Приговор кулаку Василию Куянцеву. 1928 г

НА ФОТО: Храмы Благодарненского района, в том числе села Бурлацкого.

***

ПРИГОВОР БУРЛАЦКОМУ КУЛАКУ
КУЯНЦЕВУ ВАСИЛИЮ ЛЕОНТЬЕВИЧУ
1928 г.

В 1916 году в селе Бурлацком Благодарненского уезда Ставропольской губернии проживало 4441 человек. В том числе: мужского пола – 2286 чел., женского – 2155.

В крестьянских хозяйствах содержалось:
Лошадей – 1315 голов,
Крупного рогатого скота – 2640 голов,
Овец и коз – 4340 голов,
Свиней – 1350 голов.

Как правило, овцеводы имели верблюдов, которые были неприхотливы к корму, а без воды обходились по несколько дней. Так вот, в селе имелось 60 верблюдов, их использовали для перевозки арб и имущества при кочевках с одного пастбища на другое.

В 1926 году итоги Всеобщей переписи населения показали, что в результате большевистского переворота и гражданской войны в селе Бурлацком число жителей значительно сократилось. Бурлачан насчитали 3609 человек. Да еще на хуторах проживали 34 человека. В том числе: х. Братство – 14, х. Васильева – 3, х. Доли – 11, х. Цикалова – 6 чел.

Сократилось в селе и поголовье скота в частном секторе. Однако, среди крепких хозяев выделялся бурлачанин Василий Леонтьевич Куянцев.

В 1927 году ему исполнилось 58 лет, семья состояла из 8 душ. Василий был грамотным, беспартийным, не судимым.

В.Л. Куянцев с семьей трудился от зари до зари, занимался хлебопашеством и разведением скота. Даже в советское время, вплоть до массовых репрессий в отношении крупных землевладельцев, он умудрялся содержать обширное хозяйство.


Достаточно привести опись его подворья на конец 1927 года. В.Л. Куянцев имел 7 пар быков, 4 пары верблюдов, 7 лошадей, 90 коров, 850 голов гулевого скота, 700 овец испанской породы.

Для выращивания зерновых и пастьбы скота и овец Куянцев брал в аренду у малоимущих крестьян 650 десятин земли. В своем хозяйстве он имел полный комплект сельскохозяйственного инвентаря для ведения посевных и уборочных работ. В том числе: 2 молотильных машины, с полным гарнитуром, две косилки, 3 сеялки, 3 буккера.

Обслужить большое хозяйство своими домочадцами Куянцев не мог, поэтому нанимал на постоянную работу 8 батраков, а на период сенокоса и уборки зерновых колосовых – сезонных рабочих до 30 человек.

Летом 1927 года с посевной площади в 160 десятин Куянцев намолотил 3400 пудов зерна пшеницы и других культур. После жатвы хлебов шли бурлачане к «Куянцу», так величали его односельчане, на поклон. Беря, отмер за обмолот снопов, Василий зарабатывал за сезон до 900 пудов зерна, а в урожайный год и поболее!

Зажиточный хозяин, - таких называли кулаками, - Василий Куянцев планировал и впредь вести хозяйство с размахом. Поэтому осенью посеял 74 десятины озимых. Как говорится, его закрома были полны, от продажи хлеба и скота ожидались миллионные доходы.

Откликаясь на призыв власти сдавать хлеб, он, из имеющихся в амбарах 4300 пудов пшеницы, вывез на склады государственных заготовителей всего 500 пудов. Одну тысячу пудов выдал в порядке натуроплаты за выполненные работы батракам и сезонным рабочим.

2800 пудов пшеницы расчетливый хозяин придержал, часть хлеба он хранил в своих амбарах не таясь от сельисполкома и его продовольственных агентов, а часть хлеба припрятал, «заховал» в потайные ямы.

Куянцев выжидал! Как правило, после Нового года цены на хлеб резко повышались.

В ноябре-декабре он тоже не сидел без дела, потихоньку «…перемалывал пшеницу и возил мукой в Астраханскую губернию, продавал там муку-сеянку по 4 рубля 25 копеек за пуд, в то время как лимитная цена в государственных заготовительных органах такого качества мука стоила 1 рубль 75 копеек».

Дорога в Астрахань была не ближней, но на обратном пути обоз вез драгоценную соль, мануфактуру, и конечно, сушеную рыбу-тараньку.

***

21 января 1928 года В.Л. Куянцев был арестован. Его обвинили в укрытии и спекулятивной торговле пшеницей, в том, что своими действиями он искусственно влиял на повышение цен на хлеб, дезорганизующе влияя на «…плановую хлебозаготовительную работу, разлагая таким путем рынок, усиливая богатство своего и без того крупного кулацкого хозяйства».

Теперь уже подсудимого Куянцева характеризовали, как «…социально опасного элемента общества, закабаляюще влияющего на соприкасающееся с ним население, доведшего этим путем свое хозяйство до размера мелкого помещика старого времени». Власть такого терпеть не могла!

Следствие и суд были скорыми. Через десять дней после ареста, 11 февраля 1928 года народный суд 1-го участка Ставропольского округа рассмотрел уголовное дело В.Л. Куянцева. Состав суда: председатель – народный судья Струков, народные заседатели: Садовников и Рачков, секретарь – Половинкин.

Подсудимый обвинялся по статьям 16 и 107 части 1-ой Уголовного кодекса РСФСР. Статья 107-я предусматривала для лиц, виновных в спекуляции, лишение свободы на срок до трех лет с полной или частичной конфискацией их имущества. Под эту статью «подводили» кулаков, которые отказывались подчиняться советским законам, скрывали «хлеб и злостно спекулировали им».

Куянцев виновным себя не признал. Но это не имело, ни какого значения. Из приговора: «…свидетельскими показаниями, оглашенными на судебном следствии и документами дела – листы №№ 9, 10 и 33 предъявленное обвинение подсудимому Куянцеву вполне доказано.

Руководствуясь статьями 16, 45, 107 части 1-й Уголовного кодекса, 319-337 Уголовного процессуального кодекса, приговорил: Куянцева  Василия  Леонтьевича признать виновным, подвергнув его лишению свободы сроком на один год, с поражением в правах на три года, с высылкой из пределов Ставропольского округа на 3 года.

Конфисковать все имущество, ценности – золото и серебро царской чеканки, а также наличные суммы денег, с зачетом ему в срок наказания предварительное его содержание под стражей с 21 января 1928 г.

Меру пресечения до вступления приговора в законную силу избрать ему – содержание под стражей при Ставропольском окружном исправительном доме, срок обжалования приговора – 14 дней с сего числа в Ставропольский окружной суд».

ИСТОЧНИКИ:

Памятная книжка Ставропольской губернии на 1916 год. Ставрополь: Типография губернского правления, 1916.
Забелин В.М. Благодарненский район – через испытания временем. Ставрополь. «АГРУС», 2010.
Коллективизация сельского хозяйства на Северном Кавказе (1927-1937 гг.). Под редакцией П.В. Семерина и Е.Н. Осколкова. Краснодар, 1972.
Госархив Ставропольского края, ф. р-577, оп. 1, д. 537, лл. 24. Заверенная копия.

1 июня 2013 г.
Гор. Благодарный
Владимир Пузиков


Рецензии
Уничтожили во имя счастья трудового народа самых лучших его представителей.
"...надо, надо сыпать соль на раны, чтоб вечно помнить. Пусть они болят" (Высоцкий)

Людмила Исаева   07.06.2013 00:11     Заявить о нарушении
Доброе утро!
Спасибо большое!

Владимир Пузиков   07.06.2013 08:35   Заявить о нарушении
А Вы год сталинских лагерей выдержали бы? Потом еще не факт, что отсидеть пришлось бы только год.Прочитайте книги тех, кто сам прошел все это: Солженицына, Шаламова. Там и о кулаках кстати тоже есть.

Людмила Исаева   07.06.2013 18:58   Заявить о нарушении
О кулаках я знаю со слов стариков, которые работали у них. И эти же старики рассказывали, как и за что записывали в кулаки и высылали в Сибирь. Жалко только, что тогда я не верила и считала, что такого не может быть просто потому что не может быть. А когда прочитала Солженицына - вспомнила и эти рассказы. Теперь я верю каждому слову, да и зачем им лгать?

Людмила Исаева   07.06.2013 23:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.