сын Иафета, прародителя ариев, но не Сима, прародителя семитов. Арии поминали Ивана в песнях в  ночь летнего солнцестояния, в купальскую ночь,  за несколько тысячелетий ДО РОЖДЕСТВА Христова.  Абрашкин считает, и, возможно, не без основания, что  имя Иван происходит от корня «явь» (реальность). В ночь на Ивана Купалу  солнце почти не меркнет, природа как бы заново  «является», и осуществляет это  «явление» бог Яван. Этому  нисколько  не  противоречит,  что  Яван (Иван) повелевал  коровами.
       «Не подлежит сомнению, что евреи заимствовали его у русских, а не наоборот»,- пишет Абрашкин.
       Таким образом, имя Иван- Ион- Иоанн  существовало  задолго до новой эры. Ни о каком Яхве индоевропейцы  тогда  просто не могли иметь абсолютно  никакого понятия! Потому что сам Яхве  был просто русской Явью (Яваном). Евреи  заимствовали  это имя у тех индоевропейцев-ханаанеев, которые  уже задолго до них населяли Угарит – Палестину (Паленый Стан) и которые называли ее Русеной. Такова версия  Абрашкина.
       А казаки-асы после исхода  ионийцев  заняли Прикаспий, продвинулись к современному Дону. Затем иные  ушли в Европу, на Ближний Восток, в Иран, Афганистан и Индию. А иные долгое время еще жили в приазовских степях, пока часть из них  в начале новой эры не перекочевали  во главе с Одином в Новую Скандию – Скандинавию, о чем рассказывают нам скандинавские саги. Поэтому не зря  искал следы былых походов асов в Приазовье  знаменитый Тур Хейердал.

                Птенцы « гнезда казачьего»

         Индоиранские языки были тем основным этнолингвистическим ядром, на основе которого  сформировались почти  все индоевропейские языки. А поскольку археологами уже доказано, что индоиранцы  обитали на Урале и в Южной Сибири, оставив здесь свои поселения  времен индоевропейской общности, и тому  свидетели  многочисленные  топонимы,  особенно  гидронимы, то логично сделать вывод, что  именно здесь и  находится прародина ариев-казаков.
    Скот был их  главным богатством. Табуны лошадей –«коша» на санскрите – это и составляло «бахутву» (богатство) и « кошатву» («козатву»- хозяйство).
   Вот «гнездо» родственных слов от КОШ-КОЗ-ХОЗ : кошель, кошелек, кош (стан у запорожских казаков), кошевой атаман, казна, касса (cash-англ.), кошт (устар. расходы на содержание), кошара, хозяин, хозяйство, козлы (сиденье для кучера), козлы (подставка для пилки дров, англ.-saw-horse), козырь (старшая масть, хозяйская).
    Слово  «скот»  одного  корня  с «кос-кош». Оно  сохранилось  в самоназвании  шотландцев (скотты) и  в названии  страны  -Scottland (земля  скоттов). Там  много  нашей  топонимики, есть  даже  свой  Дон.
      И  дальше – пошло, поехало! Началась цепная реакция размножения  корня КОС! С укрощением коня сфера деятельности человека  расширилась. Поиск пастбищ требовал постоянных перемещений по степи в  разных  направлениях:  на  запад,  восток  и  юг. Возникло кос-евание (кочевание). В тюркских языках  находим близкие слова: у якутов выпас коней на-зывается  - ХАС-аас, а у башкир «кочевать» - КУС-еа. Коми-пермяки называли «степь» словом  КУШ,  впрочем, что интересно, так же она названа и в Библии!
   У индейцев кечуа (инки - Перу) «степь» - КОЧА, что вообще близко нашему  КОЧЕВАТЬ. Кстати,  инки  интересны  тем,  что  у них  так же, как  и  у индоевропейцев,   существовал  культ  Солнца,  они  тоже  возводили пирамиды  и   были, подобно  арийцам, земледельцами.
    Казаки  же  называли КОЧем судно  для плавания по морю. Для  сравнения: инки поклонялись  богиням,  и  все  они  имели  имя – МАМА!  Богиня моря носила имя  – МАМАКОЧА. Этакая мамочка всех морских кочевников!  Странно,  как  индоевропейские традиции и  лексика  могли  распространиться  настолько  далеко!
   Итак, КОСа-тв-а (табуны коней) породило слова «КАЗаче-ств-о» и «ХОЗяй-ств-о». А где хозяйство, там начинается стремление к оседлости, к обустройству этого хозяйства, начинается  строительство  хазы-хижины, хаты. Первоначально кочевая кибитка  звалась КАЗой, что подтверждает сохранившееся в английском  слово CASE- ящик. А вот у итальянцев  CASA – это уже дом, CASARMA- дом для армии.
Во французском языке  звук  К перешел в Ш, и «дом» стал называться  CHATEAU- (шато).
   У германцев ХАЗА превратилась в ХАУС (англ.,нем.- HOUSE),  ХУС (голланд.- HUS). И далее пошло: «общежитие»- (англ.-HOStel), «отель» - HOTel,»уютно»-HOSily. У славян КОШ  также обозначал «дом».
   Более того, индоевропейское ХАТА-ХАУС-КАЗА  заимствовали прибалтийско-финские народы. Например, у мордвы «дом» - КУДО, у саамов - КОТА. Чередование глухих-звонких  звуков К-Х, С-З, Т-Д , свистящего С  с шипящим Ш , а также и гласных в корнях вполне  закономерны.
   Загон для скота  у славян назывался  ЗА-КУТ (сравни: «закуток»- дальний уголок, укромное место). Вероятно, он располагался ЗА  ХАТой. По- английски   загон для скота -cote, а хлев -cot (произносится  КОУТ, КОТ).
   Славяне назвали КОТом, КОШкой  своих домашних любимцев, которые ловили мышей.  У немцев, англичан, французов это соответственно – katze, cat, chat.
   От  «хаты», «хауса» пошло и наименование кухни, как главного места в доме, где располагался очаг (соответственно: нем., англ.,франц. –kuche, kitchen, cuisine).
   Одним словом, от корня КОС (конь) на протяжении тысячелетий со времени  укрощения и одомашнивания коня  до окончательного расселения  индоевропейцев и тюрок  в места современного проживания  произошло великое множество различных  однокоренных  родственных слов  в языках этих этносов. И все эти слова  относятся  к  хозяйственной   сфере  их  жизнедеятельности.

                Возникновение  патриархата  как  власти  мужчин

   Укрощение и одомашнивание  быков, а затем и лошадей выдвинуло мужчину на первое место в племени. Он стал  патриархом, главой и организатором хозяйства (козатвы). Соответственно, он и был собственником козатвы, то бишь, - казаком.
    Суффикс –ак  присутствовал еще в санскрите в виде –ак ( упомянутые выше слова  кришака, кулака, мастака. А кроме того: машака - мешок, джанака- знаток и др.)  В русском языке слова, характеризующие имущественное положение крестьянина, также имели этот суффикс: кулак, середняк, бедняк.
   Есть еще один аспект в значении слова «казак» - тот, кто обладает властью. Власть   на санскрите – КШ- АТРА  (КОШ-атра). Поэтому КШ-атрий- не просто воин, а еще и  тот, чей АТРибут  (принадлежность) – КОШ (дом, хозяйство). Но так было у индоариев. А у ираноариев  «кшатрий» был «казаком». Но он имел и другое название, говорящее об его властных полномочиях. Какое?
   Дело в том, что «быстрая степная лошадь» называлась еще  так: ХАСПА. Табуны этих  ХАСП составляли  ХАСПА-ТВ-У, давали ХАСПО-ТВ-О (превосходство над  другими). Отсюда и взялось русское слово ГОСПОДСТВО. Ибо тот, кто обладал «Мерседесами древности»- лошадьми – тот и был  господином, то есть имел власть. Попутно заметим, что  гидроним «Каспийское море»  появился вследствие того, что  в приозерной низменности паслись стада этих самых «хасп», и они «пили» воду из  огромного озера (санскритское «пи» - значит «пить»).
     Что касается других обозначений этого озера (Хволынское, Гирканское), то, вероятно, первое возникло еще в долошадиную эпоху и связано с выпасом  волов, кстати,  русское  слово «власть»- значит  - «обладание, владение (володение) волами», а второе  было дано, возможно, кельтскими племенами бретонцев  по пути их движения  в Европу  примерно в 4 тыс. до н.э. ( бретонск. «гир» - «длинный», «кан» -  «конь»).
      Таким образом, целые языковые цепочки, словно птенцы одного языкового гнезда, разлетелись по разным странам, городам и весям, образовав там новые слова и понятия.
 Итак, казак – это, во-первых,  воин, укротивший коня  (коса), во –вторых, собственник  табунов лошадей (козатвы- хозяйства), в-третьих, обладатель наивысшей власти, представитель военно-племенной аристократии, в-четвертых,  он  же – и защитник этой собственности от врагов, диких зверей  и  других опасностей,  словом, профессиональный воин.

           Арийские  традиции  в державе  Ахеменидов
   
   В 4-3 веках до н.э. на Южном Урале в  среде  ираноязычного  населения преобладали сарматы, предки славян и  германцев. В сохранившихся курганах  было найдено  много оружия – сложные луки со стрелами, короткие и длинные железные мечи. У сарматов воинами были все – мужчины, женщины, подростки. Этому – умению владеть оружием - обучали с детства.
             Кстати сказать,  точно так же воспитывались  все ираноарии.     Арийские традиции, рожденные  во времена пребывания  ариев на прародине, свято чтились, например, в Ахеменидской державе персов  6-4 вв. до н.э. Здесь также придерживались зороастрийской религии,  основы которой Зороастр,  как  утверждают  некоторые исследователи, заложил  еще в Аркаиме, поклонялись огню и Солнцу, которым совершали жертвоприношения лошадьми (ашвамедха). Во главе министерского аппарата у Ахеменидов стоял совет из семи знатных вельмож (это число священно у ариев), империя была разделена на 20 областей, управляемых сатрапами-губернаторами, в каждой губернии стояли военные гарнизоны во главе с особыми воинскими начальниками. Была проложена сеть благоустроенных по тем временам дорог, через каждые 25 километров  стояли почтовые станции, где меняли лошадей. Была организована по принципу эстафеты и царская почта. Так же, как и у казаков прародины, на линиях обороны применялась сигнализация огнем. В армии персов  была первоклассая казачья конница. Среди персидских племен того времени числились, по свидетельству Геродота,  ДЕРУСИЕИ  и ГЕРМАНЦЫ. Также значительную часть конницы составляли САКИ (КАЗАКИ).
    Кстати сказать, перед вступлением в брак молодые арийские жених с невестой обязательно обходили  вокруг негасимого (вечного) огня, чтобы получить небесное (солнечное) благословение.
    Все эти   бытовые традиции и принципы государственного устройства персы перенесли в Иран (Ариан) со своей прародины Арианы Вэджи, в некоторых областях которой, по свидетельству  священной книги ираноариев «Авесты», зима стояла по 10 месяцев в году.  Это ли не лишнее подтверждение  того, что прародина находилась в полосе континентального климата, то есть в урало-сибирских  краях!
   Нетрудно  заметить, что  принципы  государственного  устройства  и  традиции  бытовой  жизни   древних  персов  практически  полностью  совпадают  с русскими,  поскольку  они  вышли  из  протоРуси и  сами  были  пеРУСАМИ. 
  В период 5-2 тыс. до н.э. отсюда происходило расселение казаков-русов-индоевропейцев по всей Евразии. Расселяясь, они  в местах нового жилья давали свои  привычные названия рекам, горам, поселкам…

                Исседоны и  святые реки

  Особенно нагляден пример со словом «Дон» (Дан, Тан), имеющим  важное значение для казаков. «Дану» у ираноариев  обозначало «реку», то есть  воду, имеющую дно, в которой можно утонуть, пойти ко дну.
   Каждый  школьник  знает имя  древнегреческого  бога  воды Посейдона. Так  назвали  его  дорийцы, пришедшие  в  Грецию  с  севера. Вернее  сказать, культ Посейдона  сложился еще  в  среде  индоиранцев, на  территории  России. По-дорийски  “potei”- владыка, “daon” – водный,  водяной, то  есть – «владыка  вод».   
    Прорубь в реке, сделанная во время зимнего солнцестояния (рождения летнего, «хор-ошего, гор-ячего» солнца-Хорса), считалась  наполненной святой водой и называлась  «хор-дань» (хорошая, солнечная река). Позже  «хор-дань» превратилась в «хер-дань»(кер-дань,чер-дань) по  закону  чередования  согласных.. Между  прочим,  топонимы  Чердань,  Черданцево сохранились  на Урале  до  сей  поры. «Хер-дань»  постепенно  превращалось  в  «яр-дань», «ердань». Обычай зимнего купания в святой воде – ердани  насчитывает, таким образом, 7-6 тысячелетий, если не больше. Позднейший христианский  обряд  крещения в святой воде есть не что иное, как  «хор-ищение», то есть искание  солнца-хора, приобщение к летнему, хор-ошему Солнцу – Яриле ( уже у собственно славян), искание солнечной благодати.
    Где же все-таки проживали  казаки  и оставили название «Дон»?
    Сибирь: реки Тайдон, Ордон (Ортон)- Кемеровская обл., реки Коркодон, Кедон-Магаданская обл., (Мага-дан – «великий Дон»), река Алдан (Якутия), река Колутон (Казахстан).
   Уверена, что если всерьез покопаться в сибирской топонимике, то найдется множество рек с формантом «дон-дан-тан». «Тан» - это тюркская огласовка  слова «дон». А.К. Матвеев в книге «Географические названия Свердловской области» (Уральское литературное агентство, Екатеринбург, 2000, с.324) утверждает: « Шайтан, название многих скал на реках и озерах области…а также гор; Шайтанка, название многих рек (притоков Чусовой, Нейвы, Тагила…Названия Шайтан, Шайтанка и им подобные широко распространены не только на древней мансийской территории, но и намного шире – от Украины до Восточной Сибири.»
   Правда, сам Матвеев А.К.  обилие рек с названием Шайтан, Шайтанка трактует таким образом: «Топонимы такого рода прежде всего отражают отношение тюрков-мусульман ( а также и русских переселенцев, поскольку они тоже усвоили слово  «шайтан» (араб. «злой дух») к местам религиозного поклонения язычников-манси, но могут относиться и к самим тюркам.»
   Выходит, по Матвееву, что многочисленные речки от Украины  до Восточной  Сибири получили названия  от исламизированных в 13 веке и поэтому знакомых с арабским языком  тюрок Золотой Орды, которые  очень недолюбливали местных манси, эвенков, тунгусов и прочих сибирских язычников,  молившихся  на берегах этих речек. И ничего  им  больше в голову не приходило, как  обозвать все эти речки  на огромном  пространстве  протяженностью  в 5000-6000 километров  одним и тем же нехорошим словом из арабского языка - «шайтан»!
   Однако, думается, не все так просто. Тюрки заимствовали очень многие индоевропейские слова и исказили их на свой лад, так что порой  с трудом узнаешь в татарском  слове наше  родное русское понятие. К примеру, «очаг»  по-татарски «учак», «хрен» - «крянь», «помело» - «пумала». У тех же якутов, которые тоже относятся к тюркам,  «очаг» называется «осох», а  «стол» - «остуол», «князь» - «кинээс».
   Наконец, есть определенные особенности   изменения звуков при переходе их в тюркские языки. Там, где русский  С, татары могут  произнести Ш или Щ. А слово «Дон» они вообще  переделали в «Тан», так что даже греки  восприняли «Дон» («Дан») в татарской огласовке – Танаис.
    Но все же: почему  от Украины  до Дальнего Востока  такое множество речек Шайтанок? Обратимся к мансийцам. Они очень консервативны, до такой степени, что в их языке есть следы  былого ностратического праязыка. Они свято блюдут древние обычаи. Так вот, манси реки Шайтан, Шайтанка  зовут по-своему: Йелпинг я («Святая река»). А если уж они так говорят, то название, будьте  уверены,  идет из глубокой древности, они его просто перевели на свой язык (калькировали).
    В консервативном английском  «святой» -saint (произносится : сейнт). То же самое – во французском. Наверное, нечто похожее звучало во времена индоевропейской  языковой общности, а скорее всего – во времена ираноариев (единства иранцев, германцев и славян). «Река»  у них  была  - «дану, дан». «Святая река» - «Сейнт дан». Вам это ничего не напоминает?
   Тюрки шепелявили, вместо С произносили Ш, «дан» они переделали в «тан».Что получилось? Вместо «сейнт дан» - «шейт-тан» (звук Н выпал как труднопроизносимый).
  А от «шейт-тана» до «шайтана» и вовсе рукой подать! Тем более пришелся кстати и арабский «злой дух» - «шайтан». Хотя весьма вероятно, что арабы  тоже называли так  реки арийцев, которые  еще до них  пришли на Ближний Восток  и окрестили «святой рекой» - Иордан  (Ярдан – Ярилина река). Ну, а что арийцу свято, то для араба –«злой  дух». Сами-то арабы называют Иордан  по-своему : Seri’-at el- Kebir. Евреи восприняли арийское название, и по-еврейски  Иордан  звучит как  Jarden.
    Что бы  там ни говорили, а обычай креститься в святой воде родился  не в Палестине, а на далекой родине Иванов  - в России. Иисуса  Иоанн крестил в Иордане… Казалось бы, чего его крестить, когда Он – Сын Божий? Однако надо было совершить «хор-ищение» - крещение («искание», поиск солнца-хора, то есть солнечной благодати). Значит, Иоанн  не был евреем, так  как  никакого обычая  «искания Хора» (крещения)  у иудеев  не бывало и в помине.
  У меня возникло предположение, что легенда об Иисусе зародилась за-долго, за многие тысячелетия ДО христианства. Одна из огласовок имени Иисуса – Иса (Ис-са). Са – по-древнеегипетски «сын».( ср.: Хор-са-Исет в переводе : Хор-сын Исет (Исиды). Ис – может быть вариантом глагола «быть» в 3-м лице ед.ч. – есть, являться (ср.: англ. is). Иса – «есть сын, является сыном» (Божьим), что не противоречит  христианскому постулату, который был, несомненно, заимствован  христианством из язычества. Обычай крещения в Ердани («солнечной», святой  воде) мог возникнуть только в местах расселения  индоиранцев, то есть в Западной Сибири и на Урале.
    Итак, на огромном пространстве  от Украины до Восточной Сибири  есть много  рек с названием Шайтан -* «Свят-дон» (* сейнт-дон, свент-дон), что значит «Святая река». В наше время эти исконные названия замаскированы  под тюркские  гидронимы с формантом «тан». Таковых немало и на Урале.
    Урал: реки Тыня, Таньша, Даньша, Колчеданка, Шуртан, Шайтанки, Шайтаны, Шегультан, Кукуштан (Свердловская, Пермская обл.), Донгуз (Оренбургская обл.)
     Уральские историки уже доказали, что по берегам  Исети вплоть до Тобола во 2-1 тыс. до н.э. жили ираноарии. Как они могли именовать реку Исеть?  Она для них была , естественно, святой рекой – saint dan, sait dan, isait dan – Исет-дан-Исеть-дон. А сами они вполне могли называться исседонами, о  которых  и  писал  еще  греческий  историк  Геродот в  5  веке  до н. э.
     Были же в Европе такие многочисленные племена  ариев, как: редоны, свардоны, эдоны, каледонии, даны (годоны), данаи, мигдоны, сантоны, тевтоны, веттоны, готоны, аквитаны, лузитаны, турдетаны, седетаны, яцетаны и т.п.  Во  всех  этнонимах  сквозит  ДОН-ДАН-ТОН-ТАН, поскольку  племена  селились  вдоль  рек.
    Кстати, в Забайкалье казаки называются челдонами. Случайность?
    Население, живущее  по Исети, уже в 30 км от Екатеринбурга (село  Бобровка,  деревня  Поварня) разлив (пруд) Исети называет Дунаем, а малую речку, впадающую в Исеть, -Донком. Случайно ли?
    Думается, ничего случайного в этом мире нет.
    Исседоны древности пасли скот на  полянах – еланях, яланях, аланах, и сами поэтому звались аланами.  «Еланями» у нас на Урале и в Сибири называют поляны и пастбища. Слова  «по-лян-а,  е-лан-ь, а-лан-ь»,  тюркское «ялан», галльское «лан», англ., нем. «лэнд», франц. «плэн»  восходят еще к ностратическому  «лон» .Сравните: русское «лоно».   Мы говорим: «Лоно  Земли-матушки, на лоне природы.»  Так что зауральская «Елания- Алания» -  прародина  исседонов-осетин.
      Впоследствии исседоны с Исет-дона ушли на Кавказ, и тюрки  обозвали их осетинами. Но сами   они  республику называют Аланией. И все реки у них там по-прежнему «доны»: Ардон, Гизельдон, Фиагдон и др.
     Кавказ: реки Воротан, Раздан, Ардон, Гизельдон, Фиагдон и др.
     Ближний Восток: река Иордан, мыс Мейдани, города Тефтан,  Захедан, Абодан, Хамадан,  страна Иордания
     Бангладеш: река Каладан
     Вост. Европа: реки Дон, Днепр, Днестр, Дунай, оз.Эльтон (Волгоград,  река Полидань(пр.Дона) , город Данков (Липецк.обл.)
     Запад.Европа: реки Родан,(Рона), Вердон, Редон, Эридан (По), Дордонь, Дон (Франция), Дано (Португалия), Дон, мыс Донкансби (Шотландия), Дон, залив Донегол ( Ирландия), озеро Балатон (Венгрия).
     города: Донегол, Карндона, Лондондерри, Дангарван, Бандон, Данмануи, Дандолк, Дан-лэри (Ирландия), Суиндон, Лондон (Англия), Донавиц ( Австрия), Дидона (Греция), Каледон (Др.Грец), Кидония ( Греция), Посидония (Сицилия)
    страны: Каледония (Шотландия), Македония, Дания, Британия
    области: Лузитания, Аквитания
И даже  в северной части  Африки – Мавритания.
       Во всех этих топонимах мы видим корневую основу – дон-тан-дан. Названия  даны пришедшими в эти области  индоевропейскими  казачьими  племенами. Повторимся: процессы происходили  в глубокой древности, до начала христианской эры.
      Кстати, почему  именно  во Франции, на  Британских островах и  в  Ирландии  немало географических названий  с топоформантом  «дон»?
      По  всей вероятности, их занесла туда  группа  индоевропейских народов   под общим названием – кельты. В 5-3 тыс. до н.э. они были расселены по  степям и лесостепям Евразии  вплоть до Минусинской котловины  и  также входили в индоевропейскую  общность.
      Характерным  оружием у них были боевые топоры-кельты. Они тоже  были казаками, у них существовал культ божественной лошади и ее богини Эпоны (от них   остались такие связанные  с лошадьми  слова, как  эпос, попона, пончо, епанча, пони).
     Во 2-ом тыс. до н.э. кельты живут преимущественно  в восточноевропейской части (Галич Мерский, Галиция), в 1-ом тыс. до н.э. они уже  дислоцируются  к северу от Альп, а во 2-ой половине  1-го тыс до н.э. кельты  расселяются по всему европейскому континенту и Британским островам. Римляне называли их галлами, а  область Франции - Галлией. Некоторые историки  эти передвижения кельтов назвали «маршами  боевых топоров».
      У кельтов Ирландии сохранились предания о племенах  богини Дану, а бог Донн, утонув, ( пойдя ко дну) по  преданию, у берегов Ирландии, стал  властелином загробного  мира.
      Имя легендарного кельтского короля Артура  вполне сопоставимо со словами богатырь-богатур, отыр, батыр, беттыр, матадор и другими  обозначениями богатырей  в эпоху  ностратического  единства народов и языков.

                Орда – мать порядка

       Со словом «казак» непосредственно связывается слово «орда». А.А.Гордеев в книге «История казаков» (М, «Страстной бульвар»,1991, т.1,с. 16) приводит цитату из сочинения немецкого писателя Рихтера «Записки о Монголии»: «В половине 12 века в Восточной и Центральной Азии  жили самостоятельные племена, носившие название «казачьих орд». Наиболее значительная « казачья орда» жила в верховьях р. Енисея и занимала земли на востоке от озера Байкал и на западе до р. Ангары. В китайских хрониках  орда эта называлась « хакасы», что, по исследованию европейских ученых, равнозначно слову «казак». По запискам, оставленным современниками, - хакасы или  «казаки» принадлежали к индоиранской расе.Они были белокуры и светловолосы; высокие ростом, с зелено-голубыми глазами; храбры, горды и в ушах носили  кольца».
     Этноним «хакасы» восходит к  общеиндоевропейскому *е-кос – конь, от которого произошли и названия современных хакасско-тюркских языковых групп: качинцы имеют самоназвание  «хаас» («хааш»), кызыльцы – «хызыл». А сами так называемые хакасы себя именуют «хыргыз-хоорай». В китайских источниках 9-10 вв. «хягасами» названы енисейские кыргызы. Слово  КЫРГЫЗ восходит  к ностратическому КР(ХР) –небо,бог (сравни: русские  «ХОР-оший, КРыша,поКРов, древнеегипетское *HR -небо) и КОС –конь. Получаем: «хыр-кос, хыр-каас, кыргыз» - «божественный всадник». Кстати, в современном хакасском «хыр» - тоже «крыша».
       Именно у енисейских кыргызов были обнаружены рунические письмена (орхонские) 7-11 вв., которые они заимствовали у иранцев и которые  имеют аналоги  в  европейском  руническом письме.
      Открытые археологами в Сибири афанасьевская культура -3 тыс. до н.э., андроновская -2тыс. до н.э., карасукская -1200-700гг. до н.э., тагарская – 700-100 гг. до н.э., курганы алтайского Пазырыка- 4в.до н.э. – все это  не что иное, как материальные следы пребывания  индоевропейских (казачьих) племен на территории Сибири. А  сколько  еще  раскопок  предстоит  провести здесь  археологам! Уверена, будет  найдено  множество  интереснейших  артефактов.
     Особенно обширной  в бронзовом веке (2 тыс. до н.э.) была область распространения андроновской (Западная Сибирь, Казахстан, Южный Урал)  и  срубной (от Урала  до Днепра) культур. По сути, эти индоевропейцы  были предшественниками  саков, скифов и сарматов, которые являются предками  протославян  и  протогерманцев. Так с некоторой  осторожностью   заявляют историки.
     Историки вообще любят оперировать понятиями   каких-то местечковых  культур. Раскопали в 1927 году  индоевропейское поселение у деревни Андроново близ Ачинска – и назвали культуру этих племен андроновской. А то, что эти  племена  жили на огромном  пространстве  от Урала до Енисея и составляли одну ираноарийскую общность – это никого не волнует. Ведь что самое главное?  Все они разводили лошадей, потому что без коня  жить на таких просторах было невозможно. Стало быть, они были  казаками. Все они поклонялись Солнцу. Найдено много керамики  со свастичным  орнаментом .
     По большому  счету, эти культуры – локальные  проявления в разные исторические эпохи  одной большой культуры  огромного суперэтноса  русов-бореалов-казаков. Да, они были коневодами и кочевали коллективами- ордами, заняв, в конце концов, почти всю Евразию, на юг – до Индии, на запад – до Британских островов.
     В сознании современного человека утвердилось понятие, что «орда» - это дикое неорганизованное скопище людей. Однако факты языковые показывают как раз обратное: в санскрите  Rita  означает «порядок», Artha – «порядок, целесообразность», в латинском –Ordo – ряд, порядок; франц. Ordre – ряд, порядок;  англ.,нем. –Order – ряд, порядок. В тюрко-монгольских языках  ОРДА – организованный по определенному порядку стан кочевников.
     Это, по сути, одно слово – ОРДА- содержит  русскую бореальную  протооснову  РТ-РД  и проявляется  в  русских же словах РЯД, поРЯДок.
      Так что ни о какой дикой массе  не могло быть и речи! Индоевропейцы и тюрки, будучи казаками-воинами, двигались ордами в определенном боевом порядке. Мы ведь и до сих пор говорим: «боевые ряды, боевые порядки». Это все оттуда идет, от  казачьих орд… Выходит, по большому счету,  «орда – мать порядка»!

                Казаки  и  происхождение  военного костюма

      Первобытные люди изобрели одежду, исходя  из необходимости защищать тело от  климатических воздействий: холода, жары, дождя и т.д. Главным материалом повсеместно служили шкуры животных.
     Но  только в период патриархата, когда мужчина, укротивший быка и  коня, становится главой скотоводческого хозяйства и его защитником, когда появляется племенная аристократия (богатыри и казаки) – только тогда  мужская одежда начинает приобретать черты военного костюма. Тем  более, что  индоевропейцы постоянно  вынуждены  были   воевать,  чтобы  завладевать  новыми  и новыми  землями.
     Большие патриархальные хозяйства, ведущие полукочевой образ жизни (орды), были своеобразными мини-государствами. И чтобы отличать «своих» от «чужих», каждая орда имела  собственные знаки отличия  в виде особых украшений одежды: нашивных бляшек на  кафтанах и штанах, вышивок и полосок по швам (лампасов), султанов из перьев или блях на шапках, различных пряжек и застежек, браслетов, гривен. Все это было призвано показать власть их владельцев. А кроме того  украшения служили талисманами, оберегающими воинов и  одновременно устрашающими их врагов.
    Яркий пример представляют одежда и украшения саков и скифов
 ( казаков 1 тыс. до н.э.). Их одежда состояла из выделанных (дубленых)  шкур меховой  стороной внутрь. Скифы и саки использовали также  шерсть, лен, войлок, пеньку и коноплю.
    Мужчины  носили  кафтаны и куртки. Рукава подворачивались  и образовывали меховую опушку. Украшался кафтан   золотыми бляшками, нашивками, вышивкой. Подпоясывался широким поясом.
     Шаровары носили поверх обуви, они удерживались  проходящими  под ступней лямками (для удобства верховой езды). Подобные лямки используются и сейчас в современном военном костюме. Неширокие штаны (анаксириды)  заправлялись  в сапоги  или обвязывались вокруг щиколотки. По боковому шву штаны украшались  вышивкой, полосками и т.п., что указывало на принадлежность владельца к определенному  роду (орде). Это были своего  рода лампасы.
     Сапоги имели вид кожаного чулка, плотно  облегающего  ступню и щиколотку. Часто для удобства  носок у сапог был загнут вверх. У  скифов, саков, сарматов и савроматов  были в употреблении и рукавицы.
    Подобную одежду и обувь носили также хеттские, хурритские, ассирийсие и персидские воины. Хетты пользовались рукавицами.
    Все они надевали на головы остроконечные шапки  из твердого плотного войлока или кожи (кирбасии или клобуки), а также  митры – особый вид башлыков с длинными  наушниками и коротким назатыльником, что защищало их от степных ветров и морозов.
    Головные уборы обязательно особым образом украшались. С тех далеких времен  вошла в обиход русского военного головного убора кокарда. Само это слово  восходит к древнеиранскому «кок (хох»)- «высокий». Для сравнения приведем немецкое «Хох»- вверх  и русское «хохол» - торчащий клок волос или перьев на голове. Второй элемент в слове «кокарда» - «орда». Если перевести на русский, получим « высокая орда» или  «верховный в орде». Таким образом,  кокарда – показатель принадлежности к  касте воинов (казаков), а также и показатель принадлежности к определенной казачьей орде.
     Древнейшими кокардами были султаны из перьев, а также золотые бляшки, нашиваемые  на переднюю часть клобука или митры.
     Вероятно, именно такой знак, видимый издалека и заставлявший врагов трепетать, напоминая огромный глаз, выделялся на головных уборах  у орды  аримаспов, за что Геродот и прозвал их «одноглазыми».
    С той поры различные кокарды, круглые или овальные, из металла или эмали, султаны из перьев, плюмажи  присутствуют на воинских головных уборах у многих народов Евразии, показывая принадлежность военнослужащих  тому или иному государству.
    Штаны, которые изобрели укротившие коня  казаки, стали частью военного костюма сначала в Ассирии (3 тыс. до н.э.), затем в Персии и Индии (2 тыс. до н.э.), куда казаки-арии пришли с Урала.
    Византийское облачение воина (5-15 вв.) почти полностью копировало скифский военный костюм. В Древней Греции (6-4 вв. до н.э.)  штаны носили только скифы-полицейские. А  римляне лишь на закате своей империи в 3 веке нашей эры узнали преимущества штанов от «варваров»- германцев, набеги которых они безуспешно пытались отразить.
   Древние казаки (саки и скифы) носили также плащи из кожи, войлока или меха, которые застегивались на груди фибулами. По форме они напоминали бурку.
    Мужчины и женщины  украшали себя серьгами, кольцами, гривнами, ожерельями, браслетами. Носили наборные пояса.
     Итак, у древнейших скотоводческих казачьих племен России уже в 6-5 тысячелетиях до н.э.,  то есть с начала « конной (казачьей) эры»  в истории человечества, была развита высокая культура  изготовления и украшения одежды, обуви и головных уборов, что заложило основы формирования  современного мужского и военного костюма у народов Евразии.
      
                Откуда взялись станицы

    Кочевание орд предполагает остановки в пути и устройство станов для отдыха, ночлега  и вообще для временного проживания. В русском языке есть гнездо родственных слов с корнями  СТАН-СТО: становиться, останавливаться, стоять, стоянка, стан (полевой, воинский, казачий), стойло (для скота), станица, станция, становище  и др.
    В санскрите также были  подобные слова: « стхана» - стан, стоянка,
«стха»- стоять, в некоторых диалектах  «стан» называли «штано», а «лошадиную стоянку» - « ашва-штано». Индоарии оставили на Урале  немало топонимов типа: Ивановы Штаны, Осиповы Штаны, Штанное болото и т.п. Имелся в виду  «стан», но  никак не предмет одежды.
   Древние иранцы  стоянку называли словом  «стано». Вот от них-то в славянских и германских языках   появилось это семантическое гнездо
 (в англ.-to stand, station- стоять, станция, остановка; в немецком-  stand,stehen,stele-  стойло, стоять, стоянка). Во французском есть только  «стоянка»-station. Как видим, наиболее богат  словами с этим корнем
русский язык, что и неудивительно, ведь проторусский  и был бореальным праязыком.
     Если внимательно  изучить карту, то мы заметим, что  наибольшее количество названий  с формантом  «стан»  встречается  к юго-востоку, юго-западу и югу  от Урала: Башкортостан, Татарстан, Узбекистан, Туркменистан (Туркестан), Казахстан  со столицей в Астане, Афганистан, Пакистан, Индостан, Белуджистан (пров. В Индии), Балтистан (обл. в штате Кашмир), Дардистан (обл. в Афганистане), Аазистан (обл. на побережье в Турции). Осетины (западные иранцы) часто называют  Осетию  Иристоном, а армяне –Армению – Айастаном.
    Сохранившиеся топонимы четко показывают  те пути, по которым  двигались в старину казаки-арии.
    Но часть географических названий, естественно,  исчезла или приобрела совершенно новый , порой неузнаваемый облик. Так, в 3-7 веках  в Иране существовало персидское государство  с правящей династией Сасанидов. В этом государстве  был ряд «царств», в том числе  Сакастан (Систан) – «стан саков» и  Керман (Персидская Германия). В Древней Бактрии, где жили индоевропейцы-тохары, был Тохаристан.
   В Англии есть город Бостон. Оказывается, еще в 12  веке он носил название Botuluestan, в 13 веке- Botolfston. Город Брайтон в 1086 году назывался  Beorthelmestune (Beort-helm-Stune),   позже - Брайтхельмстон и только в 19 веке получил нынешнее название Брайтон. Бристоль  в 1068 году зафиксирован под названием Бригстов, где бриг – древнеанглийское –«мост», а «стов» - «место встречи».
   На юге Скандинавии  до наших дней стоит селение Думстен. Некогда юг полуострова заселяли племена думнов (данов), и Думстен можно  читать как Данстан (стан данов).
   К русскому корню «сто – стан» (стоять, становиться) восходит немецкое слово  «штадт» и американское – штат (стейт).
   Как же   возникли в германоязычных странах  эти топонимы? Мы уже отмечали, что германобалтославянская общность выделилась из иранской  последней. От иранского союза сакских  казачьих  племен  отпочковались  «сыны саков» - саксоны (саксен)  и на территории Германии  в 3-4 веках  создали свой племенной союз  Саксонию. В 5-6 веках часть их  переселилась в Британию (англы и саксы), основав здесь  свои «станы».



                Казаки  и  Золотая  Орда

    На родине казачества, в России, казаки расселились повсеместно, но во времена Золотой Орды казачьи поселения  были захвачены пришедшими  монголами.  Хотя  ряд  современных  ученых, в  том  числе  Ю.Д.Петухов, утверждают,  что  никаких  монголов  вообще  не  было. А, если и  было  немного,  то  они  никогда  бы  не  добрались  до  Руси. Золотая  орда  состояла  из  скифосибирских  казаков-европеоидов,
родственных  русичам   Киевской  Руси.  Чингисхан  был  светловолос  и  голубоглаз. Золотоордынцы  считались  на  Руси  погаными ( по-латыни:  paganus- язычник), стремившимися  восстановить  старую  языческую  веру.  Они  выступали  врагами  христианства. В  «Сказании  о  Мамаевом  побоище»  Мамай  характеризуется  как  «еллин  сый  верою, идоложрец  и  иконоборец». « Безбожный  же  царь  Мамай, видев  свою  погыбель, нача  призывати  богы  своа  Перуна и Салавата и  Раклиа  и  Гурса (Хорса)…»  Получается,  что  Мамай  придерживался  эллинской,  то  есть  древнегреческой  веры и  призывал  на  помощь  древнеславянских,  вернее - индоевропейских  богов  Перуна  и  Хорса!            Тогда  при  чем  тут  тюрки-татары? Скорее  всего, тюрки  никогда  и  не  были  татарами  в  том, древнем,  понимании.  Возможно,  само  слово  Татария, которым   называли  тогда  Сибирь,  надо  расшифровывать  как  «Тат (Отец, Тятя) – Ария (Земля), то  есть  «Земля  Отцов».  Только  когда  тюрки  широко  расселились  на  территории  Сибири (Татарии), их  нарекли  татарами, хотя  арийцами (арами)  они  не  были, так  как  никогда  не  были  земледельцами, а  только  скотоводами.  Земледелие – отличительный  признак  индоевропейцев.
    Татарами  русичи  называли  в 12-15  веках  скифосибирских  казаков,
своих  по  сути  родственников, поскольку  те  и  другие  произошли  из  индоиранцев.
    Казаки  были включены в состав войск Золотой Орды и служили в составе легкой конницы, работали на ямских станциях и переправах. Войска Золотой Орды на три четверти состояли  из славяноираноязычного  населения захваченных областей. В Орде  функционировала Сарайская и Задонская Епархия, на территории  Орды  строились и работали православные  храмы, и поэтому  казачество имело  возможность  сохранять православную веру, однако  многие придерживались язычества и веры предков, уходящей корнями  в единую арийскую общность.
   В дореволюционной России существовало  11 областей, где казаки жили издревле. Было создано  соответственно  11  Казачьих Войск. Но  после революции 1917 года  эти Войска были ликвидированы, а сами казаки  репрессированы, уничтожены. Часть их нашла прибежище за рубежом:  во Франции, США, Канаде, Австралии и других странах.

    Итак, каков же общий вывод?
1. Казачество как явление общественной жизни людей возникло  на территории урало-южносибирской лесостепи в среде протоиндо-европейских и  прототюркских племен  в эпоху одомашнивания  коня, примерно в 7-ом тысячелетии до новой  эры.
2.  Выпас лошадей породил  процесс кочевания  казачьих орд, а  затем  последовательное расселение по всей Евразии, что нашло отражение в топонимике  и,  особенно,  в   гидронимии.
3. Казачество (военно-племенная аристократия)  составляло  основу арийских     племен. Именно  казаки  заложили  все  основные  традиции  военного  дела  и  организации  армий  у  индоевро-пейских  народов.  Казаки  ввели  в  армейский обиход  военную  форму, символику, знамена  и  прочие  атрибуты .
4. Одомашнивание и использование в хозяйстве  и военном деле  коня  (коса)  обогатило языки  арийских народов множеством новых понятий и терминов, связанных с военным делом и хозяйственной деятельностью. Эти понятия    внедрились  затем в языки народов всего мира.
5. От  ностратического и  индоевропейского термина *E-KOS (конь) произошли  русские  слова  КОЗАК, ХОЗЯЙСТВО, ГОСУДАРЬ, ГОСУДАРСТВО, ГОСПОДЬ, ГОСПОДСТВО. 
    В современной России казачество активно возрождается, опираясь на свое  великое историческое многотысячелетнее  прошлое  и осознавая  поистине  выдающуюся  роль, которую сыграли  укротители  коня, хозяйственники и устроители  миропорядка - КАЗАКИ-  в истории земной  цивилизации.
                Опубликовано в книге "Гиперборея. Уральский
                исход",
                Екатеринбург, изд-во Уральского Ун-та, 2008г.,
                в журнале "Казаки", №6, 2011г.
                Иллюстрация Ю. и Т. Литвиненко


Рецензии
Хорошая работа. И многое из ваших рассуждений скорее правда. Но вот что я вам скажу. В вашу теорию не вписывается:
1. Я живу на нижнем Дону в казачьем хуторе, которому 400 лет. Вокруг меня мои хуторяне-родственники сплошь кареглазые, чернявые, низкорослые и все утверждают, что мы настоящие природные казаки. У нас не балакають, а гутарят. Букву "ы" не выговаривают, например говорят МИ - вместо Мы, бики(быки), фраза - мосты банить в курине- означает мыть полы в доме.
2. На древнейшей печати войска Донского изображён не конь, а олень поражённый стрелою.
3. До времён Петра 1 на Дону строили струги и пиратствовали в море. Кстати, я у вас сегодня читала о Ермаке. Он у вас в воровские походы на стругах где ходил до похода в Сибирь?
4. Знаменитая порода лошадей-дончаков была выведена на конезаводах Матвея Ивановича Платова в начале 19 века.То есть морские походы были запрещены и донцы пересели на лошадь, так как обязаны были служить "двуконь". Один конь строевой, другой вьючный.
5. С 1644 по 1805 год столицей донских казаков был город Черкасск, у Геннадия Коваленко(один из авторов прозы) я вычитала, что Черкасск был основан казаками-черкассами в 1570 году.

Я думаю, что мои наблюдения помогут Вам в вашей дальнейшей работе.

Кармелита Смит   22.10.2014 22:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Кармелита! С уважением - Тамара

Тамара Литвиненко   30.08.2015 21:09   Заявить о нарушении