Чтобы быть, то нужно каяться...

Александр Турик
Будучи в Москве на 25 съезде Российского Общенародного Союза (РОС), я был приглашен председателем Московского отдела Союза Русского Народа М.В.Назаровым на вечер в клыковском Фонде славянской письменности и культуры, посвящённом русскому старообрядчеству. Я, как председатель Главного Совета СРН, не мог не воспользоваться этим случаем, чтобы не пообщаться с соратниками. Но Михаил Викторович почувствовал сильное недомогание и поручил мне вести этот вечер.
Вместе со мной вёл вечер протоиерей о. Кирилл (Сахаров), настоятель единоверческого храма Николая Чудотворца на Берсенёвке, с которым мы уже долго знакомы.
Моё слово на вечере было достаточно кратким.
Я не являюсь специалистом по истории старообрядчества, но ещё с первого прочтения «Жития протопопа Аввакума» в середине 80-х понял, что в его неприятии никоновских нововведений было много правды. Правды не только церковной и христианской, но и национально-русской, исторической.
С тех пор, я старался понять, как такое могло случиться, что эти нововведения раскололи не только церковь, но и русский народ, ведь отделить русский народ от судеб христианства невозможно.
Недавно я прочитал две книги о сути никоновских церковных реформ историка Кутузова, который привёл много фактов и текстов, которые доказывают, что не было никаких серьёзных причин для пересмотра старого строя русской православной церкви, а главное, не было никаких оснований для церкви и государства действовать таким жестоким и несправедливым образом против своих же русских людей, братьев во Христе.
Причины же, никоновских реформ были совсем другого рода. Ещё с Флорентийской унии католики не прекращали попыток втянуть Россию в войну против Османской империи с благой, в общем-то, целью выбросить турок из Европы и Малой Азии, и тем самым освободить православных из-под турецкого ига и тем самым обезопасить и католический мир от участи православных на Балканах. Постепенно Государь Алексей Михайлович Романов стал склоняться к необходимости подтвердить статус Москвы как третьего Рима, и освободить святую София от басурман. Тем более что крымское ханство, будучи вассалом турецкого султана, продолжало творить набеги на Русь. Первым шагом в направлении Константинополя было воссоединение с Украиной.
Алексей Михайлович посвятил в свои планы и патриарха Никона, и пообещал после занятия Царьграда-Константинополя передать ему константинопольскую кафедру Вселенского патриарха. Никон, будучи не лишен властолюбия (что его потом и погубило) загорелся этой идеей. Но когда стал изучать строй Константинопольской, то есть греческой Церкви, то обнаружил много расхождений со строем русской Церкви. И решил, вроде бы с благой целью приведения к обрядовому единству всей Православной Церкви, начать эти самые реформы в русской Церкви. То есть поставил телегу впереди лошади, и сказал «гоп», не перепрыгнув, то есть, еще не завоевав Константинополя, и не разобравшись в этом вопросе глубже, начал реформы в русской Церкви.
Правда же заключалась в том, что сама греческая Церковь, по причине своего порабощённого положения, отступила от чистоты Православия. Например, султаны запрещали открытие семинарий, и православные вынуждены были обучать своих священников в латинских семинариях, что не могло не сказаться и на строе греческой Церкви. А между тем русская Церковь, со времени принятия Крещения в Х веке от греков, к ХVII веку сохранила в большей степени чистоту Православия, чем сами греки. А патриарх Никон, наоборот, называл тех русских, которые стояли за «старину» дураками, неучами, тёмными людьми. Получалось, что и русские святые неправильно молились, а значит они и не святые вовсе.
Протопоп Аввакум очень верно понял, чем грозят никоновские новины для Руси. Речь шла о сохранении самобытности русского образа жизни, о сохранении национального лица – в прямом и переносном смысле. Он прямо обвинил руководство Церкви и Государства, что они идут вслед растленного запада, латинян, «немцев», и что такое безголовое подражательство приведёт к гибели Святой Руси. И он стал воистину пророком, гонимым в собственном отечестве.
Второй удар по русскому образу жизни нанёс «онемечиванием» Руси Пётр Алексеевич. Этот удар касался уже не только Церкви, но самого русско-национального образа жизни, русского быта, тысячелетнего жизненного уклада.
Третий, (и возможно, смертельный) удар нанесли большевики, которые уже и не были ни православными, ни русскими людьми, и провозгласили своей целью уничтожение исторической национальной христианской Руси-России. И недаром Петра I называли ещё при жизни «антихристом» а после 17-го - «первым большевиком».
Искушения величием и славой русский народ, и в первую очередь, его верхний ведущий слой не прошёл.
Поэтому, по моему глубокому убеждению, смысл трагедии раскола ХVII века выходит далеко за рамки спора об обрядах. Наступление на «старые обряды» под флагом «западного прогресса» поколебал в самом русском народе уверенность в возможности самобытного и самостоятельного постижения истины и воплощения её в национальном образе жизни. Патриарх Никон, Алексей Михайлович и Пётр Алексеевич превратили Церковь Христову в ещё один государственный департамент, в служанку не христиански понятых «государственных интересов» и внешнего могущества. Выражение «казённая церковь», как бы это не горько сознавать, не на пустом месте возникло.
О необходимости восстановить единство Русской Церкви говорилось еще в Уставе СРН 1905 года, поэтому и наш нынешний СРН, который я возглавляю, старается по мере своих сил способствовать восстановлению церковного единство, которое к сегодняшнему дню разбилось на более чем десять юрисдикций - но единства не формального, а в истине.
К сожалению, еще очень многие, искренние русские патриоты не поняли, что катастрофа ХХ века, поставившая русский народ как историческую общность на грань безвозвратной гибели, имеет своим началом именно те трагические годы.

На вечере, с яркой речью выступил известный русский патриот, певец Александр Шахматов. Он родился в Китае в семье старообрядцев- белоэмигрантов. Двадцать лет назад вернулся в Россию, и объездил всю Россию как посланец России добольшевицкой, национально-русской, православной.
Он резко отверг обозначение русских людей как «старообрядцев». Это наименование для них оскорбительно. Они были и остаются – по всему миру – истинно русскими людьми. Он указал, что наш святой Государь Николай II осознавал несправедливость отношения государства к «старообрядцам». Это и было причиной причисление, вопреки мнению Святейшего Синода, к лику святых Серафима Саровского, который был близок к «старообрядцам». Во время обсуждения вопроса об его возможном отречении в марте 17-го, Государь говорил, что «старообрядцы» этого не поддержат.
Александр Шахматов высказал своё глубокое убеждение, что пока нынешняя Русская Православная Церковь Московского Патриархата, как наследница никоновской церкви, не покается в преступлениях и убийствах старорусских людей, то никакого национального объединения и возрождения произойти не может.
После горячего обсуждения выступления Александра Шахматова было высказано и почти единогласно (при одном против) поддержано предложение, зачитанное мною, об обращении членов РПЦ МП к церковному возглавлению о необходимости принесения соборного покаяния в причастности к гонениям и преступлениям против сторонников старорусского строя жизни, начатое патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем.


Рецензии