Есть ли будущее у российской науки?

Старение научных кадров – одна из главных проблем отечественной науки. Учёные предпенсионного и пенсионного возрастов составляют значительную часть научных кадров. И это позволяет нам задать вопрос: «Есть ли будущее у российской науки?»
Здесь рассказывается об одном событии, которое может прибавить нам хоть немного оптимизма в этом вопросе.
С 15 по 19  февраля в городе Усолье-Сибирское проходила XIX Региональная научно-практическая конференция: «Шаг в будущее, Сибирь!» и   XV Региональная молодёжная научная и инженерная выставка «Изобретатель XXI века».инженерная выставка «Изобретатель XXI века». инженерная выставка «Изобретатель XXI века». На конференции были представлены технические, гуманитарные и естественно-научные секции.
Я побеседовала с ребятами — участниками секций, и вот что они рассказали:
Тимур Торпищев   (ученик 9 класса Лицея ИГУ, Центр детского технического творчества) - секция «Экономика»:
 — Моя работа называется: «Как выгоднее совершить покупку». Что лучше выбрать накопить, сделать вклад или взять кредит.
У меня два руководителя, один из которых Григорий Борисович Рейнгольд — преподаватель творческого объединения «Юный программист» ЦДТТ. Он был главой по прикладной части работы и придумал саму тему. Второй руководитель —  Филатов Александр Юрьевич, зав кафедрой математической экономики ИГУ, доцент, преподаватель экономики в Лицеи ИГУ. Он дал много ценных указаний по экономике и самому выступлению.
На нашей секции мне понравилось то, что можно было задавать вопросы, судьи были заинтересованы, а то часто бывает, рассказал и пошёл, а здесь нет, судья тебя спросит и это очень приятно.
 Михаил Чекан  (ученик 9 класса, школы 21 г. Иркутска, ЦДТТ, секция «Математика»).
  — Мой доклад назывался «Базовые планиметрические построения на компьютере». Я написал программу,  чтобы компьютер считывал программу на специальном языке программирования, и рисовал чертёж.
Мне больше всего понравился  доклад Зубковой Алины (Лицей города Иркутска,11 класс) «Пчелиные соты и ультросовременное решение здания». Был сделан проект здания эстрады на острове «Юность».
Мой руководитель - Григорий Борисович  Рейнгольд —  замечательный человек, педагог по программированию. Большинство ценных советов я получил от него в процессе работы. Он предложил мне заняться теоремой Наполеона, с которой и началась работа.
Ольга Груздева  (ученица 9 класса, школы посёлка Тыреть Заларинского района, секция «Экономика»).
— Тема моего доклада «Плюсы и минусы энергосберегающих ламп», так как про утилизацию энергосберегающих ламп практически ничего неизвестно. - Это моя первая работа, я проводила исследование, опыты, опрос. В этих лампах содержаться пары ртути. Я со своим руководителем разрабатывала памятки и знакомила с ними учащихся школы. Я её делаю второй год.
  Трудности были в том, что эти эксперименты рассчитывать надо было при помощи учителя, где-то были непонятные термины.
Алёна Орлова   (ученица 9 класса средней школы села Казачье  Боханского
 района, секция «История, краеведение»).
 - Тема работы «Моя малая родина в годы Гражданской войны.» Я опрашивала старожилов, брала у них интервью, работала с музейными материалами, в Интернете. Я хотела бы ещё сделать работу в другом направлении - создание и развитие моего села. Мой руководитель — библиотекарь школы Инна Михайловна Вантеева,. Она мне во многом помогала, советовала что делать, как всё начинать.
Алексеев Сергей (секция «История»,11 класс):
—Тема моей работы «Причины революции в Ливии», руководитель Андрей Вадимович Корниенко. Он помогал мне составлять работу. Это моя первая работа на таком уровне.  Собирал информацию, статистические данные событий, так как литературы не было. Я недавно исследовал эту тему, поэтому собирал только события, статистику.
Богданова Ирина (секция Журналистика,11 класс):
  — Моя работа по контаминации. Я выступила, конечно,  были заминки из-за волнения. Понравился последний доклад про власть, потому что я часто слушаю радио «Эхо Москвы».               
Иногда за последний день всё готовилось и всё получалось. И однажды я поставила не ту презентацию по другой работе и в итоге мне сказали, чтобы я показала ту, которая должна быть, я показала и даже выиграла.
У меня два руководителя: Ирина Васильевна и наш учитель русского языка и литературы Ирина Геннадьевна Патес, которая в 9-том классе делала для нас факультатив по научной деятельности и от Янаевой Ирины Васильевны я получила  информацию о интересных книгах, например о манипуляции сознания.
 Были и трудности в работе. Иногда трудно искать информацию, потому что бывает очень много рекламы и.т.д., её нужно отсортировать, что-то лишнее убрать, что-то оставить, иногда бывают даже споры с руководителем, например мне один пример нравиться, ей другой нравиться.
 Кулагин Денис  Сергеевич— (секция «Математика»,11 класс.):
 — Моя работа — «Уравнения и неравенства с параметрами модуля». На моей секции понравилась объективная оценка судей работ: они дали нам дельные советы, над которыми мы можем поработать в будущем, сделать более интересные работы.— Я почерпнул, что нужно заниматься более исследовательской работой, чем реферативной.
В ближайшее время я планирую углубиться: прорешать более интересные сложные примеры, которые пригодятся мне в будущем в сдачи единого государственного экзамена, обучения в  вузе.
 Я придерживаюсь специальности инженер-строитель и знание математики мне пригодиться в будущем. Сегодня утром я работу первый раз предзащищал, рано вставал: пришёл в Лицей и рассказывал.
    Мой руководитель - Соколина Людмила Ивановна —  учитель математики, она мне очень помогла, разобрать решения с параметрами. Ценные советы: более ответственно относиться к своей работе, заниматься ей не за год, а годами. Решения этих уравнений занимают очень много времени, и мне его не хватало, так как я учусь в 11 классе и помимо математики есть другие предметы, на которых нужно делать акцент.
Мартынова Настя (секция Социология):
 — Мой первый  доклад: «Семейные ценности современной сельской молодёжи». Когда проводили опрос у разных людей, были разные мнения, так как мне встречались люди разных национальностей.
Мой руководитель Светлана Валерьевна, она очень хороший руководитель, она мне очень помогала  и задавала мне вопросы, на которые я отвечала. Я могла спросить у неё совет по любому поводу также по работе и не по работе.
Были трудности при подсчёте подведения итогов анкетирования, это заняло очень много времени. Брала себя в руки, начинала  всё заново, если не получалось. Мне сделали замечание, что я не полностью доказала  свою точку зрения, что нужно доказывать её лучше.
 Степанов Андрей  (секция «Физика», Лицей ИГУ, ЦДТТ).
 —  Моя секция Инженерная выставка, раздел «Физика». Моя работа называлась «Анализ изменчивости магнитного поля Солнца по данным Саянской солнечной обсерватории» или «Исследование изменчивости магнитного поля Солнца по данным Солнечного телескопа оперативных прогнозов Саянской обсерватории».  Мне больше всего понравилось то, что были доклады тесно связанные с моим исследованием и потому что  можно было поделиться опытом, узнать о том, что достигли другие.
 На выставку запустили детей из школы, на базе которой это проходило и эти дети и многие люди тоже всем этим интересовались, смотрели работы.
Я почерпнул  из докладов на своей секции,то,что наверное, то, что нужно работу продолжать, а не бросать.
 За последнее время я успел провести анализ данных по Солнцу за последние десять лет и в ближайшее время собираемся составлять прогнозы на будущее.
Мои руководители — Григорий Борисович Рейнгольд и Елена Михайловна Голубева. От них можно было много чего услышать и хорошего и критики разной, связанной с работой.
 Ракова Мария (11 класс, школа №26). — Моя тема «Феномен лакурности в рекламе.» Были очень интересные работы, хорошо было, чтобы в дальнейшем ребята занимались бы  своей проблемой более глубоко и. в общем, понравилась хорошая атмосфера.
Моя работа была единственной в плане культуры и национальных вопросов, остальные были связаны с русским языком, с сохранением русской речи. 
Я дорабатываю свою работу, в ней мой интерес, именно изучение  культуры разных стран это моя страсть, поэтому я хочу этим заниматься  и хочу изучать поэтому изучение нашей  чем-то порой непонятной  культуры, порой чем-то противоречащей интересно изучать.
 В прошлом году я готовила работу «Манипулирование сознанием в СМИ. Это сейчас избита тема, тогда это было действительно актуально и модно, а сейчас ходила на разные конференции и доклады буквально были связаны с этой темой. Возможно, здесь был интересе доклад про вывески, про их дизайн.
Вся поездка сюда была большим курьёзом. Сегодня мы просто заблудились в Усолье, мы приехали первый раз и долго не могли найти Первый Лицей. Постоянно что-то случается: постоянно какая-то несобранность, что-то куда-куда-то мы не успеваем, где-то заблудились поэтому любые поездки на конференцию для нас это большие приключения. Я здесь не одна, нас ещё шесть человек, это все мои подруги и все работы я хорошо знаю: я помогала им, они мне помогали.
Большим помощником была мой научный руководитель Перепелицина Наталья Викторовна. Она доцент кафедры филологии и очень помогла быть готовой к конференции, именно уметь подать себя. Она замечательная женщина и очень приятно её слушать и она создаёт очень хороший образ, имидж даёт возможность быть похожим на неё.
В принципе трудностей не было потому что есть Интернет, есть масса источников, есть помощники поэтому не было таких проблем и было очень приятно делать эту работу, до сих пор почитываю какую-то литературу, связанную с этим.
Кузякина Катерина (секция «Физика»,ученица Первого Лицея, города Иркутска . Тема — «Исследование излучения радиоисточника Лебедя» иркутского радара некогерентного рассеяния». Были трудности, но, конечно, преодолевала их. Сначала хотела всё бросить, руководитель говорил, нет, не надо, Катя, — надо работать, я брала себя за ум и работала.
Было много интересных работ, почерпнула, то, что нужно развиваться, не останавливаться на достигнутом  и всё время продолжать работать в этом направлении.
Мой руководитель работает в Институте солнечно-земной физики, он меня поддерживал, всегда помогал, говорил как что делать, помогал со сложными моментами.
Шибанов Эдуард. (ученик 11 класса, 1-й Лицей г. Иркутска, Дом детского творчества №5.)
 — Регистратор — счётчик — устройство для судей в боксе, с его помощью осуществляется судейство.
 Это и есть её развитие, изначально была другая версия, более простенькая, сейчас она модернизированная. Последние двое суток я просто не спал практически.
От руководителя получаю поддержку в первую очередь, то, что не надо никогда отчаиваться и  выход есть из любой ситуации, в любое время. Моей работой руководит Русанова Екатерина Федотовна.
Были трудности в работе: много трудностей, все не перечислишь, но как преодолевал — с грехом пополам. В выставке я участвую от Дома детского творчества №5 второй год.
Анна Кникст:
Моя тема «История страны и города в названиях улиц» из  Усть-Илимска».
—Свою работу я уже делаю три года и я уже была на этой конференции и я думаю, пришёл конец моей работы хотя её ещё можно исследовать.

И после бесед с юными учёными, появляется оптимизм. Думаю, будущее у российской науки есть.

Подготовила журналист Фрайзингер Лилия.


Рецензии
Хочется верить, что Ваш оптимизм оправдвет себя. Есть, есть будущее у рссийской науки! Вот бы ещё этим любознательным молодым людям научиться красиво выражать свои мысли. Говорят по - русски, но ...

Магда Кешишева   20.02.2024 21:20     Заявить о нарушении
Большое Вам спасибо за эту замечательную рецензию. Я в ней с Вами полностью согласна. Сейчас я написала Вам рецензию на Вашу миниатюру Рецензия на «Крутись!» (Магда Кешишева). С уважением,

Лилия Фрайзингер   21.02.2024 08:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.