Записки ученого гастарбайтера. Часть 2

В воскресенье я традиционно езжу в гости к своим друзьям-коллегам домой. Были времена, когда они уезжали на несколько дней по своим делам и оставляли меня жить в их доме, чтобы его сторожить. Ну, и собаку надо выгуливать и кормить, да еще кошка, которая гуляет сама по себе, но кушать приходит. С тех пор прошло много лет, сейчас у них на руках внук и уезжать они не могут. Но в гости по воскресеньям я к ним продолжаю ездить. Я приезжаю сам на междугороднем автобусе, хотя едет он всего 35 минут, это намного меньше, чем в Москве по городу. Но Гренобль -- городок небольшой, а потом он плавно перетекает в цепочку других городков, которые группируются вдоль дороги, а дорога идет по долине между двумя высокими горными хребтами.

С утра было немного времени, и я решил попробовать починить новый рюкзак. С своему удивлению это мне удалось. Я просто пришил молнию к ткани, после чего она стала нормально работать. Но только один замок из двух. Один замок успел соскочить с молнии и посадить его обратно простым способом было невозможно. Надо было расшивать швы в торце и вставлять замок, потом зашивать снова. Но я решил, что мне хватит одного замка, а второй надо разогнуть и отцепить. Для таких операций я всегда беру с собой острогубцы. Они похожи на ножницы, но не режут, а прижимают, и их можно просунуть в любое небольшое отверстие.

История покупки этого прибора не стандартная. В 1998 году жена прилетала ко мне в гости в Гамбург. И в самолете давали рыбу с костями. Одна косточка воткнулась ей в горло и беспокоила, а вытащить ее она не могла. Было воскресенье, языка не знаем, куда идти. Я собрался сам вытащить косточку, но пинцета нет. Тогда мы пошли в магазин. Пинцета мы не нашли, магазин был большим супермаркетом. Зато мы нашли эти самые острозубцы. Мы их купили и потом я очень легко вытащил косточку этим прибором. С тех пор острозубцы помогали не раз и позволяли выполнять самые разные операции.

Вот и теперь, я поддел замок молнии за край и решил его отогнуть. К моему удивлению замок гнуться не стал, он просто сломался. У меня сложилось впечатление, что эти замочки уже не железные, хотя выглядят как железные, а сделаны из какой-то пластмассы. Сейчас научились так делать все вещи, что они ничего не стоят, но зато и ломаются даже если на них просто чихнуть. Как бы там ни было, но рюкзак снова стало можно использовать.

Когда пришло время согласно расписанию автобуса, я вышел на автобусную остановку и поехал. Передать словами особенность тех мест очень сложно. Горный хребет Шартрез -- это просто вертикальная гранитная скала высотой больше 600 метров на середине высоты, снизу и сверху менее отвесный подъем, но тоже очень крутой, а общая высота около 1000 м, и все это выглядит как огромная ступенька лестницы. С другой стороны долины горы менее крутые, но более высокие, там дольше лежит снег и они тоже внушают уважение. Дом Снигиревых находится близко как раз к крутому краю, но не совсем близко. А есть дома, которые стоят прямо у подножия. На вершине горы есть площадки с которых прыгают в пропасть любители летать на парапланах.

Автобус высаживает меня на их улице в городке Сан-Тими, так они произносят, на самом деле это Сант-Измир (святой Измир). По улице надо идти наверх. Хотя в самом низу подъем наименее крутой, однако он есть и весьма существенный, поэтому идти тяжело. Тут пешком практически никто не ходит, у всех машины, и это не роскошь, а суровая необходимость. Пешком ходят только приезжие гости, такие, как я. Я уже давно все знаю: какая моя остановка, куда и как идти, где узнавать расписание автобуса и как его читать. А когда-то все было впервые и было много конфузов.

Та собака, которую я выгуливал, когда жил у них в доме, давно умерла от старости. Они завели новую собаку, назвали ее Руся. А в этом году умерла от рака и вторая собака, и у них появилась третья собака, совсем молодая. Мне предстояло с ней знакомиться. Я был сильно удивлен, когда увидел, что новая собака, как две капли воды похожа на старую, только зовут ее теперь Ася. Но так как собака неопытная и может убежать, то калитку я не открывал, ждал хозяев. Долго ждать не пришлось. Собака быстро меня обнюхала в присутствии хозяина и знакомство состоялось. А мне было совсем просто, я видел как будто старую собаку.

Я решил приехать пораньше, взял с собой свой ноутбук и попросил подключить меня в интернет. Это быстро получилось, я проверил почту, потом отправил кое-какие письма, скачал кое какие файлы по ссылкам, что мне прислали и еще успел поработать над старой статьей по своей программе. Возможно эта статья понадобится в Гданьске, так как там в основном будут теоретики и им надо будет объяснить мои методы работы. Было 5 мая, пасхальное воскресенье, и семейство Снигиревых ожидало гостей. Я уже видел у них в доме почти всех русских, работающих в ESRF.

Но выбор гостей меня все же удивил. Были супруги Рогалевы, Кристина с мужем французом и тремя детьми, все мальчишки, причем младшему было 2 месяца, и молодая пара, которую я видел впервые. Как выяснилось, не один я. Эта пара мне понравилась, очень бойкие и парень и девушка, но познакомиться поближе не удалось. Остальных я знал раньше. Фокус в том, что в прошлые годы Снигиревы сторонились Рогалевых, у них были другие друзья, с которыми они приехали и начинали. Но время идет, и приоритеты меняются.

Да я и сам как-то чаще стал общаться с Андреем Рогалевым, хотя соавторами мы не стали. А было время, когда он невольно тормознул нашу статью с Сашей Чумаковым, моим вторым соавтором на ESRF. И я какое-то время был на него обижен, хотя он ничего плохого не сделал. Его рецензия была вполне разумной и я даже учел его замечания, когда переписывал статью в другой журнал. Но там в целом была очень неприятная скандальная история, рассказывать которую здесь не в тему.

С Сашей Чумаковым я работать перестал несколько лет назад, так как уже нет сил тянуть много лямок сразу, да и стимула нет. С Сашей мы все же общаемся, и он мне помогает по банковским делам, так как много лет является моим доверенным. Я, как иностранец, не могу иметь счет в банке, если у меня нет доверенного, а без счета возникают очень большие проблемы с выплатой командировочных денег. Счет мне открыли еще в 1995 году, когда я работал по контракту на полгода.

Про других людей я много писать не буду. Во-первых, я не все знаю и могу наврать. Во-вторых, люди живут и писать про них за глаза неправильно. У Кристины старший сын почти ровесник внуку Снигиревых, и на этой почве они сблизились. Она интересная женщина, и я никак не ожидал, что она в короткие сроки родит троих детей. Я с ней познакомился, когда был всего один ребенок. Мы посидели за столом, съели много всякой вкусной еды, связанной с пасхой, обменялись новостями, выпили разного вина и водки.

За столом было два француза, не знающих русского языка. Как я понял, второй француз был приятель Ани, дочери Анатолия и Ирины. Сама она нашла работу в горнолыжной зоне французских Альп и живет там, приезжает только на выходные, а ее сын ходит в школу в Гренобле, и живет с бабушкой и дедушкой. Поэтому разговор шел на русском языке, который в любой момент переходил на французский, а те, кто плохо знал французский, типа меня, переходили на английский.

Местные русские ученые все обязаны знать три языка, и им это необходимо каждый день. На ESRF работает очень много иностранцев, в основном немцы, но есть и итальянцы и другие национальности. И там все иностранцы на постоянной основе посещают бесплатные курсы французского языка. У Снигиревых первой выучила язык дочь, она тогда еще была школьницей. Затем Ирина, а вот Анатолий до сих пор знает французский язык не полностью. У него нет времени учить, да и не нужно. Ирина все вопросы по хозяйству решает сама.

Как обычно, меня назад кто-то отвозит на своей машине. На этот раз это были Рогалевы. Они живут по другую сторону от Гренобля, и им все равно ехать через центр. На середине дороги они меня высадили. Поздно вечером тут транспорт не ходит, и часто сам Анатолий отвозил меня на своей машине. Но это бывает лишь тогда, когда больше никого нет. Без собственной машины здесь жить очень неудобно, все же это не Москва, где метро ходит до часу ночи, а автобусы еще позднее. Хотя по городу трамваи тоже допоздна ходят, но за городом вариантов нет.   

Так как гости долго не засиживаются, вернулся я относительно рано, записал кое что из этих заметок, которые вы читаете, и лег спать. На всякий случай поставил будильник, но он не понадобился, я сам проснулся рано. Ведь в Москве время идет на два часа быстрее, и я еще не привык. Когда в Москве 9 часов утра, здесь только 7. За что я всегда не любил ездить во Францию, так это за необходимость жить строго по расписанию. С утра каждый день одни и те же процедуры.

Первым делом надо сразу включать плиту, она очень долго разогревается. Затем нарезать еду и выложить ее на сковородку. Пока еда готовится можно умыться и что-то приготовить из того, что я беру с собой. Было время, когда я ходил на обед в ресторан. Хотя это дороже, но нам говорили, что неприлично экономить, надо жить как все. Неудобство в том, что здесь обед начинается очень рано, вероятно люди приезжают голодные или рано начинают работать. В конце концов, я решил, что нет ничего неприличного, если я не буду ходить в ресторан. И я перестал. Мне реально удобнее есть по чуть-чуть много раз, чем наедаться один раз.

Да и после операции по удалению желчного пузыря, в котором были камни, это полезно с точки зрения медицины. Я беру с собой пару бутербродов, примерно 350 грамм молока в бутылке, яблоко и салат, а остальное как неприкосновенный запас, то есть сухари, шоколад. Его я никогда не съедаю, просто на всякий случай ношу с собой. Яблоко я тоже не всегда съедаю днем, часто оно остается на вечер. Зато я привык плотно и полноценно завтракать. В командировке завтрак у меня -- основная еда. Вечером я пью кофе, ем жидкий творог, хлеб (сухари), джем, сыр и так далее.
      
В понедельник с утра надо было сделать важные операции. Первая -- это заплатить за отель. Деньги я приготовил заранее, но надо кого-то застать на регистрации, ведь они постоянно не сидят, только по утрам. Так и есть, негр, который меня вселил, был на регистрации. Я отдал ему деньги, и он мне отметил квитанцию. Раньше деньги принимала хозяйка, красивая женщина моих лет. Потом чаще это стала делать ее более молодая сестра. Первая не знала английский язык, и с ней мне было трудно, приходилось реально учить французский. Молодая английский язык знала, и с ней было проще.

Потом они наняли этого негра, который у них работает много лет. Мы тоже давно и хорошо знаем друг друга, но раньше негр деньги не принимал. Теперь кроме него я никого не вижу. Куда делись женщины пока не понятно. Итак, освободившись от денег, я пошел пешком на вокзал и купил 30 билетов на автобус. Дешевле покупать сразу много. Оказалось, что билеты почти не подорожали, одна поездка стоит чуть более 1 евро, если покупать сразу 30 билетов. Реально они дают 3 картонки, каждая на 10 поездок. Картонки надо вставлять в автомат и он пробивает дату и время.

Сейчас в Москве стала такая же система, но у них она и 15 лет назад была, когда в Москве все было по другому. Интересно, что один год они поменяли тип билетов и кассовых аппаратов. И мои старые билеты, купленные год назад оказались не действительны. Но и это они учли. Эти билеты можно было бесплатно обменять на новые в доме Туриста, есть у них такой дом в центре, что я и сделал. Это очень удобная система, когда билеты действительны бесконечно долго. То, что делается в Москве, когда билеты действительны не более месяца -- это большевисткий беспредел.

Русская православная церковь веками учит обращаться с людьми как со скотом. За Западе в церквях есть скамейки и сама молитва идет как игра. А в России все стоят и попы просто унижают прихожан своими процедурами. А потом то же самое происходит в обычной жизни, но на этот раз над людьми издеваются чиновники. Это больной вопрос для России: почему при огромных богатствах, огромной территории, народ бедно живет, а преступность чиновников и лихих людей не наказывается. Потому что всех воспитывают в смирении. А те, кого забыли воспитать, не знают меры в своих грехах.

Большевики, как новая религия, ситуацию не исправили, а просто чуть изменили. Впрочем люди делятся на тех, кто всегда и везьде живет хорошо и тех, кто всегда и везьде живет плохо. Так всегда было и так всегда будет. По крайней мере в России.

Первые два дела прошли гладко, можно было ехать на работу. Там я пообщался поначалу с Анатолием, он рассказал новую порцию интересной информации, но я знаю уже, что мне надо пройти инструктаж по технике безопасности. Они совсем перестали меня обслуживать, все приходится самому. В 10-40 я сказал, что пойду узнаю как с этим, ведь меня так никто и не пригласил. Зашел в офис к Лейле, ее опять нет, но есть другой парень, он сказал, что инструктаж уже идет, и я побежал туда.

Я немного ошибся, думал что они начинают в 11 часов, оказывается -- в 10-30. Но ничего страшного, я зашел, сел, попросил стопку распечатанных слайдов, все выслушал мимо ушей, так как слушаю каждый год. У них срок действия инструктажа -- год, и я как раз приезжаю через год. Самая главная операция -- записаться в список (меня никто не записывает, приходится дописывать себя ручкой, это уже тоже много лет повторяется) и расписаться. Это необходимо, чтобы на мой пропуск открыли доступ к святая святых - экспериментальный зал.

Мне вообще-то туда не надо, но иногда бывает полезно иметь туда вход. Раньше там по кольцу даже можно было на бесплатном велосипеде прокатиться. Но потом от велосипедов отказались, и все стали ходить по кольцу пешком. По окружности кольцо имеет длину примерно километр. Рядом, за стеной, там есть вакуумная труба, в которой в почти полной пустоте (вакууме) летают электроны со скоростью лишь чуть-чуть меньше скорости света. На поворотах они излучают синхротронное излучение, которое в самой своей яркой части спектра является рентгеновским.

Были годы, когда я не проходил инструктаж, и не имел пропуска на кольцо, но это не удобно, и я решил, что надо проходить. Инструктаж -- последняя обязательная операция. Дальше только работа по собственному плану. Точнее по плану, который я согласую с моими коллегами друзьями, которые меня приглашают. Но есть у меня еще и свои планы. В первый день я обычно копирую себе информацию о цитировании моих статей. Эта информация платная, и в нашем институте ее получить нельзя, так как он не платит.

А ESRF платит, и у них информацию получить можно. Второе дело -- это скачивать научные публикации, чем больше, тем лучше. У них это опять бесплатно, а у нас на журналы по моей специальности скачать ничего нельзя. Правда можно почитать аннотацию, и если статья необходима, то можно кого-то попросить, он скачает и пришлет. Я так давно поступаю. Ну, а тут можно самому скачать почти все, что есть интересного. Но на это уже уходит много времени, да и последние годы я стал халтурить. Не успеваю я следить за всем, да и не очень нужно.

Гораздо важнее послушать то, что расскажет Анатолий. Писать он не любит, а вот рассказывает охотно, фактически за этим я сюда и приезжаю. Но и мне тоже приходится рассказывать немало. Я конечно могу написать, но читать они тоже не любят, не хватает времени, они любят слушать и сразу думать и обсуждать. Одного месяца общения, в принципе, хватает на год, потому что научная работа быстро не делается. Слишком много всего надо знать и уметь, да и не все сразу получается, часто приходится переделывать.

С русской клавиатурой вопрос решился просто: я заметил клавиатуру у Анатолия в кабинете, на полке. Было видно, что он ей уже не пользуется и даже забыл про нее. Я ее попросил, он мне ее дал, и она оказалась вполне нормальная, только одна буква "у" потеряла подпись, остальные еще нормально читались. Поэтому я не стал возить свой ноутбук на работу, можно было вполне работать на казенном компьютере с подключением моего внешнего винчестера.

Вторник уже был нормальным рабочим днем без административных нагрузок. С утра пришло относительно много почты, на что-то я сразу ответил, что-то уничтожил как спам и кое-что еще осталось. Я пошел к Снигиревым в кабинет, хотелось все таки узнать, что им в первую очередь от меня надо. Раз они меня приглашают, то надо делать какую-то полезную для них работу. Так получилось, что я просидел там за разговорами половину дня. Опять узнал много интересного, и все же определил для себя что надо делать в первую очередь.

Вернувшись на свое рабочее место, я обнаружил новые письма в почте. На написание ответов на все письма ушел весь остаток рабочего дня. Ведь свою работу я могу делать и вечером в гостиннице, а интернета там нет, поэтому ответы на почту имеют более высокий приоритет. В Москве я уже привык, что интернет постоянно на связи, а тут не так, и это уже воспринимается как недостаток. Одно из писем было от одного моего знакомого по переписке. Его зовут Эрик Гаузер и он живет в Баку. Мы никогда не виделись, познакомились через интернет, я ему первый написал, он мне ответил, а потом он стал мне отвечать с интервалом примерно в неделю, а я привык сразу отвечать.

Мы обменялись уже более чем 500 писем, то есть переписка длится более чем 500 недель. Иногда перерывы были и больше, но никогда меньше. Все началось с того, что я придумал свой собственный язык программирования. И стал искать людей такого же типа. И вот нашел его. Он тоже придумал свой язык программирования. Но он его зарегистрировал и больше менять не стал. А я продолжаю и менять, и использовать свой язык. Кроме вопросов о программировании мы стали обсуждать много других вопросов.

Оказалось, что у нас разные взгляды на жизнь, но умение писать и аргументировать свои убеждения делает дискуссию интересной для обоих. Кроме того, у нас у обоих много сайтов в интернете, и мы обмениваемся опытом. Кое-что он знает лучше меня, кое-что я знаю лучше него. Мы оба написали собственные программы редактора текстов, и в некоторых каталогах программ они даже стояли рядом. Так просто случайно получилось.

К концу дня выяснилось, что я сильно устал. И тому есть одна причина, которая для меня часто превращалась в проблему. В этой фирме много офисов без окон, должна работать вентиляция, но ее надо настраивать. Сейчас я сижу с молодыми людьми, у которых нет проблем иметь свежий воздух. А мне это необходимо, атеросклероз меня достает уже 15 лет. Бывали времена когда совсем плохо было. Сейчас я стараюсь следить за собой, и не сильно уставать, да и вентиляцию настраивать. Без кислорода меня надолго не хватит. Надеюсь в будущем работа будет не такой напряженной, и я смогу делать перерывы на прогулки.

Вторая проблема в том, что май тут оказался очень холодным, особенно по ночам. В этом году какая-то очень поздняя весна. Окно все равно надо открывать, батареи уже не топят, а одеяла летние. Приходится спать в одежде, а вечером одевать на себя почти все, что есть. Впрочем это тоже не ново. В один год, когда я ездил, начиная с апреля, даже снег выпал 18 апреля. И это в городе недалеко от Ниццы. Причина простая: вокруг горы, на вершинах которых лежит снег. Он тает только к концу июня и сразу становится очень жарко. Пока снег не растаял всегда есть прохладный ветерок.

В начале мая много праздников. После двух рабочих дней снова наступили два выходных. А именно, 8 мая французы отмечают День Победы, а 9-го еще что-то отмечают. Это уже многолетняя традиция, что Снигиревы приглашают к себе домой на 8 мая очень много русских людей, работающих на ESRF. Для этого у них даже отработана методика. Вообще-то у них с самого начала на участке была беседка. То есть крыша и стены по пояс, внутри стол и лавки вокруг, а также большой мангал, или как это называется. То есть прибор, который позволяет готовить еду на углях и на решетке. Первоначально мы там и сидели, даже если дождь.

Когда они приехали в Гренобль, то первое время снимали квартиру. Но когда получили постоянную позицию, то решили, что выгоднее взять кредит и купить небольшой дом с участком, хоть и далеко от работы. Плата за кредит не больше, чем кварплата, но зато они получают в собственность дом, хоть и платят за него много лет. Деньги просто вычитают из зарплаты, так что они их просто не видят. Они уже полностью выкупили дом и даже купили квартиру дочери, но в Мейлане, ближе к Греноблю и опять в кредит. За эту квартиру им еще долго придется платить.

Постепенно народу на праздник стало приходить больше, и они купили складной шатер, это как бы матерчатая крыша на алюминиевых столбах. Весь каркас складывается и разбирается в пачку труб. Под этот навес ставится второй стол. А старый мангал уже плохо работает. Они купили новый, типа походной кухни на колесах. Народу приезжает так много, что сидячих мест все равно не хватает, и многие стоят и ходят по принципу фуршета. Посуда одноразовая, пластиковая и бокалы принято подписывать, чтобы не перепутать.

В другие дни они тоже иногда приглашают гостей, но уже намного меньше, и для этого у них есть большой стол под навесом рядом с домом. Я все это много раз и давно фотографировал, но фотографий в интернете пока нет. Еще у них есть большой стол для пинг-понга, и за ним весь вечер кто-то играет. И для меня это тоже важно, потому что я всегда там играю, и есть проблема найти сильного противника, так как я всех обыгрываю.   

На этот раз было много новых для меня людей. За 18 лет, что я езжу в ESRF, на моих глазах прошло очень много разных людей. Многие работали там по контракту ограниченное время и потом исчезали. Вместо них появлялись новые. Вот и на этот раз тоже было много новых, но были и старые. Годы проходят, молодежь женится, рожает детей, а старики обзаводятся внуками. Вообще-то я не напрасно выбрал месяц май для поездки, а из всех впечатлений мая празднование дня Победы 8 мая -- всегда на первом месте.

В этом году все было очень удачно. Стояла замечательная летняя погода. Я нашел пару сильных противников для игры в пинг-понг. Самым сильным оказался новый друг Ани, дочки Снигиревых. Он француз и даже английского языка не знает. Ну, счет до 10 я еще по французски знаю, и первоначально мы играли по новой системе до 11 очков. А потом он предложил сыграть по старой системе до 21 очка, и второй десяток мне считать было сложно. Я у него и выигрывал и проигрывал, но игра была на пределе умения, с остальными я играю в четверть силы.

Также я узнал много интересного как от молодежи, так и от людей постарше, там были разные возрасты. Всего не расскажешь, да и не нужно. В принципе там всегда было интересно, но вчера чуть лучше, чем в другие годы. Я сделал несколько фотографий на смартфон. Снигирев мне установил свой wi-fi на смартфон, и в конце дня я обнаружил новое письмо. Оно и сейчас есть только на смартфоне, а вот соединить смартфон с моим нетбуком я так и не научился. Надо было в Москве что-то сделать, но не успел. Впрочем в Москве это не актуально, а тут связь есть на работе.

Вечером, в конце дня, осталось мало народа, и все вытащили свои приборы и стали ловить через wi-fi свою любимую музыку на ютубе, кому что нравится. Музыка через громкие динамики смартфонов была вполне слышна всем. Вообще надо сказать, что смартфоны прочно вошли в жизнь здешних русских физиков, они есть у каждого. Я себе смартфон купил только недавно, зато самый крутой. И для меня это пока просто новая игрушка.

Ухудшение погоды предсказывали к концу дня, но дождь начался практически уже в начале ночи, когда стало совсем темно, и все разъехались по домам. На следующий день 9 мая дождь лил практически весь день с небольшими перерывами. Я весь день просидел в номере. Было удивительно, что после интенсивной игры в пинг-понг болели руки и ноги, и вообще хотелось спать. Кажется я даже немного вздремнул днем. Но, в основном, я писал письма и работал.

За прошлый год (от мая до мая) я сделал одну работу по изображению фотонных кристаллов с помощью рентгеновского излучения. Снигиревы занимаются этой темой уже несколько лет, я об этом знал и специально решил попробовать что-то сделать. Кое-что получилось. Оказалось, что им была интересна такая разновидность фотонных кристаллов, которую я еще не рассматривал. Чтобы продолжать работу мне первым делом надо было вспомнить что же я уже сделал.

Это всегда проблема. Когда делаешь много дел сразу, то быстро все забывается. А документация пишется фактически только при втором обращении к теме, так как в первый раз хочется побыстрее получить результат и записывать подробности идей и методов нет желания, просто жалко времени. Потом приходится заново разбирать уже написанный код и записывать то, что понял. Вот эту работу я и проделал. Вечером посмотрел фильм "Время счастья 2", а первый фильм "Время счастья" я просмотрел перед сном 8-го мая, после возвращения от Снигиревых. Оба фильма мне понравились, но первый больше.

Эти фильмы я скачал с Ютюба еще в Москве, но смотреть не было времени. Я так и рассчитывал, что посмотрю в Гренобле. Я так делал и в прошлые годы. Это лучше, чем смотреть французский телевизор. Первые годы мне было тяжело во Франции как раз потому, что я практически не слышал русской речи, а французскую не понимал. Теперь у меня с собой большое количество кинофильмов на русском языке и проблемы нет. Я как бы временно снова оказываюсь в России.

10 мая -- третий и последний рабочий день недели. Дождь перестал, но было пасмурно и ветрено. Я строго по расписанию приехал на работу и просидел весь день на месте, занимаясь разработкой новой модификации программы расчета фотонных кристаллов. Все, что я наметил сделать, я сделал, все проблемы решил и достаточно быстро, хотя порой и приходилось долго думать.

У некоторых людей бывает так, что они не могут решить какие-то задачи, сколько бы ни решали. Они тратят недели на решение задачи, хотя все можно сделать за пару часов. У меня такого никогда не было, я всегда и достаточно быстро решал все задачи по программированию. Конечно к старости накопился опыт, в первые годы было труднее, но принципиально непреодолимых проблем не было никогда.

Я стараюсь не просто решить любую задачу, а решить эффективно. В данном случае я решил ее не совсем эффективно. Дело в том, что я разработал свой собственный язык программирования ACL и стараюсь все программы писать на нем. А если что-то не получается, то придумываю новые алгоритмы и новые команды языка. А данную задачу мне полностью решить на ACL не удалось. Я написал две программы, основную на ACL, и еще вспомогательную на стандартном языке программирования, который называется  Java. Фактически интерпретатор ACL тоже написан на Java. Но это одна очень большая программа.

Хотя решение получено, и, в конце концов, только это имеет смысл, я поставил себе новую цель попробовать развить язык ACL таким образом, чтобы на нем можно было эффективно решить всю задачу целиком, без вспомогательных программ. Но это потом, а после рабочего дня я вдруг решил пройтись домой пешком по маршруту вдоль реки Изар. Это красивая дорога, и когда то я по ней ездил на работу и с работы на роликовых коньках. Но там не очень качественный асфальт и ехать было тяжело.

Я решил больше такую аферу не проводить и роликовые коньки с собой не брать. Но захотелось посмотреть на эти места. Из-за дождей река сильно расширилась. В одном месте берег спускался прямо к воде, так это место залило. Я решил пройти по верхней ступеньке каменной стены. И забыл, что она не выводит наверх, а обрывается почти у самого конца этого участка. У меня было два варианта: либо повернуть назад, либо вскарабкаться по бетонной стене наверх.

Я попробовал второй вариант и с третьей попытки мне это удалось. Стена было достаточно крутой и ноги не держали на камне, но если разбежаться, то удавалось сделать три шага и ухватиться руками на каменный выступ. А дальше уже было дело техники. На этом приключения не кончились. Далее по берегу я вдруг встретил семейство: отца, мать и сына, с которым я общался у Снигиревых перед самым отъездом. Я с ними только что познакомился, особенно с матерью.

Она оказалась очень активный собеседник, и ей были интересны разговоры на любую тему. Кончилось тем, что я с ними проболтал полтора часа, на что никак не рассчитывал. Впрочем все было интересно. У меня есть много разных вопросов, о которых интересно поговорить, и я часто их рассказываю, чтобы узнать реакцию. У этой женщины реакция была не просто адекватная, а и по своему оригинальная, я реально узнал кое-что новое для себя. Я не могу здесь пересказывать все темы, но постараюсь написать об этом где-нибудь в другом месте.

В будущем я попробую распросить об этом семействе поподробнее. Признаться, они мне очень понравились. Хотя у меня нет проблем найти интересного собеседника, но все же попадаются они не часто. А часто живут далеко, и общение идет по переписке. Тут всегда есть выбор. Или куда-то далеко ехать и общаться вживую. Или сидеть дома и общаться через интернет. Последнее общение удобно тем, что можно излагать свои мысли без опасности возражений, грубо говоря, хорошо, что не перебивают. Но в живой беседе тоже есть свой кайф. 

Продолжение в третьей части.
Виктор Кон, май 2013 года


Рецензии