Лодинские времена

(Нужно было написать рассказ по первой фразе "бравый солдат". Изначально планировалось нечто лирическо-психологическое, но... я посмотрела последнюю серию Шерлока BBC, и вышло вот что :) Всем неравнодушным к историям о ШХ посвящается)

-Бравый солдат невидимого фронта,- фыркнула Таська.
-Не, ну а что,- обиделся Алик.
Алик только что поведал ей по телефону внезапно пришедший ему в голову план по улучшению успеваемости. Таське всегда было проще выучить, но Алика, по его выражению, "снедала обыденность". Всё началось с Агафьи Петровны. Упертая географичка никак не желала выводить в четверти четвёрку. Алику-то наплевать на оценки, но мама почему-то очень расстраивалась из-за троек. В тот вечер Алик жаловался Таське, сидя на маминой кухне:
-Не, ну одинокая старая баба. Всё ясно, как день- нет у неё ничего, кроме географии. Конечно, тут упрешься.
Таська, которой принципиальные люди всегда нравились, обиделась за Агафью:
-А то, что ты Тунис от Туапсе не отличаешь- это, по-твоему, не причина?
-Нуу... Ну нет у меня способностей к географии,- вздохнул Алик.
 Он так искренне сокрушался по этому поводу, что Таська, как всегда, его простила. Хоть и смешно это- способности к географии. Зубрить надо, да и всё.
С этими мыслями Таська его и покинула- отправилась домой, потому что они с мамой договорились- она приходит не позже половины восьмого. Впрочем, едва она переступила порог своей квартиры, как зазвонил домашний телефон.
Это был Алик. Рассказал, что придумал. Спросил, не знает ли Тася адрес вредной географички. А Тася знала, совершенно случайно. Её бабушка и Агафья- старые подруги, и в детстве она постоянно бывала с бабушкой у неё дома. Она отчетливо помнила крупные буквы на старенькой пятиэтажке: "Ул. Бекерева, д. 2", и блестящий номерок на двери Агафьи: 21Б.
***
Агафья Петровна, в своем доме по улице Бекерева, проснулась в семь часов утра без будильника, как всегда. Зарядка, крепкий кофе, овсянка (нужно держать себя в форме!), душ. Аккуратный пучок на голове, чистая и выглаженная одежда, сдержанный тон помады. Очки с крупными стеклами. Последний взгляд в зеркало. Впереди- получасова прогулка. Агафья Петровна пользуется общественным транспортом только в крайних случаях. Пешая ходьба- отличная оздоровительная тренировка для организма. Тем более, до школы всего полчаса прогулочным шагом, и можно абсолютно не торопиться, потому что в запасе час.
Первый сюрприз поджидал Агафью на лестничной площадке. Агафья на него в буквальном смысле наступила. Она бы и не заметила его, если бы не глянула вниз- на тупые носки совершенно новых, матово поблескивающих туфель. Удобная обувь всегда была её тайной страстью.
Под носком правой туфельки обнаружилось алое бумажное сердечко, которое кто-то приклеил к полу, очевидно, двусторонним скотчем. Сердечко гласило буквами, вырезанными из газетных заголовков: "Вы ПрЕКрАснЫ". "Лодинские времена"- машинально отметила про себя учительница. Поскольку сердце располагалось прямо под дверью Агафьи Петровны, как некий своеобразный коврик для ног, приходилось признать, что послание адресовано именно ей. Агафья поразительно легко для своего возраста нагнулась и осторожно отцепила сердечко вместе с кусочком скотча, на котором оно держалось. Вырезано из листа А4 алого картона, судя по всему из детского набора. На задней стороне сердечка обнаружились едва заметные следы линий, оставленные чернографитным карандашом и после стертые обычным ластиком. Линии были сделаны без нажима, значит, человек не обводил трафарет, а набросал сердечко от руки, но так, чтобы оно заняло практически весь лист. Сердечко симметричное и очень привлекательной формы- автор явно умеет рисовать или как минимум чертить. Цвет насыщенный и яркий, равномерный. Обычно подобные цвета встречаются в дорогих наборах. Сердце и буквы вырезаны очень аккуратно. Автор, судя по всему, привык делать всё на совесть и не экономить на качестве. Буквы явно напоминали вчерашние заголовки "Лодинских времен", бесплатной газеты, которую ежедневно вкладывали в почтовые ящики всех жителей Лодинска. Качество печати ужасное, к тому же газета не цветная. При столь тщательном подходе странно, что он не выбрал другое издание. "Он делал это вечером"- догадалась Агафья. Ларьки Союзпечати в Лодинске закрываются в семь часов вечера. Идея, судя по всему, была спонтанной, и картон у автора послания уже имелся,тем более, да, он выглядит слегка потертым- не новый, возможно, долго лежал в ящике и периодически перекладывался с места на место. А вот никаких газет, кроме "ЛВ", дома не нашлось. Значит, ни автор, ни его домашние, буде таковые есть, газет не читают. Буквы нарочно разного размера- чтобы было смешнее, значит, человек, затеявший этот цирк, явно не лишен чувства юмора. Девочка так шутить вряд ли станет, значит, мальчик. C большой вероятностью- кто нибудь из учеников. Очевидно, не младшие классы. Мальчик, который живет с мамой вдвоем (мужчины  в Лодинске традиционно покупают уважаемые газеты), младших детей в семье нет, иначе красный картон уже давно пустили бы в дело.
Агафья Петровна не ставила себе целью знать всё о собственных учениках,она не лезла в их жизнь, не ходила на собрания, не дружила и не враждовала с ними. Сейчас это была плохая новость, так как личность шутника нужно было раскрыть. Агафья аккуратно засунула сердце в объемную сумку. Ученик знал или узнал её адрес. Рано встал, чтобы поместить сюда это сердечко до того, как Агафья выйдет из квартиры. И чтобы не заметили соседи,  иначе он просто глуп. То есть он, скорее всего, не выспался. Но в школе покажется непременно, чтобы полюбоваться эффектом.
Агафья Петровна быстро улыбнулась, быстро спрятала улыбку, и шагом, ещё более бодрым, чем обычно, отправилась на работу. Игра началась.
***
С большой вероятностью, сегодня у шутника урок географии- именно отсюда спонтанность идеи. География ведь бывает всего раз в неделю. Сегодня уроки у 8Б, 9А, 10 и 11В. Ещё два урока- у шестиклашек, но их можно в расчет не брать.
Агафья спустилась по лестнице и открыла дверь подъезда.Сделав пару шагов, Агафья наступила на нарисованный асфальтовыми мелками букет из алых роз. Гипотеза о художественном таланте подтверждалась. Дальнейший путь был ненавязчиво усеян веточками сирени. Агафья мысленно похлопала: сделано было красиво и действительно романтично, в некотором смысле. Пожалуй, у обычной учительницы географии уже поднялось бы настроение. У Агафьи, впрочем, тоже поднялось, но совсем не по той причине, по которой хотелось неизвестному выдумщику.
***
Алик не выспался, но был очень доволен. Агафья, казалось, преобразилась. Едва заметно, но ощутимо для его чуткого глаза. Она ходила легче, глаза заблестели, один раз она даже улыбнулась- как раз когда он, Алик, передал ей запасную ручку. Похоже, план начинал удаваться. Да ещё как: она сказала ему зайти в учительску после урока. Возможно, расскажет, как исправить все те трояки, что он успел нахватать за последнюю четверть. По крайней мере, он на это надеялся.
В учительской было прохладно и довольно светло, из приоткрытого окна веяло прошедшим майским дождем. Агафья стояла спиной к окну. Больше в учительской никого не было.
-Садись,- сказала она, и Алик осторожно повесил рюкзак на спинку стула, а потом сел.
-Скажи, Алексей, это ведь был ты?
-Что?- Алик опешил. Таська? Да нет, не может такого быть.
-Сердечко, букет, сирень. Это всё был ты?
-Таська рассказала?- обиженно буркнул Алик Мартынов, и Агафья едва не подпрыгнула. Ну конечно! Настя Севастьянова! Вот откуда он узнал её адрес.
-Ведь эта идея пришла тебе в голову внезапно. Вчера вечером, после семи,- Агафья Петровна продолжала, словно не слышала его вопрос. Её речь ускорилась, и Алику приходилось напрягать всё внимание, чтобы разобрать слова- Ты достал картон, который благополучно ждал своего часа, и нарисовал сердечко. Возможно, ты любитель старомодных детективных историй вроде Шерлока Холмса, поэтому ты ни секунды не раздумывал, как отправить мне послание. Ты бы предпочел красивые цветные буквы, но вы живете с мамой вдвоем, газет никто из вас не читает, поэтому ты взял "Времена".. Мой адрес тебе сказала Настя Севастьянова, но я сомневаюсь, что она как-то ещё принимала в этом участие. Сегодня ты рано поднялся, и был у моего дома около половины седьмого. Ты приклеил сердечко, дождался, пока дворник завершит свою работу, нарисовал мне букет, что заняло у тебя не меньше сорока минут, разбросал сирень, и был таков. Ты догадывался, что, чтобы успеть в  школу к девяти часам, мне нужно выходить около восьми. Всё было рассчитано верно. Твои оценки оставляют желать лучшего, и сегодня я увидела следы мела на твоей одежде- так ты попал под подозрение; но возможно, ты отвечал у доски на предыдущем уроке. Я попросила подать мне ручку; ты внимательно наблюдал за мной, поэтому откликнулся первым; мне повезло- я увидела упаковку цветных мелков, когда ты открывал передний клапан рюкзака. У вас с Настей рюкзаки небольшие- вы сидите рядом и делите учебники пополам, но сегодня твой рюкзак кажется уж очень объемным. Всё дело в папке- ты поместил в неё картонное сердечко, потому что без неё оно могло помяться, а буквы- отклеиться. Папка и сейчас там, вместе с мелками. Кроме того, от тебя пахнет сиренью: ты набрал около своего дома большой букет, чтобы не обдирать кусты в моем дворе и не вызвать подозрений. Делал ты это утром, цветы не раскрылись окончательно. Одну ветку ты сегодня принес Насте, что очень галантно.- Она окинула его острым взглядом.- Ты любишь рисовать, но не афишируешь, чтобы не рисовать школьные газеты; твой отец... не умер, а просто ушел от вас; тебе скучно в условиях твоего нынешнего существования, и ты не знаешь, чем заняться. Всё это ты придумал, как тебе кажется, с целью исправить годовую оценку по географии, но на самом деле- от скуки.
Она перевела дух, а Алик смотрел на неё во все глаза, не в силах заговорить.
-Как вы это поняли?- наконец спросил он.
-О, это довольно очевидно,- Алику показалось, что она слегка зарделась.-Большую часть моих выкладок я тебе уже объяснила.
Алик опустил глаза, не зная, что сказать.
-Ты нахватал много троек. Я не смогу поставить тебе четыре, если только ты не сотворишь нечто удивительное. Заодно я развею твою скуку: на следующем уроке тебе нужно будет показать на карте пятьдесят крупнейших стран, рассказать об их политическом строе и основных продуктах экспорта, рассказать обо всех климатических зонах, и ещё... написать реферат на пятьдесят страниц о...- Агафья задумалась, потом блаженно прищурилась,- О водопадах.
Алик в ужасе посмотрел на неё. Потом подумал.
-А если сделаю, вы мне расскажете, как поняли про меня с мамой? И про отца, и про всё остальное?..
-Охотно. Это я тебе итак расскажу. Но попозже. Иди готовься, Мартынов.


Рецензии