Без времени Китай 10. Дублирующая реальность

   Война прошла, подписали Симоносекский договор. Цыси успокоилась, справила свое 60-тие и продолжила политику тотального контроля. За это время она очень сильно привыкла к некоторым людям. На протяжении войны она преследовала каждое их слово и мысль, стала зависимой от настроений окружающих. Императрица впитывала их, как губку и использовала для своих целей.
   Мне было очень плохо от манипуляций, я всегда видела насквозь Цыси, её методы. На несколько шагов мне удавалось предугадывать её действия. И сейчас мне не нравилась зависимость Цыси от моего любимого. Я решила прогуляться одна по Запретному городу. Как мне все здесь знакомо. Яркие краски: жёлтый, красный, зеленый, синий, голубой, солнечно золотой. Цвета сил природы. Огромные площади и пролеты, символы неба, драконы, напоминающие змей. Я поднялась по лестнице на второй этаж здания, прошла к мраморным перилам. «Треугольные крыши, откуда мне знакомы эти символы?». Мощь бесконечного прошлого всегда давала мне новые силы и прорыв в будущее, - «Нужно поддержать и отвлечь Цзай Тяня. Ему тяжело. Я знаю, много потеряно, Цыси не слышит его, а только использует. Любимый не знает, кого слушать и как со всеми этими потерями после войны справиться. Нужно срочно что-то придумать»
   Синематограф появился к концу 1895 года. 28 декабря в Париже братья Люмьер показали свое новое открытие. Непрерывное движение объектов проецировалось на экран, появлялось изображение удивительно реальное. На пленке можно было за минуту увидеть множество действий, как бы со стороны. В технологии было сразу же несколько технических изобретений: гибкая светочувствительная пленка, аппарат хронофотографической съемки, проектор, быстро сменяющий изображения. «Вот, что могло бы отвлечь сейчас от грустных мыслей», - я побежала в покои Цзай Тяня, - «Дорогой», - я подбежала к нему, император сидел с бледным лицом за письменным столом, - «Нам срочно нужен синематограф», - Цзай Тянь глубоко вздохнул, но в глазах появился интерес. «Чжень, я слышал от Вэн Тун-Хэ, это похоже на фотоснимки, только в движении», - «Да, как сама жизнь», - наконец-то лицо императора расплылось в улыбке, - «Конечно».
   Через полгода у нас во дворце появилась иностранная группа с «Синематографом». Не так быстро, в стране было не спокойно. Европейцы с технологиями старались не высовываться. Но как только мир был заключен, Япония и европейские страны получили торговые послабления, границы открылись. И множество изобретений, фактически прогресс эволюции хлынул на ярмарки и торговые площадки империи Цин. Здесь был хороший спрос, товары очень сильно отличались от того, к чему привыкли маньчжуры и китайцы. Приехал и синематограф. Это была команда специально обученных людей, они организовывали площадку с входными билетами, хорошо зарабатывали за один показ. Мы пригласили такую команду в Запретный город, предварительно заплатив, чтобы можно было спокойно и по несколько раз посмотреть все имеющиеся фильмы.
   Цыси была в курсе любых наших действий, ей тоже захотелось одной из первых посмотреть чудо синематографа. Первый показ был организован не далеко от её покоев, пригласили всех приближенных лиц и чиновников. Большой аппарат, проектор стоял посреди комнаты, отдельно выделенные места для императрицы и императора.
   Свет в зале выключили. «Зачем это?», - спросила настороженно Цыси, - «Изображения достаточно светлые, их будет лучше видно на белом подсвеченном экране, если выключить свет», - императрица демонстративно сжала губы, показывая свое недовольство, - «Ладно, показывайте». И тут началось чудо, команда показывала фильм о людях. Мужчина, женщина встречаются, целуются, потом он предлагает руку и сердце, и через некоторое время она беременна. Я сидела в стороне, я могла видеть лицо Цыси. Когда начали показывать фильм, у нее вдруг заблестели глаза. Потом стали грустными, и она практически ушла в себя, не отрывая глаз от фильма. Такое ощущение, что императрица вспомнила какие-то ценные моменты своей жизни, вспомнила переживание. Все это отразилось на лице, но она быстро пришла в свое нейтральное состояние. Никто не должен знать о том, что она чувствует. Цыси что-то уловила, повернулась в мою сторону, но мне удалось быстро среагировать и не показать виду, что я увидела эти изменения. После нескольких фильмов, императрица встала с места, - «Нет, это не для меня». 
   Как только Цыси ушла со своими подчиненными, эмоциональная среда зала изменилась. Все расслабились, начали охать, ахать, удивляться и смеяться. Конечно, это была какая-то другая картинка, не наша, не из наших дней. Люди, одетые в Европейские одежды, причесанные по-другому с белой кожей. Всё, что происходило на экране, никак не отождествлялось с действительностью. И это не было похоже на просмотр фотографий. Фотографии печатались, после чего можно было обнаружить свое лицо на постороннем предмете, лицо еле узнавалось, на бумаге запечатлелся отдельно взятый момент из жизни, есть возможность вспомнить настроение, которое было тогда. Я любила долго и внимательно рассматривать фотографии, мне лучше открывались характеры людей, их взаимосвязи. Но это не движение, это статические снимки, фантазию и движение добавляешь сам, создаешь собственную реальность. В синематографе в движении вся жизнь персонажей от юности до старости, действия настолько быстрые, что нет возможности успеть придумать иной ход событий. Живая картинка настолько поглощает, что ты забываешь про свое настоящее, свою реальность.
   Несколько месяцев продолжался просмотр фильмов в Запретном городе, многие приходили смотреть. После просмотра все долго обсуждали сюжеты, они фактически становились смыслом и предметом существования. Люди смеялись, радовались, но потом если несколько дней не смотрели новое, приходили в отчаяние, становились нервными. Цыси не запрещала просмотр фильмов, это помогало ей контролировать эмоциональное состояние толпы. Она примерно себе представляла всплески, когда они должны произойти. А, следовательно, если она знала когда, что может быть лучше для управления.
   «Мне это не нравится», - я с пониманием посмотрела на Цзай Тяня. «Нужно идти дальше, а все только и обсуждают последний фильм. Достучаться до людей не возможно, они не реагируют на здравый смысл. Они, видимо, забыли, что только что была война и чем она закончилась. Мы теряем позиции, мы тратим деньги на иностранные товары, отдаем нашу производственную силу иностранцем, вместо того чтобы производить в Китае. То, что мы делаем не конкурентоспособно на открытом рынке. А другого рынка, в силу последствий войны, мы не имеем». «Да, а что же делать?», - «Пора начинать новые реформы, я почти уже к этому готов», - я обняла его, поцеловала, это и правда самый близкий мой человек на земле. Только он мог отреагировать так же, как я. «Но, наверное, фильмы это не так уж и плохо?», - «Безусловно, хорошие фильмы меняют представление о жизни и могут достучаться до каждого», - «И всё же в этом чего-то не хватает», - «Чего?», - «Участия, нашего участия».
   Синематограф уехал пополнить коллекцию фильмов. И мы сделали всё, чтобы он не возвращался.


Рецензии