Организация педагогического процесса, повышения ко
На сегодняшний день социально-культурная среда далеко не всегда и не везде подготовлена к глубоким изменениям, которые происходят в мире. Эти изменения выдвигают новые требования как к формам организации культурно - досуговой деятельности в сельской местности, так и к целям и методам их реализации. Важнейшей задачей педагогов, является не только применение традиционных технологий, но и внедрение новых форм педагогического воздействия на молодежь. В настоящее время перед сельскими педагогами стоит задача не только дать качественное образование, но и способствовать социально - культурному развитию молодежи. Многие современные ученые исследуют сущность и природу социально – культурной деятельности. М. А. Ариарский разработал научную концепцию, которая позволила осмыслить сущность, природу и механизмы вовлечения человека в мир культуры и социально-культурного творчества. Н. Н. Ярошенко, в своей диссертации исследует педагогические парадигмы теории социально – культурной деятельности. Несомненно, немаловажной задачей для педагогов, является знание и поддержание народных традиций. Изучение теоретических и практических основ социально – культурной деятельности. Что помогло бы в организации процесса, привлечения молодежи к участию в культурных мероприятиях.
Немаловажную роль в социально-культурном развитии молодежи в сельской местности имеют школы. «Вся история деятельности учреждений культуры показывает, что качество и эффективность их деятельности во многом зависит от состояния кадров, их профессиональной подготовки, интеллектуального потенциала населения». Сельские учителя и родители связаны общими целями воспитания и культурного развития молодежи. «Творческое взаимодействие теории и практики превращает педагогику в науку и искусство». Многообразие социальных проблем в настоящее время, значительно повлияло и продолжает оказывать своё негативное воздействие на семью, как основной и первичный институт духовного развития молодежи. Невозможность огромного количества семей приспособиться к реалиям современной жизни, снижение адаптационных возможностей семьи, расслоение семей по уровню материальных доходов - эти и многие другие негативные факторы, прежде всего, дестабилизируют её основные функции. Соседско-бытовые отношения, позволяют иметь более глубокие знания быта односельчан, условия проживания, семейные традиции и обычаи, что позволяет выявлять и поддерживать таланты школьника. Хорошее знание друг друга позволяет установить тесный контакт между преподавателем и учеником.
Активное взаимодействие школы с культурными объектами, семьей оказывает положительное влияние на весь социально - культурный процесс села. Например, анализ интересов посетителей сельских учреждений культуры, в Липецкой области, показывает, что социально – педагогические условия развития коммуникативных качеств молодежи в сельских учреждениях культуры, возможны лишь при активном взаимодействии всех культурных объектов села.
Сельская молодежь — это наиболее значимая социальная группа, именно молодым людям предстоит развивать села, в которых они родились. Поэтому роль сельской молодежи в социально - культурном развитии села бесспорна важна. Молодежь нужна селу, так как в последнее время наблюдается старение сельских жителей. Молодежь не желает оставаться на селе, так как отсутствуют элементарные условия для поддержания достойного образа жизни. Проведенные нами социологические исследования в Липецкой области показали, что 60% опрошенных молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет (опрошено 2247 человек) хотели бы остаться в своем родном селе. Оказалось, что село молодежи тоже нужно. Но молодежь отталкивают сложные условия труда, нехватка рабочих мест, жилья, недостаточно качественное образование, отсутствие условий для социально-культурного развития. Результаты социологического исследования показали, что вышеуказанные проблемы, являются основными, ведь во многом именно из-за них молодежь уезжает из села.
Педагогическая целесообразность организации работы с молодежью, неразрывно связана, с созданием благоприятных условий для социокультурного становления сельского социума.
А. Д. Жарков отмечает что «Основное назначение учреждений культуры – создание условий для удовлетворения растущих духовно-культурных потребностей и формирование мотивов поведения. Что требует значительных организационно – педагогических усилий»
В Концепции развития образования в России, важнейшим фактором является становлением единого экономического, информационного, культурного и образовательного пространства. Усиливает процессы взаимообогащения культуры, удовлетворения интересов и потребностей сельской молодежи.
Все это обусловливает необходимость поиска новых путей при решении проблемы организации работы с молодежью на селе. Привлечение сельской молодежи к исследовательской деятельности и культуре, одна из важнейших задач стоящих перед областными организациями.
21 апреля 2006 года в Большом зале администрации Липецкой области Липецким региональным отделением Российского союза молодых ученых была проведена межрегиональная конференция "Молодежь в науке: проблемы и перспективы". В работе конференции приняли участие молодые ученые Липецкой, Воронежской, Тамбовской, Орловской, Курской областей, республики Марий Эл и др., руководители ВУЗов Липецкой области, а также представители администрации г. Липецка и Липецкой области
Основными вопросами, обсуждаемыми на конференции, являлись организация работы по созданию условий для поддержки научного развития молодых ученых Липецкой области, содействие подготовке кадрового резерва высшей школы и приобретению молодыми учеными навыков работы в коллективе, приобщение к организаторской деятельности, привлечение финансовых ресурсов в рамках образовательных проектов и грантов, а также развитие научных исследований, развитие деловых и культурных межуниверситетских связей.
Социальная ситуация, создавшаяся в Липецкой области, диктует необходимость, применения, инновационных подходов к подготовке специалистов нового поколения. «Профессиональное обучение – специально организованный и управляемый процесс передачи профессиональных знаний, умений и навыков с целью развития личности и формирования готовности к профессиональной деятельности».
Особое внимание необходимо уделять, проблемам семьи и здоровья личности. В реализации стратегии устойчивого развития села немаловажное место принадлежит социальным педагогам и социальным работникам, обладающим необходимыми знаниями и умениями в области общения, коммуникаций между людьми, семьями.
На основании выявленных мнений, пожеланий, оценок респондентов, можно сделать выводы: во – первых, работа учреждений культуры не способствует, удовлетворению потребностей посетителей; во – вторых, общественная потребность еще не в полной мере соответствует уровню установленной потребности.
В. А. Асеев в своей статье отмечает: «В организации процесса воспитания нельзя вообще игнорировать сложившиеся мотивы. Потребности, интересы, а необходимо находить различные формы их удовлетворения и перестраивать их, исходя не только из целей воспитания, но и из свойств реального человека со всеми его недостатками и требованиями». Таким образом, формирование социально – педагогических условий развития коммуникативных качеств у сельской молодежи, возможно при учете жизненного опыта личности, ее реальных запросов, совокупности всех ее побуждений, привлечение каждого человека в организацию проводимого мероприятия. Молодежь, не только отказывается принимать участие в организации праздников, но и считает их несовременными, неактуальными в настоящее время. Однако проведенный нами опрос в селах «Карамышево», «Большая Поляна», «Каменка» расположенных в Липецкой области, показал, что 80% респондентов в возрасте от 15 до 35 лет, хотят принимать участие в организации и проведении праздников, если будут внесены изменения, которые отвечают современным потребностям социально-культурного развития молодежи. «Анализ подтверждает, что посетители учреждений культуры, отдают предпочтение личностным целям, которые были, прежде всего, важны и интересны аудитории».
Несомненно, важной задачей является применение комплекса педагогических методов в деятельности клубных учреждений, школ, местных и областных организаций, как условие оптимизации социально-культурного развития сельской молодежи.
Л. С Жаркова, отмечает что «Как сфера человеческой деятельности культура характеризуется уникальностью, неповторяемостью и невещественностью результатов труда, интегрирует самую образованную и одаренную часть трудовых ресурсов общества». К сожалению, положение дел в сельской местности с каждым годом ухудшается. 13 тысяч сел в стране фактически пустуют: либо брошены, либо там живут не более 10 человек. Огромная проблема — отсутствие полноценных сельских школ. Это приводит к тому, что молодежь не может поступать в вузы, колледжи, и после окончания школы, не могут найти высокооплачиваемую, престижную работу.
Школа, являясь важным звеном в системе жизнеобеспечения села, где формируется, интеллектуальный и трудовой потенциал сельской молодежи. Задача школ, в сельской местности, не только обучать, но и совместно с родителями воспитывать детей, достойными членами нашего общества. В сельской местности, за последние два десятилетия наблюдается значительное сокращение рабочих мест, что порождает безработицу, неуверенность в завтрашнем дне. Вызывает беспокойство наличие в молодёжной среде депрессии, пьянства, агрессивности и других негативных явлений. Важным средством преодоления этих негативных явлений, является сохранение и развитие достижений отечественной культуры, повышении уровня информационной культуры среди сельской молодёжи. Наряду с решением проблем трудоустройства, повышения качества образования, жилищных проблем, необходимо принять меры по сохранению и развитию сельских клубов, Домов культуры, библиотек, спортивных залов. Также необходимо: - использование различных инновационных форм работы, направленных на повышение культурного уровня, преемственности нравственных ценностей поколений и сохранение традиций.
С развитием материально-технического процесса, у сельской молодежи наблюдается повышенный интерес к овладению науками, работе на новейшей технике, осваиванию информационные технологи. Социально - культурное развитие современного села, возможно, только если руководить социально-культурными объектам будут, образованные люди, способные эффективно работать в условиях рынка, предприимчивые и инициативные. Подготовить такие кадры – одна из задач вузов культуры и искусств. Образование, наряду с сельскохозяйственным производством должно стать одним из первоочередных объектов инвестиций в ходе реализации программы социального - культурного развития села.
Кардинальные изменения в экономической и социальной политике государства за последние годы, существенно повлияли на все стороны жизнедеятельности муниципальных образовательных систем: сократилась и продолжает сокращаться сеть общеобразовательных учреждений в сельской местности, растет число школ с малой наполняемостью классов, устаревают материально техническая база, учебное оборудование, снижается качество общего среднего образования. В результате поступление в вузы, и получение качественного образования для сельской молодежи с каждым годом становится все более сложной задачей. Необходимо внедрение новых проектов и программ, направленных на доступность высшего образования для выпускников сельских школ. У сельских школьников - преобладает творческий, познавательный интерес к профессиональному обучению, высокий уровень обучаемости, профессиональной наблюдательности, умение применения теоретических знаний на практике. Результаты профессиональной подготовки студентов, должны помочь им развивать свои творческие способности, общественную активность.
Молодежь покидает села в надежде получить качественное образование и найти достойную работу в городе.
Примечание:
1. Ариарский М. А. Прикладная культурология. – 2-е изд. испр. и доп. - СПБ.: ЭТО, 2001. - С.41-42.
2. Ярошенко Н. Н. Педагогические парадигмы теории социально – культурной деятельности: Дис. докт. пед. наук. – М.: МГУКИ, 2000. -414 с.
3. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие.-3-е изд. Испр. И доп. - М.: МГУКИ, 2003. - С.7 - 9.
4. Общие основы педагогики: учеб Л.П.Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - С 3.
5. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. М., 2007. С 88.
6. . http://rosmu.ru/activity/events/50.htm
7. Казакова А.Г. Педагогика профессионального образования: Монография. - М.: 2007. - С11.
8. Асеев В. Г. Структурные характеристики мотивационной системы личности. – В кН.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976, с. 190.
9. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 2007. – С. 146.
10. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры.- М., 2003. с 5.
Свидетельство о публикации №213053000954