Из дневника молодой жены
МОЛОДОЙ ЖЕНЫ
1.
Первые послесвадебные барьеры и проблемы.
В этой главе приведу ещё несколько выдержек из Лииного дневника, сделанные ею после нашего бракосочетания. Первая запись датирована 19 ноября (день нашей свадьбы), потом это число зачеркнуто, а нового не написано. Поэтому оставляю эту запись без указания даты.
Начинается она Лией полушутливо: «После исторического решения объединить совместно две наши судьбы, два разных пути-дороги, назначенное на 27 декабря 1975 года наше бракосочетание было подвергнуто ревизии и отменено. Я и Саша решили в честь 25-го съезда КПСС (Коммунистической партии Советского Союза, 25-й съезд которой состоялся в феврале или марте 1976 года. В те годы была традиция брать повышенные трудовые обязательства в честь съездов и разного рода партийных дат. Расшифровка дана для молодых, кто всего этого уже не застал. – А.Б.) решили идти с опережением «графика». И таким образом уже 19 ноября 1975 года мы стали законными мужем и женой.
Теперь я, Бойко Лия Кирилловна, должна не только носить его фамилию, но и жить его жизнью, его вкусами, интересами, заботами (разумеется, реально всего этого я от неё никогда не требовал, но надо признать, что у Лиички всё вышеперечисленное прекрасно получалось – А.Б.). Впредь, я его, а он мой самый лучший друг и советчик.
А теперь несколько полезных правил, которые желательно выполнять ежедневно на практике:
1. Ничего друг от друга не скрывать.
2. Беречь друг друга от взаимных обид, упрёков, уметь вовремя понять и войти в положение другого.
3. Быть аккуратными и внимательными.
4. Систематически посещать занятия (на вечернем отделении рубежанского филиала Харьковского политехнического института, где Лия с 1 сентября 1975 года училась на четвёртом курсе – А.Б.), а Саше выполнять намеченное для поступления в следующем году в Литинститут.
24 ноября. Очень напряжённый с утра день. Сдача табелей учёта. Все силы на пределе: «Быстрее, чище, правильно, без ошибок и помарок». Когда сдала, то почувствовала перепады настроения, как минутное затмение: то светло, то мрачно. Очень плохо и для меня, и для моего милого Сашули. Надо брать себя в руки и вовремя уметь отвлечься и войти в нужную форму. Это ведь не трудно, просто вовремя взять себя в руки и встряхнуться. Напоминать за чистоту не буду, здесь мы с Сашей найдём общий язык. Вернее, нашли. А дело покажет. Словом дело не всегда украсишь. А вообще, Саша молодец, очень хороший парень. Хотя нет, уже муж. Новое, необычное слово, но всё-таки истинное. Саша, до встречи!» (Видимо, мы работали в разные смены – А.Б.).
25 ноября. Когда у меня зародилась эта глупая тактика играть у человека на нервах? Это идиотизм! Не хочу! Не буду! Что за проверки чистых чувств и добрых намерений любящего тебя человека?! Это жестоко. Не хочу быть жестокой! Это не к лицу женщине. Милый мой, любимый мой, любимый мой, дорогой, самый наилучший человечек, прости меня!!!
26-27 ноября. Только делаю первые шаги к очагу семейной жизни. Вспоминаю «премудрости» кухни. Ой, сколько уже забыто, упущено. Но мной руководит большая любовь и огромное желание стать хорошей женой. Но ведь этого мало. Надо быть ещё и хорошим другом, а это не всегда у меня получается. Больше, больше жить Сашиными делами и интересами.
Сейчас у нас барьер – домашний быт. Надо делать всё так, чтобы он не являлся главным предметом разговора и начинателем всех дел. А пока так. Надо научиться управляться с ним быстро и хорошо. Опять наука! Но что сделаешь теперь? Такое время подошло: учись всему, а главное, береги ценное для себя время.
2.
Да будет мир в доме нашем!
28 ноября. Мамочки, полдня, как одна минута! И всё связано с кухней! У меня пока больной вопрос: как обращаться к Сашиной маме. Ох, голова идёт кругом, когда надо что-то у неё спросить. Мне кажется, надо выбрать время и только при выполнении какой-то совместной работы обратиться к ней с этим святым и милым словом «мама». Всё это не то что трудно или страшно, а как-то ещё не привычно. (У Лии, обычно лёгкой и обаятельной в общении с людьми, почему-то так и не получилось назвать мою мать святым словом «мама». Не называла она её и по имени-отчеству. Так безлично и обращалась к ней все те три месяца, что мы жили в квартире моей матери. А с 26 февраля 1976 года и до отъезда из Рубежного в начале июля 1978-го мы жили уже сами, в отдельной однокомнатной квартире. И тогда уже общения у Лии с моей матерью практически не было. Не хочу, да и не имею права быть судьёй в таких щекотливых вопросах. Мне кажется, что со временем эта ситуация разрешилась бы нормально. Помешала этому психическая болезнь моей матери. Болезнь эта, к тому времени, исподволь и постепенно тихо ломала и корежила чуткую и добрую, ранимую и уязвимую душу моей несчастной земной матушки… - А.Б.).
Сегодня я как никогда за эти 10 дней совместной жизни поняла, как я люблю своего доброго Сашу. Я готова на всё ради него. Я люблю его безумно! Я пишу о нём, а у меня сердце замирает! Мой любимый, самый любимый, моё красное солнышко!!!!!!!!!!!!!
Завтра у Саши выходной. Надо обсудить планы на будущее. Я хочу, чтобы всё было хорошо дружно и ладно. Ведь в жизни столько подводных камней и нельзя, чтобы мы били головы об эти камни и они тормозили наш путь. Мы должны быть вдвоём сильнее всех препятствий на свете!!! Мы – это сила огромной любви, которая способна на любые подвиги. Счастливые дни должны чаще бывать у нас в гостях. Мы ведь сами творцы собственного счастья. Надо только взяться за него с нужной стороны. Саша, давай поговорим, а то наш разговор затянулся, не начавшись. Итак, я жду субботнего утра.
29 ноября. Сегодня самый лучший день! Я освоилась на 1\3 в Сашиной квартире. Он, Саша, стал моей неотъемлемой частицей души и сердца. Теперь я знаю, что всё пойдёт хорошо. Я настроена на мирный, деловой, приветливый и доброжелательный лад. Да будет мир в доме нашем гореть вечным огнём! Теперь я снова стала прежней: улыбающейся, мирной и доброй. Да, «смена климата» и «страны проживания» – трудная штука. Это я могу на своём личном примере подтвердить. Когда всё давит, дразнит, нервирует, появляется подозрительность. Даже кажется, что кот Мурзик и тот от тебя нос воротит. Но ведь это только кажется.
Теперь все эти миражи ушли прочь. Я снова Лия, но не ЛК2, а БЛК. Ура!
Саша у меня умница, слов нет, чтобы нахвалиться своим заботливым и добрым Сашенькой. Пусть будет так всегда и в мелочах, и в большом. Саша, как никогда раньше, каждую смену встречает меня. Спасибо, Саша, ты такой внимательный. Мне, в свою очередь, хочется тоже делать тебе всё самое хорошее, доброе, нужное. Оставайся таким, какой ты есть, и ещё лучше!!!
30 ноября. Вчера заполняли семейный дневник. Записали ряд правил для себя, а сегодня уже «многое» забылось. Теперь я пришла к выводу: каждое утро, проснувшись и улыбнувшись новому дню и своему другу жизни, повторять правила, впитывать их в себя, как вдыхаем воздух. Они должны помогать нам и руководить нашими поступками, они должны стать чертой нашего характера, а это очень и очень нужно нам, ещё молодым, горячим и зелёным. Итак:
1. Умение управлять собой, беречь настроение другого человека.
2. Уметь заставить себя делать самое нужное и необходимое.
3. Быть внимательными, чуткими, заботливыми, нежными друг к другу.
4. Для самодисциплины составлять ежедневно план работы и стараться выполнять намеченное. Анализировать не выполнение того или иного пункта.
5. Учитывать планы другого и уметь помочь их осуществлению.
3.
Теряли все, во имя долга - никогда не предать любимого человека.
Декабрь. Зима. (Без указания конкретного числа – А.Б.)
Мой добрый друг, дневник. Ты, как и все мои друзья, после замужества забыт. Что же такое? А ведь без тебя и жизнь течёт своим руслом и самотёком, сплошное недовольствие собой. Да, дневник – это большая сила, и ты меня прости, что я к тебе не мила, что я совсем и обо всём забыла. Итак, я обещаю, ещё раз подчеркнув, и подведя черту, что я с тобою на свидание всегда приду и поделюсь начистоту мыслями.
14 декабря. Сегодня 150-летие (14.12.1825 года) восстания декабристов. Как не вспомнить и не задуматься над судьбами жён декабристов, которые, последовав за мужьями в Сибирь, прошли рядом с ними их тяжкий путь каторги и ссылки, десятилетия борьбы и страданий. Женам декабристов были уготованы тяжкие испытания на пути в Сибирь, к мужьям. Они теряли всё безвозвратно – положение в обществе, материальную обеспеченность, завтрашнюю судьбу своих детей… Теряли всё, во имя долга - никогда не предать любимого человека.
Да, это были удивительные женщины. Нежные, мягкие, обаятельные и вместе с тем твёрдые, решительные.
Первой прошла трудный путь борьбы и страданий, путь в край отверженных, Екатерина Трубецкая. За ней последовали Мария Волконская, Александра Муравьёва, Наталья Фонвизина, Александра Давыдова, Елизавета Нарышкина, Полина Анненкова.
Замечательные люди, замечательная жизнь. Вот настоящие женщины!
А мы с Сашей о посуде немытой речь ведём. Очень приятно, если это делается без напоминания и ссор. Что же, если после этого раза не станет убирать за собой, буду делать всё молча сама. «Пилить» больше не хочу и не умею, неприятно самой. Ну его всё!…
Ой, сколько вокруг всего интересного, милого доброго! Сказочная погода на улице: тихая, тёплая и сыплет белыми бусинками пушистый снежок. Очень красиво и мило. Я уже так давненько не гуляла просто так, любуясь природой, серым небом, падающим снегом и милым другом.
Сегодня иду на работу, а навстречу муж с женой и дочуркой с транзистором. Они идут, улыбаются, в снежки играют, веселятся. И не замечают, что ими кто-то любуется.
Мою душу всколыхнула песня, льющаяся из их транзистора. Слышу её впервые. Слова и музыка хорошие. Песня о первом снеге, чистой любви, о заветных словах и о том, что с годами это забыто.
Сколько горечи вложила певица в последний куплет! А сердце моё, чувствую, стучит и просится из груди вон, забурлило, закипело. Песня звучала, а мне становилось всё грустнее и грустнее.
Почему? Что такое?… И всё-таки жизнь хорошая штука. Хорошо, когда ты любишь и тебя любят.
Саша, милый, родной, прости меня и пойми, я никогда не хочу тебе плохого. Я всё сделаю для тебя. Но будь умницей, не «рычи» и не кричи, это так тебе не идёт.
Да, в наших отношениях что-то изменилось в худшую сторону. Ты перестаёшь меня, не знаю, право, как и сказать: не то любить, не то обожать. Но только сердце моё замирает и ждёт поцелуя, а его всё нет и нет, и я мучаюсь в догадках, что бы это могло значить и почему? Это SOS №1».
Была в Лиином дневнике ещё одна небольшая запись за шестое февраля 1976 года. Вначале я её тоже приводил в рукописи этой книги. Но потом убрал.
Дело в том, что там поднимается очень важная проблема, которая касается миллионов молодых семей. О поднятой в этой записи теме надо говорить обязательно. Но она не терпит скороговорки. Ибо от поднятой там проблемы страдают, а то и распадаются тысячи и миллионы семей во всем мире. В одной из следующих книг я хочу посвятить этой важной и трудной проблеме отдельную главу.
На этом дневник моей любимой Лиички закончился. Больше она его не вела.
Но остались ещё письма разных лет. Часть из них пропала в моём чемодане, забытом и исчезнувшем в частном доме на улице Береговой в городе Селидово, где мы с уже больной Лией прожили после больницы два месяца (май и июнь 2006 года).
После чего переехали в Донецк.
Здесь моя любимая жена и покинула мир земной 17 августа 2007 года...
Все сохранившиеся её письма, адресованные мне, публикуются в этой книге.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №213053100426