Красные ягоды

Валентина Кужелева

Утром я сказала своей пятилетней дочери Лёле: «Сегодня мы пойдём в лес за красной ягодой».
— А какие это красные ягоды? — спросила она.
— Будем в лесу — я тебе покажу.
Мы взяли с собой корзины: Лёля — маленькую, я — большую. Налили во фляжку воды, взяли кружку, кусок хлеба и отправились в лес.
Лес находился на горе, недалеко от деревни. Дорога круто поднималась вверх.
— Мама, у меня ножки устали, — сказала через некоторое время Лёлька.
— Давай сядем, отдохнём.
— Нет, нет, они уже перестали уставать, — затараторила она.
Ей не терпелось увидеть красные ягоды.
Скоро мы подошли к опушке леса. Стройные берёзки-подружки стояли, тесно прижавшись друг к другу. Верхушки их склонились под тяжестью листьев и дрожали от лёгкого дуновения ветерка. Обнявшись густой листвой, они водили лесной хоровод. Яркое летнее солнце пробивалось сквозь листву, как через сетку, оставляя на траве светлые блики. Я раздвинула густую траву: крупная спелая клубника заблестела в ней красными точками.
— Смотри, как много ягод! — сказала я.
— Где? — удивлённо спросила Лёлька.
— А ты нагнись и увидишь.
Девочка присела на корточки и тут же нашла ягодку.
— А я нашла, а я нашла! — радостно закричала она.
Лёлька положила ягодку в рот и с удовольствием прищёлкнула языком.
— Мам, а как зовут эту ягоду?
— Она называется клубника.
— Эта ягода крупная, поэтому её зовут крупникой, да? - высказала она свою догадку.
Мне понравилась её выдумка, и я не стала исправлять дочь, ведь клубника, на самом деле, крупная лесная ягода. Мы попали на ягодное место. Корзина моя быстро пополнялась, Лёлькина была пуста. Девочка прыгала с места на место, как воробей.
— Я с ягодами в прятки играю, — объяснила она. — Они прячутся, а я их ищу.
Но скоро ей надоело играть в прятки.
— Конечно, ты мою ягоду рвёшь, а мне не даёшь, — капризно скривила она губки. Я посмотрела в её корзину. Там лежало несколько недоспелых ягод.
— Пойдём вон на ту поляну, там много красных ягод, — позвала я.
— А ты откуда знаешь, что там есть красные ягоды?
— Там лучше солнышко греет, и ягоды быстро поспевают.
Я показала Лёльке, как надо собирать ягоды.
— Ягоду ищут на одном месте, — сказала я, — надо осторожно раздвинуть траву и внимательно осмотреть всё вокруг. Обобрала ягоды, потихоньку продвинулась дальше.
Лёля поняла, и дела у неё пошли веселее.
— Мама, смотри, какую я маленькую крупнику нашла!
Дочь показала мне кисточку с двумя блестящими продолговатыми ягодками.
— А это ты нашла землянику. Как ты думаешь, почему её так назвали?
На минуту Лёля задумалась, наморщила лоб, потёрла его красным от ягод пальцем, а потом выпалила:
— Она на земле растёт!
— Правильно, молодец! Она растёт у самой земли, — похвалила я малышку.
От радости она заплясала на месте.
— Отгадала! Отгадала!
— Ну, теперь нам с тобой пора и отдохнуть. Мы уселись под берёзой на мягкую траву и вытянули уставшие ноги. Не успела Лёлька сесть, как тут же вскочила.
— Мама, смотри, красные бусинки!
Перед нами в траве красовался кустик костяники. Девочка сорвала его и стала внимательно рассматривать. Она попыталась сосчитать красные бусинки, но сбилась и опустила целую кисточку в рот.
— Кислые какие, — скривилась она. — И косточки внутри есть.
— Поэтому она называется костяникой, — объяснила я.
А потом мы пили лесной компот. Я достала кружку, налила воды, насыпала туда спелых ягод клубники и размешала веточкой.
— Какой красный компот, как ягоды! — сказала Лёлька.
Она с удовольствием пила кислый лесной компот и всё нахваливала:
— Вкуснятина какая! Какой вкусный компот растёт в лесу!
— Ну, теперь ты знаешь, какие это красные ягоды, — сказала я.
Конечно, Лёля теперь не только узнала, какие это красные ягоды, но и наелась их вдоволь.

Рисунок Ирины Ману


Рецензии