Роль устного народного творчества в воспитании доб

«Роль устного народного творчества в воспитании добродетели»
Рождественские чтения
Красноярская епархия

Вспоминаю волшебные народные сказки, сказания, былины и вижу, что все они говорят о душе, о покаянии и бранях. И оканчивались сказки словами: «И устроили пир, я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
Сказки волшебные не зря так называются, они написаны сказочниками, Святым Духом водимыми. И если окинуть взглядом книжный фонд устного народного творчества, то охватывает благоговение. Сколько нравственно чистых людей взрастила наша русская земля, находящаяся под покровительством Господа и Пресвятой Богородицы. Читая живые сказки, сказания, былины наши дети, до недавнего времени, принимали в себя благодать Святого Духа. С детства они были вскормлены не только молоком матери своей, но и млеком Божиим.
В сказках хорошо раскрыты нравственные категории. Если мы учимся милосердию, доброте, великодушию, самоотверженности, любви; жертвуем своим благополучием ради помощи другому человеку, значит, мы учимся быть похожими на Бога, мы учимся любить Бога, иметь образ Божий на лице своем и в сердце своем.
Сколько сострадания, милосердия, любви и заботы показано в отношениях сказочных героев. Аленушка и братец Иванушка. Не хватило у Иванушки послушания и терпения, ослушался, испил водицы из копытца и стал козленочком. То есть, испил греховного, обрел грех. Аленушка ему сострадает, заботится о нем. Как и прежде, хотя и козленочком стал братец. А пришла беда-колдунья, Аленушку на дно реки опустила с камнем на шее. Иванушку хочет колдунья зарезать, в котле сварить, на костре. Бежит козленочек за помощью к сестрице Аленушке, слезно молит ее подняться со дна речного, спасти его. И разговор их услышал царь: и Аленушку спасли и братца Иванушку-козленочка.
Надежда братца Иванушки на помощь сестрицы своей, вера в нее, любовь к ней спасли им обоим жизнь. Царь пришел, и жизнь даровал по любви к ближним своим.
А Иван-царевич? Ради любимой отправляется  в опасный путь, обретает в пути зверей-друзей, которые помогают ему обрести победу, одолеть Кащея Бессмертного и вернуть любимую.

В волшебных сказках зло представлено отвратительными чудовищами. Чудовища несут гибель людям и царствам. Они необыкновенно сильны и агрессивны. Так представлены страсти, пожирающие добродетели. Змей-Горыныч съедает лучших красавиц в государстве. Многоголовый змей – это страсти многолики. И когда человек вступает в борьбу с силами зла за спасение своей души, за спасение своих добродетелей появляется в сказках герой-спаситель, освободитель. Он творит чудеса. И мы знаем, что с Богом все возможно. Только вера твердая и мужество нужно.
Сказки были любимы во все времена и всеми слоями населения. Любителями сказок были и цари, и полководцы. Сказки, рассказываемые няней А.С. Пушкина, очаровывали великого поэта. С теплотой вспоминает сказки няни Евгении А.М.Горький. С.Т.Аксаков вспоминает о ключнице Пелагее, от которой слушал сказки. Л.Толстой вспоминает слепого сказочника своей бабушки. Сказки любимы были и солдатами: «Холод, голод, слякоть и непогода – все забывалось, когда ротный сказочник смышленый краснобай начинал сказку про храбрых витязей и могучих богатырей. Ружье становилось легко, как перышко, солдаты не слыхали ни трудного перехода, ни вязкой дороги, сказка очаровывала их», - так пишет Ф.Глинка, поэт, офицер, герой войны 1812 года.
Сказка в народном быту была повседневным явлением – как пословица, как поговорка… Она рассказывалась дома и в поле, по дороге и на охоте, в лесу на лесоповале и на празднике. Сказки наполняли людей силой, бодростью и умиротворением.
И в Советское время сказка высоко оценивалась. М.Д.Кривополеновой была назначена академическая пенсия и академический паек. Как виднейшему деятелю русской культуры. А.В.Луночарский говорил: «Пусть знают, что это уже не простая бабушка, а государственная бабушка. Она – живой памятник народной культуры».
В.Г.Белинский в рецензии на сборник «Русские народные сказки» Б.Бронницина писал: «Какой благодарности заслуживают те скромные, бескорыстные труженики, которые с неослабным постоянством, с величайшими трудами и пожертвованиями собирают драгоценности народной поэзии и спасают их от гибели забвения».
Очень хочется, чтобы вновь учебники «Родной речи» и «Литературы» наполнились сказками, былинами, сказаниями. Волшебными, написанными Святым Духом. Они и называются народными, часто автор не известен. Бытует мнение, что сказки сочиняли морские цыганки, а спецы сидели на берегу и записывали. Возможно, примечание сохранилось потому, что подвижник, прошедший очищение души плачем покаяния, начинал слышать Слово Божие и обретал благодать Святого Духа.
Период плача покаяния в сказках выражается морем, царем морским, а юноша-сын, родившийся в отсутствие отца, шел морскому царю службу служить: распахивать морское дно, засеять пшеницей, взрастить и обмолотить и в закрома зерно засыпать.
Человек, обретающий Святой Дух, является жемчужиной общества. Господь говорит, и святые отцы повторяют, что если муж христианин, то и жена считается христианкой, если жена христианка, то и муж считается христианином. Это не простые слова. Эти слова объясняют, что Святой Дух из одного супруга изливается на другого. И на всех остальных, окружающих его. И дает им возможность очищения души благодатью Божией.
Немногие преподаватели сейчас имеют Святой Дух. И как пастыри детей, которые передают и прививают детям высоконравственные понятия, сталкиваются с затруднениями. Потому что без духодвижной силы добродетели мертвы. «Всуе протрудитесь, земля не будет приносить плодов».
Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Очень верное средство к сохранению сердечного мира и безмолвия, и неразлучной с ними молитвы преподает святой Апостол: «Друг друга тяготы носите,- говорит он, - и тако исполните закон Христов». Люди наиболее устремляются в противное этому состояние: они ищут от ближних неупустительности и совершенства в добродетели, несвойственных и невозможных человеку, притом имея о добродетели самое недостаточное, даже превратное понятие. Такое безрассудное стремление содержит сердце в непрестанном возмущении и приносит уму множество чуждых смысла помыслов и мечтаний».
Все поучения Древнерусской литературы, оставленные нам письменно, перекликаются с Заповедями Божиими и со Святыми Писаниями пророков.
Какое педагогическое наследие раскрывает нам древнерусское произведение «Домострой». Сколько мудрости изливается на нас из «Послания и наставления отца к сыну». Есть у врачей клятва Гиппократа. «Наставления отца к сыну», могли бы
послужить клятвой для выпускников средних школ на пороге взрослой жизни.
Сама мудрость взывает к нам: «Чадо мое единственное и любимое, Анфим. Соизволил Бог – и благочестивый православный царь-государь велел послужить тебе в своей царской казне у таможенных дел, и теперь говорю тебе, чадо, и со слезами молю: «Господа ради помни царское наставление, прося у Бога помощи и смысла от всей души и от всего помышления. Служи верою и правдою без всякой хитрости и без всякого лукавства в любом государственном деле; с другом не дружи, недругу не мсти и волокита бы людям ни в чем не была, всякого обслужи с любовью и без брани; а не удастся дело, так ты добрым словом ответствуй, а срок пропустив, без проволочки отправь; а в торговле поступай обходительно, душевредной служба твоя не была бы государю ни в чем, сам же сыт будь благословенным царским жалованьем, и все хозяйское у тебя было бы всегда на счету и на заметке, в записи и приход и расход, казначеям будь послушен, а с товарищами согласен, с подъячими и мастерами, и сторожами будь строг и дружелюбен, а с любым человеком приветлив, а бедных, и печальных. И нуждающихся и пленных всегда без проволочки разбери, и от себя по возможности накорми и напои, и милостыню дай, по человеку смотря».
В повести о горе и злосчастии» великолепное поучение открывается:
«Не бесчествуй, чадо, богато и убога,
И имей всех равно по единому.
А знайся, чадо, с мудрыми,
И с разумными водися.
И с други надежными дружися,
Которыя бы тебе злу не доставили».

Молодец был в то время се мал и глуп,
Не в полном разуме и несовершен разумом.
Своему отцу стыдно покорителя
И матери поклонитеся.
А хотел житии, как ему любо…

Пришел молодец на честной пир…

Молодец на пиру невесел сидит…

Государь, вы, люди добрыя,
Скажите и научите. Как мне жить
На чюжей стороне, в чюжих людех
И как залести (завести) мне милых другов?

Говорят молотцу люди добрыя:
«Добрый еси ты и разумный молодец,
Не буди ты спесив на чюжей стороне,
Покорися ты другу и недругу,
Поклонися стару и молоду.
А чюжих ТВ дел не объявливай,
А что слышишь или видишь не сказывай,
Не лсти межь други и недруги.
Не имей ты упатки вилавые,
Не вейся змиею лукавою.
Смирение ко всем имей!
И ты с кротостию держися истины с правдою,-
То тебе будет честь и хваля великая:
Первое тебе люди отведают
И учнут тя чтить и жаловать,
За твою правду великую.
За твое смирение и за вежество,
И будут у тебя милые други,
Названные братья надежныя»!

Много богоносных мужей дала Богу наша Русь. Но и нашу Русь не обошло стороной «пленение Вавилоном»… И вот вновь строятся церкви, возводится стена духовного города. И дети наши должны принять активное участие в строении духовного города нашей страны, в строении Церкви Небесной.
Нет сейчас в школе педагога нового типа, имеющего духовный свет. Но Древнерусскую литературу, Святые Писания, жития святых и сказки можно просто читать. Даже не будучи подготовленным педагогом нового поколения, можно влить в детей благодать Божию через простое чтение древнерусской литературы. Школе нужны факультативы по изучению Древнерусской литературы и устного народного творчества. Со школьной скамьи необходимо обрести свет духовный. Сотворение себя нового с Божией помощью должно происходить до студенчества. Не каждый студент отдаст свою свободу в волю Божию. Это тяжелый путь сотворения и не одного-двух лет титанического труда потребуется.
Мне очень понравились слова Н.И.Жилинской о том, что явно чувствуется связь людей с Тем, Кто трогает ниточку души на другом конце этой ниточки. В этом и состоит миссия педагога: услышать эту связь и научить детей слышать. Но учить могут только те, кто. Это познал. Это опыт. Не познав – не передашь.


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.