1940

               В  госпитале  я  пролежал  больше  месяца.  А  потом  меня  выписали  и  я  вернулся  к  своим,  к  матери.  Она  жила  на  окраине  Ленинграда  около  Лесной  Академии  на  улице  Песчаная  в  жилом  доме преподавателей...Отец  в  это  время  уже  находился  в  военной  части  в  городе  Тосно.  Он  тоже  воевал на  финском  фронте... Ему  повезло...Он  даже  не  был  ранен...Закалённый  и  выносливый,  а  я  оказался  не  слишком  сильным  и  выносливым...Зимняя  война  подкосила  меня... И  теперь  я  не  мог  спокойно  жить  и  полной  грудью  дышать  и  радоваться  жизни...


------------------------------

Кто-то плачет, кто-то злобно стонет,
Кто-то очень-очень мало жил...
На мои замерзшие ладони голову товарищ положил.
Так спокойны пыльные ресницы,
А вокруг нерусские поля...
Спи, земляк, и пусть тебе приснится
Город наш и девушка твоя.
Может быть в землянке после боя
На колени теплые ее
Прилегло кудрявой головою
Счастье беспокойное мое.

( автор - ?)
                ------------------------------   

                ИЗ ИСТОРИИ

Предыстория

Отношения между Финляндией и СССР после советско-финских войн 1918;1922 гг. были холодными и напряжёнными. В Финляндии с тревогой следили за укреплением военной мощи Красной Армии, справедливо опасаясь возможного возмездия после того, как Финляндия на государственном уровне открыто заявляла о своих планах аннексии Карелии и Кольского полуострова, вела войну против Советской России, завершившуюся отторжением части ее территорий и затем еще несколько лет продолжала необъявленную войну и поддерживала сепаратистов. Советское руководство в свою очередь опасалось, что Финляндия предоставит одной из недружественных СССР западных стран (в первую очередь Германии или Великобритании) возможность напасть на СССР со своей территории. Опасения подкреплялись тем, что советско-финская граница на Карельском перешейке (Западная Карелия) проходила всего в 32 км от Ленинграда — крупнейшего в то время центра советской науки и промышленности.

В ходе советско-финских переговоров 1938;1939 годов, СССР пытался добиться уступки Финляндией части Карельского перешейка в обмен на значительно большие по площади, но менее разработанные для сельскохозяйственного использования территории в Северной Карелии, а также передачи СССР в аренду нескольких островов и части полуострова Ханко (Гангут) под военные базы[9]. Декларируя формально принципы нейтралитета, финское правительство отказывалось принимать советские условия, так как по их мнению эти условия далеко выходили за пределы, касающиеся вопросов обеспечения безопасности Ленинграда, в свою очередь пытаясь добиться заключения советско-финского торгового соглашения и согласия СССР на милитаризацию Аландских островов, демилитаризованный статус которых регулировался многосторонней Аландской конвенцией 1921 года. К тому же финны опасались отдавать СССР свою единственную защиту на случай возможного советского наступления — полосу укреплений на Карельском перешейке, известную как Линия Маннергейма.

Из-за отсутствия прогресса на переговорах с середины 1939 года с обеих сторон начались военные приготовления. В июне;июле на Главном военном совете СССР обсуждался оперативные планы ведения наступательных боевых действий против Финляндии, а начиная с середины сентября, после ряда вооруженных провокаций с финской стороны, начинается концентрация частей Ленинградского военного округа вдоль границы. В Финляндии активно укреплялись сооружения Линии Маннергейма, а 7;12 августа на Карельском перешейке были демонстративно проведены крупные военные учения, на которых отрабатывалось отражение агрессии со стороны СССР. В Финляндии нагнеталась националистическая истерия, началась первентивная мобилизация вооружённых сил.

23 августа 1939 года СССР и Германия заключили Договор о ненападении. Согласно «секретному дополнительному протоколу», определявшему разграничение сфер интересов, в сферу интересов СССР вошла, в том числе, и Финляндия.

C 28 сентября по 10 октября 1939 года СССР заключил договоры о взаимопомощи с Эстонией, Латвией и Литвой, согласно которым эти страны предоставили СССР свою территорию для размещения советских военных баз.

5 октября 1939 года СССР предложил Финляндии рассмотреть возможность заключения с СССР аналогичного пакта о взаимопомощи. Переговоры были начаты 11 октября. Как по собственной инициативе, так и пойдя на поводу у дипломатии Великобритании, Франции и США (поверив их обещаниям оказания скорой и эффективной военной помощи), правительство Финляндии, не веря в возможность войны, заняло максимально неуступчивую позицию, отклонив предложения СССР по пакту, аренде и обмену территориями и 13;14 октября объявило в стране всеобщую мобилизацию[]. Одновременно с провоцированием Финляндии, Великобритания неофициально заверила Советский Союз, что не станет вмешиваться в случае начала советско-финской войны.

3 ноября 1939 г. «Правда» написала: «Мы отбросим к чёрту всякую игру политических картёжников и пойдем своей дорогой, несмотря ни на что, мы обеспечим безопасность СССР, не глядя ни на что, ломая все и всяческие препятствия на пути к цели»[. В этот же день войска Ленинградского военного округа и Краснознамённого Балтийского флота получили директивы о подготовке боевых действий против Финляндии[. 13 ноября переговоры были прерваны и финская делегация отбыла из Москвы.

26 ноября в «Правде» появилась статья «Шут гороховый на посту премьера», которая стала сигналом к началу антифинской пропагандистской кампании. В тот же день СССР инсценировал артиллерийский обстрел[Источник?] советской территории у населенного пункта Майнила и обвинил в нём Финляндии. 28 ноября было объявлено о денонсации Договора о ненападении с Финляндией, а 30 ноября советским войскам был дан приказ о нападении.
Цели войны

Официально Советский Союз преследовал цель добиться военным путём того, чего не удалось сделать мирным: получить Карельский перешеек, часть берега Северного Ледовитого океана, базы на островах и северном берегу Финского залива. Отмечалось, что целью войны является обеспечение безопасности Ленинграда, а не захват территорий или присоединение Финляндии:

    «утверждают, что проводимые нами меры направлены против независимости Финляндии или на вмешательство в её внутренние и внешние дела. Это — такая же злостная клевета. Мы считаем Финляндию, какой бы там режим ни существовал, независимым и суверенным государством во всей её внешней и внутренней политике. Мы стоим твёрдо за то, чтобы свои внутренние и внешние дела решал сам финляндский народ, как это он сам считает нужным.»

В самом начале войны на территории СССР было создано марионеточное Терийокское правительство, возглавляемое финским коммунистом Отто Куусиненом. 2 декабря советское правительство подписало с правительством Куусинена договор о взаимпопомощи и отказалось от каких-либо контактов с законным правительством Финляндии во главе с Р. Рюти.


    С большой долей уверенности можно предположить: если бы дела на фронте шли в соответствии с оперативным планом, то это «правительство» прибыло бы в Хельсинки с определённой политической целью — развязать в стране гражданскую войну. Ведь обращение ЦК компартии Финляндии прямо призывало  свергнуть «правительство палачей». В обращении Куусинена к солдатам «Финляндской народной армии» прямо говорилось, что им доверена честь водрузить знамя «Демократической Финляндской Республики» на здании дворца президента в Хельсинки.

    Но реальные события на фронте, антисоветские настроения среди мировой общественности и опасность вовлечения в войну западных держав вынудили Сталина рассматривать это «правительство» как средство, правда не очень действенное, для политического давления на законное правительство Финляндии. Эту свою скромную роль оно и выполнило, что, в частности, подтверждается заявлением Молотова шведскому посланнику в Москве Ассарссону 4 марта 1940 года о том, что, если правительство Финляндии будет по-прежнему возражать против передачи Советскому Союзу Выборга и Сортавалы, то последующие советские условия мира будут еще более жёсткими, и СССР пойдет тогда на окончательное соглашение с «правительством» Куусинена.

Существует мнение, что Сталин планировал в результате победоносной войны включить Финляндию в состав СССР, которая входила в сферу интересов СССР согласно секретному дополнительному протоколу к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом, а переговоры с заведомо неприемлемыми для тогдашнего правительства Финляндии условиями проводились лишь для того, чтобы после их неизбежного срыва был повод объявить войну. Заключение мира было вызвано осознанием факта, что попытка насильственной советизации Финляндии натолкнётся на массовое сопротивление финского населения и опасностью англо-французской интервенции в помощь финнам.


Изначально же, как признавал и сам Сталин, в Москве не ожидали серьёзного сопротивления со стороны финнов и рассматривали поход как «военную прогулку».

                ( взято  из истории о  финской  войне )


Рецензии