Трещева Л. И. Ловушка pour les Francais

Ловушка pour les Francais

                Военных сил недостаточно для защиты
                страны, между тем, как защищаемая
                народам страна непобедима.
                (Наполеон Бонапарт)
Значение Тарутинского маневра в войне 1812 года не раз отмечалось военными историками. Однако, несправедливо умалчивалось о роли Бронницкого уезда в столь судьбоносное время для России.
Во время отступления русских войск из Москвы Михаил Андреевич Милорадович договорился с королем Неаполитанским Иоахимом Мюратом о временном перемирии. Французский авангард вступал в Москву, когда последние части русских войск покидали первопрестольную.
На Рязанскую дорогу вскоре вышли французские части авангарда Мюрата, под предводительством Франсуа Себастиани. Став вблизи дороги, они пропускали  последние пехотные части русских войск. Замыкал русский арьергард  Лейб-гвардии казачий полк во главе с полковником Иваном Ефремовичем Ефремовым. Случайно смешавшись друг с другом, Мюрат со своей свитой очутился среди русских казаков. К нему подъехал молодой русский офицер. «Кто начальник этого арьергарда?» - спросил его Мюрат. Офицер указал ему на человека воинственного вида в казацком мундире,- полковника Ефремова. «Спросите, знает ли он меня». Исполнив поручение, русский офицер ответил: «Он говорит, что знает ваше величество и всегда видел Вас в огне». Затем Мюрат обратил внимание на бурку, которая была на плечах Ефремова, и заметил, что эта одежда должна быть очень хороша на бивуаках. Когда это замечание было передано Ефремову, тот молча снял с себя бурку и передал ее Мюрату. Последний, в знак благодарности, передал полковнику часы.
Это событие можно было бы отнести к одним из многих военных  курьезов, если бы не дальнейшие действия И.Е. Ефремова, которые дают повод предположить, что это было тщательно продуманная «случайность».
Прикрывать Тарутинский маневр на Рязанской дороге остаются два казачьих полка под командованием Ефремова, народные ополчения и партизаны. Арьергард русских войск начал свое отступление в сторону города Бронницы, отвлекая французов от основных наших сил. Корпус Иоахима Мюрата под предводительством Франсуа Себастиани  начали бессмысленное  преследование и поиск  по Бронницкому уезду русских войск.
 И вот здесь уместно вспомнить «случайную» встречу короля Неаполитанского и полковника И. Е. Ефремова.
 Из записок Армана де Коленкура: «Король преследовал по пятам арьергард неприятеля... Русский офицер, командовавший арьергардом, превозносил храбрость короля, но порицал его неосторожность.- «Мы до такой степени восхищаемся Вами, что наши казаки дали себе слово не стрелять по такому храброму государю».
 Из мемуаров Сегюра:
 «Мюрат с удовольствием показывался перед вражескими аванпостами. Он наслаждался тем, что привлекал к себе все взоры. Его наружность, его   храбрость, его ранг обращали на него всеобщее внимание. Русские начальники ничуть не выказывали к нему отвращения... На мгновение Мюрат готов был даже подумать, что они не будут сражаться против него. Он зашел так далеко, что Наполеон читая его письмо, однажды воскликнул:- « ...Мюрат, король казаков? Что за глупость! Людям, которые всего достигли, могут приходить в голову всевозможные идеи!...»
 Из записок Коленкура: «Он одалживал у всех различные драгоценности, чтобы сделать подарки таким любезным неприятелям... Русские развлекали короля этими разговорами, парализовали своей предупредительностью его активность. ... Чтобы оправдать свою медлительность Иоахим Мюрат писал Наполеону «...что он бережно относится к казакам, так как они не хотят больше сражаться против нас,...  не сегодня завтра покинут русскую армию... крестьяне очень недовольны своим положением и многие из них поговаривают уже об освобождении...
 Однако Мюрата беспокоили «...другие казаки, менее вежливые и осведомленные об уговоре с французами, продолжали активно нападать на отряды фуражиров...»
 Действительно. Бронницкие ополченцы, партизаны вместе с казаками небольшими отрядами заманивали, а потом нападали на неприятельские отряды.
  Всю вторую половину сентября и начало октября отряды Франсуа Себастиани блуждали по Бронницкому уезду в поисках русской армии. А когда осознали, что  они стали жертвой русской смекалки, столь ценное на войне время было безвозвратно потеряно.


24 марта 2013г


Рецензии