Историческая личность

     Историческая личность.
Как хорошо было бы прочитать в книжечке про бабушкино село, ее односельчан и родственников! Увы, не только не написали, но даже и не рассказали! Все люди вокруг меня – и учителя в школе, и их знакомые и подружки, и соседки в доме, – все, как один, загадки истории поручили разгадывать мне: «Мы ничего не понимаем!». Да еще дали наказ написать про них в книге, даже потребовали клятву. И начались мои многолетние розыски документов и фотографий.
 – Крестьянам не надо знать свою родословную, они в книге не нужны, не буду на них деньги расходовать! – заявило административное лицо. – А про кого рассказывать? – Нужна историческая личность!
Как небо и земля неотделимы друг от друга, так крестьяне и помещики – две части одного целого. Помещик без крестьян уже не помещик, и крестьяне без стойкой материальной заинтересованности и централизованного руководства, коим была сельская община и помещики, предоставленные сами себе, не смогли устроить успешно свою жизнь, что подтверждает дальнейший ход событий. 
Из учебников истории мы знаем, что крепостную зависимость отменили так, «чтоб волки были сыты, и овцы целы». Бедные крестьяне работали на богачей-помещиков, добиваясь справедливости, конфликтовали с ними, происходили бунты, восстания, войны, революции, о причинах которых много писали, тема не нова, может ли интересовать кого-либо через 150 лет после отмены крепостного права? Спрашиваю бабушку Олю:
 – А у вас в деревне был помещик? – Не-е-ет, у нас не был! – А как же? – Мы жили сами по себе! – Странно, как это: везде помещики были, а у вас – нет? Всюду крестьяне или бывшие помещичьи, государственные, или удельные, а вы кто, разве в другом государстве жили? – Мы помещика не касались. – В отличие от удельных, и бывших помещичьих, государственные крестьяне могли свободно переезжать с места на место. Почему вы никуда не ездили?
 – От Хворостянки к Волге мимо села Озерецкого проходит дорога, которая с 18 века является оживленной магистралью. Ездили в Хворостянку к сестре и на ярмарку, в Приволжье на рынок. Зимой собирался обоз, то есть несколько саней, груженых зерном. Ездоки надевали шубы, а сверху них – тулупы, ложились в сани и спали, а лошади сами шли по накатанной дороге на волжском льду в город Сызрань. Утром, «с из рани», начиналась торговля, поэтому и город так называется. Домой привозили ребятишкам бублики, баранки. Вдоль берега Волги были устроены пристани и грузооборот  при с. Спасском 5400 пудов, Васильевском – 8000 пудов, при Екатериновке на реке Безенчук 460000 пудов хлеба в год.
 – А драки были? – Нет. – А дружба? – Один крикнет, и все бегут к нему на помощь, друг за друга горой! – Земля у вас была? – Да, в трех местах. – А почему? – Снова нет ответа. Или она сама не знала этого, или мне не хотела сказать, или долго объяснять. – Неудобно, наверное, обрабатывать землю в разных концах, разве нельзя было объединить в одно место? – Нельзя. – А дом, имущество были? – Да, живой и неживой инвентарь, лошади, коровы, овцы, сельскохозяйственные орудия. Самое раннее упоминание в документе о селе Озерецком мне встретилось под названием «Посев на казенных землях Озерецким ведомством 1798-1841г.». Следовательно, село Озерецкое строилось и заселялось еще раньше. С давних времен названия населенных мест давались по географическим достопримечательностям. В центре села находилось искусственное, небольшое озеро, поэтому и село так названо. Селения Самарской области имели планировку линейную, уличную, если вдоль реки – долинную, водораздельную, если вдоль дороги – притрактовую. Располагали во дворе постройки под одной крышей или буквой П, или Г. Переселенцы с севера печку ставили слева от входа, и называли Хорома. Познакомиться с ними можно в музее имени Репина, в Ширяево. Переселенцы с юга России строили разобщенные постройки, ставили печку справа от входа. В степных районах для строительства использовали кизяк – высушенные на солнце кирпичи из смеси навоза, глины и песка. (из исследования университета).
В Озерецкем, как произносят сельчане, по берегу круглого озера располагались бани и амбары с хлебом, чтоб на случай пожара легче и быстрее потушить, и хлеб не потерять. Следующий круг составляли огороды, вместо заборов рыли канавы вокруг них, чтоб скотина не ходила,. Большим кругом шли дома. По внешнему кругу располагались поля и пастбища. Каждый сектор этого огромного круга назывался слободой, имел название по именам жителей: слобода Полыгалиных, Юрловых, Мозгушиных, и других. Предположительно, квартальное поселение указывает, что первоначально, Озерецкое было военным поселением со служилыми людьми. А так как тянулась Заволжская оборонительная линия, крепости стояли в ряд, то так их и посылали в военную крепость, как у Пушкина, в «Капитанской дочке».
На карте – дома внешнего круга в 1909 году только строились. После посевной, по заданию помещика и за определенную плату, углубляя, жители копали дно озера, делая вокруг земляной вал, для удержания весенней воды.
В селе дворов и построек 300, огородов 38, гумна 200, амбары 26. Из справочника 1857 года: «Село Озерецкое бывшее помещичье, без помещика, русское, православное, от Самары 105 верст, озеро и колодец, от квартиры земского начальника 15 верст, от волостного правления 15, от квартиры станционного пристава 60, ж/д. ст. Обшаровка, Мыльная 38 верст, от пристани села Васильевка – пятнадцать. Дворов 258, мужчин 802, женщин 725.  Усадьба 294,2, выгона 12,5, пашни 897,8, залежи 326, всей 1583». По данным 1864 года, в селе собственная земля – на четвертной дарственной надельной с 1864 года. Хозяйство ведется на надельной или купленной у Г. Самарина земле.
Дом крестьянина, участок земли вокруг него и хозяйственные постройки назывались усадьбой, или домохозяйством, имел номер, на карте обозначен. Члены семьи, инвентарь, скот, посевы назывались хозяйством, а тот, кто вел дела, то есть был грамотным, более смекалистым, на кого было все записано по согласованию членов семьи, назывался домохозяином. Он заведовал землей, посевом и уборкой урожая, инвентарем, отвечал за успех своего предприятия, платил аренду и налоги, вел деловые бумаги и так далее. Остальные члены семьи числятся его работниками, приписаны к его домохозяйству и помогают. Женам паспорта не требуются, – а зачем, если она живет в доме хозяина? Если же она шла в полицию, и просила паспорт для проживания отдельно, то там проводили тайное расследование о поведении мужа, с целью выявить, кто прав, кто виноват. Узнавали все о просительнице – возраст, поведение, характер, образ жизни, нравственность, занятия, имущественное и семейное положение, в каком году вступила в брак, где происходила совместная с мужем жизнь, чем было вызвано прекращение таковой, и по усмотрению, в паспорте отказывали. Несколько поколений семьи размещались в одном доме, до сорока и более человек могли совместно жить и работать, не деля инвентарь и землю – это было выгодно. Работниками считались до 60 лет, работницами – до 50 лет. В «тягло» записывали с 18 лет. С 16 до 18 – «полутягло». Молодые кормили стариков. Глядя со стороны, все понимали ответственность домохозяина, и каждый думал, что сделать, чтоб успешнее шли дела. Но случались и разделы имущества. Эти сельские разделы у крестьян, ввиду вредного влияния, подверглись в 1886 году подробной регламентации. Поводом к разделу служила расточительность, или безнравственное поведение домохозяина. «О предполагаемом разделе должно быть заявлен сельскому сходу, который обсуждает основание для раздела, способность образующихся семей к самостоятельному существованию, возможность устроить новую усадьбу, степень обеспеченности исправного поступления платежей, и повинностей». После отмены крепостного права в 1861 до революции 1917 года прошла жизнь двух поколений. Боролись за освобождение крестьян, думали, будет свобода, воля, а получилось то, что платили деньги за землю, и кому она досталась? А деньги, те, что платили крестьяне за землю, теперь у кого они?
Не выкупившие наделов, но пользовавшиеся ими, назывались временно обязанными. Когда выкуп полностью произведен, получали самостоятельность и назывались крестьянами-собственниками. В селе уже в 1850 году свободные собственники земли Никифор Иванов, Иван Одинцов, Быков Матвей, Семенов Иван, к ним присоединились до 1861 года Иван Петров, Неонила Полыгалина, Ивановы, Антонов. Постепенно выходившие из крепостной зависимости до 1870 года объединялись в Сельскую общину, из которых для управления и суда создавались



В моем школьном учебнике было написано, что Октябрьская Социалистическая Революция началась залпом крейсера «Авроры» в 1917 году. Теперь, зная историю села, уверенно предполагаю, что революция для озерецких крестьян началась постановлением Временного правительства от 30 марта 1917 года о введении фиксированных цен на хлеб, так как Первая мировая война привела к истощению людских ресурсов в России. В созданных к началу века фермерских хозяйствах некому стало работать. 29 февраля 1916 года состоялся Второй Всероссийский Съезд представителей военно-промышленных комитетов по продовольственному вопросу, а Временное правительство  издает постановление о передаче хлеба в распоряжение государства за фиксированную плату. И не случайно листовка с постановлением была положена в клад, найденный Р.И. Макловским. Вот оно:
     Под хлебом разумеются рожь, пшеница, просо, полба, гречиха, фасоль, горох, кукуруза, чечевица, ячмень, овес, всякого рода мука, отруби, отходы производства, жмыхи всякие. Запрещается залог хлеба. Оставляется для взрослых работающих одиночек по полтора пуда, количество постоянных и временных рабочих устанавливается самими учреждениями, для скотины по полтора фунта в день. На продовольствие до нового урожая оставляется владельцу по одному с четвертью пуда зерна в месяц на одного человека; должно так же учитываться количество временных рабочих во время страды; количество постоянных и временных рабочих устанавливается местными учреждениями. Расчет за хлеб производится по твердым ценам настоящего постановления. Государство обязуется оплатить весь подлежащий отчуждению хлеб». Министр-председатель князь Г.Е. Львов. Управляющий делами Временного правительства Вл. Набоков».
Дол революции перекупщики скупали хлеб у крестьян оптом, по дешевке, держали у себя до того момента, пока поднимется цена, и продавали с большим доходом. Правительству это не нравилось. С целью устранить спекулянтов и были введены фиксированные цены. Мы уже знаем, что цены на труд и природно-климатические условия везде по стране различались, урожаи тоже разные. Крестьяне старались хлеб придержать, не продавать до тех пор, пока прояснится политическая обстановка. Цены на хлеб скакнули вверх. Газета «Всемирная Новь» за март 1917 года печатает карикатуру: «Блага нового строя в России. 1. Свобода слова и собраний. 2. Городская милиция на службе граждан в деле продовольствия.


Рецензии