Елена Янге Ролевые игры для детей

В издательстве «Феникс» вышла моя книга «Ролевые игры». Она – для тех, кто к воспитанию детей относится творчески. В предисловии я написала следующее:

Те, кто смотрел мультсериал «Маша и Медведь», помнят, как главная героиня бегает за Медведем и кричит: «Поиграй со мною! Поиграй со мною!» Медведь (видимо, он по замыслу авторов – образец идеального воспитателя, обладающего терпением и выдумкой) вступает в игру по первому зову девочки. С педагогической точки зрения, это неправильно. Излишки внимания ни к чему хорошему не приводят. Детей надо любить и заботиться не об удовлетворении сиюминутных желаний, а о нормальном психическом, духовном, творческом развитии.
«Что стрелы в руке сильного, то сыновья, родившиеся у человека в молодости его. Счастлив человек, наполнивший ими свой колчан», - говорится в Библии.

Отсюда образы: ребёнок подобен стрелам, родители подобны воину, натягивающему лук. Выпущенные стрелы летят в завтрашний день и никогда не возвращаются.

Ассоциацию со стрелой легко объяснить. От выпущенной стрелы зависела жизнь охотника, следовательно, будущее его членов семьи. Именно поэтому изготовление стрел было настоящим искусством. Древко выстругивали вручную и старались делать максимально прямым. Наконечник заостряли, к концу стрелы прикрепляли перья. Если продолжить ассоциативный ряд, перья – это знания, любовь, терпение, вложенные в воспитание ребёнка. Родители, направляя стрелу, указывают ребёнку путь.

Как известно, воспитание детей требует значительных усилий. К сожалению, многие из нас выбирают простую дорогу. Родители покупают детям новые игрушки, загружают игры в компьютер, сбрасывают воспитание на детсады, позволяют ребёнку «ходить на голове». Результат очевиден. Воображение детей не развито, коммуникативные навыки несовершенны, эгоизм цветёт, как иван-чай на пожарище.
Серьёзные проблемы. И в их решении ролевые игры окажут неоценимую услугу. Именно они – та волшебная палочка, с помощью которой закладывается фундамент развития личности.

Однако прежде чем окунуться в мир игр, пожалеем себя – взрослых, ведь отсутствие внимания к детям имеет массу причин.

Первая причина: усталость.
Как известно, мамы без дела не сидят. Придя с работы, они готовят ужин, моют посуду, убирают разбросанные вещи. Перед сном они падают на диван и берут в руки пульт телевизора. И мам можно понять. Им хочется покоя, красивой жизни, ярких картинок. Не тут-то было. Увидев, что мама присела, ребёнок бежит к к ней и просит: «Почитай! Поиграй! Посмотри на меня». Совсем, как та Маша из мультфильма.

В ответ летит фраза, близкая к той, что сказала мама дяди Фёдора – героя другого мультфильма - «Каникулы в Простоквашино»: «Я так на работе устаю, что у меня еле-еле сил хватает телевизор смотреть». Далее развитие сюжета по типовой схеме: слёзы, обида, тяжкий вздох мамы и новая реплика: «Поиграй сам. А завтра я куплю тебе игрушку». Компромисс найден, однако радости нет ни у мамы, ни у ребёнка. Но почему? А потому, что для ребёнка – общение с папой и мамой дороже всяких игрушек.

По исследованиям психологов, мамы предпочитают не играть, а заниматься развитием. Они любят показывать картинки, «вести беседы», приводить примеры, учить ребёнка читать и считать.

А что в это время делают папы? Большая часть пап видит детей утром и вечером. И то, когда дети спят. А в выходные папы отдыхают. Ведь даже в Конституции закреплено право на отдых. Однако отдадим папам должное. Если они хорошо отдохнут, могут поиграть так, что впечатлений у детей хватит на неделю.

Причина вторая: мы – люди серьёзные
Приобретая жизненный опыт, мы, взрослые, утрачиваем непосредственность и смотрим на мир серьезными глазами. Взрослым трудно забросить дела и включиться в игру. И взрослых можно понять. Лишь у немногих хватит терпения, чтобы слепить в песочнице сотню «пирожков», вырезать десятки снежинок, несколько часов подряд запуская паровозик, слышать одно и то же: «Смотри, как он едет! Ну, смотри!»

Нам ни к чему, что ребёнок сродни античному философу - он познаёт жизнь через опыт. Песочные куличики знакомят его с объёмом, вырезание снежинок формирует воображение, игрушечный паровоз даёт ощущение скорости движения.

Причина третья: а как играть?
Мы проецируем на детей то, что получили в детстве. Или не получили. Вспоминаем стишки, пытаемся научить детей прыгать через скакалку, объясняем правила «румбы», «вышибал», «штандера». Но вот беда - для уличных игр нужна компания, а её сегодня, как правило, нет. Мы не знаем современных игр, наши нервы измотаны, учиться недосуг. «И рады бы поиграть. А кто деньги будет зарабатывать?» Или следующий аргумент: «Раньше с детьми никто не играл. И ничего, выросли. Неплохими людьми стали».

Когда раньше? В советское время дети были в детсаду, гуляли во дворе. Там и учились. В царские времена были большие семьи. Бабушки, дедушки жили с детьми и внуками, старшие братья-сёстры таскали малышей за собой. Словом, у детей впечатлений хватало. И опыта тоже.

Причина четвёртая: фантазии нет
Все дети – творческие личности, - скажет любой психолог. - У них есть фантазия и ассоциативное мышление. И это верно. Стоит ребёнку поставить кляксу, она оживёт. Один увидит в кляксе лягушку, другой инопланетянина, третий, добавив уши и хвост, скажет: «Это - заяц». И не поспоришь. Если увидел зайца, значит, тот появился на листе (пусть только в воображении ребёнка). А то, что уши у зайца кривые и чёрного цвета, это неважно. Может, заяц прискакал из чёрной страны, а по дороге был покусан летучими мышами. Вывод очевиден: надо слушать детей и чаще вспоминать себя – маленького.

Помните песню «Куда уходит детство»? В ней есть слова: «Оно уйдет неслышно, пока весь город спит. И писем не напишет, и вряд ли позвонит». Слушая эту песню, у многих наворачиваются слёзы, а строчка: «Но нам с тобой отныне туда дороги нет», как обухом по голове.

Ну, скажите, почему нет дороги? Она что - заросла? Или на этой дороге железобетонный шлагбаум? А может, кто-то из нас стал таким большим, что мир детства с его динамикой, радостным ожиданием чуда, интересом к обыденным вещам уже не манит, а создаёт дискомфорт? Может, повседневное ворчание, перетасовка событий, происходящих в мире, гораздо интересней?

Думаю, суть нашей тоски – не взрослые проблемы, и не жестокий мир, а потеря лёгкости и гибкости, которых сейчас нет, но которые когда-то были. Вспомните детство. Мир в нём был большим-пребольшим, день длился долго-предолго, а то, что случалось, всегда удивляло. В детстве нас любили и охотно прощали. В мире детства жили волшебные истории, а добро побеждало зло. Мы это точно знали. И главное – в детстве мы были просты, искренни и чисты. Когда же краски поблекли, когда пропал интерес к жизни, когда на плечи уселась усталость, тогда и началась ностальгия.

А детство никуда не ушло. Оно рядом. В улыбке, сказке, игре. В наших детях. Стоит к ним повернуться, и к детству дорога открыта. Это несложно. Да-да. Надо вспомнить себя ребёнком и улыбнуться миру. И произойдёт Чудо. Мир станет ярким, день долгим-предолгим, а добро победит зло.  И сон будет крепким. Как же иначе? Ведь в мире детства играют в хорошие игры, читают добрые сказки, быстро забывают обиды, ложатся спать с чистой душой.


Рецензии