Владимир Басов С носом нужно родиться
- Александр Владимирович! Вы выросли в киносемье: отец – режиссер и актер Владимир Басов, мать – актриса Валентина Титова. Дома сильна была атмосфера кино?
- В смысле пахло ли у нас дома целлулоидом? Не припомню. Не надо думать, что жизнь киношников сильно отличается от жизни всех остальных. Разве, что распорядком. Картина снималась в те времена около полугода. И на это время отец исчезал, даже если не было командировок. То есть он был тут, с нами, приходил, ужинал, ложился спать... Но мысли его были где-то далеко... У меня был однокурсник, чей отец был капитаном торгового флота. И вот мы с ним нашли массу совпадений в детских ощущениях. Можно сказать, что атмосфера кино заключалась в том, что все время ждал папу «из рейса».
- Владимир Павлович был строгим отцом?
- А что это такое – строгий, нестрогий? Он был человеком традиции, домостроевцем. И я такой же. То, что некоторым кажется строгостью, тиранией и ригоризмом – для меня естественный порядок. Ну, например: отец никогда не входил ко мне в комнату без стука. Так что строгость его распространялась и на себя. И это воспитывало эффективней, чем проповеди и ремень
- Александр Владимирович, Вы снимались вместе с отцом в его фильме «Нейлон 100%». Владимир Павлович на съемочной площадке с Вами был таким же, как дома, или держал дистанцию?
- Не помню. Помню, что очень нервничал, забывал текст, было жарко (тогда еще светили дуговыми лампами), хотелось сбежать… Может быть, тогда я и понял: актерство – не мое.
- Многие знают Вашего отца больше как актера, чем режиссёра. Чем было актерство для Владимира Павловича? - Возможностью на время переключиться от режиссуры, быть, как говорят в спорте - «играющим тренером»?
- Так случилось. В сорок лет, сыграв полотера в «Я шагаю по Москве» он полюбился публике и стал востребован как исполнитель ролей разнообразных «чудиков». Ему это нравилось, его это увлекало… Но не следует забывать, что это стало и очень важной доходной статьей бюджета. В сравнении с которой основная профессия, конечно, была субботником.
- Дуремар в «Приключениях Буратино», глава гангстеров Стамп в «Электронике», Волк в фильме «Про Красную Шапочку» - чем увлекала Владимира Павловича работа в детском кино?
- Это его надо было спросить. Но могу предположить, чтобы он ответил «по чесноку». - Какая разница? И действительно – разве бывает кино детское, взрослое и пенсионное?
- Какая из киноролей отца Вам наиболее дорога?
- Смычков. Контрабасист из фильма Швейцера «Карусель». Мне кажется, что вот образ Смычкова – это вот самая сокровенная суть отцовской природы.
- Как Владимир Павлович относился к своей популярности? Его часто узнавали на улице?
- Скорее радостно, чем устало. В его характере были все-таки чисто актёрские черты. Он любил внимание. Хотя порой притворно охал – «надоели».
- Сильно ли повлиял отец на Ваш выбор профессии, что Вы поступили именно во ВГИК?
- Повлиял, конечно, и не сильно, а стопроцентно. Но не напрямую. Ну, кем должен был стать мальчик, который еще в восемь лет сделал из посылочного ящика подобие телевизора, ввинтил туда лампочку, соорудил устройство для промотки, и рисовал фильмы на бумаге для заклейки окон. А потом демонстрировал их приятелям, сопровождая пояснениями и озвучивая всех персонажей?
- Детей знаменитостей, которые сами стали известными, часто пытаются сравнивать с их родителями. Позволю личный вопрос: на режиссерской площадке Вы ведете себя так же, как Ваш отец?
- А как – так же? Он по-разному себя вел. А на съемочной площадке я не был столько лет, что уже и не помню. Похоже, что я схлопотал негласный запрет на профессию.
- И в продолжение вопроса: в своем характере Вы чувствуете характер своего отца?
- Как у всех: много общего и много разного. Пожалуй, я так же упрям, так же импульсивен. Но у нас разные судьбы. Он жил во времена, когда все вокруг с каждым днем росло, усложнялось, улучшалось… Я же уже тридцать лет наблюдаю распад. А характер – это и судьба тоже. Не только гены.
- В одном из интервью, Владимир Павлович сказал: «Если бы мне бы сказали - у тебя не будет ничего: не будет декораций, бракованная пленка; любитель - не очень много налетавший кинокилометров - за аппаратом - человек, который будет снимать. Но у тебя будет полная возможность поработать с актерами, которых ты любишь, пульс в пульс, создать магнитное поле вокруг себя, заразить этим магнитным полем исполнителя или исполнительницу, и потом, даст Бог, чтобы он перенес это зрителю. Я скажу: «Я согласен на все». По каким качествам Басов подбирал свою команду?
- Вы сначала ответили на вопрос, а потом его задали. - Искал близких по духу, по восприятию людей. Ему не так был важен космический холодный профессионализм, как «хорошая компания».
- Вашему отцу удалось фантастическое: в 70-е годы экранизировать «Белую гвардию» М.А.Булгакова. Долго ли «пробивал» Владимир Павлович сценарий в Госкино, были какие то трудности?
- Фантастического не было ничего. Хотя к Булгакову относились настороженно. Но он не был запрещенным писателем. Уже вышла «Мастер и Маргарита». Был фильм «Бег» Алова и Наумова. Но отец ведь снимал телевизионную картину. А на телевидении были свои порядки и свой уровень бдительности. Приходилось отражать многочисленные попытки «поправить» автора. Не обошлось без компромиссов.
- Фильм «Опасный поворот»: шедевр и по сценарию, и по режиссуре, и по актерскому составу. Правда ли, что с этой картиной связана история о рекордной продолжительности съемок и что комплекс, на котором снимали «Опасный поворот» вскоре был разобран?
- «Электроник-Кам» – одна из первых в мире многокамерных систем. И она, конечно, была предназначена для съемки «мыльных опер», которых у нас в стране не производили. То, что отец сделал картину быстро – не чудо. Один павильон, три камеры, сейчас все так работают на телевидении, даже во много раз быстрее (оттого и смотреть невозможно). Но другие режиссеры, пришедшие вслед за ним не хотели переучиваться, предпочитали работать по старинке. Операторам тоже не нравилось выставлять свет на весь объект. И так далее… Одним словом, СССР закупил технику, которой в стране просто не было применения. Микроскопом забивали гвозди.
- Насколько тщеславен был Ваш отец и как относился к критике своих картин?
- Тщеславен? Не знаю. Тут есть опасность спутать тщеславие с признанием. Признание ему было необходимо, он был экстраверт. И тихо страдал, когда ругали, или недостаточно хвалили. Но – тихо.
- У Вашего отца были кумиры среди режиссеров и актеров - звезд мирового кино?
- Кумиры? Да нет… Разве только Чаплин. Но были актеры, которых он ставил вровень с собой (то есть – выше некуда) – Бурвиль, Габен… Американское кино он знал плохо, и, мне кажется, не любил его… Восхищался Алеком Гиннесом. Но Чаплин оставался недостижимой вершиной. И в актерстве и в режиссуре.
- Какие предпочтения у Вашего отца были в литературе?
- Самые традиционные. Маяковского он любил. Но все-таки предпочитал Твардовского. Ну и девятнадцатый век. Я скажу, может быть, крамольную вещь, но отец не был большим книгочеем. Литература играла в его творчестве большую роль, но не большую, чем, например, живопись. А я книгочеем стал с пяти лет. Так, что когда мне стало около шестнадцати, уже он обращался ко мне за консультациями по библиографическим и литературоведческим вопросам.
- Как Владимир Павлович проводил свободное время? Известно, что он был автомобилистом, отлично рисовал и сочинял стихотворные экспромты…
- Его не было. Экспромты сочинял, автомобилистом был, а свободного времени не было. Любил рыбалку, но рыбачил редко – все по той же причине. Иногда выбирались в лес за грибами. Жгли костерок. Катались за границу – по соцлагерю, естественно. Но это больше был отдых для нас – детей, он-то работал на нас нянькой и шофером.
- В какой степени Ваш отец интересовался политикой?
- Ну, не политикой… Политики в то время не было. Он пытался понять куда движется страна, что происходит в мире… А из газеты «Правда», даже читая ее, как он говорил, «между строк» трудно было почерпнуть достаточную информацию. Поэтому неприкосновенной, священной реликвией в доме был коротковолновый приемник. Все свободное время отец лежа на диване с наушником в ухе внимал «Голосу Америки», «Немецкой волне» и «Свободе». Сразу должен огорчить часть поклонников отца: к диссидентам он относился скептически, для него империя была абсолютной ценностью, независимо от политического и экономического строя. Его волновало не как разрушить Советский Союз и победить коммунизм, а как сохранить Советский Союз и очистить коммунизм.
- Писали, что Ваш отец мог запросто зайти в кабинет к Михаилу Суслову – второму человеку в стране. Многие пользовались тем, что Басов был вхож во властные кабинеты и просили помочь решить их проблемы?
- Чепуха. Суслов был очень крупной фигурой, к нему никто, кроме Брежнева не мог запросто войти. Да и вообще – отца с большой неохотой принимали партийные начальники. Он не входил в круг «обласканных партией и народом». А ходить по кабинетам в те времена приходилось всем. Иначе ничего не решишь. Но ему это всегда было очень неприятно, особенно, если просил что-то для себя. Он был человек с гонором. Просить не любил. За других – другое дело. Но все равно это было преодолением. И походы эти не всегда были успешны.
- История о том, что Ваш отец однажды заехал за рулем своей «Волги» на Красную площадь – выдумка «желтой» прессы?
- Впервые об этом слышу. Да и кто помнит, как было организовано движение в те времена, знает – на Красную площадь просто физически невозможно было проехать мимо постовых.
- Сожалел ли Владимир Павлович о неснятых фильмах и несыгранных ролях?
- Конечно. Он мечтал сыграть Сирано де Бержерака. Утверждал, что «с гуммозом Сирано не прочувствуешь, с носом надо родиться».
- Вы опубликовали мемуарную прозу Вашего отца «Сколько себя помню». Не было предложений издать её отдельной книгой?
- Не только не было предложений, но и предложения с моей стороны издателями с возмущением отметались. Ведь в книге ни слова о том, с кем спал и сколько выпил… А судьба и творчество им неинтересны. Читателю интересны, а издателю нет.
- Какое кино мог бы снимать Владимир Павлович в наши дни?
- Даже не знаю… Он был жанровый режиссер, его фильмы не проповеди, а беллетристика. Безусловно поучительная, воспитывающая, нравственная… Но прежде всего – захватывающая, увлекательная… А жанр у нас сегодня профанируется. «Сделать картину в жанре» – на нынешнем арго значит – собрать ее из уже апробированных Голливудом кирпичиков. Это бы ему не было интересно.
Свидетельство о публикации №213053101529
Один из любимых актеров и режиссеров.
Андрей Иванович Ляпчев 28.07.2021 15:52 Заявить о нарушении