Ход конем 1918 год

          «Ход конем»
«Василий Иванович, белого привезли! – Сколько ящиков?» – Анекдот.
Василий Иванович Чепаев на памятнике скульптора Манизера, установленном напротив Драмтеатра г. Самары, изображен сидящим на коне, а где он его взял, откуда конь, – в учебнике и книгах о гражданской войне нигде ни разу ни одного слова не написали. В кино Красную Армию всегда изображают на лошадях, как подали-привели, а чем кормили, организацию службы ухаживания за ними – нигде ни слова. Без этих сведений неполный рассказ о герое всегда выглядел неточным, а потому и не достоверным. Видимо, именно это обстоятельство послужило причиной возникновения в 1960-70 годах огромного количества анекдотов про Василия Ивановича, Петьку и Анку. Документ: «Временное наставление для поставки в войска лошадей, других рабочих животных, повозок, упряжи. Утверждено июль 1918 г. Москва. Подлежат все годные к воинской службе лошади, другие рабочие животные – мулы, волы, буйволы, верблюды, повозки и упряжи. От поставки освобождаются принадлежащие Государственным учреждениям, иностранным посольствам и мессиям, поданным тех государств, с которыми заключены соглашения об освобождении их подданных от воинских повинностей и реквизиций, почтовые лошади и повозки, пожарные команды, огражденные законом о сохранении племенного животноводства. Все местные Совдепы оказывают содействие к правильному и точному выполнению населением поставок лошадей по воинско-конской повинности, согласно распределений, сделанных соответствующими комиссариатами по военным делам по отводу потребуемых помещений, по заготовке необходимого фуража, по продвижению личного состава приемных комиссий и команд, высланных за приемом лошадей и имущества поставляемым населением по грунтовым дорогам, по наряду подвод для провоза принятых лошадей от сдаточных пунктов до погрузки на железную дорогу или пароходы. Приемная комиссия состоит из одного лица командного состава, специалиста для этого подготовленного, ветеринарного врача, членов местного совдепа по его назначению.
И далее пропуск текста и документов.

До революции царь считал: сколько земли пашется, чем засевается, сколько крестьян, сколько родится детей, сколько урожаев, кому и чего продали, по какой цене – шел строгий учет всего имущества страны. И крестьяне привыкли к порядку, стабильности, счету. Из приведенного доклада мы узнаем, что большевики тоже не дремали, заранее, еще до прихода к власти и управлению страной, не поленились затратить громадный труд по подворному обследованию сельских хозяйств, у кого из крестьян и сколько можно отобрать – переписи 1912 и 1916 годов дают четкое представление об имуществе сельского населения, причем, в 1916 году добавлены графы «работники», «военнопленные», «беженцы». Использовались три формы учета.
 Пропуск документов.
По ложному доносу, дедушка моего отца, Дмитрий Наумович, старший унтер-офицер, выехал из села. По дороге кто-то его встретил, и к месту назначения он не прибыл. Больше о нем ничего не известно. Последние девяносто лет о нем ходят самые разнообразные слухи завистников, даже на бумагу записаны, но подтверждения им нет.
30 декабря 1918 года Председатель Ново-Узенного Исполнительного Комитета возвращался из Самары со станции Обшаровка, и пишет: «Мне пришлось ехать в Николаевск на лошадях. Проезжая Самарского Уезда нижепоименованные села – Обшаровка, Бобровка, Спасское, Озерецкое, Свинуха, Хворостянка, Чивичка и другие – при остановках в данных селах, имея беседу с крестьянами, заключил следующее: настроение в пользу Советской власти великолепное, но, к сожалению, всякая агитация отсутствует, литературы совершенно нет. Обращаюсь к Вам и убедительно прошу обратить особое внимание на данные волости, там даже не знают, что такое красноармеец, а называют просто большевиком, что в особенности заставляет задумываться о том, что и никто не посвящает в текущий момент, а потому прошу об особом внимании на вышеуказанные села. А. Тупиков. 31 декабря 1918».
1925 год
«Из циркуляра Народного Комиссара Земледелия 3 марта 1925 года видно, что в некоторых губерниях СССР неправильное понимание циркуляра о выселении бывших помещиков. Прежде всего значатся не допустимые случаи выселения большей части земледельцев трудового и полутрудового типа из крестьян, купивших в свое время, земельные участки, через посредство разного рода земельных банков, путем закабаления себя рассрочными платежами на землю и лично с своими семьями работавшие на земле, с применением лишь добавочного наемного труда. На основании циркуляра от 18 февраля за №703 выселение не должно распространяться на бывших земельных собственников из крестьян и рабочих, и других деревенских сословий, купивших землю. Административным порядком произведены выселения лишь таких бывших помещиков, подлежащих удалению из своих хозяйств, которые не оформили своего землепользования. Всем выселяемым производство ярового посева может быть разрешено лишь в случае экономической целесообразности, когда иначе земля остается незасеянной, причем, в этих случаях сбор озимого и ярового урожая дозволяется провести им самим. Кроме земли, у выселяемых подлежит отобранию лишь национализированное жилье с хозяйственными постройками, живым и неживым инвентарем. Все вышеперечисленные пункты Губернское Землеуправление предлагает проводить под личную ответственность Заведующего Уездным Земельным Управлением».


Рецензии