Джеймс Пофэм. Достаточность Бога

ДОСТАТОЧНОСТЬ БОГА
Джеймс Пофэм

Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего.
Авв.3.17-18

Эта возвышенная песнь возвещает всемогущего Бога в Его огромности, и в Его славных делах. Но она открывается печально, с трепетом: Господи, говорит пророк, я услышал речь Твою и убоялся. Он слышал то, о чем был вдохновлен написать в предыдущих главах, о Божьих судах над нечестивыми, о чистоте очей Божиих, которые не могут созерцать беззаконие и смотреть на грех без бесконечного отвращения. Он слышал угрозы Божии на нечестивых, слышал о запустении и карах для Его народа, и о том, что Бог придет искупить Свой народ. И он смотрел на людей Божьих в их унижении, под угрозой плена, и возопил: "Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости". Это дивная вещь - иметь голод вашей души по Богу, и осознавать, что когда вы не наслаждаетесь Его добрым присутствием, вы испытываете голод и жажду. Голодна душа, которая не может обойтись без Бога, не может лишиться богатств Его, душа, которая не могла бы быть удовлетворена, если бы вы дали ей весь мир, но которая хотя бы немного вошла в слово: «Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" Жаждущая душа - это та, что не может быть удовлетворена, если не принесет Богу плод, что чувствует, что ее сердце, как сухая земля, пока не придет Тот, Кто обещал: "Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее» (Ис. 44.3). Или, как говорит Господь через того же пророка, уподобляя Его людей драгоценному винограднику, о котором Он заботится: "Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него" (Ис.27.3). И об этом была молитва пророка Аввакума, чтобы Он сохранил воды наши. Чувствуете ли вы когда, что Бог отступился от вас? Что вы не можете прийти к Нему, как прежде? Что у вас нет с Ним общения, которое было раньше и силой которого вы жили и любили Его, и держали Его и не позволяли Ему уйти? Это было общение, которое удивляло вас и наполняло, сокрушало и расплавляло, и делало счастливым без всякого сравнения; и вот это сладкое общение по большей части прекратилось. Теперь есть немного здесь и немного там, чтобы удержать вас от гибели, но богатство и величие Бога в общении Его милости и любви ушли от вас. Так "не оживишь ли Ты снова нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе"? 
Пророк описывает величие Бога и Его сияющую славу. Но перед ним предстают и картины опустошения, отсутствия всего, что нужно для поддержания жизни, покоя и комфорта. Он смотрит на запустение пред ним: "Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах". Подумайте о том, что будет, если все, к чему вы привязаны, опустеет, если все, что нужно, чтобы поддержать ваше благополучие, исчезнет. Нам трудно представить это для себя. У нас  есть хлеб насущный, у нас есть много благ и удобств, у нас есть друзья, семейная жизнь, общение и утешение со всех сторон, и мы уже не считаем это милостью. Но если все наше благосостояние уйдет, и окажется, что наш шкаф пуст, наш стол гол, что привычных занятий больше нет и запустение охватывает нас со всех сторон?
Вот тогда слово пророка вспыхивает верой. Его взгляд поднимается от пустоты и тьмы, и возносится к Богу, сотворившему небо и землю и все, что на ней, море и все, наполняющее его, к Богу, у Которого золото и серебро, и скот на тысячах гор, в Чьих руках все наши нужды и блага, к Богу, Которым пророк живет, движется и существует, от Которого он получил все свое благополучие, к Богу благодати, милости, любви и спасения. И его взор, который озарен светом, поднимается как на крыльях над запустением, среди которого он больше не может остаться, ибо видя Бога, он больше не видит нужды и нищеты, но вспыхивает в триумфе: "но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего". Хотя бы опустели моя земля и карман, я могу быть наполнен Богом, и последнее лучше первого. Запустение - ничто пред Тем, у Кого есть все, и Он есть все, что может быть необходимым и желанным. Это не пустые мечты, это великая реальность, о которой говорит Писание: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр.11.1). Если у вас есть эта вера, развиваемая и упражняемая в вас Богом, то независимо от всякого недостатка, который у вас может быть, независимо от трудностей, которые у вас есть или которые вы можете предвидеть и предчувствовать со страхом и трепетом, вы сможете сказать: Бога для меня достаточно.
Что-то вроде этого было, когда Бог пришел к Аврааму.  Он сказал: "Я Бог Всемогущий: ходи предо Мною и будь непорочен". То есть - если Я Бог самодостаточный, то ходи пред лицом Моим и будь искренним. Не думайте, что в этот момент Авраам мог сказать Богу: Господи, у меня есть все, что хочу, много скота, много слуг. Нет, поверьте, Авраам обращался к Богу, будучи опустошен пред Ним, и став Им удовлетворенным.
И в этот вечер я попытаюсь показать достаточность Бога во всем, что нам нужно для жизни и благочестия, и что нам понадобится в вечности.  "Но и тогда я буду радоваться о Господе". Пророк как бы говорит: эта бесплодная смоковница, этот увядший виноград, эти бесплодные поля, это пустое стойло не могут повлиять на меня так, чтобы угнетать меня; им не заставить меня задаться вопросом, что я буду делать завтра, ибо я верю в прекрасного и благого Бога, и потому буду радоваться в Нем.
В чем Бог достаточен? Он достаточен для нашей земной жизни. Наша жизнь здесь длится очень короткое время, но для нее Он является достаточным. Он говорит нам: если бы Я был голоден, Я не сказал бы, что золото и серебро, и скот на тысячах гор - все это принадлежит Мне.  Когда Моисей усомнился, накормит ли Святый Израилев народ в пустыне, Господь задал ему вопрос: разве рука Господня коротка? Он достаточен, чтобы дать нам все, что нам нужно, Он может раскрыться в полноте силы Своей и принести избавление, и даровать спасение Своим людям, когда они озадачены и молчат, и не в состоянии найти выход из какой-либо проблемы. Он достаточен для этого. И Он дал  прекрасные, благословенные и утешительные доказательства Своей достаточности, и мы можем быть лишь благодарны Ему за это.
Но Он достаточен и для духовной жизни, которая выше этой естественной жизни, которая продолжается, когда естественная жизнь прекращается и наши измученные тела сходят в могилу. Душа наша в Нем. Павел говорит: "жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге" (Кол.3.3). Вы мертвы сами по себе, но жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге, и для нее есть достаточность в Нем. "Я даю овцам Моим жизнь вечную, и не погибнут вовек" (Иоан.10.27). Не следует искать ее в другом месте. Может прийти суд, могут случиться неприятности, трудности будут сбивать с толку, враг может реветь и угрожать смертью, но Бог порой открывает нам ту полноту жизни, которая есть в Его возлюбленном Сыне, и говорит: "Я живу, и вы будете жить" (Иоан.14.19). "Я проведу вас до конца", говорит Харт.
И если народ Божий приходит к Нему за вечной жизнью, то он хорошо знает, что ни один человек не может сохранить жизнь своей души, и что "жизнь человека не зависит от изобилия его имения", но от Бога, и что жизнь, исходящая от Него, сообщается Его Духом. Грешник может сказать: если я мертв сам в себе, и смерть всегда при мне, то то буду радоваться тому, что Господь свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? Бог достаточен для каждого чада Его. Запас и полноту этой жизни Господь вложил в Своего возлюбленного Сына. "Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его" (1 Иоан.5.11).
И разве не является удивительно нежным тот путь, которым Его жизнь вступает в наши сердца - избавление из плена, возрождение души, укрепление веры, созидание нашей любви к Господу и надежды на Него, о которой говорил Петр, и веры в Бога через Воскресение Иисуса Христа? И каждому, кому все это дано, дается и свидетельство, что Бог является достаточным. Какая удивительная вещь, которая должна быть восстановлена в нас! Новая жизнь изливается на душу, как свежий дождь падает на иссохшую землю! Она наполняет нас, она формирует добродетель, как влага дает плодоносить корням деревьев и растений. Таким образом, новая жизнь, даже сообщаемая время от времени, созидает души людей Божьих в осуществлении веры, надежды и любви, и наполняет их плодами Духа, "плодами праведности Иисуса Христа к хвале и славе Божией" (Фил.1.11). И Господь достаточен, чтобы сделать эту жизнь сильной, пополнить, укрепить и возрастить ее, без чего вся наша почва теряет восприимчивость в очень важном и сладком смысле. Естественные люди, с их сильными страстями и природными аппетитами, испытывают страх Божий, если коснутся этих Божественных вещей, но если не говорить с ними об этом, то камни возопиют против них. Так является ли Бог достаточным для вас? То, что Он достаточен по существу, нет сомнений, но достаточен ли Он в вашем опыте? Считаете ли вы, что все, что нужно для вашего роста и хождения, достойного звания вашего, есть в Боге? Он достаточен для всего этого.
"Но я буду радоваться о Господе". Я буду радоваться Его власти. Силы Христа было достаточно для Павла в его скорби, и так дивно было для него то, что эта сила и власть вошла в его сердце и почила на нем, что он сказал, что он готов с радостью славить свою болезнь, чтобы эта сила могла почить! Насколько это лучше, чем поддерживать себя в немощи человеческими силами, тем духом, что заставляет нас иногда говорить: мы должны вынести все, значит, мы сможем! Насколько лучше сознательно почувствовать свое падение и слабость, ощутить скверну в нашей природе и нашу зависимость от Господа, и обратиться к Нему, чтобы Он поддержал нас! "Утверди шаги мои на путях Твоих, да не поколеблются стопы мои" - вот молитва, которая имеет отношение к силе Христа. Верите ли вы, что Господь может держать вас в Своей власти от колыбели до могилы и дальше? Вы верите, что эта сила может поддерживать работу благодати, которая началась в вас? Что она может время от времени так укреплять и упражнять ваше доверие ко Христу, чтобы вы могли вести внутреннюю войну, даже когда она кажется неравной, и верит, что если ваш противник дьявол, ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить, Бог не допустит ему пожрать вас, ради великой державы Своей, что покрывает вас своим щитом? И буду радоваться в этом! Ибо "когда я немощен, тогда силен", пишет Павел. Наставляя Тимофея, он говорит: "Ты же, сын мой, будь силен в благодати, которая во Христе Иисусе". И эта благодать, эта сила во Христе Иисусе предназначена для нас в беде, в тесноте, под крестом, среди конфликтов и раздоров, там, где в противном случае всего этого будет слишком много для вас.   
Эта сила Христа делает каждого, в ком она осуществляется, более чем победителем. Буду же радоваться тому, что есть власть в драгоценном и вечно милостивом Господе Иисусе. Хотите ли вы этой власти? Кто был Тот, Кто разбил скалу в пустыне, и Сам есть Скала, на которой все еще стоит Церковь? Кто был Тот, Кто послал воды, хлынувшие для народа, чтобы утолить его жажду? Кто посылал манну каждое утро, чтобы удовлетворить его голод? Кто вел Свой народ ночью в столпе огненном, и днем в столпе облачном? О, это был благой Бог, Которому пел Израиль, когда был переведен через Красное море!  И из этой же благословенной Скалы истекала для всей Церкви та же небесная пища Христа, которая для нее достаточна. Это отвечает нуждам всех голодных людей, которые жаждут Бога, алчут и жаждут праведности. Бог отвечает им таким образом, что когда они видят свое бесплодие, безжизненность и неверие, и весь мир для них становится пуст от всего, что желательно для их души, тогда они могут быть привлечены сказать с благим духовным упованием: "но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего", ибо Он могуч, всемогущ, чтобы спасать, всемогущ, чтобы поддерживать, всемогущ, чтобы вести нашу войну, всемогущ, чтобы провести нас с честью через все трудности и открыть нам пути утешения в скорбях. Как же велик наш Бог! Это Бог, Которому мы поклоняемся, ибо Он вседостаточен. Как поется в гимне: "Ибо полнота пребывает в Иисусе, нашем Главе, и она восполняет наши нужды". И если вечному Духу угодно открыть эту полноту для нас, мы почувствуем эту истину и войдем в нее как свою. "И тогда буду радоваться о Господе". Отчаяние не может прийти к вам сверх вашей веры. И вы никогда не можете отчаяться, если  вы увидите для себя достаточным могучего Спасителя, сияние Которого явит вам источник Его мощи.
И не только это, но вы обнаружите, что время от времени вы сможете взирать на Него в тех вещах, которые особенно необходимы вам и которые постоянно не удаются, и в своих падениях. Например, в том, что Он есть Бог милующий! Он умножает помилование, и нам это необходимо, ибо изо дня в день мы падаем, совершаем ошибки и оскверняем себя. Это осквернение гнетет всех, кто его чувствует, ибо оно отчуждает нас от Бога. Вы понимаете это? Вы можете сразу почувствовать, как дурно то, что вы сделали?  Если вы действительно чувствуете свое осквернение и страх Божий, если вы упражняете свою веру, то вы знаете, что у вас есть только один путь назад к Богу, от которого вы отошли в своем сердце - путь Крови вечного Завета. Нет никакого другого пути назад. Источник для омытия греха и нечистоты открыт (Зах.13.1), и этого достаточно. Все, что есть в вас самих, вы найдете недостаточным для этого, и особенно когда провидением к вам придет некая беда, и совесть скажет: все это вы заслужили, и многое другое, это правда, и от этого обвинения вам не оправдаться! Лучшая вещь, которую вы можете тогда сделать - это не слушать отговорки, исходящие вашего сердца, а просто прийти ко Господу. Когда вы чувствуете, как приходит беда, и слышите голос: "Ты заслужил это", скажите: Господи, я слышу голос Твой и боюсь, боюсь того, что грядет. Не помяни же мои беззакония, не воздай мне по грехам моим, вспомни о милости Своей. И в этом случае, когда совесть говорит с вами честно, то и Святой Дух учит прибегнуть к источнику, открытому для омытия греха и нечистоты. Я не могу выразить то, что чувствуете вы, но я скажу, что я знаю и чувствую, ибо ощущаю отступление от Бога, что есть в моем сердце.  Как редко мы находим, что наши привязанности  даже на короткое время фиксируются на Господе! Как часто мы отходим от Него! Вы смотрите на то, что подбрасывает пред вашими глазами искуситель, и ваше сердце пошло в сторону. Это не мелочь, это очень серьезная вещь, ибо каждый человек так чувствует. Беды приходят к самым лучшим из вас. Вы начинаете беспокоиться, и зная, что может быть иначе, чем с вами, смотрите на проблему: откуда она? Совесть может сказать: вам это нужно. Тем не менее, вы можете снова и снова попробовать запугать, растоптать совесть, на время, пока Святой Дух не коснется вас действенно, а затем вы чувствуете это и можете сказать: Господи, я слышу голос Твой и боюсь. Пойду к своей башне, буду стоять у часов и ждать, что скажет Господь, и что я отвечу, если я упрекал Его? И когда Дух Святой принесет вам то, после чего нечего больше ждать, этот Источник омытия греха и нечистоты, вы скажете: теперь есть путь назад, хотя все потоки моих слез не искупят ни одного греха!
Это путь искупления Иисуса Христа, и возрадуемся ему! Мир пуст, наше сердце пусто, здесь нет ничего, чтобы питать веру, все скорее содействует смерти и рабству. Моя душа будет радоваться лишь мощи той Крови, которой Бог приобрел Церковь Свою, и я буду взирать на Него, чтобы тем самым восстановить мою душу, чтобы Он очистил и возвратил меня и дал почувствовать присутствие Его, Благого, чтобы я поклонился Ему и служил Ему в обновлении духа, а не по ветхой букве.
И буду радоваться в завете Бога, в союзе, в котором могу быть уверен. Мы сломали наш завет, мы принесли смерть и разрушение себе, нарушив его. Теперь говорит Господь: "Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа ", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более" (Иер.31.31-34). И что здесь дано Господом? Две непреложные вещи, в которых невозможно Богу солгать, чтобы мы, виновные твари, чуждые всякой благости, могли иметь сильное утешение. Эти две непреложные и утешительные вещи - это обетование и клятва Бога. Он не нарушит Свое обетование из-за наших пустых, неверующих сердец, и при всей нашей готовности сомневаться Он подтвердил Свое обетование с клятвою,  и как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою. Он сказал: благословляя, благословлю тебя. Взгляни на это и скажи: но, Господи, посмотри на то, что я сделал. Я смотрю на это; Ты хочешь? И Он говорит: беззакония твои и грехи не помяну более. Сие есть Мой завет и обетование: вложу закон Мой в сердца их и напишу в умах их, и Я буду им Богом, и они будут Моим народом. Это даст Его людям ходить в Его любви и силе. Это ярчайший свет, который, как солнце на рассвете, входит в душу и освещает самые темные места в сердце, и учит, Кто есть Бог, и это научение заставляет душу преклониться и пасть пред Ним. Это удаляет небрежность, это убивает власть неверия, это заставляет сердце быть верным своему Богу, это дает грешнику сказать: нет ничего достойного доверия, кроме Бога, никто не может мне помочь, кроме Бога, никто не может привести меня к Нему, кроме Его Самого, никто не может удовлетворить мои нужды, но только Бог, и Он может сделать все". И буду радоваться о Господе, хотя бы опустела вся земля! Буду радоваться о Нем, ибо хотя бы исчезло  все, что необходимо для пропитания, Он остается. И Он остается верен завету, который дал нам. 
Но найдете ли вы Его достаточным в любое время? Считаете ли вы только такую веру способной приблизить вас к Нему?   Можно было бы полагать, что Аввакум пришел очень близко к своему Богу в это время. Можно сказать, таким образом, что вера как бы перепрыгивает через все запустение на земле, чтобы достичь Бога, и один из главных путей для этого - это пустыня, засуха и смерть. Вера вступает в свои права именно в этот момент, ибо она есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. "Но я буду радоваться о Господе".   
Есть много того, что угнетает вас, и это чувствует в себе каждое дитя Божие. Мир беззакония удручает нас, и мы не можем уйти от него. Все арминиане глупы, призывая людей сделать это, и не допуская, что это невозможно. Но так никуда не годится. Душа жаждет иметь драгоценную веру, жаждет благости Бога, Который говорит: "Придите ко Мне", а нам говорят, что человека для этого достаточно. Бог являет Себя достаточным для всех наших нужд, для всех наших стремлений, достаточным для жизни, достаточным в скорбях, среди запустения, голода, жажды, искушений, войны и смерти, и достаточным для вечности. И все же бедное, неверующее сердце говорит: о, что мне должно делать, если я потеряю такого Друга? Что мне делать, если этот поток иссякает? Что мне делать, если я потеряю и небесное и земное? Это то, что говорит бедное неверующее сердце, и вероятно, много таких сердец может сказать: это именно мой случай. Поэтому, друзья мои, все, что вам нужно - это не уверенность того, что этот поток останется, что отношения с Богом будут продолжаться. Это не то, что необходимо. Все, что необходимо - это то, чтобы Святой Дух явил вам Бога. Буду радоваться о Господе. Что, со всей этой пустотою? Да. Пророк увидел, что его Бог достаточен. Благодать спасает тебя от твоих страхов, закон осудит твоих врагов, мудрость Божия будет вести тебя среди твоих недоумений, милость утешит тебя в твоих временных страданиях, благость приведет тебя к покаянию, и поставит завет пред тобою, и познаешь, что Он Бог! Бог, бесконечный в Его благости, милости и милосердии! Так мы строим, если строим по благодати. Мы хорошо укоренены и утверждены, если утверждены в Иисусе Христе. Какой вред может быть причинен нам тогда, чья воля может погубить нас, какой яд может убить, как дьявол может низвергнуть нас, если мы укоренены и утверждены здесь? Несомненно, что тогда пророк был достаточно укоренен и утвержден в своем благом Боге, чтобы его вера вознесла его над временными вещами и привела его на это дивное место.
Некоторые из нас, возможно, пришли с проблемами в наших домах, возможно, они живут, даже здесь каждую минуту размышляя об этих проблемах, и вы можете сказать: "Что же нам делать? Что с нами будет? Как нам пройти через это?". Вам нужно только одно: пусть Бог даст вам драгоценную веру в Него! И если вы получите это, вы действительно сможете сказать: Бога достаточно для меня, для моей жизни и моих бед! Может быть, Ему будет угодно явить Себя нам. Все Его неисчерпаемые сокровища, все блага, которые Он может дать нам - здесь, в Его возлюбленном Сыне во плоти. Мы молим Святого Духа сказать Свое доброе и полное слово для нас, чтобы мы вместе с пророком могли воздать хвалу Богу нашего спасения, и обнаружить, что наши ноги стали подобны оленьим, чтобы взойти вместе с Ним на высоты. Аминь. 

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии